Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 страница



Философы Древнего мира

Анаксимандр из Милета (610–ок.540 до н.э.) - древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, представитель милетской школы. Анаксимандр был учеником Фалеса, первоначалом всего сущего считал «апейрон». Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи. «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли…». Он создал первую геометрическую модель Вселенной и первую географическую карту (возможно по вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении «первых людей» из животных другого вида (типа рыб) делает его активным предшественником Дарвина. В 547/546 гг. до н.э. опубликовал прозаический трактат «О природе».

Анаксимен из Милета (585-525 до н.э.) - ученик Анаксимандра, древнегреческий философ, третий и последний представитель милетской школы. Анаксимен пропагандировал идею о том, что все вещи возникли из воздуха путем его сгущения. Само сгущение воздуха происходило по аналогии с валянием шерсти. В результате этого возникла Земля, которая висит в воздухе. Таким же образом появились все небесные светила. Анаксимен широко пользовался методом аналогий. Письменные сочинения до нас не дошли.

Фалес из Милета (ок.625 – ок.547 до н.э.) - древнегреческий мыслитель, по преданию Платона – один из семи мудрецов; по Аристотелю – основоположник наиболее ранней греческой философии. Считается основателем греческой астрономии и геометрии. Фалес считал, что вода является основным или исходным веществом, из которого возникает все. По его мнению, вода является источником жизни. Все живое и неживое, включая камни «одушевлено». Считал Землю центром Вселенной. Земля представляет, по его мнению, диск, который покоится на воде. Сочинения Фалеса «О солнцевороте», «О равноденствии» и другие не сохранились.

Пифагор с острова Самос (570-500 до н.э.) – древнегреческий философ, математик, астроном, ученик Анаксимандра. Обстоятельства его жизни малоизвестны, как и его учение. Но «теорема Пифагора», очевидно, принадлежит ему. Аристотель сообщает об учениках Пифагора, которые серьезно занимались математикой. Отсюда и развилось воззрение, согласно которому принципы математики – числа - одновременно являются и принципами мира. Единица как число является началом мира, а числовые отношения, пропорции выражают порядок и гармонию. Из записанных произведений Пифагора известны: «О природе», «О воспитании», «О государстве», «О мире», «О душе».

Гераклит Эфесский – (544-483 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист и политический деятель. Гераклит считал, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Все в мире, по его мнению, состоит из противоположностей – день и ночь, лето и зима, война и мир, добро и зло. В мире, благодаря противоположностям и борьбе между ними, все изменяется, но, тем не менее, существует скрытая гармония, которая выражает момент устойчивости. Гераклит вошел в историю философии как основатель диалектики. Сочинение Гераклита «О природе» («О Вселенной, о государстве, о богословии») дошло до нас в 130 отрывках.

Парменид из г.Элеи. (540-480 до н.э.) - древнегреческий философ, основоположник Элейской школы. Парменид впервые разработал понятие бытия. В центр своего учения Парменид ставил понятие неизменной и непреходящей субстанции, «сущего». Все изменения, по его мнению, субъективны и вызваны чувственным восприятием. Истина раскрывается лишь при помощи мышления, чувства могут лишь создавать видимость. Парменид доказывал неизменность мира и в связи с этим он вошел в историю философии как антидиалектик. Труды Парменида до нас не дошли.

Зенон Элейский (490-430 до.н.э.) – древнегреческий философ. Представитель Элейской школы, ученик Парменида. Аристотель считал Зенона «изобретателем диалектики». Зенон прославился своими парадоксами. Его апории направлены против признания движения и изменений («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела»).

Эмпедокл (487-424 до н.э.) – древнегреческий философ и врач. Приписывал себе власть над магическими силами. Аристотель называл его создателем риторики. Эмпедокл учил, что нет возникновения и исчезновения, а есть лишь смешение и разделение элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов у него четыре: огонь, воздух, вода, земля. Смешение и разделение меняют друг друга до бесконечности. Эмпедокл движущими силами развития считал Любовь и Вражду. Он также дал свое объяснение появлению и развитию живых существ. Основные сочинения: поэмы «Очищения», «О природе».

Демокрит (460-371 до н.э.) – древнегреческий философ. Основатель атомизма. Все происходящее у него представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Душа человека, тождественная со стихией огня, состоит из мельчайших, гладких и круглых атомов, которые распространены по всему телу; органом мышления является мозг. Сочинения: «О природе человека», «Малый мирострой», «Об идеях», «О цели» и другие.

Протагор (480-410 до н.э.) – древнегреческий философ – софист. Протагор называл себя «софистом и учителем людей» Протагор считал, что все знания относительны и поэтому невозможна всеобщезначимая истина. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо «тот же» человек становится другим человеком. Особое внимание уделял человеку, его сочинение «Истина» начинается словами: «Мера всех вещей – человек…». Протагор считал, что вне человеческого сознания ничего не существует, а вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека. Сочинения: «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «О сущем».

Сократ (469-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Один из самых знаменитых мыслителей наряду с Аристотелем и Платоном. Сократ мудрец, полемист, философ – педагог. Проводил большую часть времени в беседах и дискуссиях. Его философия основана на том, что нравственное можно понять и усвоить. Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном. В беседах и спорах относительно проблем добра, справедливости и других Сократ побуждал других самих находить истину (майевтика). После себя трудов не оставил. Взгляды Сократа отразили в своих сочинениях его ученики Платон и Ксенофонт.

Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ. Платон вначале был поэтом, но под влиянием своего учителя Сократа стал выдающимся философом эпохи античности. Платон (объективный идеалист) делил бытие на реальный мир (мир идей) и нереальный мир (мир вещей). Реальный мир у него существует вечно, а отдельные вещи преходящи. Платон обосновал учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души». Особую роль Платон уделял проблеме государства и государственного устройства. Платон создал философскую школу (Академию) и оставил после себя ряд произведений: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Аристотель (384-322 до н.э.) величайший древнегреческий философ, друг Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель собственной философской школы (Ликея). Аристотель внес существенные коррективы в философию Платона, критиковал учение о «чистых идеях». Он дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека, выделил десять философских категорий, дал определение бытия и сущности материи, выделил шесть типов государств, внес существенный вклад в развитие логики. Наиболее известные произведения Аристотеля: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Эпикур (341-270 до н.э.) – древнегреческий философ – материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: учение о природе и космосе («физика»), учение о познании («каноника»), учение о человеке и его поведении («эстетика»). Эпикур считал, что вселенная вечная и бесконечная, все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Но в отличие от Демокрита у него атомы, находясь в постоянном движении, отклоняются от своей траектории под влиянием веса. Эпикур отрицал существование чистых идей, признавал множество материальных миров во Вселенной и познаваемость их. Счастье человека состоит в удовольствии: быть здоровым, мудрым, занятым любимым и полезным для людей делом. От 300 произведений Эпикура сохранились лишь фрагменты.

Пиррон (360-280 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель древней школы скептиков. Он считал, что деление явлений, вещей, предметов, исходя из их различий, является произвольным. Эти различия устанавливают сами люди, согласно желаний и обычаев. Вещи, по его мнению, недоступны для нашего познания. Пиррон пропагандировал метод воздержания от суждений и предлагал людям быть «невозмутимыми» и «безмятежными». Учение Пиррона называется пирронизмом, по смыслу отождествляется со скептицизмом. Взгляды Пиррона нашли отражение в сочинении Секста Эмпирика «Пирроновы положения».

Конфуций (Кун-Фу-цзы) – (552-479 до н.э.) – древнекитайский философ, историк, государственный деятель и основатель китайской национальной религии – конфуцианства. Эта религия представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму. Учение Конфуция направлено на гармонизацию общественных отношений. Золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делать другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; сдерживать себя, «соблюдать меру во всем», избегать крайностей; быть человечным. Учения Конфуция остается актуальным и в настоящее время. Конфуций редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре «шу цзин» и «ши цзин», а также написал комментарии к «и цзин».

Лао-цзы (родился в 604г. до н.э., время смерти неизвестно) – древнекитайский мыслитель, основатель даосизма. Будучи стариком, встретился с Конфуцием. Ему приписывают авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути добродетели). В своих философских построениях разработал три основные концепции: «Дао», «дэ» и «у-вэй». «Дао» - естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно материальная праоснова их существования. «Дэ» - постоянное свойство, качество, атрибут вещей, то, через что обнаруживается незримое и неслышимое «Дао». Концепция «У-вэй» означает подчинение естественному процессу, гармонию с «Дао». Даосизм - философское учение наивно материалистического характера, с элементами примитивной диалектики.

Сидхартха Гаутама - (Будда просветленный) – (624-544 до н.э.) - основатель буддизма- - первой мировой религии. Основное назначение человека состоит в достижении небытия («нирваны»). Для этого, необходимо отказаться от жажды жизни, от наслаждений, власти, богатства и вступить на путь спасения. Необходимо добиться прекращения перерождений человека (сансары), вырваться из «круговорота бытия», улучшить свою карму до такой степени, что это позволит перейти от сансары к нирване. Буддизм дает свои представления о мире и человеке и систему практических методов достижения «просветления».

Философы Средних веков

Августин Аврелий (354-430) – философ-патристик, проповедник и политик католической церкви. Августин написал много книг на латинском языке. В сочинении «Против академиков» он, опровергая скептицизм, критикует свое прошлое увлечение этим учением. В сочинении «О свободной воле» обсуждает проблему зла и свободу воли. В «Исповеди» Августин раскрывает перипетии своей духовной борьбы. В сочинении «О граде Божием» он разрабатывает собственное видение истории и учение о «Двух градах» («царствах») – Граде Земном и Граде Божием, между которыми идет борьба. Церковь - единственная сила, способная спасти и объединить мир. Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии.

Ибн Рушд (Аверроэс) – (1126-1198) - ведущий арабский философ на Западе (жил и в Испании). Он пытался связать учение Аристотеля с исламской теологией. Философия Аверроэса материалистична по своей сути. Он отвергает идею творения, мир вечен, несотворим и неуничтожим. Роль Бога у него сводилась в придании материи формы. Аверроэс доказывал, что движение есть свойство материи. Он отвергал возможность бессмертия души и тела, но считал, что разум человечества бессмертен. Аверроэс выдвинул идею о «двойственной истине»:, что истинно в религии, может быть ложно в философии и наоборот. Материалистическая и антирелигиозная философия Аверроэса оказала влияние на европейскую философию. Большинство философских сочинений Ибн Рушда представляют собой комментарии к трудам Аристотеля. Наиболее известное произведение, дошедшее до нас, - трактат «Опровержение опровержения».

Ибн Сина (Авиценна) – (980-1037) – арабский врач и философ персидского происхождения. Как и его учитель Форсби, пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом. Ибн Сина пытался отделить философию от религии, видел в философии отдельную науку. Он считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы. Ибн Сина выступил против идеи «первотолчка» и считал, что движение является неотъемлемым свойством материи. Его большая энциклопедическая «Книга исцеления» и «Книга знания» оказали огромное влияние на христианский Запад.

Абеляр П. (1079-1142) – французский теолог-схоласт и философ. Основатель и защитник схоластического метода, о чем свидетельствует его работа по диалектике «Да и нет». В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, таким образом, от крайнего универсализма. В теологии сделал попытку примирить веру и знание, подчеркивал необходимость обоснования догматов веры с помощью знания. В своем этическом учении высказал точку зрения, что главное – это не дела, а убеждения. Характерная черта философии Абеляра – рационализм. Основные произведения: «Да и нет», «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «История моих бедствий».

Аквинский Ф. (1225-1274) – доминиканский монах, крупный религиозный философ, автор томизма (философского направления католической церкви). Фома Аквинский дал пять доказательств существования Бога; систематизировал схоластику; разделил веру и знания, выдвинул идею об истинности знания, полученного разумом в случае соответствия разума вере; разделил философию и теологию (философия - служанка теологии); стремился доказать господство идеи над материей, Бога над окружающим миром; разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Душа не существует до земной жизни, она создается Богом. Основные произведения Ф.Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Оккам (1300-1349) – английский философ, виднейший представитель номинализма. Создал онтологию трансцендентального бытия, которая близка идеям Фомы Аквинского. Весь мир, по его мнению, состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Ввиду того, что при помощи мышления невозможно познать Бога и дать доказательство его бытия, то в него нужно просто верить. Оккам считал, что философия так же как и все науки, должна освободиться от теологии. Основные произведения: «Сумма логики», комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского, политические трактаты.

Философы эпохи Возрождения

Монтень М. (1533-1592)- французский философ, политик, юрист. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения: «Опыты» (в 3-х книгах), «Путевой журнал». Его книги были внесены Ватиканом в число запрещенных книг. Монтень является основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Целью творчества Монтеня было написание «учебника жизни», предметом исследования являлось поведение человека в экстремальных условиях. По мнению Монтеня, вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Предвкушение смерти есть предвкушение свободы.

Кузанский Н. (1401-1464) – немецкий философ и теолог, католический кардинал. Его философия, стоящая на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась над влиянием мистики и номинализма. Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знания и незнания» и расширить возможности познания при помощи принципа совпадения противоположностей, причем это совпадение может быть достигнуто только в Боге. Хотя Н. Кузанский догадывался о существовании бесконечности в пространстве и во времени, он, однако, считал созданный мир «Богом в ничто», в котором никакое учение о творении неспособно что-либо изменить. Связующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Н.Кузанский занимался разработкой метода мышления и выражения бесконечно больших и малых величин. Основные сочинения: «О католическом согласии», «О согласии веры», «Берилл», «Об ученом незнании» и другие.

Бруно Дж. (1548-1600, сожжен в Риме на костре) – итальянский естествоиспытатель и философ, монах. Создатель религии космоса. В своем пантеистическом учении объединил достижения естественных наук с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бруно считал, что Вселенная бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра и состоит из галактик (скоплений звезд). Все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Основные произведения: «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином».

Роттердамский Э. (1466/69 – 1536) – выдающийся нидерландский мыслитель эпохи Возрождения, друг Томаса Мора. Роттердамский, будучи гуманистом, отстаивал веротерпимость и в полемике по вопросу реформации стоял вне партий. Он выступал с критикой церкви. В 1509 году выходит его сатирическое произведение «Похвала глупости», в котором высмеиваются монашество и пороки католической церкви. В другом произведении - «Оружие христианского воина» автор утверждает, что успех в нравственном уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви. Будучи ученым-библеистом, Роттердамский доказывал, что чтение Библии изменяет человека, дает ему новые мотивы для любви к Богу и ближнему. Роттердамский искал компромисс между католиками и протестантами, но в итоге оказался непризнанным ни теми, ни другими.

Философы Нового времени

Бэкон Ф. – (1561-1626) - английский государственный деятель и философ, родоначальник современного английского эмпиризма. Он указал путь для бурного развития естественных наук. Важнейшую задачу науки Бэкон видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдения и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция. Основные произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида».

Гоббс Т. – (1588-1079) – английский государственный деятель и философ. Гоббс считал, что целью философии является стремление научить людей предвидеть следствия из их причин и использовать это в жизни. Познание у него вырастает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них. Естественным состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились государю, чтобы иметь защиту. Основные произведения: «Левиафан», «Элементы законов, естественных и политических», философская трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине».

Декарт Р. (1596-1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель. Он является основателем современного рационализма. В основе бытия и познания у него лежит разум. Изучая проблему бытия, Декарт выводит понятие субстанции. Он различает субстанцию материальную и духовную. Человек у него состоит из двух субстанций, и ни одна из них не может быть первичной. Исходя из этого, Декарт формулирует и обосновывает идею дуализма. При изучении проблемы познания Декарт делает акцент на научном методе – дедукции. Одновременно он выдвигает учение о врожденных идеях. Целями познания, по Декарту, являются: расширение знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для получения выгоды от природы; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека. Основные произведения: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

Паскаль Б. (1623-1662) – французский философ – мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Ограниченность математики и рационализма Паскаль видел в том, что они не способны ответить на вопрос о положении человека в мире и о выборе пути к его душевной умиротворенности. Поэтому, согласно Паскалю, великие души, даже если они достигли всех знаний, какие только возможны, возвращаются к незнанию, предаются откровению и отдаются на милость Бога, которая сама является тайной. Истина основывается на «логике сердца» и на субъективном переживании мистического доказательства Бога. Первый род познания у него, осуществляется разумом, а второй - сердцем. Основные сочинения: «Мысли», «Об искусстве убеждать», «Молитва к Богу об обращении во благо болезней» и др.

Спиноза Б. (1632-1677) - нидерландский философ – пантеист, последователь Декарта и яркий представитель европейского рационализма. Предметом его философских исследований были: проблема субстанции, теория познания, этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Главным недостатком декартовской теории он считал дуализм. У Спинозы существует лишь одна субстанция – природа, тождественная Богу. Субстанция самостоятельна и независима от кого-либо, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств, главные из которых – мышление и протяжение. Субстанция бесконечна в пространстве и времени, вечна, несотворима, неуничтожима. В гносеологии Спиноза выделяет три ступени познания: «познание в чистом виде» - исходит из разума; познание в результате деятельности разума; чувственное познание (самое неполное). В этике Спиноза выделяет проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе) и соотношения свободы и необходимости. Основные произведения: «Политический трактат», «Принципы философии Декарта», «Переписка», «Этика».

Локк Д. (1632-1704) – английский философ, психолог, педагог. Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Локка: мир материален; в основе познания может лежать только опыт человека; сознание – пустое «помещение», которое в течение жизни заполняется опытом, изначально познание как «чистая доска», на которой записывается опыт; источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул эту идею. Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Трактаты о государственном правлении», «О пользовании разумом» и др.

Лейбниц Г.В. (1646-1716) – немецкий философ, физик, математик, историк, дипломат. Его считают предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. Основными проблемами его исследований явились проблемы субстанции и познания. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, он пришел к выводу об их несовершенстве. Он не принял дуализм Декарта. В противовес теориям Декарта и Спинозы он выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Все монады он разделил на четыре класса: голые монады, монады животных, монады человека, высшая монада – Бог. В области познания он пытался примирить эмпиризм и рационализм, разделив все знания на два вида – «истины разума» и «истины факта». Причем, рациональное будет носить достоверный характер, а эмпирическое лишь вероятный. Основные произведения: «Теодицея», «Новый опыт о человеческом разуме», «Монадология», «Новая система природы», «Рассуждения о метафизике».

Беркли Дж. (1684- 1753) – английский теолог и философ, субъективный идеалист. Беркли считал, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются. Вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего «Я». Представления (являющиеся отпечатками в нас божественного духа) суть для нас действительности, поскольку речь идет не о фантазиях, сновидениях и т.д. Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм. Основная работа - «Трактат о началах человеческого знания».

Юм Д. (1711-1776) – английский философ, агностик, историк, дипломат. Согласно учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом; таким образом возникают все идеи, в том числе и идея Бога. Он сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма, считал невозможным доказать объективность причинно-следственных связей. В центре его философских размышлений находится проблема человека. Религиозные «истины» никогда не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической необходимостью возникают из потребности чувства. Юм твердо верил в то, что справедливость и миролюбие, в конечном счете, победят насилие и произвол. Основные сочинения: «Трактат о человеческой природе», «Исследования о человеческом разуме», «Естественная история религии», «Диалоги о естественной религии», «Опыты» и др.

Гельвеций К. (1715-1771) – французский философ и психолог. Он считал, что в основе мира лежат материя и ее движение, отвергал существование души вне и независимо от тела. Мир не только материален, но и бесконечен во времени и пространстве. Мышление и ощущение у него являются свойствами материи, возникшими как ее наиболее сложные образования. Гельвеций одним из первых среди французских материалистов 18 века преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму, открыто материалистический характер. Гельвеций был противником агностицизма и религии, выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Основные произведения: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

Гольбах П.А. (1723-1789) – один из основателей французского материализма и атеизма. Он разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Гольбах утверждал первичность, несотворимость и неучтожимость природы (материи), существующей независимо от человеческого сознания. Материя также бесконечна во времени и пространстве. Материя в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть. Основные произведения: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Здоровый смысл» и др.

Дидро Д. (1713-1784) – французский философ и писатель. Дидро внес большой вклад в культуру эпохи Просвещения, выдвинул идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»». В ее создании приняли участие выдающиеся мыслители – современники Дидро. «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. Дидро признавал материю единственно существующий субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи. Движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи. В основе общества и государства видел «общественный договор»; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства, частную собственность. Основные произведения: «Философские мысли», «Мысли объяснений природы», «Философские принципы материи и движения» и др.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...