Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 28 страница



йатха тарор мула-нишечанена

трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах

пранопахарач ча йатхендрийанам

татхаива сарварханам ачйутеджйа

“Вода, оросившая корень дерева, благотворно действут на ветви и

листья этого дерева; пища, попавшая в желудок, вызывает удовлетворение чувств

во всем теле, и точно так же трансцендентное служение Верховному Господу

приводит к тому, что все полубоги и все живые существа оказываются довольны”.

Поэтому, прочитав “Бхагавад-гиту”, нужно сразу же прийти к соответствующему

заключению: отказаться от всех других занятий и обратиться к служению Господу

Кришне, Верховной Личности Бога. Убежденность в такой жизненной философии и есть

вера.

Становление же этой веры и есть процесс сознания Кришны.

Существует три разряда людей, осознающих Кришну. К третьему разряду относятся

те, у кого нет веры. Даже если они формально заняты в служении Господу, они все

равно не смогут достичь высшей стадии совершенства. Скорее всего они

соскользнут с этого пути через некоторое время. Они, может быть, и начинают

служить Кришне, но из-за того, что у них нет полной убежденности и веры, им

очень трудно оставаться в сознании Кришны. В нашей миссионерской деятельности мы

встречаемся с такими случаями, когда люди приходят в сознание Кришны, имея

какие-то скрытые мотивы, но как только они улучшат свое материальное положение,

они отказываются от служения Господу и опять возвращаются к старому. Только

благодаря вере человек может развивать свое сознание Кришны. Что касается

развития веры, то тот, кто хорошо знает литературу, посвященную преданному

служению, и достиг стадии непоколебимой веры, относится к первому классу

обладающих сознанием Кришны. Ко второму же классу относятся те, кто не очень

хорошо разбираются в священных писаниях, но кто сами по себе имеют твердую веру

в то, что кришна-бхакти, или служение Кришне, является наилучшим путем, и с

искренностью вступили на него. Поэтому они стоят выше людей третьего класса,

которые не обладают совершенным знанием писаний и твердой верой, но благодаря

общению с преданными и по простоте душевной пытаются следовать по пути

преданного служения. Люди этого класса подвержены падению, в отличие от

верующих второго и, в особенности, первого класса. Принадлежащие к первому

классу непременно достигут ступени совершенства в конце пути. Что касается

людей, обладающих сознанием Кришны третьего класса, то они, несмотря на веру в

то, что преданное служение Кришне есть благо, еще не обладают подлинным знанием

о Кришне, которое можно получить из таких источников, как “Шримад-Бхагаватам” и

“Бхагавад-гита”. Иной раз эти люди проявляют склонность к карма-йоге и

джнана-йоге, а иногда еще они впадают в тоску и беспокойство, но однако,

когда увлечение карма-йогой и джнана-йогой проходит, они становятся

преданными первого или второго классов. Вера в Кришну также подразделяется на

три уровня, которые описаны в “Шримад-Бхагаватам” (книга 11): привязанность

первого порядка, второго и третьего. Но те, у кого нет веры даже после того,

как они услышали о Кришне и о совершенстве преданного служения, кто думают, что

это всего лишь хвалебные речи, находят этот путь очень трудным, даже если они

внешне и заняты преданным служением. У них мало надежды достичь совершенства.

Таким образом, вера очень важна для преданного служения Господу.

майа татам идам сарвамджагад авйакта-муртина

мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах

майа - Мной; татам - проникнутый; идам - это;

сарвам - все; джагат - космическое проявление;

авйакта-муртина - непроявленной формой; мат-стхани - во Мне;

сарва-бхутани - все живые существа; на - нет; ча - также;

ахам - Я; тешу - в них; авастхитах - расположен.

Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта

вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я - не в них.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога непостижима посредством

грубых материальных чувств. В “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.234) говорится:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234)

“Имя, слава, игры и развлечения и прочее, связанное с Господом Шри

Кришной, невозможно понять с помощью материальных чувств. Это открывается только

тому, кто занят преданным служением под соответствующим руководством. В

“Брахма-самхите” (5.38) говорится: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хридайешу вилокайанти - “Если развить в себе чувства

трансцендентной любви к Господу, то Верховного Господа Говинду можно постоянно

видеть как внутри себя, так и вне себя”. То есть для общей массы людей Он

невидим. Здесь говорится, что Его нельзя воспринять посредством материальных

чувств, несмотря на то, что Он - всепроникающий и вездесущий. И все-таки,

хотя мы и не можем видеть Его, все пребывает в Нем. Как мы уже знаем из седьмой

главы, все материальное космическое проявление представляет собой лишь

сочетание двух Его энергий - высшей, духовной, и низшей, материальной.

Подобно солнечному свету, распространяющемуся по всей вселенной, энергия

Господа распространяется по всему творению, и весь мир пребывает в этой

энергии.

Однако не следует делать вывод, что из-за вездесущности Господь

потерял Свое личностное существование. Чтобы опровергнуть это мнение, Господь

говорит: “Я пребываю везде, и все пребывает во Мне. Но все же Я стою в

отдалении”. Так, например, царь возглавляет правительство, которое представляет

собой проявление его энергии. Различные правительственные учреждения являются

всего лишь энергиями царя, и каждое из них поддерживается могуществом царя. Тем

не менее, нельзя ожидать, чтобы царь лично присутствовал в каждом учреждении.

Это грубый пример. Подобным же образом, все проявления, которые мы видим, и

все, что существует как в материальном, так и в духовном мире, основано на

энергии Верховной Личности Бога. Творение имеет место благодаря распространению

различных Его энергий, и, как утверждается в “Бхагавад-гите”: виштабхйахам

идам критснам - “Он присутствует повсюду через Свое личностное

проявление, распространение Своих разнообразных энергий.

на ча мат-стхани бхутани пашйа ме йогам аишварам

бхута-бхрин на ча бхута-стхо маматма бхута-бхаванах

на - никогда; ча - также;

мат-стхани - расположенный во Мне; бхутани - все творение;

пашйа - только увидь; ме - Мою; йогам аишварам - непостижимую

мистическую силу; бхута-бхрит - Тот, кто поддерживает все живые существа;

на - никогда; ча - также; бхута-стхах - в космическом проявлении;

мама - Моя; атма - Сущность; бхута-бхаванах - источник всего

проявления.

Однако все сотворенное не покоится во Мне. Узри Мое

мистическое могущество! Хотя Я и поддерживаю все живые существа, и хотя Я

нахожусь повсюду, Я не есть часть этого космического проявления, поскольку Я

Сам - источник творения.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит, что все покоится на Нем (мат-стхани

сарва-бхутани). Не следует понимать это ошибочно. Господь не связан

непосредственным образом с поддержанием этого материального проявления. Иногда

нам встречается изображение Атласа, который держит земной шар на своих плечах.

Он выглядит весьма усталым от того, что держит такую огромную планету. Этот

образ нельзя сравнивать с тем, как Кришна поддерживает сотворенную Им вселенную.

Он говорит, что хотя все покоится на Нем, все же Он стоит в отдалении.

Планетарные системы плавают в пространстве, и это пространство - энергия

Верховного Господа. Но Он отличен от пространства. Его положение иное. Поэтому

Господь говорит: “Хотя они располагаются на Моей непостижимой энергии, Я,

будучи Верховной Личностью Бога, стою в стороне от них”. В

этом - непостижимое могущество Господа.

В ведическом словаре “Нирукти” говорится: йуджйате 'нена

дургхатешу карйешу - “Верховный Господь предается непостижимо чудесным

играм и развлечениям, проявляя Свои энергии”. Он обладает различными

могущественными энергиями, и решение, которое Он принимает, есть свершившийся

факт. Именно так следует понимать Верховную Личность Бога. Мы можем захотеть

что-то сделать, но к этому возникает так много препятствий, что иногда

невозможно сделать так, как мы хотим. Но когда Кришна хочет что-либо сделать, то

под воздействием лишь Его воли все происходит самым совершенным образом, и

никто не может понять, как это осуществляется. Господь объясняет этот факт

следующим образом: хотя Он и поддерживает все материальное проявление, Он Сам

не касается его. Все творится, все поддерживается, все сохраняется и все

уничтожается просто благодаря Его высшей воле. Нет различия между Его разумом и

Им Самим (в отличие от нас и нашего материального ума), потому что

Он - абсолютный дух. Одновременно Господь присутствует во всем, но

обыкновенный человек не в состоянии понять Его присутствия еще и как личности.

Он отличен от этого материального проявления, и тем не менее, все держится на

Нем. Это объясняется здесь как йогам айшварам, мистическая сила Верховной

Личности Бога.

йатхакаша-стхито нитйамвайух сарватра-го махан

татха сарвани бхутани мат-стханитй упадхарайа

йатха - совсем как; акаша-стхитах - расположенный в

небе; нитйам - всегда; вайух - ветер; сарватра-гах - дуя везде;

махан - великий; татха - подобно; сарвани бхутани - все созданные

существа; мат-стхани - расположенные во Мне; ити - таким образом;

упадхарайа - попытайся понять.

Пойми, что, точно как могучий ветер, дующий повсюду, остается

всегда в небе, так и все созданные существа всегда остаются во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Для обычного человека почти непостижимо, каким

образом огромное материальное творение существует в Нем. Но Господь дает

пример, который помогает нам понять это. Небо, возможно, наибольшее проявление,

доступное нашему пониманию. И в этом небе ветер или воздух - наибольшие

проявления в космическом пространстве. Движение воздуха влияет на движение

всего остального. Но, хотя ветер могуч, он все же существует в пределах неба.

Подобным же образом, все изумительные космические проявления существуют по

высшей воле Бога, и все они подчинены ей. Как мы зачастую говорим, и травинка

не шелохнется, если Верховная Личность Бога не пожелает. Итак, все движется по

Его воле: по Его воле все творится, все сохраняется и все уничтожается, и все

же Он стоит в стороне от всего, как небо отстранено от движения ветра.

В “Упанишадах” говорится: йад-бхиша ватах

павате - “Ветер дует из страха перед Верховным Господом”.

(Таиттирийа-упанишад, 2.8.1) В “Брихад-аранйаке-упанишад” (3.8.9) также

говорится: этасйа ва акшарасйа прашасане гарги сурйа-чандрамасау видхритау

тиштхата этасйа ва акшарасйа прашасане гарги дйав-апритхивйау видхритау

тиштхатах - “В соответствии с высочайшим повелением, под наблюдением

Верховной Личности Бога Луна, Солнце и все другие великие планеты совершают

свое движение”. Также и в “Брахма-самхите” (5.52) говорится:

йач-чакшур эша савита сакала-граханам

раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах

йасйаджнайа бхрамати самбхрита-кала-чакро

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Это - описание движения Солнца. Здесь говорится, что Солнце

считается глазом Верховного Господа, и что оно наделено могучим свойством

распространять тепло и свет. И все же оно движется по предписанной орбите,

согласно приказу и высшей воле Говинды. Итак, в ведической литературе мы может

найти подтверждение тому, что это материальное проявление, представляющееся нам

чудесным и непостижимым, находится в полной власти Верховной Личности Бога. Это

будет объясняться в последующих стихах настоящей главы.

сарва-бхутани каунтейа пракритим йанти мамикам

калпа-кшайе пунас тани калпадау висриджамй ахам

сарва-бхутани - все созданные существа; каунтейа - о

сын Кунти; пракритим - в природу; йанти - входят; мамикам - Моя;

калпа-кшайе - в конце эпохи; пунах - вновь; тани - все те;

калпа-адау - в начале эпохи; висриджами - создаю; ахам - Я.

О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят

в Мою природу, а в начале следующей, благодаря Моему могуществу, я творю их

вновь.

КОММЕНТАРИЙ: Творение, сохранение и уничтожение этого

материального космического проявления зависят от высшей воли Личности Бога. “В

конце эпохи” означает “со смертью Брахмы”. Брахма живет 100 лет, и Его один

день равен 4300000000 наших земных лет. Его ночь имеет ту же

продолжительность. Его месяц состоит из тридцати таких дней и ночей, и его год

равен двенадцати месяцам. Через каждые сто таких лет, когда Брахма умирает,

происходит уничтожение вселенной. Это означает, что энергия, проявленная

Верховным Господом, опять возвращается в Него. Затем вновь, когда бывает нужно

проявить космический мир, это происходит по воле Верховного Господа. Баху

сйам - “Хотя Я один, Я стану многими”. Так гласит ведический афоризм

(Чхандогйа-упанишад, 6.2.3). Господь распространяет Себя через эту материальную

энергию, и все космическое проявление вновь имеет место.

пракритим свам аваштабхйа висриджами пунах пунах

бхута-грамам имам критснам авашам пракритер вашат

пракритим - материальная природа; свам - Моей

Личности; аваштабхйа - входя в; висриджами - Я создаю; пунах

пунах - снова и снова; бхута-грамам - все космические проявления;

имам - эти; критснам - в общем; авашам - автоматически;

пракритех - силой природы; вашат - под обязательством.

Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он

проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит

время.

КОММЕНТАРИЙ: Эта материя - проявление низшей энергии

Верховной Личности Бога. Это уже объяснялось несколько раз. При творении

материальная энергия высвобождается как махат-таттва, в которую Господь

входит как Его первое воплощение пуруши, Маха-Вишну. Он покоится в Причинном

океане и выдыхает бесчисленное количество вселенных. В каждую вселенную Господь

снова входит как Гарбходакашайи Вишну. Каждая вселенная творится таким образом.

Далее Господь проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну, и этот Вишну входит во

все, даже в мельчайшие атомы. Здесь объясняется этот факт.

Что касается живых существ, то они привносятся в эту

материальную природу и в зависимости от их прошлых деяний занимают различные

положения. Так начинается деятельность этого материального мира. Деятельность

различных видов живых существ начинается с самого первого момента сотворения.

Неверно, что все возникает в результате эволюции. Различные виды живых существ

творятся сразу, вместе со всей вселенной. Люди, животные, звери,

птицы - все творится одновременно, ибо желания, которые живые существа

имели в момент прошлого уничтожения, вновь проявляются. Здесь ясно

утверждается, что живые существа не имеют ничего общего с этим процессом.

Положение, в котором они находились в их прошлой жизни в период прошлого

творения, проявляется снова, и все это осуществляется лишь по Его воле. В

этом - непостижимое могущество Верховной Личности Бога. Но после творения

различных видов жизни Он оставляет их. Творение осуществляется для того, чтобы

дать возможность проявиться наклонностям различных живых существ, и потому

после самого акта творения Господь не вмешивается в него.

на ча мам тани кармани нибадхнанти дхананджайа

удасина-вад асинам асактам тешу кармасу

на - никогда; ча - также; мам - Меня;

тани - все те; кармани - действия; нибадхнанти - связывают;

дхананджайа - о завоеватель богатств; удасина-ват - как нейтрального;

асинам - расположенного; асактам - без привязанности; тешу - для

тех; кармасу - действий.

О Дхананджайа, вся эта материальная деятельность не связывает

Меня. Я всегда отрешен от нее и занимаю нейтральное положение.

КОММЕНТАРИЙ: Не следует думать в связи с этим, что Верховная

Личность Бога пребывает в бездействии. В Своем духовном мире Он всегда занят. В

“Брахма-самхите” (5.6) говорится: атмарамасйа тасйасти пракритйа на

самагамах - “Он всегда погружен в свою духовную деятельность,

исполненную блаженства и существующую вечно, но Он не имеет ничего общего с

этой материальной деятельностью”. Материальная деятельность выполняется

различными Его энергиями. Господь всегда нейтрален по отношению к материальной

деятельности сотворенного Им мира. Об этой нейтральности говорит здесь слово

удасина-ват. Хотя Он обладает властью над каждой мельчайшей частичкой

материи, Он занимает как бы нейтральное положение. Можно привести пример судьи,

который восседает на своем месте в суде. По его приказу происходит многое:

кого-то вешают, кого-то сажают в тюрьму, кому-то достается огромное богатство.

И все же он нейтрален. Он не имеет ничего общего со всеми этими потерями и

приобретениями. Подобным же образом, Господь всегда беспристрастен, хотя Его

власть определяет любую сферу деятельности. В “Веданта-сутре” (2.1.34)

говорится: ваишамйа-наиргхринйе на - “Он пребывает вне двойственности

этого материального мира”. Он трансцендентен по отношению к этой

двойственности. Он также не имеет привязанности к творению и уничтожению этого

материального мира. Живые существа, в соответствии с их прошлыми деяниями,

принимают различные тела различных форм жизни, и Господь не вмешивается в это.

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам

хетунанена каунтейа джагад випаривартате

майа - под Моим; адхйакшена - надзором;

пракритих - материальная природа; суйате - проявляется; са - с;

чара-ачарам - движущееся и неподвижное; хетуна - по этой причине;

анена - этим; каунтейа - о сын Кунти; джагат - космическое

проявление; випаривартате - работает.

Эта материальная природа, которая есть одна из моих энергий,

работает под Моим надзором, о сын Кунти, производя все движущиеся и неподвижные

существа. Под ее управлением это проявление творится и уничтожается снова и

снова.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно говорится, что Верховный Господь, хотя Он

и стоит в стороне от всякой деятельности материального мира, остается верховным

правителем. Верховный Господь - это высшая воля и движущая сила

материального проявления, но распорядителем в материальном мире является

материальная природа. Кришна также утверждает в “Бхагавад-гите”, что

Он - отец всех живых существ, во всех их формах и видах. Отец вносит семя

во чрево матери для рождения ребенка. Подобным же образом, Верховный Господь

одним своим взглядом вносит все живые существа во чрево материальной природы, и

они выходят оттуда в различных формах и видах, в соответствии с их прошлыми

деяниями и желаниями. Таким образом, Господь не связан непосредственно с этим

материальным творением. Он просто бросает взгляд на материальную природу; от

этого она приходит в движение, и все немедленно сотворяется. Поскольку Господь

бросает взгляд на материальную природу, несомненно, что Он тем самым

осуществляет некоторую деятельность; однако непосредственно Он никак не связан

с проявлением материального мира. В смрити приводится такой пример: если перед

человеком находится благоухающий цветок, то аромат его воспринимается обонянием

человека, хотя цветок и обоняние обособлены друг от друга. Подобная связь

существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога. В

действительности, Он не имеет ничего общего с этим материальным миром, но Он

творит его Своим взглядом и повелевает им. Из всего этого можно заключить, что

материальная природа без надзора за ней Верховной Личности Бога не может

существовать. И все же Верховная Личность обособлена от всякой материальной

деятельности.

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам

парам бхавам аджананто мама бхута-махешварам

аваджананти - глумятся; мам - надо Мной;

мудхах - глупые люди; манушим - в человеческой форме; танум - тело;

ашритам - принимая; парам - трансцендентную; бхавам - природу;

аджанантах - не зная; мама - Мою; бхута - всего, что существует;

маха-ишварам - высшего обладателя.

Глупцы глумятся надо Мной, когда Я нисхожу в образе человека.

Они не знают Моей трансцендентной природы Верховного Господа, управляющего

всем, что существует.

КОММЕНТАРИЙ: Из объяснений к предыдущим стихам этой главы

становится ясно, что Верховная Личность Бога, хотя и является в человеческом

облике, не есть обычный человек. Личность Бога, которая творит, поддерживает и

уничтожает все космическое проявление, не может быть человеческим существом. И

все же множество недалеких людей считают Кришну просто могущественным человеком

и ничем более. Фактически же Он - изначальная Верховная Личность, как это

подтверждается в “Брахма-самхите” (ишварах парамах кришнах);

Он - Верховный Господь.

Существует много ишвар, управляющих, и все они различаются по

рангу. В аппарате управления в материальном мире можно встретить директоров и

официальных лиц. Над ними - секретарь, который подчиняется министру, а

над министром - президент. Каждый из названных людей чем-то управляет, и

каждый из них управляется в свою очередь кем-то вышестоящим. В “Брахма-самхите”

говорится, что Кришна - высший управляющий. Как в материальном мире, так и

в духовном имеется множество управляющих, но высшим из них является Кришна

(ишварах парамах кришнах), и тело Его - сач-чид-ананда,

нематериально.

Материальные тела не в состоянии совершать чудеса, описанные в

предыдущих стихах. Его же тело вечно, исполнено блаженства и знания. Хотя Он не

является обычным человеком, глупцы считают Его таковым и насмехаются над Ним.

Его тело называется здесь манушим, потому что Он действует совсем как

человек, друг Арджуны, политик, вовлеченный в битву при Курукшетре. Во многом

Он действует, как обычный человек, но в действительности Его

тело - сач-чид-ананда-виграха - вечное блаженство и абсолютное

знание. Это утверждается в Ведах (сач-чид-ананда-рупайа кришнайа): “Я

склоняюсь в почтении перед Верховной Личностью Бога, Кришной, который есть

вечная, блаженная форма знания”. (Гопала-тапани-упанишад, 1.1) В Ведах есть и

другие упоминания об этом. Там экам говиндам - “Ты - Говинда,

несущий наслаждение чувствам и радость коровам”.

Сач-чид-ананда-виграхам - “И Твоя форма трансцендентна, исполнена

знания, блаженства и вечности” (Гопала-тапани-упанишад, 1.35).

Несмотря на трансцендентные свойства тела Господа Кришны,

несмотря на то, что это тело исполнено блаженства и знания, есть много так

называемых ученых комментаторов “Бхагавад-гиты”, которые считают Кришну обычным

человеком. Конечно, он может быть выдающимся ученым, благодаря какой-то

благочестивой деятельности в прошлой жизни, но его такое понимание Шри Кришны

показывает лишь низкий уровень знания. Подобные ученые зовутся мудхами,

поскольку только глупцы считают Кришну обычным человеческим существом, не зная о

скрытой деятельности Верховного Господа и о Его различных энергиях. Они не

ведают, что тело Кришны есть символ полного знания и блаженства, что

Он - владыка всего, что существует, и что Он может даровать освобождение

каждому. Они презирают Его, так как не знают, что Кришна обладает множеством

трансцендентных качеств.

Не знают они также, что само появление Верховной Личности Бога в

материальном мире есть проявление Его внутренней энергии. Он - Господин

материальной энергии. Как это уже объяснялось в нескольких местах (мама майа

дуратйайа), Господь объясняет, что материальная энергия, хотя она и очень

могущественна, находится полностью в Его власти, и что тот, кто вручает себя

Ему, может уйти из-под воздействия этой материальной энергии. Если душа,

вручившая себя Кришне, может выбраться из-под влияния материальной энергии, то

как же Верховный Господь, который творит, поддерживает и уничтожает всю

материальную космическую природу, может иметь материальное тело, подобно нам.

Таким образом, эта концепция о Кришне - совершенная глупость. Однако

недалекие люди не понимают, что Верховная Личность Бога, являясь в форме

обычного человека, может быть правителем всех атомов и всего гигантского

проявления вселенской формы. Величайшее и мельчайшее находится вне их

понимания, и они не могут представить себе, что форма, имеющая сходство с

человеческим существом, может одновременно управлять как бесконечным, так и

мельчайшим. В действительности, хотя Он правит как бесконечным, так и конечным,

Он находится в стороне от всего этого проявления. Относительно Его йогам

аишварам, Его непостижимой трансцендентной энергии, утверждается, что Он может

управлять бесконечным и конечным одновременно, Сам оставаясь в стороне. Хотя

глупцы не могут представить себе, как Кришна, который принял облик человеческого

существа, может управлять всем этим, чистые преданные принимают это, т.к.

знают, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Поэтому они вручают себя Ему и

посвящают себя сознанию Кришны, преданному служению Господу.

Есть много разногласий между имперсоналистами и персоналистами о

явлении Господа как человека. Но если мы обратимся к “Бхагавад-гите” и

“Шримад-Бхагаватам”, к этим авторитетным источникам, излагающим науку о Кришне,

нам станет ясно, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Кришна не обычный

человек, хотя Он и явился на эту землю в человеческом обличии. В

“Шримад-Бхагаватам” описывается, как мудрецы, возглавляемые Шаунакой, вопрошали

о деяниях Кришны. Они говорили так:

критаван кила кармани саха рамена кешавах

ати-мартйани бхагаван гудхах капата-манушах

“Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, как и Баларама,

изображал из себя человека, и, приняв такой образ, совершил множество

сверхчеловеческих подвигов” (Бхаг., 1.1.20). Явление Господа в виде человека

вводит в заблуждение глупцов. Ни один человек не способен на такие чудесные

поступки, которые совершал Кришна, когда присутствовал на этой земле. Кришна

предстал перед Своими отцом и матерью, Васудевой и Деваки, четырехруким, но

после молитв родителей Он обратился в обычного ребенка. В “Шримад-Бхагаватам”

(10.3.46) говорится: бабхува пракритах шишух - “Он стал совсем как

обычный ребенок, обычное человеческое существо”. Итак, здесь опять указывается,

что явление Господа в качестве обычного человека - это одно из проявлений

Его трансцендентного тела. В одиннадцатой главе “Бхагавад-гиты” рассказывается,

как Арджуна молил о том, чтобы увидеть четырехрукую форму Господа (тенаива

рупена чатур-бхуджена). После того, как Кришна явил ему эту форму, Он, вняв

просьбе Арджуны, опять принял первоначальную человекоподобную форму (манусам

рупам). Подобные свойства Верховного Господа никак не могут быть присущи

обычному человеческому существу.

Некоторые из тех, что глумятся над Кришной, зараженные философией

майавади, приводят следующую цитату из “Шримад-Бхагаватам” (3.29.21), чтобы





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...