Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антураж и эстетика



1.Уровень жизни, сколько в японии еды и как часты землетрясения, почему такие дома?

Немного географии. Япония – государство, расположенное на островах. Для жизни пригодна очень малая часть территории, все остальное – горы и скалы, там нихрена не растет и мало что водится. Зато высокая сейсмическая активность, трясет часто и густо. Именно поэтому дома в Японии – из дерева и бумаги, легкие и непрочные: во время землетрясения особенно четко ощущаются материалы, из которых построен Ваш дом, и бумажная седзе, падающая Вам на голову, предпочтительнее падающего туда же кирпича. Опять же, ремонтируются своими силами за пару дней. Нет избытка мебели, избытка еды – избытков вообще нет, потому что им особо неоткуда взяться. Питается население злаками, рисом, гречкой, пшеницей и их производными, ловит рыбу и прочие морские дары. Мясо, фрукты, сладости, специи – редкость, и это угощение доступно не всем. Крестьянская семья часто питается пустым рисом, раз в неделю может позволить себе рыбку, раз в пару лет – мясо. В данный момент у нас за стеной голод и традиция отводить детей в лес, продавать или отдавать в богатые семьи – повседневная реальность, с которой почти все столкнулись лично. Тем поразительнее питание и роскошь Академии, где мясо подают каждый день в изобилии, постоянно уничтожаемая в драках одежда сделана из хорошего шелка, а стены вокруг построены из камня, да еще и в высоту метра три.

2. Почему пустая комната с одним свитком на стене это красиво? Красота простоты. Язык символов и красота суми-э по сравнению с барокко.

Для европейского взгляда эстетика Японии выглядит поначалу пустой и скучной – комната, где висит один свиток и стоит одна ваза с веткой сосны. И еще какой-то цветочек. Охренеть красиво.
Японцы высоко чтут красоту простоты, чистоты и ясности. Эстетика их домов напрямую связана с образом мысли, философскими течениями, религией и образом жизни. Для пущей ясности приплетем сюда фэн-шуй, как стремление гармонизировать пространство.
Место для вазы выбрано неслучайно, сочетание ветки сосны и цветка несет в себе скрытый смысл, свиток с изречением на стене – квинтэссенция пути, которым движется его обладатель. Принцип бритвы Оккама родом из Японии – отсечение лишнего. Множество предметов загромождают пространство, множество бессмысленных украшательств скрывают главное, суть, лишают ясности и прозрачности. Хокку – японская поэзия – так же лишены вычурности, они кратки, точны и просты. Созерцание, медитативность и осознание, стремление к простоте определяют японскую эстетику. Самурайский бой чаще всего длится несколько секунд, он короток и смертоносен – а те, кто впустую долго звенят мечами, рисуясь, не могут считаться мастерами. Представьте себе стрелу, летящую точно в цель – если увешать ее блестками и поставить на пути много бесполезных предметов, стрела не долетит.
Сравнение Европы и Японии – как картины времен барокко и традиционная живопись тушью, вроде суми-э. Яркая, детализированная живопись с множеством златокудрых херувимчиков, в золоченой раме с завитушками – и свиток на стене, где несколькими штрихами изображен танцующий журавль. Первая привлечет взгляд и заставить рассматривать детали – глядя на вторую, Вы будете размышлять и мысленно дорисовывать, глядя в суть при отсутствии второстепенных элементов.
Ритуализировано и церемониально все – в том числе прием пищи, где небольшая порция суши всегда эстетично выглядит и стоит хороших денег. Цель приема пищи(а еды мало, мы это помним) – насытиться не только физически, но и духовно, осознанно и медленно наслаждаясь порцией еды.

3. «Меч на поясе самурая может принести смерть врагу, или самому самураю и в обоих случаях это правильно».
Оружие священно. Женщине нельзя прикасаться к мечу (исключения онна-бугэйся, дочери самураев)
У меча есть душа. И ее нужно уважать не менее духа предков.

ПСИХОЛОГИЯ МИРА

Мы играем восток. Менталитет Японии любого времени сильно отличается от западного


1. Иерархия.
Вся психология японца строится на его месте в группе и иерархии. Дети безусловно подчинены родителям, старшие-младшим, ученики учителям, самураи - своему господину. Ослушание, противоречие, дерзость считаются позором, причем угрожают не только самому человеку, но и его ячейке(клану, семье, крылу). Индивидуализм и стремление выделиться японцам практически несвойственны. Напротив, им очень важно быть частью коллектива, правильными и уважаемыми. Это не значит,что нужно выстроиться в шеренгу и попытаться не выделяться. Это значит, что очень силен дух общности и стремление выполнить общее дело.
2. Отношение к смерти. Человек крутится в колесе кармы, цикл перерождений долог, если не бесконечен. Позор и бесчестие лишают права на хорошее перерождение, благородство его дарует. Боятся не смерти, а позора - и японец любого пола и возраста предпочтет сеппуку жизни в бесчестии. Смерти не боятся, вернее сказать, смерть - не самое страшное. Смерть в бою для воина - высшая доблесть, смерть за господина - высшее благо, смерть ради спасения от бесчестия - нормальный поступок. Умирают японцы легко и зачастую добровольно.
3. Перерождения. Мир представляет собой колесо перерождений. Что заслужил в этой жизни-тем переродишься в следующей. Джек-пот – это приблизиться к истинному покою и безоценочности, стать мега-идеальным и выйти из колеса перерождений. Но пока люди творят херню, колесо будет вращаться. Идея колеса, в котором отрабатывают карму все нынеживущие, взята из буддизма. Медитации и тенденция к постижению внутренней гармонии, отречение от мирских радостей через обеты, священные сутры и мантры - оттуда же.

Говорят, у вращения колеса есть четыре периода.
1)Первый – Весна. Когда весь мир был гаромничен и един, и представлял собой Жемчужного императора и его сон.
2)Второй – Лето. Когда родились Черный Дракон и Алая Императрица (Инь и Ян) и создали они людей и великих стражей-земных императоров по имени киванджи для их защиты. И было все ок.
3)Третий – Осень. Когда киванджи охренели не по-детски от данной власти и были прокляты Драконом и Императрицей, и стали оками (вампирами). Дракон с Императрицей свалили, а мы имеем,что имеем. Осень идет сейчас.
4)Четвертый – Зима. Когда всех накроет и все закончится. Чем именно – версии расходятся. Кто-то считает, что все выйдут из колеса и снова будет сон Жемчужного Императора, кто-то за Армагеддон, в общем, отношение разное, но Зима – это конец. И говорят, она приходит. И вестники ее – так называемые кин-дзин, вампиры с Запада.

4. Религия. Атеизма нет, христианство - причуда варваров-гайдзинов (иностранцев с материка, про которых известно только то,что они крайне невежественны и фуфуфу). Вера в данном случае - причудливая смесь буддизма и синтоизма. Вкратце - мир полон духов-ками, у каждого камня и куста свое божество, их должно чтить. Выше стоят божества-ками, такие как Аматерасу, Цукиеми и Сусаноо. Они несут в мир весь свет и добро, которые там есть. Им строят храмы. Истинную веру поддерживают они же. Истинная вера – сложнодобываемая, но нереально крутая абилка охотника. Это материальное подтверждение того, что звери чужды Ками-сама, она отпугивает оками, обжигает их, и раны, оставленные ею, они неспособны залечить никак и никогда. На территории Академии есть часовня, где молятся охотники. Кто-то уделяет вере и служению больше времени, кто-то меньше, но сомнения в существовании божественного начала нет ни у кого.
Отдельная тема - духи предков, которым молятся, просят их благословения и покровительства. Навлечь позор на род - нет ничего страшнее, а то, чего не знают люди, знают духи.

Существуют материальные духи называемые Чу – сюда относится вся телесно оформленная японская нежить. Кицуне (лисы), тенгу (вороны), хаккен (волки), нидзумине (крысы) – называются общим словом хенгейокай (оборотни). Каппа (водяные), тануки (барсуки), нопэраппон (безликие), они (демоны), бакемоно (всякие страшилки) – кишмя кишит ими япония и служат чу кому звхотят – хоть себе, хоть ками-сама и помогают людям, хоть повелителям Ями. Ветренный народец.
Противовес Ками-сама - Владыки Ями, адские князья. Обитают они в своеобразном аду, где мучаются души, очернившие себя настолько, что Колесо их отторгает. Владык восемь, по примерной аналогии с христианскими смертными грехами плюс один,властелин перехода (прототип - Харон). Есть люди, которые им поклоняются, говорят, что своих слуг владыки Ями одаряют щедро, однако связавшиеся с ними теряют покровительство Ками и, скорее всего, это их последняя жизнь в Колесе.
4. Женщины - Для крестьян жены - друзья и союзники, мало чем отличающиеся от мужчин. В поле работают, корзины тягают наравне, браки по любви часты, целибата как такового нет, секс до свадьбы не страшен. У аристократов - противоположность. Жених и невеста могут не видеть друг друга до свадьбы, вопрос брака решают родители, выбирают ровню по положению и выгодности. Про любовь там не слышали, жена поступает в распоряжение мужа и свекрови, обязана соответствовать своему высокому статусу и держать лицо.
5. Секс. Проститутки - такая же профессия, как актриса, торговка или ремесленница. Последнюю уважают сильнее, чем предпоследних двух. Гейша и проститутка это разные вещи. Ходить в веселые кварталы норма, которую мужчины от жен не скрывают. Гомосексуализм нормален, если это отношения юноша-юноша(балуются дети до свадьбы), юноша-мужчина(самый поэтизированный вид любви, самураи регулярно воюют, жену в поход не возьмешь), девушка-девушка. Утехи тела, романтическая любовь и брак это три разных вещи, которые между собой не пересекаются. Любовь мужчина-мужчина не приветствуется, потому что пассив теряет свою мужественность, потомства такой союз не дает и вообще, несерьезно это.

6. Добродетели
Инь – темное начало, исконно считающееся женским, но воплощением его является Черный Дракон. Все глубинное и таинственное в душе и мире. Направленность на мир мертвых, призраков, духов, тишину и одиночество.
Ян – светлое начало, мужское, однако воплощает его Алая Императрица. Все живое, яркое и сильное в душе и мире. Направленность на социализацию, людей, смертные удовольствия и блага.
Баланс – поддержание баланса между Инь и Ян. Тонкая полоса между ними. Говорят, умело балансируя, можно достичь гармонии. Один из самых редких вариантов.
Уме - /понятие оками/ Власть рациональной души над внутренним зверем. Поддержание себя разумным, а внутреннего зверя – в узде.
Кодаме – /понятие оками/ тот самый внутренний зверь. Долго не кормить и держать в черном теле – взбесится и ебанет. Постоянно давать волю – тоже вечно руки в крови. Стремная зверушка, но оками приходится как-то с ней мириться. Есть у каждого оками. Воплощает силу, с которой рвалась душа из посмертия обратно в мир живых. Обладает собственным характером (отыгрывается, как раздвоение личности у кодаме-ориентированных оками)

1. Почему мы кланяемся?
Поклоны в Японии – часть культуры, которая предельно церемониальна и ритуализирована. Как хокку, язык веера или чайная церемония – поклоном можно выразить свое отношение, высказать глубокое уважение или оскорбить. Поскольку исторически уже много веков в Японии правят люди, носящие мечи и умеющие ими владеть, вежливость там не только красива, но и обеспечивает шанс дожить до старости.
Поклон может означать приветствие, благодарность, извинение – и еще тысячу вещей. Разумеется, полностью моделировать японский этикет мы с вами долбанемся, но основные вещи надо помнить и знать:
1. В Академии вы кланяетесь только сенсеям и семье Господина. Кланяться равным или тем более противникам – запрещено, да и вообще не принято. Высокородные в силу воспитания и уважения могут поклониться врагу, которого они сильно уважают или намерены убить, крестьянство с удовольствием кладет болт на поклоны, которые в прошлой жизни отвешивали направо и налево.
2. Кланяется младший – старшему по возрасту, низший – высшему по происхождению, женщина – мужчине. Чем глубже поклон, тем больше уважения он выражает – так аристократ лишь слегка кивнет простолюдину, поклонившемуся в пояс. И то в знак расположения, может и не ответить. Перед Императором положено падать ниц, в нашем случае так кланяются господину.
3. Поклон означает Ваше хорошее воспитание, в отличие от европейской раболепной манеры кланяющийся японец не теряет своего достоинства – и куда более уважаем хорошо воспитанный человек, отвесивший поклон, чем спесивый хам, задирающий нос. Лицо в данном случае теряет именно последний – и за внешней вежливостью и хорошими манерами совсем необязательно скрыто подлинное радушие. Аналог поклона в европейском обществе – улыбка. На деловых переговорах улыбаются все – и проявляющий подлинные эмоции будет считаться дурно воспитанным.
4. Поклон равному – кивок или 45 градусов, поклон сенсею или в случае признания вины – 90 градусов. Из положения сидя руки должны касаться пола – кончики пальцев, ладони или локти в том же порядке. Локтями Вы касаетесь пола в том случае, если просите прощения или приветствуете господина.
5. В любой неясной ситуации хорошо воспитанный японец поклонится и извинится. Не потому, что он раболепствует или считает себя виноватым – но высшей формой невежества считается причинение неудобства другому человеку, поэтому в случае недоразумения извиняться будут оба, даже если считают виновными друг друга. Потому, что так принято – и потому, что самураи вправе убивать без суда и следствия.
6. Важный гендерный момент – при поклоне женщина кладет левую руку поверх правой, мужчина – наоборот. Не путайте, иначе даму обвинят в мужеподобности, а молодого юношу вообще сочтут предлагающим себя старшему товарищу. Ну, или просто невежественным долбоебом.

2. Что значит терять лицо?
Проявление эмоций в Японии допустимо только у простолюдинов. Самурайское сословие отличается умением держать себя в руках и не позволять эмоциям проявляться. Вежливым считается демонстрировать правильные эмоции в правильный момент – уважение, почтение, сдержанная радость или радушие. Для воинов допустим гнев, для женщин – нежность и ласка. Наоборот – нет. Горе, страх, неуверенность и отчаяние – табуированные эмоции, и проявить их означает потерять лицо.
В основном безэмоциональность и вежливая улыбка должны быть привилегией аристократии и самураев. К крестьянам, горожанам, торговцам это по сути не относится – по крайней мере, их за это осуждать не будут. Более того, на крестьянина, подражающего манерам аристократа посмотрят странно. В Академии, где происхождение хранят в тайне, манеры являются основным индикатором социального статуса.
Корни этого явления – в презрении к смерти и ритуальных самоубийствах, которые почитаются делом достойным в любой ситуации. То есть, в той непонятной ситуации, где поклоны и извинения не подошли, совершайте харакири.

3. Почему Старшие – это важно? И что изменилось в академии по сравнению с обычной жизнью?

Добродетель японца – знать свое место и покорно принимать свою судьбу, Япония предельно иерархизирована и традиционна. Родился крестьянином? Будь достоин семьи, уважай старших и свою землю, проживи жизнь смиренно – в следующей жизни родишься принцем. Смерть – это не конец, а суд, решением которого судьба твоей души будет улучшена или ухудшена, в зависимости от твоих заслуг. Твое место в жизни дано тебе Ками-сама, ты именно там, где ты должен быть. Старшие над тобой – твои родители, твой начальник, твои учителя и твой господин. Последний держит твою жизнь в своих руках и тем, что ты еще жив, ты обязан ему. Господина нужно почитать превыше всего, и смерть за него – наивысшее благо и великий почет. Старшие живут дольше тебя, больше знают и сравнивать себя с ними – дурной тон. Споры со старшими – грех и форменное свинство. Разумеется, характер и нрав у каждого свой, но в традиционном японском обществе, на которое круто повлияли синтоизм и конфуцианство, почитание старших лежит в фундаменте хорошего воспитания. Ну, и помним про культ предков – ваши прадеды и прабабки наблюдают за вами и после смерти вкатят вам за недостойное поведение таких сашими, что небо с овчинку покажется.
В Академии половина уровней убрана – ни социальных различий, ни гендерных, ни возрастных. Есть младшие, старшие, сенсеи и господин. Младший охотник, бывший аристократом, старший по возрасту, будет говорить «старшая-сан» бывшей крестьянке, которая его моложе. Диковато, но таковы правила этого дома и вашего служения.

4. Ответственность ячейки и «спасибо, что доверили мне это, я буду стараться».

Япония, как мы помним, к индивидуальности относится отрицательно. И «не такой, как все» это обидно и нехорошо. Поэтому наказания тоже чаще всего групповые. За младшего отвечает его старший, за сына будут в ответе родители, за бойца будет отвечать командир. Поэтому если Вы обхамите сенсея, то построить и отвесить палок могут всему крылу. Из-за Вас. Если Вы будете казнены, то казнят и Ваших родителей, братьев, сестер, жену и детей. Если Вы нагрешите очень серьезно, выкосить могут весь Ваш род, а самих Вас проклянут предки за то, что по Вашей вине под нож пошла вся семья. Таким образом, связи между ячейками общества довольно прочные.
Еще одна добродетель – хорошо выполнять свои обязанности и стремиться выполнять их идеально. Только достигнув совершенства, можно подняться на уровень выше – и очень важно оправдать ожидания тех, кто доверил Вам работу, обязанности или поручил дела. «Спасибо, я буду стараться» скажет даже мастер в своем деле – это форма благодарности и скромного достоинства, которая очень уважается в социуме.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...