Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 страница



Руссо Ж.Ж. (1712-1778) – французский писатель и философ, один из представителей французского Просвещения 18в. С позиции деизма он подверг острой критике господствующее религиозное мировоззрение, но не поднялся до уровня материализма и атеизма. Руссо считал реальный мир вторичным, порожденным Богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо от человеческого состояния, он исключил возможность познания её сущности. Руссо абсолютизировал роль чувственного познания и принижал теоретическое мышление, его роль в установлении истины. В социальной сфере Руссо исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми. Причины неравенства искал в экономической сфере, в частной собственности. Руссо ратовал за наделение всех людей относительно равной частной собственностью. Важнейшее место в его учении занимала проблема государственной власти. Он обосновал право народа на революционное низвержение всякой антинародной власти. Его идеалом была республика. Основные произведения: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре или принципы политического права», «Эмиль, или о воспитании» и др.

Вольтер (1694-1778) – французский писатель и философ эпохи Просвещения. Вольтер в своих произведениях подверг острой критике клерикализм. Деизм Вольтера по существу был замаскированным материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и взгляды Ньютона, он близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении. Вольтер склонялся к признанию детерминированности естественных и общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. Вольтер считал сознание атрибутом материи. Вместе с тем, конечную причину движения, мышления и других явлений он считал божественной. В философских и исторических трудах он отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли Бога, а как творчество самих людей. Вольтер разоблачал церковь как защитницу привилегий господствующего класса, врага науки и просвещения. Передовые философские идеи Вольтера оказали огромное влияние на мыслителей многих стран. Основные произведения: «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Философский словарь», «Кандид» и др.

Монтескье Ш. (1689-1755) – французский философ-деист, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18в. Монтескье рассматривал Бога как создателя материального мира, который, однако, существует по объективным законам. Монтескье считал важной задачей философии познание причинных связей материальной действительности. В области гносеологии он отстаивал материалистическую идею отражения внешнего мира в сознании человека на основе деятельности разума. Теологической концепции исторического процесса он противопоставил идеи географической школы в социологии. Согласно Монтескье климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Всеобщие законы истории определяются также комплексом социальных факторов: производством, собственностью, принципами правления, обычаями и религией. Монтескье выдвинул идею разделения ветвей власти и их равенства, выступал за верховенство закона. Основные произведения: «О духе законов», «Персидские письма» и др.

Кант И. (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Важнейшими проблемами философских исследований Канта в докритический период были проблемы бытия, природы, естествознания; в критический период – проблема познания. Кант дал, основанное на науке (механике Ньютона), объяснение возникновения Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц. Выдвинул идею о наличии границ познавательной способности разума человека, о невозможности познания мира как он существует сам по себе («вещь в себе»); вывел 12 категорий рассудочного мышления, проанализировал антиномии разума. Сформулировал моральный закон (категорический императив) в этике. Отстаивал идею демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; осуждал войны и доказывал их экономическую невыгодность. Основные произведения: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Фихте И.Г. (1762-1814) – немецкий философ. Фихте исходил их кантовского этического ригоризма и активизма. Философия Фихте имеет субъективно-идеалистическую направленность. Фихте выводит формулу «Я – не Я». Устанавливает три вида «деятельности» «Я»: «Я» полагает себя; «Я» полагает «не-Я»; «Я» противополагает неделимому «Я» делимое «не-Я». «Я» для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры; «не – Я» - понятие природы и материи. Первоначально существует только абсолютная деятельность «Я». Мы видим вещи вне нас потому, что «Я» снимает реальность в себе и эту снятую реальность полагает в «не-Я», которое также является деятельностью «Я». Под деятельностью «Я» Фихте понимает нравственное поведение человека, которое приводит к свободе. Свобода неотъемлема от знаний. Все сущее у Фихте противоречиво и противоречие он рассматривает как источник развития. В практической философии Фихте развивает учение о нравственности, государстве и праве. Основные произведения: «Наукоучение», «Опыт критики всяческого откровения», «Основные черты современной эпохи» и другие.

Шеллинг Ф.В.И. (1775-1854) – немецкий философ, один из главных представителей объективного идеализма. Философия Шеллинга развивалась поэтапно: натурфилософия, практическая философия, иррационализм. Замысел его творчества был направлен на поиск и понимание «абсолютного». Природа представляет собой абсолютное, а не индивидуальное «Я». Правда есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного. Он развивает идею тождества идеального и материального. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Природа первоначало и первопричина всего. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим и практическим. Решить ее возможно только при помощи высшего вида искусства – творчества. Натурфилософия Шеллинга была направлена от субъективного идеализма к объективному и диалектике. В практической философии главной проблемой Шеллинг считал проблему свободы, он утверждал, что создание правового строя должно происходить одновременно во всех государствах, все они должны стремиться к объединению в федерацию. Проблема свободы человека и его отношение к Богу у Шеллинга основывается на человеческой воле. Основные произведения: «Система трансцендентального идеализма», «О сущности человеческой свободы».

Гегель Г.В.Ф. (1770-1831) – величайший немецкий философ. Свою философию Гегель считал завершением философии Нового времени. Его философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – мировой дух); диалектика как всеобщий философский метод.

Абсолютная идея – это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Человек у Гегеля является носителем абсолютной идеи. В человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Все в мире содержит в себе противоположное начало. Развитие происходит по схеме: тезис + антитезис = синтез. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется синтез все более высокого уровня. Гегель создал систему законов и категорий диалектики и открыл связь между ними. В социально-философской концепции он высказал ряд идей о смысле истории, о понимании исторической закономерности. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Лекции по истории философии» и др.

Фейербах Л.А. (1804-1872) – немецкий философ, последний представитель классической немецкой философии. Он подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. Фейербах называл свою философию «Антропологией», потому что человек стоял (вместе с природой) в центре его исследований. Человек у него носитель двух начал - материального и духовного. Фейербах материалист и атеист. Фейербах критиковал Канта за то, что тот признавал границы разума. Теория познания Фейербаха опирается на сенсуализм. Исходным пунктом познания являются ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Природа (материя) у Фейербаха вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Ошибкой Фейербаха является то, что он полностью отверг философию Гегеля и не увидел в ней самого главного – диалектики. Если в вопросах относительно природы Фейербах материалист, то в отношении общества он идеалист. Человек у него лишь природно-биологическое существо. Решение всех общественных проблем у него возможно на основе «религии любви». Основные работы: «Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души».

Маркс К. (1818-1883) –вместе с Ф.Энгельсом создатель и творец диалектико-материалистической философии и учения – марксизма. Марксистская философия состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. С позиций исторического материализма общество развивается по своим законам, в основе этого развития находится материальное производство. Маркс рассматривал развитие общества через смену общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой общество как цельный социальный организм на определенной ступени развития, базирующийся на конкретном способе производства. Маркс особое внимание в своих исследованиях обратил на изучение капиталистической общественно-экономической формации, классовой борьбы и роли пролетариата. По мнению Маркса, задача философии стоит не только в том, чтобы объяснять окружающий мир, но и изменять его. Учение Маркса оказало огромное влияние на развитие общественной мысли по многим направлениям. Основные работы: «Святое семейство» (совместно с Ф.Энгельсом), «Немецкая идеология» (совместно с Ф.Энгельсом), «Нищета философии», «Капитал», «Тезисы о Фейербахе» и др.

Энгельс Ф. (1820-1895) - немецкий философ, выдающийся теоретик марксизма, революционер, соратник К.Маркса. Энгельс в начале своего творчества примыкал к младогегельянцам, но после встречи с Марксом и их совместной деятельности переходит на позиции материализма и пропаганде революционной борьбы пролетариата против буржуазии. Первым плодом сотрудничества с Марксом явилась книга «Святое семейство» (1845), направленная против идеализма младогегельянцев. Энгельс вместе с Марксом совершили революционный переворот в философии, создали стройное философское учение. В своих многочисленных произведениях Энгельс с позиций материалистической диалектики рассматривал и анализировал законы и явления природы, общества и человека. Наиболее известными философскими произведениями Энгельса являются: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Роль труда в превращении обезьяны в человека», письма об историческом материализме. Произведения Энгельса опубликованы в собрании сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса (тт.1-50).

Западные философы ХIХ-ХХI вв.

Шопенгауэр А. (1788-1860) – немецкий философ. Его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня. Все, что существует для познания, т.е. весь мир представляет собой объект, связанный с субъектом. Нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Шопенгауэр сомневается и задает вопрос: не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если так, то, что он такое? Тело человека имеет в себе две различные сущности: и как объект среди объектов, и в то же время как «воля». Воля есть вещь в себе, лежит вне всякого времени и пространства, а также вне казуальности. Она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление ее единственная сущность, у которой нет цели. Для избавления от жизненных страданий необходимо уничтожить волю к жизни и осуществить переход в небытие. Основные работы: «О четверичном корне закона достаточного основания», «О воле в природе», «Афоризмы и максимы».

Кьеркегор С. – (1813-1855) – датский философ, теолог, предтеча философии экзистенциализма. Понимая экзистенцию как нечто по своему существу диалектическое, он противопоставляет гегелевской диалектике как логике бытия и мышления экзистенциальную диалектику. Всякий экзистенциальный опыт обретает у Кьеркегора подлинный смысл и относится к сфере истинного существования постольку, поскольку содействует осознанию человеком религиозного значения своей личности. Особое внимание при этом Кьеркегор уделяет страху, связанному с переживанием личностью своего существования как бытия «лицом к смерти», а также отчаянию как «исходной точке для достижения абсолютного». Существование требует постоянного духовного напряжения и страдания. Основные работы: «Или-или», «Страх и трепет», «Повторение», «Философские крохи» и др.

Ницше Ф. (1844-1900) – немецкий философ. Он заложил фундамент направления –«философия жизни». В философской эволюции Ницше можно выделить основные этапы: 1. Романтизм Ницше, когда он находится под влиянием идей А.Шопенгауэра и Р.Вагнера. 2. Этап позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и обращением к позитивным наукам. 3. Этап зрелого Ницше, проникнутый пафосной идеей «воли к власти». В этот период Ницше занят созданием: утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возвращении»; и негативной части учения, в которой выразилась идея «переоценки всех ценностей». Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные рассуждения», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра».

Бергсон А. (1839-1941) - французский философ. Один из наиболее видных представителей философии жизни. Он учил, что мозг является для мышления механическим орудием, которым оно пользуется, и что ум может постигать только все окостенелое и мертвое, данное в неорганической природе, а не жизнь, которая в ее сущности не может быть познана при помощи понятий. Жизнь может быть постигнута только благодаря собственному переживанию, интуиции. Бергсон сумел дать иное направление отношению человека к миру и к душе. Это отношение можно охарактеризовать, как стремление полностью положиться на чувственные представления, в которых выступает содержание вещей. Основные произведения: «Время и свобода воли», «Материя и память», «Творческая эволюция», «Длительность и одновременность по поводу теории Эйнштейна».

Дьюи Дж. ( 1859-1952) - американский философ, представитель прагматизма. Дьюи придал прагматизму типично американские черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом. Действительное познание достигается лишь естественнонаучными методами. Трансцендентное не имеет реальности. Нет ничего долговечного. Человек начинает мыслить только тогда, когда ему приходится преодолевать трудности материального порядка. Идея есть продукт и функция опыта (инструментализм). Идея имеет ценность лишь постольку, поскольку она приносит практическую пользу. В настоящее время философские взгляды Дьюи являются общепринятыми в Северной Америке. Основные произведения: «Школа и общество», «Опыт и природа», «Искусство и опыт», «Исследования по политической теории», «Теория оценки» и др.

Пирс Ч. (1839-1914) - американский философ, логик, математик. Он ввел в философию понятие прагматизма, считается «отцом научной философии США». Познание, по мнению Пирса, не интуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструировал те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере. Пирс вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности; б) авторитета; в) априорный; г) научный. Из этих методов Пирс отдает предпочтение научному методу. Приближение к истине, по Пирсу, - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствования гипотез, обновления результатов. В целом теория Пирса оказалась достаточно эвристичной и стала применяться и проявляться в облике самых разнообразных методологий деятельности. Основные произведения: «Как сделать наши мысли ясными», «Фиксация веры», «Исследования по логике».

Джеймс У. (1842-1910) - американский философ, представитель антиматериалистического «радикального эмпиризма» и основатель прагматизма. Ведущими идеями его метафизики являются идеи свободной творческой личности и многоформенности действительности. В этом плане он пытался создать «последнее наиболее объективное и наиболее субъективное мировоззрение». В своей теории он боролся против ассоциативной теории. По Джеймсу, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Его философия религии сходна с этикой и основывается на персоналистском толковании душевных сил во вселенной, своей высшей ступени она достигает в панпсихизме. Основные произведения: «Научные основы психологии», «Прагматизм», «Вселенная с плюралистической точки зрения», «Многообразие религиозного опыта».

Гуссерль Э. (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии. Он выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии. Носителем этих тенденций считал психологизм. По мнению Гуссерля, сами науки о природе и истории нуждаются в определенном обосновании, которое может дать только философия. Философия как строгая наука, наука о феноменах сознания (феноменология) призвана воплотить в жизнь принцип строгой научности, который, по его мнению, до сих пор не реализован. Следуя по пути рационализма Декарта, он стремился найти последние самоочевидные логические принципы и таким образом очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, он предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». В последние годы жизни он обращался к идее «жизненного мира», сближаясь с философией жизни. Основные произведения: «Логические исследования», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Пролегомены к чистой логике» и др.

Витгенштейн Л. (1889-1951) - австрийский философ, логик и математик. Представитель аналитической философии. Он выдвинул концепцию логического анализа языка, основанную на идее так называемого логически совершенного, или идеального, языка, образцом которого является язык математической логики. Модель Витгентштейна исходила из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений. Утверждения логики и математики рассматривались при этом как образец выражения схем формального преобразования содержательных утверждений о мире. Начиная с 30-х годов, Витгенштейн отказался от односторонней ориентации на логику и идеи логики совершенного языка, рассматривая его лишь как одну из возможных «языковых игр». Абсолютизация логического моделирования языка сменяется у него культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания. Основные произведения: «Логико-философский трактат», «Философские исследования», «О достоверности и др.

Карнап Р. (1891-1970) - немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма. Считал важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата математической логики. Развил формализованную теорию индуктивных выводов, теорию семантической информации и квантификации модальной логики. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций (физикализм и др.) и отрицает мировоззренческий характер философии. По его мнению, логика науки есть анализ чисто синтаксических связей между предложениями, понятиями и теориями. В последний период жизни занимается построением «унифицированного языка науки», приходит к выводу о недостаточности чисто синтаксического подхода и о необходимости учитывать и семантику, т.е. отношение между языком и описываемой им областью предметов. На основе своей семантической теории строит индуктивную логику. Основные произведения: «Значение и необходимость», «Философские основания физики». Введение в философию науки» и др.

Шлик М. (1882-1936) - австрийский философ, физик и логик. Основатель Венского кружка. Он является представителем эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал главным образом проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии - логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, материи, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, эстетического мотива. Основные произведения: «Природа и культура». «Пространство и время в современной физике», «Позитивизм и реализм» и др.

Леви-Строс К. (1908) - французский этнограф, антрополог и социолог. Один из главных представителей французского структурализма. Изучая соотношение биологического и социального поведения человека, он признает главным наличие формальных институтов во взаимоотношениях между людьми, влияние на поведение человека традиций, правил брака, родства, мифов как особого рода языков, моделирующих структуры общественных институтов. В его структурной антропологии большое место занимает толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивости социальных структур. Гносеологический аспект концепции Леви-Строса состоит в признании научной ценности и умопостигаемости самого широкого круга явлений, в полагании разумности как свойства самого мира, самих вещей, а не свойства, привносимого субъектом. Основные произведения: «Структура мифов», «Колдун и его магия» и др.

Поппер К. ( 1902-1994) - британский философ-позитивист, логик, социолог. Автор и представитель школы «критического рационализма». Поппер стремился теоретически преодолеть логический позитивизм. Главной целью философии он считал изучения роста научного знания, в особенности - научной методологии. По мнению Поппера, не существует особого метода философии - есть метод любой рациональной дискуссии с четкой постановкой вопросов и критическим анализом предполагаемых решений. Поппер предложил принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Реализм и цель науки» и др.

Фейерабенд П. (1924-1994) - американо-австрийский философ и методолог науки. В научном творчестве опирался на идеи критического рационализма Поппера, исторической школы в философии науки (Кун). Он автор концепции «эпистемологического анархизма». В русле основных идей постпозитивизма Фейерабенд отрицает существование объективной истины, признание которой расценивает как догматизм. Отвергая как кумулятивность научного знания, так и преемственность в его развитии, Фейерабенд отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм. Развитие научного знания, по его мнению, предполагает неограниченное приумножение (полиферацию) конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное познание. Основные произведения: «Против метода. Очерк анархисткой теории познания», «Наука в свободном обществе», «Проблемы эмпиризма. Философские заметки» и др.

Лакатос И. (1922-1974) - венгерско-британский философ, методолог науки, ученик Поппера. Цель своих исследований видел в логико-нормативной реконструкции процессов изменения знания и построении логики развития научных теорий на основе тщательного изучения реальной эмпирической истории науки. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий. Эта непрерывность обусловлена нормативными правилами исследовательских программ, предписывающих, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а каких путей следует избегать («негативная эвристика»). Другие структурные элементы исследовательских программ - «жесткое ядро» (в него включаются условно неопровержимые фундаментальные допущения программы) и «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез (он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» от опровержений). Преодолев ряд недостатков, присущих концепциям развития знания Поппера и Куна, Лакатос вместе с тем не смог согласовывать логико-нормативный характер своей концепции с реальной сложностью и многообразием процессов изменения и развития научного знания. Основные произведения: «Доказательства и опровержения», «История науки и ее рациональные реконструкции» и др.

Кун Т. (1922-1996) - американский философ и историк науки, один из лидеров постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально-логических структур научных теорий, Кун один из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Анализируя историю науки, Кун вводит понятие «парадигма» и говорит о возможности выделения стадий развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Основные произведения: «Коперниковская революция», «Структура научных революций» и др.

Кассирер Э. (1874-1945) - немецкий философ и культуролог. Он занимался исследованием истории философских проблем. Рядом с чистым знанием научного мышления, с тем миром, в котором предметное растворяется в отношениях, Кассирер поместил мир языкового мистически-религиозного мышления и художественного созерцания. Он выступал в защиту теории относительности Эйнштейна и считал, что в истории науки и в истории философии имеет место развитие от наглядного предметного мышления к отвлеченному, в котором на первый план выступает функция и отношение. От проблематики, связанной с философским исследованием научного познания, он перешел к рефлексии над проблемами культуры. Ключ к пониманию культуры видел в символе. Основные работы: «Система Лейбница в её научных основаниях», «Понятие субстанции и функции», «Познание и действительность».

Виндельбанд В. (1848-1915) – немецкий философ, один из классиков историко-философской науки, основатель Баденской школы неокантианства. Заслугой Виндельбанда является попытка дать новое освещение и разрешение основным проблемам философии, и прежде всего, проблеме ее предмета. Проблему разъединенности мира сущего (природы) и мира должного (ценностей) он провозглашает неразрешимой проблемой философии. Большое место в его творчестве занимала также проблема метода исторической науки. Значителен вклад Виндельбанда в историко-философскую науку. Его «История древней философии» и «История новой философии» и сегодня сохраняют свою ценность.

Дильтей В. (1833-1911) – немецкий философ, психолог и историк культуры. Философские взгляды Дильтея формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать на область общеисторического знания. Дильтея–мыслителя условно можно представить в двух ипостасях: как психолога и как творца герменевтического метода. Он вместе с Гуссерлем является создателем мощной оригинальной традиции в философии 20 века. В качестве объекта изучения Дильтея выступает духовный мир человека как ряд взаимосвязанных между собой форм сознания – религии, искусства, философского знания и т.д., в которых объектировался творческий дух предшествующих эпох. Основные произведения: «Введение в науки о духе. Критика исторического разума», «Описательная психология», «Возникновение герменевтики».

Шелер М. (1874-1928) - немецкий философ. Шелер перенес феноменологический метод Гуссерля в сферу этики, философии, культуры и религии, изображая нравственные ценности неизменными «сущностями». Основное внимание Шелер в своих исследованиях уделял сфере чувств и «социологии знания» в самом широком смысле, в которой он различал ряд типов религиозного, метафического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению к Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически–государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, считал он, противостоят объективные, не созданные человеком, предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами. Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему, наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически – персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в т.ч. антропологию. От своей феноменологически–онтологической точки зрения он полностью отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии и проблемы теогонии. Шелер оказал большое влияние на последующее развитие идеалистической философии, став связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом. Основные работы: «О вечном в человеке», «Формализм в этике и материальная этика ценностей», «Сущность и формы симпатии», «Формы знания и общество», «Место человека в космосе».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 986 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...