Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-философское понятие культуры



Культура является предметом изучения разных наук – археологии, этнографии, истории искусства, культурологии и др. Образ культуры в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до 250 определений культуры. Эта ситуация отражает разнообразие мировоззренческих позиций, аспектов, подходов, с которых рассматривается культура, а также сложность самого явления. Логично поставить вопрос: в чем специфика социально-философского подхода к культуре, как культура определяется в социальной философии?

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом, в ее существенных связях, зависимостях. Отвлекаясь от всевозможных деталей, философия ставит вопрос о том, что такое культура как таковая, какую роль она играет в развитии человека и общества.

Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование». В самом общем плане термин культура обозначал изменение в природном объекте под воздействием деятельности человека.

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (1 в. до н.э.) в работе «Тускуланские беседы» впервые использует его в переносном смысле - применительно к воздействию на человеческий ум. Земледелие, культивация земли, традиционно высоко оценивающиеся в античном мировоззрении, ассоциировались с представлениями об улучшении, облагораживании природы человека, с воспитанием в нем добродетелей. Этот смысл понятия удачно передан русским переводом слов древнего мудреца: «Человеческий нрав подобен полю, ежели сию землю год-другой без пашни запустить, то она крапивою, осокою, тернием поростет. А что некоторые дикие люди своим житием сему пустому полю подобны, то сие происходит от того, что они без доброго воспитания выросли, а нежная пашня детского их сердца не вспахана, не заборонована и никакими добрыми семенами не посеяна».

В древности человек мыслил свою жизнь в единстве с богами и поэтому представления о культуре были неразрывно связаны не только с воспитанием, образованием, обучением, но и с культом – почитанием богов, поклонением им.

Для античности, а в последующем и для эпохи Просвещения, в которой культура становится центральным предметом философских размышлений, культура хотя и противопоставлялась природе, но рассматривалась как деятельность, в которой реализуется единство человека как части природы с самой природой.

Эволюция понятия культуры шла в направлении все большего противопоставления культуры природе. Культура – то, что не натура, культурное – это не природное. Культура – это возделанное, сотворенное человеком во внешней среде («вторая природа»), в себе, в других людях, в отношениях с людьми. Культура – то, что возвышает человека над природой, то, благодаря чему жизнь человека поднялась над уровнем животных.

Современное социально-философское понимание культуры, продолжая эту традицию, связывает культуру с человеческой деятельностью, результаты которой представлены в продуктах материального и духовного труда (орудия труда, транспорт, одежда, кинофильмы, книги и т.д.), в системе социальных норм и учреждений (обычаи, юридические законы, государство и т.п.), в духовных ценностях (нравственных, эстетических, религиозных и др.), в совокупности отношений людей к природе, между собой, отношений человека к себе (этикет, формы контроля поведения, юмор и т.п.). В круг явлений культуры не входит то, что регулируется в человеческой жизнедеятельности биологическими инстинктами (например, реакция на свет, боль). Не подлежат культурной оценке те элементы человеческой жизни, которые напрямую зависят лишь от его биологической конституции, связаны с личной гигиеной и т.п. Но есть круг человеческих действий, где переплетаются инстинктивное и культурное начала. В основе полового влечения, чувства голода лежат инстинкты, но способы их удовлетворения напрямую связаны с культурой. Например, культура удовлетворения потребности в пище будет проявляться в том, как убран стол, в красоте посуды, в кулинарных традициях и т.д. Есть природная предрасположенность эмоционального реагирования человека на внешние воздействия, но контроль над эмоциями, поведением связан с культурой. Крайние формы эмоционального реагирования могут быть облагорожены умением контролировать себя, причем в разных культурах формы, степень контроля разные, да и то, что подлежит контролю – специфично для каждой культуры.

Спектр явлений культуры широк – от простых до сложных, от незатейливых до серьезных. Культура предстает как мир, созданный человеком, надстроенный над естественной, девственной природой. Но не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Главное в социально-философском понимании культуры определяется не тем, что включает в себя культура, не результатами человеческой преобразовательной деятельности, а самим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. Культура – это специфический способ осуществления человеческой деятельности, способ включения людей в их взаимодействие с внешним миром, способ реализации человеком своих потребностей, интересов. Культура раскрывается как «технологическая» основа человеческой деятельности, т.е. как совокупность способов, средств, механизмов, благодаря которым мотивируется, направляется, координируется, реализуется, обеспечивается человеческая деятельность. Культура есть то, что определяет характер взаимосвязи людей с исторически заданными обстоятельствами (условиями) их жизни. В понятии культуры фиксируется отличие человеческой жизнедеятельности от природных, биологических форм жизни.

Культура, рассматриваемая как социальный механизм, предполагает качественную оценку ее проявлений. Не все формы, способы человеческой деятельности входят в культуру, а только те, которые выражают достигнутый на данное время уровень господства людей над природой и своими собственными общественными отношениями, т.е., современный, передовой уровень очеловеченности социальной действительности. Связь с культурой орудий труда, стандартов деятельности, стереотипов поведения, средств коммуникаций, характеристик быта, представлений о добре и зле и т.д. в том, насколько они являются современными, не потерявшими актуальность, даже если они и возникли давно. Этот признак культуры присутствует, когда мы говорим «культура производства», «культура общения, «культура быта» и т.д. Культура выражает современный (передовой) способ функционирования общества.

Семиотический подход к культуре. Наиболее удачно понимание культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности развертывается в рамках семиотического (знакового) или, как его еще называют, «социокодового» подхода к культуре, который считается базисным и наиболее перспективным в современной литературе. Его основная идея заключается в следующем.

Наряду с биологическим, генетическим кодом, который передает от поколения к поколению биологические программы жизнедеятельности и который присущ как животным, так и человеку, у человека существует еще и социокод – социальные программы, включающие в себя накопленный социальный опыт (знания, навыки, образцы деятельности, ценностные ориентации и т.д.). Социальный опыт генетически не наследуется, а передается путем закрепления его в особой знаковой форме, в качестве содержания различных знаковых (семиотических) систем. Культура и существует как сложная организация таких семиотических систем, содержанием которых являются исторически развившиеся программы человеческой деятельности, поведения, общения, выступающие условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура, если сказать коротко, - это особый механизм социального наследования, обеспечивающий человеческую жизнедеятельность.

В роли семиотических систем, т.е. в качестве культурных феноменов, могут выступать любые фрагменты человеческого мира, которые фиксируют программы деятельности, общения, поведения и которые приобретают функции знаков: 1)человек и его действия, поступки, когда они становятся образцами для других людей; 2) естественный язык; 3)различные виды искусственных языков; 4)предметы созданной человеком «второй природы» (орудия труда, техника и т.д.), которые закрепляют накопленный опыт, выражают определенный способ поведения и деятельности людей в предметном мире.

В рамках социокодового подхода принято выделять три уровня в организации культуры:

- первый – реликтовые надбиологические программы, которые сложились еще в древности, но «осколки» которых живут в современном мире и оказывают воздействие на человека (напр., суеверия);

- второй – программы поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного общества;

- третий – программы социальной жизни, адресованные в будущее (напр., идеалы будущего социального устройства).

Культура как специфически человеческий способ жизнедеятельности характеризует:

1)своеобразие человеческой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития (напр., средневековая культура), в рамках определенных этнических и национальных общностей (напр., культура инков, русская культура);

2)особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, политическая культура и т.д.);

3)способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (напр., молодежная культура), или всего общества в целом.

Аксиологический аспект культуры. Как сложное социальное явление культура в литературе рассматривается в разных аспектах, среди которых особое место занимает аксиологический.

Культура – это способ ценностного освоения мира. Человек в своей деятельности сталкивается с необходимостью определить, что для него значимо, а что – нет, что в мире – прекрасно, а что – безобразно, чему следовать, а от чего – отказаться и т.п. Мир культуры – это мир, взятый в его отношении к человеку, мир смыслов и ценностей. В данном случае культура понимается именно как тип отношения к миру, а не как конкретная совокупность каких-то определенных ценностей, хотя и такое рассмотрение культуры (как мира ценностей) также оправданно.

Смысл соотносит предмет с человеком. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Человек открывает смыслы мира и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости, т.е. как культура. Культура есть универсальный способ, каким человек превращает мир «из чужого» в «свой», превращает его в дом человеческого (смыслового) бытия. Мир через смыслы превращается в мир культуры. Звездное небо принадлежит культуре, если ему отдана часть человеческой души.

Культура – это универсальный способ реализации самого человека через стремление человека открыть и утвердить смысл собственной человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

Таким образом, смыслы образуют культуру. В основе каждой культуры – смысловая доминанта культуры – главный смысл, который определяет все остальные. Это придает единство культуре и задача культурологии, а отчасти и философии культуры – выделить, понять, проанализировать доминирующий смысл культуры, а затем уже можно изучать различные способы его реализации, обратиться к конкретным формам его воплощения, к деталям.

Смыслы раскрываются в культуре через символы, знаки разной природы (символ мира – голубь, например), но это внешняя сторона культуры. Культура через них выражается, когда есть творческая активность человека. Без творчества человека символы превращаются всего лишь в оболочку культуры, ее мертвое символическое тело, из которого ушла душа культуры.

Смыслы культуры вписаны в систему ее ценностей, в ней они раскрывают свое содержание. Аксиологический аспект культуры позволяет рассмотреть ее как мир ценностей. Ценности – это определяющий элемент культуры, ее ядро.

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, выступают критерием оценки реальных явлений, регулируют социальные взаимоотношения, являются побуждением к деятельности, выступают как нечто желательное, предпочтительное для субъекта, ориентируют человека в окружающем мире и т.д. (подробнее о функциях ценностей речь пойдет в теме «Ценности»).

Культура, рассмотренная в ценностном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает, передает ценности в обществе.

Принято выделять ценности витальные, социальные, политические, нравственные, религиозные, эстетические и др. В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную их комбинацию, а существуют как целостная система. Но это не означает, что в рамках одной культуры (одной системы ценностей) отсутствуют конфликты ценностей, противоречия внутри мира ценностей. Например, художественные ценности могут вступить в конфликт с экономическими ценностями при строительстве дома, политические ценности могут противостоять ценностям нравственным в условиях революции и т.д. Есть различия в системах ценностей у различных социальных групп (западников и славянофилов, эгоистов и альтруистов и др.), классов, исторических общностей людей, а также между поколениями. Актуальной становится проблема разрешения конфликтов на базе ценностей, которые объединяют нацию, сохраняют целостность государства, гарантируют мир и свободу.

Деятельностный аспект культуры. Помимо аксиологического аспекта в социально-философском анализе культуры заслуживает внимания деятельностный аспект.

Культура как способ ценностного освоения действительности реализует себя через практическую деятельность людей в производственной, политической, нравственной, эстетической, бытовой и других сферах. В любой деятельности есть две стороны: внутренняя и внешняя.

Внутренняя деятельность связана с формированием мотивов, целей, смыслов действий, разработкой линии поведения, схемы действий. Культура эту внутреннюю деятельность наполняет вполне определенной системой ценностей, она организует, определяет содержание, направленность, технологию (приемы, навыки, умения) практической деятельности людей. Она, можно сказать и так, определяет стиль практической деятельности, поведения людей. Культура выступает посредником между внешними условиями (природными, социально-экономическими) и поведением людей. Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни, социально-экономических обстоятельств, в которых люди осуществляют свою деятельность. В культуре эта внешняя информация «переваривается» (осмысливается, оценивается), и именно культура определяет, как реагировать человеку на эти импульсы, как ему действовать. Здесь таится разгадка вопроса, почему представители разных культур по-разному действуют в аналогичных ситуациях. Другими словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят «чистилище культуры», своеобразно в ней расшифровываются. И, наоборот, все действия людей в сфере производства, политики, искусства несут мощный отпечаток культуры данного общества (одна и та же работа по-разному выполняется рабочим-немцем и рабочим-русским, один и тот же пейзаж по-разному воспроизводится художником-европейцем и художником-японцем).

Внешняя деятельность представляет собой опредмеченные в поведении, поступках, материально-вещественных результатах человеческие намерения, идеи, знания, ценности. В практике культура самореализовывается. Когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, намерениям, целям, сколько по его действиям. Культура воплощается, прежде всего, в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Случайное, более не повторяющееся в деятельности, не следует относить к культуре. Неустойчивое, не ставшее образцом деятельности, выпадает из круга культуры. В образцах деятельности принято выделять элементарные действия, типа приветствия, и модели деятельности, например, образцы поведения в семье, армии и т.д. Образцы деятельности могут проявлять себя как в смысловом аспекте (например, поведение в храме), так и в технологии, манере действий (например, строгание рубанком, манера пения).

Культура, с точки зрения внешнего аспекта деятельности, объективируется в различных продуктах деятельности. Долгое время культуру делили на материальную (станки, здания, орудия труда и т.д.) и духовную, к которой относили науку, искусство, мораль. Но в последнее время это деление вызывает критику, поскольку предметы материальной культуры воплощают в себе научное знание, художественный вкус и другие духовные ценности, а результаты духовной культуры воплощаются в материальных формах. Имеет смысл выделять вещественно-предметные и знаково-символические формы объективирования культуры. Поэтому не исключая рационального момента в делении культуры на два вида: материальную и духовную, следует видеть, что они тесно связаны и выступают, по сути, двумя сторонами одной и той же культуры.

Культура и человек. Обращенность к человеку – одна из особенностей социально-философского понимания культуры.

Человек – творец культуры и творение культуры.

С одной стороны, вне человеческого творчества, вне человеческой деятельности материализованное «тело культуры» лишается динамики, движения, жизненности. Как субъект культуры человек творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.

С другой стороны, вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. Человек становится личностью только благодаря усвоению содержащегося в культуре социального опыта. Процесс такого усвоения носит название социализации.

От рождения человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Человеческое в человеке – от приобщения к культуре. Культура в этом смысле есть культивирование, развитие его сущностных сил. Поэтому можно сказать, что культура – это мера человеческого в человеке, характеристика развития человека как общественного существа. Содержание культуры не исчерпывается развитием человека, но это главный критерий ее развития.

С учетом вышесказанного можно дать такое определение культуры.

Культура – это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющих собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению через социализацию.

Выделяют также типы культуры: западную и восточную, национальную и профессиональную, элитарную и массовую, маргинальную, контркультуру и др.

Развитие культуры. Развитие культуры осуществляется через органическое единство двух сторон – новаторства и традиции. Новаторство выражается через приращение новых знаний, идей, ценностей, предметного и духовного богатства культуры в результате активной, творческой деятельности людей. Через новаторство раскрывается динамический аспект культуры, связанный с открытиями, изобретениями. Другая сторона культуры связана с накоплением и сохранением достигнутого, т.е. с традицией. Выражение «малокультурный человек» означает недостаточную степень усвоения человеком культуры, накопленной предыдущими поколениями. Функционирование культуры невозможно без устойчивости, следования определенным нормам, стандартам, стилям, ценностным ориентациям, сформировавшимся в ходе предшествующего развития. Благодаря традиции культура способна осуществлять связь поколений, выступать в качестве механизма социальной преемственности. Культура – это способ формирования накопленным опытом, традицией нашей жизнедеятельности в настоящем и условие ее существования в будущем. Когда говорим о культуре какого-либо народа, мы обращаемся к его прошлому, чтобы понять настоящее и приоткрыть завесу будущего.

Развитие культуры невозможно как без новаторства, так и без традиции. Более того, следует подчеркнуть особую роль преемственности новаторских традиций в культуре – традиций свободы творчества, проявления индивидуальности, всего того, что способствует новаторскому поиску. Там, где этого нет, культура обрекает себя на отставание, серьезные трудности. Чрезмерный консерватизм культуры блокирует инновации, новаторство без опоры на традицию лишается корней, вырождается в оригинальничание. Традиция поддержки новаторства должна сочетаться с разумным консерватизмом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...