Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 страница



Хайдеггер М. (1889-1976) – немецкий философ – экзистенциалист. В основу своей философии Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им так называемой фундаментальной онтологии, которая предполагает личность как целое (в сущности непознаваемой) экзистенции человека. Человек, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. Основным вопросом метафизики является, по Хайдеггеру, вопрос: почему вообще есть сущее, а неничто? По его мнению, человек на своем опыте, испытывает ничто главным образом в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия - в–мире. Существование берет на себя смерть, как скоро оно есть. Заброшенность и смерть раскрывается в явлении страха, т.е. перед лицом ничто. Бытие есть бытие, направленное к смерти. В первых своих работах Хайдеггер пытался построить философскую систему, а в более поздних сочинениях он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. Основные работы: «Бытие и время», «Язык – это дом бытия» и др.

Ясперс К. (1883-1969) – немецкий философ – экзистенциалист, психиатр. Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, например болезнь, вина, смерть. Основными категориями философии Ясперса являются – свобода, историчность и коммуникация с другими людьми. Ясперс различает наличное бытие в-мире, (подлинное) существующее бытие и трансцендентальное в-себе-бытие. Ясперс рассматривает философию как попытку постигнуть разумом господствующее в действительности неразумное и понять его как источник высшей разумности. Основные работы: «Общая психопатология», «Немецкая вина», «Куда движется ФРГ» и др.

Сартр Ж-П (1905-1980) – французский философ–экзистенциалист, писатель. В своих трудах Сартр отталкивался от феноменологической философии Гуссерля и экзистенциализма Хайдеггера. Сартр является основателем атеистического экзистенциализма, он разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования, развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу в качестве конститутивного элемента. Сартр предлагает оригинальные методологические средства анализа и описания этого конституирования как индивидуального – конкретного события в составе универсума, как уникального и незаместимого акта экзистенции в историческом процессе. Сартр исходит из идеи мира как феномена. Мир, непосредственно обнаруживаемый человеком в его жизненном опыте, есть, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексионном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Основные произведения: «Трансцендентность Эго», «Воображаемое», «Эскиз эмоций», «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» и др.

Камю А. (1913-1960) – французский философ-экзистенциалист, писатель. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной для Камю проблемы: философского оправдания статического, бунтарского сознания, противопоставленного «безрассудному молчанию мира». Камю защищал экзистенциализм «абсурдного», учение о чуждости человека в мире. Бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны, они должны быть просто приняты; в этом заключается достоинство человека; Сизиф – символ жизни. Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но он необходим человеку, как собственный труд – Сизифу. Основные произведения: «Миф о Сизифе», «Посторонний», «Письма к немецкому другу» и др.

Фрейд З. (1856-1939) – австрийский врач-психиатр, невропатолог, психолог. Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действий бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов. Влечения порождают представления, которые – если они реализуются – вызывают невроз душевной жизни. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующиеся двумя связанными с инстинктом понятиями: комплексом и сублимацией. Основные произведения: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Психопатология обыденной жизни», «О психоанализе».

Юнг К.Г. (1875-1961) – швейцарский психолог, психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – «аналитической психологии». Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привел к разрыву с Фрейдом. Юнг доказывал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т.п.), динамика которых лежит в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Основные произведения: «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы», «Психоз и его содержание» и др.

Фромм Э. (1900-1980) – немецко–американский философ, психолог, социолог. Фромм является основоположником неофрейдизма. Свое учение он называл «гуманистическим психоанализом». Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Эта связь выражает, по Фромму, социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху перед смертью, явлениями природы и общества. Репрессивность общества проявляется, по его мысли, в манипуляции сознанием и вытеснением в бессознательное нежелательных с социальной точки зрения стремлений как негативных, так и позитивных. С позиции гуманизма он выдвинул утопический проект создания, в частности в США, гармоничного, «здорового общества» на основе психоаналитической «социальной и индивидуальной» терапии. Основные произведения: «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Иметь или быть?» и др.

Ростоу У. (1916) - американский социолог, экономист, историк. Выдвинул теорию «стадий роста», которая, по его словам, представляет собой теорию истории в целом и альтернативу марксистской концепции общественно-экономической формации. Ростоу различает в развитии человечества следующие стадии: «традиционное общество» (период до конца феодализма); «переходное общество» (переход к домонополистическому капитализму); «индустриальное общество» и эра «высокого уровня массового потребления». Для выделения данных «стадий роста» Ростоу произвольно оперирует признаками уровня развития промышленности, техники, хозяйства в целом, науки и особенно доли накопления капитала в национальном доходе. Важные показатели развития общества Ростоу рассматривает в отрыве от определяющих социально-экономических характеристик, от форм собственности. Экономические изменения у него есть результат субъективного принятия решений и выбора. Основные работы: «Стадии экономического роста. Антикоммунистический манифест», «Вид с семнадцатого этажа» и др.

Белл Д. (1919) американский социолог и один из создателей теории «постиндустриального общества». Он считал, что бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а «индустриальное общество», базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни – «постиндустриальное общество», которое будет основано на развитии науки, научных знаний. Эти новые общественные отношения и структуры должны будут растворить в себе противоположные социальные системы. Отличительными признаками «постиндустриального общества» по Беллу, становятся: переход от производства товаров к экономике обслуживания; занятие господствующего положения в управлении обществом социальной группой профессионалов-технократов и «больших ученых», повсеместное распространение «интеллектуальной технологии». Основные работы: «История марксистского социализма в США»; «Конец идеологии»; «Реформирование основного образования»; «Постиндустриальное общество» и др.

Тоффлер О. (1928) – американский социолог и футуролог, автор концепции сверхиндустриальной цивилизации («третьей волны»). В своих работах доказывал, что человечество переживает новую технологическую революцию, которая ведет к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах, глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество. Тоффлер приходит к выводу о неспособности государственно-монополистического капитализма справиться с порожденными НТР экономическими противоречиями и социальными взрывами, принимающими форму глобальных конвульсий. Тоффлер по политическим взглядам близок к популизму, разделяя утопические представления о возможности создания справедливого общества в процессе радикальных демократических реформ капитализма. Основные работы: «Шок будущего», «Доклад об экоспазме», «Третья волна», «Футуристы», «Культура потребления».

Тойнби А.Д. – (1889-1975) – английский историк и социолог. Он под влиянием Шпенглера стремился переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Тойнби, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, которых он сначала насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущей силой цивилизаций, по Тойнби, является «творческое меньшинство», которое увлекает за собой «инертное большинство». Тойнби рассматривал прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религиозной эволюции (от примитивных верований к религии будущего). Основные произведения: «Исследование истории», «Осмысление греческой истории», «Христианство и цивилизация», «Мир и Запад», «Америка и мировая революция».

Ортега-и-Гассет Х. (1883-1955) – испанский философ, публицист. Находился под влиянием идей Дильтея и Ницше. Основную задачу современности Ортега-и-Гассет видел в ориентировке разума на биологию и подчинении его конкретной жизни. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, а затем как духовный опыт непосредственного переживания, как «заслушивание» с помощью «жизненного разума» (синтез различных философских концепций). По его мнению, все народы и эпохи обретают свою полную причастность к истине. То, что выдается за единственно возможную истину, всегда ложно. Великие философские системы не являются общезначимыми картинами мира, это лишь видение их творцов. Ортега-и-Гассет отмечал идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого – общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». Основное произведение - «Восстание масс».

Лиотар Ж. (1924) –французский философ, теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «Нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. Резюмируя споры о природе «вечных истин», осуществляемые в рамках феноменологической парадигмы, Лиотар отмечал, что «…не существует абсолютной истины этого постулата, объединяющего догматизм и скептицизм»; истина определяется в процессе становления как ревизия, коррекция и преодоление самой себя, и этот диалектический процесс всегда протекает в лоне живого настоящего. Факт истинности, по сути, становится ударом истории. По его мнению, философия должна снять маску критики, которую она носила при господстве единственной истины, ей теперь пригодится маска политического типа. Собственную концепцию «нерепрезентативной эстетики» он посвятил преодолению моделей репрезентации, утвердившихся в искусствоведении после эстетической системы Гегеля. Специфика нашего времени как «постмодерна» заключается, согласно Лиотару, в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после событий катастрофического характера в 20 веке. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Основные сочинения: «Феноменология», «Отклонение исходя из Маркса и Фрейда», «Либидинальная экономия», «Состояние постмодерна», «Спор» и др.

Деррида Ж. (1930) - французский философ. Испытал влияние идей Гуссерля и Хайдеггера. Приобрел известность своей критикой метафизичности всех форм европейского сознания и культуры, связанной, согласно Дерриде, с господством принципа «бытия как присутствия», абсолютирующего настоящее время. Условия преодоления европейской метафизики он видит в отыскании ее исторических истоков посредством аналитического расчленения («деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в них опорных понятий (прежде всего – понятия бытия), а также слоя метафор, в которых запечатлены следы предшествующих культурных эпох. Таким образом, место метафизики бытия в концепции Дерриды занимает работа с языком, с текстами. В ряде пунктов своей концепции он близок к структурализму, хотя и критикует структурализм как одно из проявлений «логоцентризма». Основные работы: «Нечто, относящееся к грамматологии», «Голос и явление», «Письмо и различие», «Поля философии», «Психея: изобретения другого», «Сила закона» и др.

Фуко М.П. (1926) – французский философ, историк, один из представителей французского структурализма. Главная цель исследований Фуко – построение особой дисциплины («археологии знания»), изучающей исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры преимущественно на материале основных областей гуманитарного знания – филологии, психологии, психиатрии и др. Согласно Фуко, эти предпосылки определяются господствующим в культуре того или иного периода типом семиотического отношения, или отношения «слов» и «вещей». Фуко убедительно показывает исторически преходящий характер отдельных понятий, теорий, социальных институтов, однако не соотносит эти изменения с общей диалектикой социальных процессов. Основные произведения: «Археология знания», «Надзор и наказание», «Воля к знанию», «Безумие и неразумие. История безумия в классическом веке», «Рождение клиники».

Барт Р. (1915-1980) – французский философ – структуралист, основатель центра по изучению массовых коммуникаций. Несмотря на множественность философских интересов Барта, можно выделить основную тематику его творчества - это принципы и методы обоснования знания. Проблема языка при этом вытесняет проблему сознания в том виде, в котором сознание как далее неразложенный атом, на каком строится любое обоснование знания, присутствует в философской традиции. Язык у Барта становится условием познания феноменов «сознания», «бытия» и пр. Фундаментальная для структурализма тема обоснования знания разрабатывается Бартом на материале культурно-исторического содержания. Он считал, что необходимо способствовать изучению тех моделей культурного творчества, которые лежали бы в основе не только литературы, но и детерминировали бы общественные отношения конкретного социума, а значит, были бы принципами всевозможных самоотношений и самоиндентификаций этой культуры. Основные произведения: «Нулевая степень письма», «Мифологии», «Критические очерки», «Критика и истина», «Опыт исследования», «Империя знаков» и др.

Русская философия

Ломоносов М.В. (1711-1765) - великий русский ученый, энциклопедист, поэт и мыслитель. В философских взглядах тяготел к механистическому материализму и деизму. Ломоносов выдвинул гипотезу об эволюции растительного и животного мира. Не мыслил материю в отрыве от движения, полагая, что все многообразие явлений в природе обусловлено разными формами движения материи. Основными свойствами материи считал протяженность, силу энергии, форму, непроницаемость и механическое движение. В теории познания отводил большое место опыту, считая, однако, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Ломоносов является основателем Московского университета (1755г.) Его труды изданы в полном собрании сочинений (тт.1-10). Основные философские работы: «О слоях земных», «Размышления о причинах теплоты и холода», «Слово о рождении металлов от трясения Земли» и др.

Чаадаев П.Я. (1794-1856) – русский философ, мыслитель и публицист. Чаадаев является родоначальником русской религиозной философии 19в. Он считал, что истинным принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом. По его мнению, только христианство придает нравственный смысл истории, под его сенью все народы в единой вере сольются в одну семью. Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины, давно известные в других странах, в России только открываются. Чаадаев отмечал, что должно произойти сближение России с Западом, русской православной церкви с католической церковью. За это, по приказу Николая I, Чаадаев был объявлен душевнобольным и взят под надзор. Основное произведение - «Философические письма».

Хомяков А.С. (1804-1860) – русский религиозный философ, публицист и поэт, один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только христианской церкви, но и процессов познания и творчества, человека и общества (союза индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное органическое единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ теории всеединства и личности в русской религиозной философии. Хомяков считал, что существование человека динамично, что он наделен способностью устремляться к Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера (включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может постичь истину. В русской крестьянской общине он видел одну из важнейших особенностей развития России, а в православии – единственный источник просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной цивилизации. Основное произведение - «Записки о всемирной истории».

Белинский В.Г. (1811 – 1848) – русский революционер-демократ, философ, литературный критик. Путь к изучению общества в начальном периоде своего творчества он видел в нравственном совершенствовании индивидов: преодолении эгоизма, воспитании любви к людям. Просвещение рассматривалось им как движущая сила общественного прогресса. В конце 30-х гг. Белинский под влиянием философии Гегеля пережил этап «примирения с действительностью», отвергал право человека на борьбу. «Примирение» продолжалось недолго и, начиная с 1841 года, Белинский разделяет идеи революционного демократизма и утопического социализма, переходит на позиции атеизма и материализма. В гносеологии для него характерно было резко критическое отношение к иррационализму и агностицизму, необходимым требованием научного мышления он считал исторический подход к анализу явлений, учет различных сторон, связей и отношений. В центре философии истории у него идея исторического прогресса, утверждение единства национального и общечеловеческого. Идеалом общественного устройства для него было социалистическое общество.

Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889) – русский революционер-демократ, просветитель-энциклопедист, писатель. В своих размышлениях Чернышевский с позиций антропологического материализма поставил человека в центр своей философии. Учение о природе для него - введение в «философию человека». Данный подход роднит Чернышевского с Фейербахом, который оказал на его творчество большое влияние. Рассматривая человека с позиций индивидуализма, он отстаивал теорию разумного эгоизма в противовес вульгарному. Личностный природный эгоизм у него находится под контролем разума. Одной из тем творчества Чернышевского является тема русской общины, которую он, вслед за Герценом, рассматривает как проявление и выражение «естественного» бытия человека. Община выступает у него также как носитель социалистического начала. Чернышевский, исходя из этого, отрицает стадию капиталистического развития и предлагает прямой переход (через крестьянскую революцию) к социализму. Другой темой творчества Чернышевского является тема обоснования реализма как принципа «уважения к жизни» в эстетической системе и художественном методе. Основные произведения: «Эстетическое отношение искусства к действительности», «Антропологический принцип в философии», «Характер человеческого знания», «Письма без адреса», «Что делать».

Герцен А.И. (1812 – 1870) – русский философ, писатель. Основу философии Герцена составляет переосмысленная идея Гегеля о единстве бытия и мышления, принцип единства онтологии и гносеологии. Свою позицию Герцен определяет как реализм, в котором онтология переходит в гносеологию. Человек как бы достраивает собой природу, эксплицирует ее смыслы. Природа как бы отселяет себя от человеческого сознания. Истинное знание возможно как результат единства чувственного и рационального, исторического и логического в познании. Абсолютизация любой из сторон познавательного процесса ведет к заблуждению, истина же добывается постепенно и задается совпадением законов бытия и мышления. Целью философии, по Герцену, является не только видение (познание), являющееся лишь моментом в целостной человеческой деятельности, в историческом развитии, но и осмысление человеческих поступков, событий истории, претворяющих знание в действие. Основными качественными признаками личности являются: ее социальность, устремленность к всесторонней самореализации, реализуемость в практических делах. Исторический процесс Герцен понимал как поэтапную эмансипацию человека от рабства к освобождению, свободе и прогрессу. Диалектику он характеризовал как «алгебру революции». Основные произведения: «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», «О развитии революционных идей в России», «С того берега» и др.

Федоров Н.Ф. (1828 – 1903) – русский религиозный философ-утопист, православный священнослужитель, верил в победу над смертью. Он предложил оригинальную неохристианскую концепцию – космизм, подчиненную идее «патрофикации» (воскрешение предков – «отцов»), которая подразумевала воссоздание всех живущих поколений, их преображение и возвращение к Богу. Их «воскрешение» он усматривал в возможности регуляции слепых сил природы средствами развивающихся науки и техники, овладения их достижениями, в том числе в области переустройства человеческого организма, освоения космоса, изменения нравственности, связанной с «долгом воскрешения». Все это могло бы привести к всеобщему богатству и родству, к преодолению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, учеными и неучеными, городом и деревней, богатством и бедностью и к прекращению всех войн. Христианскую идею личного спасения он считал безнравственной и противоположной делу всеобщего спасения. В конце жизни он был объявлен еретиком. Основное произведение - «Философия общего дела».

Леонтьев К.Н. (1831 – 1891) – русский религиозный философ. Одно из основных направлений философии Леонтьева связано с критикой негативных явлений в России, одним из которых является развивающийся капитализм. Капитализм, по его мнению, чуждое для России явление, это царство «хамства и подлости», путь, губительный для страны и ее народа. Спасение для России – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутреннее деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву, неравенство между людьми – желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано. Основные произведения: «Восток, Россия и славянство» и др.

Данилевский Н.Я. (1822 – 1885) – русский философ, социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства. В своей социологической теории он рассмотрел обособленные «культурно-исторические типы» (цивилизации), которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходят предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип», который в большей мере выражен в русском народе. Этот тип противостоит культурам Запада. Данилевский выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Социологические взгляды Данилевского, примыкающие к теориям исторического круговорота, сформировались под воздействием виталистических идей и позитивистского культа естественных наук. Идеи Данилевского предвосхитили аналогичные построения Шпенглера. Основное произведение - «Россия и Европа».

Соловьев В.С. (1853 – 1900) – крупнейший русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Наибольшее влияние на формирование этой философии оказала философия Платона, Плотина, отцов церкви во главе с Оригеном и Августином, в меньшей степени - немецкий классический идеализм (главным образом, Шеллинг). Основными идеями философии Соловьева были: идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи всех поколений; идея воскрешения живых (духовное воскрешение) и мертвых (телесно-духовное) - как главная цель человечества; идея Бога как выражение добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добру, нравственности; идея Софии – всеобщей Божественной мудрости; Русская идея, состоящая из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина). Основные произведения: «Оправдание Добра», «Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская любовь» и др.

Бердяев Н.А. (1874 – 1948) – русский религиозный философ, его философия носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. В его философии можно выделить следующие основные положения: высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; свобода человека подвергается угрозе извне со стороны общества и государства, которые стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность; ключевую роль в жизни человека играет религия; Бог должен быть нравственным примером для человека, отношения между Богом и человеком должны быть на равных; Бог не должен быть господином, а человек рабом; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах он большое место отводил проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна занимать сторону ни Запада, ни Востока, она должна стать посредником между ними. Историческая миссия России – построить «Царство Божие» (на взаимной любви и милосердии). Основные произведения: «Смысл творчества», «Философия свободы», «Смысл истории», «Самопознание» и др.

Флоренский П.А. (1882 – 1937) – русский религиозный философ, богослов, ученый. Философское творчество Флоренского многогранно. Религиозно-философская проблематика сочеталась у него с исследованиями в самых различных областях знаний. Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Этот мир у него антиномичен, т.е. соткан из противоречий, в нем есть хаотичность и логичность, единство и прочность Бога и т.д. Задача человека вначале навести порядок у себя в душе, а затем, борясь с хаосом, навести порядок в окружающем мире. Он считал, что знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительности, непостоянства времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и другим физико-математическим открытиям. Флоренский пытался совместить истины науки с религиозной верой, полагая, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение. Основные произведения: «Смысл идеализма», «Столп и утверждение Истины», «Около Хомякова», «Первые шаги философии», «Иконостас», «Мнимости в геометрии».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 978 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...