Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 33 страница



ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джнанам адвайам

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате

Верховная Истина познается в трех аспектах: как имперсональный

Брахман, как локализованная Параматма и, наконец, как Верховная Личность Бога.

То есть, на последней ступени познания Абсолютной Истины человек приходит к

Верховной Личности Бога. Обычный человек, или даже освобожденный человек,

осознавший имперсонального Брахмана или локализованную Параматму, не

обязательно осознает Личность Бога. Поэтому такие люди могут стараться понять

Верховную Личность из стихов “Бхагавад-гиты”, поведанных Самой этой личностью,

Кришной. Иногда имперсоналисты принимают Кришну как Бхагавана или принимают Его

авторитет, однако многие, достигшие освобождения, не могут понять Кришну как

Пурушоттаму, Верховную Личность. Поэтому Арджуна, обращаясь к Нему, называет

Его Пурушоттамой. И все же человек может не понимать, что Кришна - отец

всех живых существ. Поэтому Арджуна называет Его Бхута-бхаваной. Но и если

человек приходит к осознанию Кришны как отца всех живых существ, он может все же

не понимать, что Кришна есть Тот, кто всем управляет поэтому Абсолютная Истина

называет Его Бхутешей - верховным правителем всего и всех. И даже

человек, знающий Кришну как верховного правителя всех живых существ, может не

осознавать, что Он является источником всех полубогов, поэтому здесь к Нему

обращаются, как к Девадеве, самому почитаемому Богу всех полубогов. Но даже

тому, кто знает Его как почитаемого Бога всех полубогов, может быть неизвестно,

что Он - верховный владыка всего, поэтому Его называют Джагатпати. Таким

образом, Арджуна устанавливает в этом стихе истину о Кришне, с помощью своего

осознания, и нам нужно следовать по его стопам, чтобы воистину понять Кришну.

вактум архасй ашешена дивйа хй атма-вибхутайах

йабхир вибхутибхир локан имамс твам вйапйа тиштхаси

вактум - сказать; архаси - Ты заслуживаешь;

ашешена - подробно; дивйах - божественный; хи - атма - Твои

собственные; вибхутайах - качества; йабхих - которыми;

вибхутибхих - качествами; локан - все планеты; иман - эти;

твам - Ты; вйапйа - проникающий; тиштхаси - остаешься.

Пожалуйста, расскажи мне подробно о Твоих божественных

качествах, благодаря которым Ты пронизываешь все эти миры.

КОММЕНТАРИЙ: Из этого стиха явствует, что Арджуна уже удовлетворен

своим пониманием Верховного Господа Кришны. Милостью Кришны Арджуна обладает

опытом, разумом, знанием и всем, что только может иметь человек, благодаря этим

качествам, и он осознал Кришну как Верховную Личность Бога. Для Арджуны не

существует сомнений, но, несмотря на это, он просит Кришну объяснить Его

всепроникающую природу. Обычные люди, и в особенности имперсоналисты,

интересуются главным образом всепроникающей природой Всевышнего. Поэтому

Арджуна спрашивает Кришну, как Он существует в Его всепроникающем аспекте

посредством Его разнообразных энергий. Разумеется, Арджуна спрашивает об этом в

интересах обыкновенных людей.

катхам видйам ахам йогимс твам сада паричинтайан

кешу кешу ча бхавешу чинтйо 'си бхагаван майа

катхам - как; видйам ахам - я узнаю; йогин - о

высший мистик; твам - Ты; сада - всегда; паричинтайан - думающий;

кешу - в каких; кешу - в каких; ча - также;

бхавешу - качествах; чинтйах аси - Тебя помнят; бхагаван - о

Всевышний; майа - мной.

О Кришна, о высший мистик, как мне постоянно думать о Тебе, и

как мне узнать Тебя? В какой из различных Твоих форм мне помнить Тебя, о

Верховная Личность Бога?

КОММЕНТАРИЙ: Как говорилось в предыдущей главе, Верховная Личность

Бога сокрыта Своей йога-майей. Только те, кто душой предались Ему, и

преданные могут видеть Его. Теперь Арджуна не сомневается, что его друг Кришна

есть Верховная Личность Бога, но он хочет узнать, каким образом обычный человек

может понять всепроникающего Господа. Обыкновенные люди, включая демонов и

атеистов, не в силах познать Кришну, потому что Он сокрыт Своей энергией,

называемой йога-майей. Опять-таки ради их блага Арджуна задает эти вопросы.

Чистый преданный заботится не только о своем собственном понимании, но также и

о том, как наделить знанием все человечество. Поскольку

Арджуна - вайшнав, преданный, он в своем милосердии открывает простому

человеку путь к пониманию того, что касается всепроникающего аспекта Верховного

Господа. Он особо обращается к Кришне, называя Его йогин, поскольку Шри

Кришна - повелитель энергии йога-майи, которая то скрывает Его от

обычного человека, то открывает. Обычный человек, не чувствующий любви к Кришне,

не в состоянии постоянно думать о Нем, поэтому он вынужден мыслить на

материалистическом уровне. Арджуна принимает во внимание образ мышления

материалистов этого мира. Слова кешу кешу ча бхавешу относятся к материальной

природе (слово бхава означает “физическое”). Поскольку материалисты не могут

осознать Кришну на духовном уровне, им дается совет концентрировать свой ум на

физических вещах и стараться увидеть физические проявления Кришны.

вистаренатмано йогамвибхутим ча джанардана

бхуйах катхайа триптир хи шринвато насти ме 'мритам

вистарена - в деталях; атманах - Твою;

йогам - мистическая власть; вибхутим - замечательные качества;

ча - также; джана-ардана - о покоритель атеистов; бхуйах - вновь;

катхайа - опиши; триптих - удовлетворение; хи - непременно;

шринватах - слушая; на асти - не существует; ме - мой;

амритам - нектар.

О Джанардана, говори мне снова о мистической силе Твоих

божественных качеств. Я никогда не устаю слушать о Тебе, и чем больше я слышу,

тем больше я жажду вкушать нектар Твоих слов”.

КОММЕНТАРИЙ: Подобным же образом обратились к Суте Госвами риши

из Наимишаранйи, возглавляемые Шаунакой. Они сказали:

вайам ту на витрипйама уттама-шлока-викраме

йач чхринватам раса-джнанамсваду сваду паде паде

“Можно постоянно слушать о трансцендентных играх и развлечениях

Кришны, прославляемого в ведических гимнах, и не пресытиться этим. Те, кто

находятся в трансцендентных отношениях с Кришной, все время наслаждаются

описанием игр и развлечений Господа” (Бхаг., 1.1.19). Итак, Арджуна стремится

слушать о Кришне, в особенности о том, каким образом Он остается всепроникающим

Верховным Господом.

Что касается амритам, нектара, то любой рассказ или

высказывание, имеющие отношение к Кришне, подобны нектару. И это можно постичь

на практике. Современные рассказы, повести и романы отличается от описания

трансцендентных игр Господа тем, что они надоедают человеку, тогда как никто

никогда не устает слушать о Кришне. По этой причине история всей вселенной

изобилует описанием игр и развлечений различных аватар Господа. Например,

“Пураны” - это истории прошедших веков, рассказывающие об играх и

развлечениях воплощений Господа, и несмотря на многократное чтение их, они

никогда не стареют.

шри-бхагаван увача

ханта те катхайишйами дивйа хй атма-вибхутайах

прадханйатах куру-шрештха настй анто вистарасйа ме

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал;

ханта - да; те - тебе; катхайишйами - Я буду говорить;

дивйах - божественный; хи - непременно; атма-вибхутайах - личные

качества; прадханйатах - которые являются основными; куру-шрештха - о

лучший из Куру; на асти - не существует; антах - предела;

вистарасйа - в степени; ме - Мне.

Верховная Личность Бога сказал: “Да, Я поведаю тебе о Своих

блистательных проявлениях, о Арджуна, но не о всех, а лишь о главных, ибо Мое

могущество беспредельно.

КОММЕНТАРИЙ: Непостижимы величие и великолепие Кришны. Чувства

индивидуальной души несовершенны и не позволяют ей понять всеобъемлющий

характер действий Кришны. Все же преданные стараются понять Кришну, но они не

исходят из стремления полностью осознать Его в какой-то определенный момент или

на каком-то этапе жизни. Скорее, темы, касающиеся Кришны, столь привлекательны

сами по себе, что преданные наслаждаются ими, как нектаром. Беседуя о

божественных качествах Кришны и Его различных энергиях, чистые преданные

получают от этого трансцендентное наслаждение. Поэтому они хотят слушать о них

и обсуждать их. Кришна знает, что живые существа не осознают предела Его

могущества, и, исходя из этого, Он соглашается изложить только основные

проявления Своих разнообразных энергий. Слово прадханйатах (основной)

употреблено здесь, чтобы подчеркнуть, что мы можем понять только несколько

основных черт Верховного Господа, поскольку Его свойства безграничны, и

осознать их все невозможно. А слово вибхути, использованное в этом стихе,

относится к Его качествам, посредством которых Он управляет всем проявлением в

целом. В словаре “Амара-коша” говорится, что вибхути означает

“исключительное великолепие”.

Имперсоналисты и пантеисты не могут понять ни исключительного

великолепия Верховного Господа, ни проявлений Его божественной энергии. Как в

материальном, так и в духовном мирах Его энергии распределены по всем

многообразным формам проявления. Кришна излагает здесь то, что может быть

непосредственно воспринято обыкновенным человеком; итак, далее следует описание

некоторой части Его многообразной энергии.

ахам атма гудакеша сарва-бхуташайа-стхитах

ахам адишча мадхйам ча бхутанам анта эва ча

ахам - Я; атма - душа; гудакеша - о Арджуна;

сарва-бхута - всех живых существ; ашайа-стхитах - расположенная в

сердце; ахам - Я есть; адих - источник; ча - также;

мадхйам - середина; ча - также; бхутанам - всех живых существ;

антах - конец; эва - непременно; ча - и.

Я есть Параматма, о Арджуна, пребывающая в сердцах всех живых

существ, Я - их начало, середина и конец.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе Кришна обращается к Арджуне, называя его

Гудакеша, что означает “победивший тьму сна”. Тем, кто спит во тьме невежества,

невозможно понять, каким образом Верховный Господь проявляет Себя в

материальном и духовном мирах. Поэтому такое обращение Кришны к Арджуне имеет

большое значение. Так как Арджуна преодолел тьму невежества, Личность Бога

соглашается описать Свои разнообразные божественные качества.

Сначала Кришна сообщает Арджуне, что Он, через Свою первичную

экспансию, является душой всего космического проявления. Перед сотворением

материального мира Верховный Господь, посредством Своей полной экспансии,

принимает форму воплощений пуруши, и от Него все берет начало. Поэтому Он

есть атма, душа махат-таттвы, элементов вселенной. Материальная энергия не

является причиной творения; Маха-Вишну входит в нее и оживляет ее.

Он - душа всей материальной энергии. Когда Маха-Вишну входит во

вселенные, Он проявляет Себя как Параматма в каждом существе. Мы убеждаемся на

опыте, что тело любого живого создания существует благодаря присутствию в нем

духовной искорки. Без существования духовной искорки тело не может развиваться.

Так же и материальное проявление не способно развиваться, пока Параматма,

Кришна, не войдет в нее. В “Субале-упанишад” говорится:

пракритй-ади-сарва-бхутантар-йами сарва-шеши ча нарайанах - “Верховная

Личность Бога существует в форме Параматмы во всех проявленных вселенных”.

В “Шримад-Бхагаватам” дается описание трех пуруша-аватар.

Также они описываются в “Сатвата-тантре”: Вишнос ту трини рупани пурушакхйанй

атхо видух - “Верховная Личность Бога в этом материальном мире

проявляется в трех аспектах: как Каранодакашайи Вишну, Гарбоходакашайи Вишну и

Кширодакашайи Вишну”. Маха-Вишну, или Каранодакашайи Вишну, описывается в

“Брахма-самхите” (5.47): Йах каранарнава-джале бхаджати сма

йога-нидрам - “Верховный Господь Кришна, причина всех причин, возлежит в

космическом океане как Маха-Вишну”. То есть, Верховная Личность Бога дает

начало этой вселенной, поддерживает вселенские проявления и кладет им конец.

адитйанам ахам вишнур джйотишам равир амшуман

маричир марутам асми накшатранам ахам шаши

адитйанам - Адитьев; ахам - Я есть;

вишнух - Всевышний; джйотишам - всех светил; равих - солнце;

амшу-ман - лучезарное; маричих - Маричи; марутам - Марутов;

асми - Я есть; накшатранам - звезд; ахам - Я есть;

шаши - луна.

Из Адитий Я - Вишну, из светил Я - лучезарное

солнце, из Марутов Я - Маричи, и среди звезд Я - луна.

КОММЕНТАРИЙ: Существует двенадцать Адитий, главным из которых

является Кришна. Солнце - главное из всех светил, сияющих в небе, и в

“Брахма-самхите” оно называется сияющим глазом Верховного Господа. Существует

пятьдесят разновидностей ветров, дующих в небесах, и среди них главное

божество, Маричи, представляет Кришну.

Луна наиболее выделяется ночью среди всех звезд, и поэтому она

представляет Кришну. Из этого стиха можно понять, что луна является одной из

звезд то есть звезды, мерцающие в небе, также отражают свет солнца. Теория о

том, что во вселенной есть много солнц, не принимается в ведической литературе.

Солнце одно, а луна и звезды светятся как отражение солнца. Поскольку

“Бхагавад-гита” указывает, здесь, что луна есть одна из звезд, мерцающие звезды

также не являются солнцами, но подобны луне.

веданам сама-ведо 'сми деванам асми васавах

индрийанам манашчасми бхутанам асми четана

веданам - всех Вед; сама-ведах - Сама Веда;

асми - Я есть; деванам - всех полубогов; асми - Я есть;

васавах - небесный царь; индрийанам - всех чувств; манах - ум;

ча - также; асми - Я есть; бхутанам - всех живых существ;

асми - Я есть; четана - живая сила.

Из Вед Я - “Сама-веда”, из полубогов Я - Индра,

царь небес, из чувств Я - ум, и в живых существах Я - жизненная

сила (сознание).

КОММЕНТАРИЙ: Разница между материей и духом состоит в том, что у

материи нет сознания, как у живого существа; сознание есть нечто высшее и

вечное. Сознание не создается взаимодействием материальных элементов.

рудранам шанкарашчасми виттешо йакша-ракшасам

васунам павакашчасми мерух шикхаринам ахам

рудранам - из всех Рудр; шанкарах - Господь Шива;

ча - также; асми - Я есть; витта-ишах - властитель сокровищ

полубогов; йакша-ракшасам - из Йакш и Ракшасов; васунам - из Васу;

паваках - огонь; ча - также; асми - Я есть; мерух - Меру;

шикхаринам - из всех гор; ахам - Я есть.

Из всех Рудр Я - Господь Шива, из Якш и Ракш

Я - властитель сокровищ (Кувера), из Васу Я - огонь (Агни), и из

гор Я - Меру.

КОММЕНТАРИЙ: Существует одиннадцать Рудр, главный из

которых - Шанкара, Господь Шива. Он является воплощением Верховного

Господа, управляющим во вселенной гуной невежества. Среди Йакшасов и Ракшасов

Кувера - главный хранитель сокровищ, и он представляет Верховного

Господа. Меру - гора, знаменитая своими природными богатствами.

пуродхасам ча мукхйам мамвиддхи партха брихаспатим

сенанинам ахам скандах сарасам асми сагарах

пуродхасам - из всех жрецов; ча - также;

мукхйам - главный; мам - Меня; виддхи - пойми; партха - о сын

Притхи; брихаспатим - Брихаспати; сенанинам - из всех полководцев;

ахам - Я есть; скандах - Картикейа; сарасам - из всех водоемов;

асми - Я есть; сагарах - океан.

Знай, о Арджуна, что из жрецов Я - главный, Брихаспати.

Из полководцев Я - Картикейа, и из водоемов Я - океан.

КОММЕНТАРИЙ: Индра - глава полубогов райских планет, а

также, как известно, царь небес. Планета, на которой он царствует, называется

Индралока. Брихаспати - жрец Индры, и поскольку Индра - главный из

всех царей, Брихаспати - главный из всех жрецов. Как Индра - главный

из всех правителей, так же и Сканда, или Картикейа, сын Парвати и Господа

Шивы - главный из всех полководцев. А из всех водных просторов океан

является величайшим. Эти проявления Кришны дают только отдаленное представление

о Его величии.

махаршинам бхригур ахамгирам асмй экам акшарам

йаджнанам джапа-йаджно 'сми стхаваранам хималайах

маха-ришинам - среди великих мудрецов; бхригух - Бхригу;

ахам - Я есть; гирам - из вибраций; асми - Я есть; экам

акшарам - пранава; йаджнанам - из жертвоприношений;

джапа-йаджнах - воспевание; асми - Я есть; стхаваранам - из

неподвижных вещей; хималайах - горы Гималаи.

Среди великих мудрецов Я - Бхригу, из вибраций

Я - трансцендентный слог ом, из жертвоприношений Я - воспевание

святых имен (джапа), и из неподвижного Я - Гималаи.

КОММЕНТАРИЙ: Брахма - первое живое существо во вселенной,

сотворил несколько сыновей с целью воспроизводства различных форм жизни. Среди

этих сыновей Бхригу - величайший мудрец. Из всех трансцендентных вибраций

ом (омкара) представляет Всевышнего. Из всех жертвоприношений пение

маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе

Рама, Рама Рама, Харе Харе - наиболее чистое представление Кришны. Иногда

рекомендуется жертвоприношение животных, но в пении маха-мантры нет никакого

насилия. Это самый простой и самый чистый метод. Что ни есть возвышенного в

мирах, все является отражением Кришны. Поэтому Гималаи, как величайшие горы в

мире, также представляют Его. В предыдущем стихе упоминалась гора Меру, но Меру

иногда движется, в то время, как Гималаи всегда неподвижны. Таким образом,

Гималаи превосходят Меру.

ашваттхах сарва-врикшанамдеваршинам ча нарадах

гандхарванам читраратхах сиддханам капило муних

ашваттхах - дерево баньян (индийская смоковница);

сарва-врикшанам - из всех деревьев; дева-ришинам - из всех мудрецов среди

полубогов; ча - и; нарадах - Нарада; гандхарванам - из жителей

планеты Гандхарвов; читраратхах - Читраратха; сиддханам - из всех тех,

кто достиг совершенства; капилах муних - Капила Муни.

Среди деревьев Я - дерево банйан, и из мудрецов среди

полубогов Я - Нарада. Из Гандхарв Я - Читраратха, среди существ,

достигших совершенства, Я - мудрец Капила.

КОММЕНТАРИЙ: Дерево баньян (ашваттха) - одно из самых

высоких и красивых деревьев в Индии; люди часто поклоняются ему, сделав это

одним из своих ежедневных утренних ритуалов. Среди полубогов они поклоняются

Нараде, который считается величайшим преданным во вселенной. Таким образом,

он - представитель Кришны в лице преданного. Планета Гандхарвов населена

прекрасными певцами, и лучший среди них - Читраратха. Среди совершенных

живых существ Капила, сын Девахути, представляет Кришну. Он считается

воплощением Кришны, и Его философия упоминается в “Шримад-Бхагаватам”. Позднее

приобрел известность другой Капила, но его философия была атеистического

направления, и между ними нет никакой связи.

уччаихшравасам ашванамвиддхи мам амритодбхавам

аираватам гаджендранамнаранам ча нарадхипам

уччаихшравасам - Уччаихшрава; ашванам - из коней;

виддхи - знай; мам - Меня; амрита-удбхавам - произошедшего из

пенящегося океана; аираватам - Аиравата; гаджа-индранам - из

великовепных слонов; наранам - среди людей; ча - и;

нара-адхипам - царя.

Знай, что из коней Я - Уччаихшрава, произошедший из

нектара бессмертия. Из благородных слонов Я - Аиравата, и среди людей

Я - царь.

КОММЕНТАРИЙ: Преданные Господу полубоги и демоны (асуры) однажды

вспенивали океан. Из этого вспенивания были сотворены нектар и яд, и Господь

Шива выпил яд. Из нектара же возникло множество существ, среди которых был конь

по имени Уччаихшрава. Другим животным, происшедшим из нектара, был слон по

имени Аиравата. Так как оба этих животных созданы из нектара, они имеют особое

значение и являются представителями Кришны.

Среди людей представитель Кришны - царь, и поскольку Кришна

поддерживает всю вселенную, цари, назначаемые согласно их праведности,

поддерживают миропорядок в своих царствах. Такие цари, как Махараджа

Йудхиштхира, Махараджа Парикшит и Господь Рама были праведными правителями,

всегда заботившимися о благополучии своих подданных. В ведической литературе

царь считается представителем Бога. Однако в этой юге, в связи с утратой

религиозных принципов, монархия пришла в упадок, и в конце концов была

упразднена. Необходимо понимать, что в прошлом, тем не менее, люди были более

счастливы под управлением праведных царей.

айудханам ахам ваджрамдхенунам асми камадхук

праджанашчасми кандарпах сарпанам асми васуких

айудханам - из всего оружия; ахам - Я есть;

ваджрам - молния; дхенунам - из коров; асми - Я есть;

кама-дхук - коровы сурабхи; праджанах - причина зачатия детей;

ча - и; асми - Я есть; кандарпах - Купидон; сарпанам - из змей;

асми - Я есть; васуких - Васуки.

Из оружия Я - удар молнии, среди коров

Я - сурабхи, из причин порождения потомства Я - Кандарпа, бог

любви, и из змей Я - Васуки.

КОММЕНТАРИЙ: Удар молнии, действительно мощное оружие,

представляет могущество Кришны. На Кришналоке, в духовной обители, обитают

коровы, которых можно доить в любое время, и они дают столько молока, сколько

требуется. Конечно, таких коров не существует в материальном мире, но о них

упоминается при описании Кришналоки. Господь содержит множество таких коров,

называемых сурабхи, и сам пасет их. Кандарпа есть стремление к половым

отношениям, дабы зачать достойное потомство, поэтому Кандарпа является

представителем Кришны. Иногда в половые отношения вступают только ради

чувственного наслаждения, и это не есть Кандарпа. Только половые отношения ради

рождения хороших детей называются Кандарпой и представляют Кришну.

ананташчасми наганамваруно йадасам ахам

питgнам арйама часми йамах самйаматам ахам

анантах - Ананта; ча - также; асми - Я есть;

наганам - из всех многоголовых змеев; варунах - полубог, управляющий

водой; йадасам - из всех обитателей вод; ахам - Я есть;

питgнам - предков; арйама - Арйама; ча - также; асми - Я есть;

йамах - правитель смерти; самйаматам - из всех регулирующих;

ахам - Я есть.

Из многоглавых Нагов Я - Ананта, и среди обитателей вод

Я - полубог Варуна. Из ушедших предков Я - Арйама, и среди

свершающих правосудие Я - Йама, бог смерти.

КОММЕНТАРИЙ: Из многоглавых змеев Нагов Ананта - величайший,

как и Варуна - величайший среди обитателей вод. Оба они представляют

Кришну. Существует также планета Питов, предков, управляемая Арйамой,

представляющим Кришну. Есть много живых существ, призванных карать злодеев, и

главный среди них - Йама. Йама обитает на планете, находящейся рядом с

Землей, и после смерти большие грешники попадают туда, а у Йамы существуют

различные виды наказаний для них.

прахладашчасми даитйанамкалах калайатам ахам

мриганам ча мригендро 'хамваинатейашча пакшинам

прахладах - Прахлада; ча - также; асми - Я есть;

даитйанам - демонов; калах - время; калайатам - из покровителей;

ахам - Я есть; мриганам - из животных; ча - и;

мрига-индрах - лев; ахам - Я есть; ваинатейах - Гаруда;

ча - также; пакшинам - из птиц.

Среди демонов Даитий Я - преданный Прахлада, среди

поработителей Я - время; среди зверей Я - лев, среди птиц

Я - Гаруда.

ПУРПОРТ = КОММЕНТАРИЙ: Дити и Адити - сестры. Сыновей Адити зовут

Адитйи, а сыновей Дити - Даитйи. Все Адитйи - преданные Господа, а

все Даитйи - атеисты. Хотя Прахлада родился в семье Даитий, он с детства

был великим преданным. Благодаря своему преданному служению и благочестивой

натуре, он считается представителем Кришны.

Существует много принципов, которым необходимо подчиняться, но

время старит все в материальной вселенной, и таким образом представляет Кришну.

Из всех животных лев - самый сильный и свирепый, а из миллионов

разновидностей птиц Гаруда, носящий Господа Вишну - величайшая птица.

паванах паватам асми рамах шастра-бхритам ахам

джхашанам макарашчасми сротасам асми джахнави

паванах - ветер; паватам - из всего, что очищает;

асми - Я есть; рамах - Рама; шастра-бхритам - из носителей оружия;

ахам - Я есть; джхашанам - из всех рыб; макарах - акула;

ча - также; асми - Я есть; сротасам - из текущих рек; асми - Я

есть; джахнави - река Ганга.

Из очищающих Я - ветер, из носящих оружие

Я - Рама, среди рыб Я - акула, а среди рек - Ганга.

КОММЕНТАРИЙ: Из всех обитателей вод акула - одна из самых

крупных и, несомненно, наиболее опасных для человека. Таким образом, она

представляет Кришну.

сарганам адир анташча мадхйам чаивахам арджуна

адхйатма-видйа видйанамвадах правадатам ахам

сарганам - из всех созданий; адих - начало;

антах - конец; ча - и; мадхйам - середина; ча - также;

эва - непременно; ахам - Я есть; арджуна - о Арджуна;

адхйатма-видйа - духовное знание; видйанам - из всего образования;

вадах - естественное заключение; правадатам - доказательств;

ахам - Я есть.

Я - начало, конец и середина всех творений, о Арджуна.

Из всех видов знания Я - возвышенная наука о душе, среди логиков

Я - окончательная истина.

КОММЕНТАРИЙ: При творении проявлений сначала создаются все

материальные элементы. Как уже объяснялось выше, космическое проявление

творится и поддерживается Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи

Вишну и затем уничтожается Господом Шивой. Брахма является вторичным

создателем. Все эти действующие силы творения, поддержания и уничтожения

являются различными воплощениями материальных качеств Верховного Господа.

Следовательно, Он - начало, середина и конец всего творения.

Для того, чтобы углубить и расширить свое образование, имеется

множество литературных источников, таких, как четыре Веды, шесть дополнений к

ним, “Веданта-сутра”, книги по логике, книги по религии и “Пураны”. То есть в

целом имеется четырнадцать подразделений книг для повышения образования. Среди

них та, что дает адхйатма-видйа, духовное знание - а именно

“Веданта-сутра” - представляет Кришну.

У логиков имеются различные виды аргументов. Подкрепление

какого-либо аргумента доказательством, которое подтверждает также аргумент

противника, называется джалпа. Попытки просто опрокинуть аргументы противника

именуются витанда. Но окончательный вывод называется вада. Так,

заключительная истина есть Кришна.

акшаранам а-каро 'сми двандвах самасикасйа ча

ахам эвакшайах кало дхатахам вишвато-мукхах

акшаранам - из букв; а-карах - первая буква;

асми - Я есть; двандвах - двойственный; самасикасйа - из составных;

ча - и; ахам - Я есть; эва - непременно; акшайах - вечный;

калах - время; дхата - создатель; ахам - Я есть;





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.047 с)...