Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аксиология как философское учение о ценностях



Становление и развитие аксиологии. Формальным началом аксиологии принято считать появление в XIX веке 3-х частей книги немецкого философа, врача и естествоиспытателя Р.Г.Лотце «Микрокосм». Данному автору принадлежит и заслуга введения в философский оборот понятия «ценность», за которым закрепляется вполне определенный смысл: это значимость объекта в отличие от его существования. Впоследствии приоритет Г.Лотце оспаривал его соотечественник неокантианец Г.Коген.

Термин «аксиология» (от греч. – axios – ценный, logos – понятие, учение) впервые был применен французским философом П.Лапи (в 1902 г.) и немецким философом Э.Гартманом (в 1908 г.). Данным термином они обозначили новый самостоятельный раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г.Риккерт и др.) и Марбургской (К.Коген, П.Наторп и др.) школ неокантианства, развивая теорию ценностей, употребляли наряду с понятиями «значимость», «ценность» понятие «долженствования», «нормы», они внесли большой вклад в становление аксиологии.

Что касается понятий, обозначающих сами ценности, то еще в античной философии был выделен классический ряд ценностей – истина, добро, красота, при помощи которых философы древности анализировали мир, отношение человека к миру, строили учение о человеке. Т.е. аксиологическая проблематика присутствовала уже в древней философии, но становление аксиологии как самостоятельного раздела философии со своим предметом, понятийным аппаратом относится к XIX в.

Особое место в развитии аксиологии принадлежит русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. (периода так называемого русского духовного Ренессанса). В утверждении ценностного подхода к бытию русские мыслители видели предпосылку рассмотрения всех других проблем. Человек и все мировое бытие стремится ввысь, к абсолютному совершенству, к Богу, который есть само Добро во всеобъемлющем смысле этого слова. Русская философия раскрывала духовные основы жизни общества и человека, показывала возможность духовного возрождения для человека и всего человечества в этой земной жизни на пути служения Богу. Философы от Вл.Соловьева до Н.О.Лосского видели ценностные начала человеческого бытия в Боге и важнейшую задачу аксиологии усматривали в обосновании существования объективных и абсолютных ценностей, опровержении аксиологического релятивизма и нигилизма. Всем своим творчеством русские философы обосновывали органическое единство не только Истины, Добра, Красоты, но и Любви, Свободы, Творчества.

В советский период в отечественной философской литературе до начала 60-х годов XX века аксиология находилась под запретом как «лженаука». В 1960 году была опубликована монография В.П.Тугаринова «О ценностях жизни и культуры», положившая начало разработке аксиологических понятий с позиций марксизма. Работами В.А.Василенко, О.М.Бакурадзе, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, А.Н.Столовича, М.С.Кагана, Л.С.Когана, А.М.Коршунова закладывались и развивались на базе марксистской методологии основы отечественной аксиологии.

Основные понятия аксиологии. В современной аксиологии к числу важнейших понятий, раскрывающих ее содержание, относят понятия: ценностное отношение, оценка, ценность, ценностные ориентации.

Ценностное отношение к миру формировалось наряду и одновременно с практическим и познавательным. Первоначально ценностное отношение охватывало сферу взаимодействия человека с природой. У человека к природе формировалось принципиально не утилитарное отношение, он переживает красоту окружающего мира, в процессе предметно-практической деятельности открывает особые смыслы явлений, событий. Первое проявление ценностного отношения к природе мы находим в мифологии. Осваивая природу, открывая в ней значимое, ценное, древний человек превращал окружающий его мир из чужого, враждебного, в свой, родной. И для современного человека нередко горсть земли, камень и т.п. природные реалии обретают особую, не утилитарную значимость. Они имеют ценность, определяемую не их природными свойствами, а включенностью в общественные связи и отношения, они дороги как память о людях, исторических событиях и т.д. Постепенно ценностное отношение распространяется и на социальное бытие. В обществе явления также значимы с точки зрения их влияния на ход истории, на развитие и совершенствование самого человека.

На уровне человеческого сознания ценностное отношение проявляется через оценку. Оценка – это субъективный способ определения значимости природных, социальных явлений. Сформировавшись, как и познавательное отношение, на основе предметно-практического, ценностно-оценочное отношение не противостоит познавательному. Оценка – одна из форм проявления активности познания. В оценке отражаются не все свойства и не всякие, а значимые для человека объективные свойства и качества. Поэтому оценка всегда субъективно окрашена. Но оценка не тождественна произволу. В ее содержании можно выделить две взаимосвязанные стороны: отражение объективных свойств предмета и отношение субъекта к предмету. Поскольку оценка есть отражение предмета, то она может быть истинной и ложной, фиксировать значимость предмета адекватно или неадекватно.

Процесс оценивания осуществляется с опорой на ценность. Для того, чтобы оценить что-либо, должны существовать определенные критерии. Этими критериями и выступают ценности. Ценности являются объективной основой оценки, а оценка выступает субъективным выражением ценности. Оценка одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп, наций может быть различной. Но субъективность оценки не исключает наличия объективных и общезначимых ценностей.

Осознание ценностного отношения к миру было связано с выделением классического ряда ценностей – красоты, добра, истины. В диалогах Платона показано, насколько сложным является процесс выделения и понимания этих ценностей. Постепенно классический ряд ценностей дополняется ценностями социально-политического порядка: равенство, свобода, справедливость, честь наряду с добром, красотой, истиной выступают в качестве критериев, на основании которых оцениваются поступки человека, результаты его деятельности. В общественном сознании эти критерии закрепляются в виде социальных ценностей.

Социальные ценности этоспецифически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне Ц. выступают как свойства объектов, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Каждое общество характеризуется специфическим набором ценностей, их иерархией, т.е. системой социальных ценностей. Фундаментом этой системы выступают нравственные ценности, которые пронизывают всю систему ценностей.

В литературе принято выделять различные виды ценностей. Поскольку ценностно-оценочное отношение к действительности пронизывает все сферы деятельности, то можно говорить о ценностях:

- экономических, связанных с трудом, собственностью, мастерством, профессионализмом и т.д.;

- политических, связанных со свободой, правопорядком, безопасностью и т.д.;

- нравственных, определяемых через добро, честь, справедливость и т.д.;

- художественно-эстетических, связанных с красотой, гармонией, возвышенным и т.д.,

- социальных, связанных с благополучием, карьерой, работой, успехом и т.д.;

- религиозных, определяемых, прежде всего, как святыни;

- витальных, связанных с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья;

- семейно-родственных, связаннх с идеалами семейного уюта, традициями поколений и т.д.

Кроме того, можно встретить подразделение ценностей с точки зрения их содержания на два вида: предметные ценности (положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта) и ценности сознания, или субъектные ценности (нормативная, предписательная сторона общественного сознания).

Ценности выступают не только критерием (основой) оценки, но и регулятором поведения людей. В этой функции они существуют в обществе наряду с обычаями, традициями, нормами. Их детерминация человеческого поведения не столь жесткая, как у обычаев, норм, традиций. Ценности амбивалентны, двойственны по своей природе (добро – зло, прекрасное – безобразное и т.д.) и подразумевают свободный выбор человека. Ценности, скорее, «зовут», чем принуждают или обязывают.

Ценности в обществе выступают и в качестве побудительной силы деятельности людей. Как побуждение к действию ценности отличны от потребностей и интересов, которые также выступают в этой роли. В мире ценностей происходит усложнение стимулов, мотивов поведения человека, причин социального действия. На первый план выходит не то, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Человек, ориентированный на высшие ценности, утверждает себя как свободная, творческая личность. Без ценностных ориентаций нет самоутверждения и самореализации личности.

Ценностные ориентации – это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. У человека (социальной группы общества) имеется много ценностных ориентаций. Одни определяют стратегическую направленность деятельности, другие нормативно регламентируют ее, третьи – непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Среди ценностных ориентаций одни более существенны, другие – менее, есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение для становления личности имеют ориентации на высшие ценности – идеалы.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, ограничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания.

В качестве особой ценностной ориентации общества следует выделить ту, которая известна как гуманизм.

Гуманизмв широком смысле: исторически меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип человечности – нормой межчеловеческого общения. В узком смысле: культурное движение эпохи Возрождения, рассматривающее человека как высшую ценность, подчеркивающее его свободу, индивидуальность, самобытность, проникнутое пафосом веры в безграничные творческие возможности человека, автономность, самостоятельность его бытия. Главная идея возрожденческого гуманизма – всесторонняя культивация свободы, достоинства человека, его самоутверждения через актуализацию заложенных в его природе возможностей.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 11894 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...