Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространство культуры 2 страница



Владивостокский журнал был замечен в центре. Его отметил Е.Ф. Сенков-

ский в докладе о редакционно-издательской деятельности местных бюро на со-вещании в Москве заведующих местными архивными учреждениями РСФСР (январь 1928 г.). Он заключил, что в провинциях стремление к издательской деятельности есть, «но опыта… в издании почти нет, за исключением б. При-морского губархбюро …издававшего в 1923 г. "Известия Приморского бюро"» форма которого «наиболее целесообразна» [3]. Из-за отсутствия средств, (веро-ятно, из-за их перераспределения в пользу истпартовских изданий) приморским архивистам пришлось отказаться от журнала, что значительно снизило их воз-можности в деле пропаганды архивного дела. Сотрудники попытались перейти на издание отдельных оттисков или описей, но и это направление издательской деятельности постепенно прекратилось. Все попытки изыскать средства на из-дательскую работу провалились. На протяжении последующих семидесяти лет архивистам Дальнего Востока не удалось возродить свой периодический орган. Лишь в 1996 г. «Известия» вновь были открыты во Владивостоке РГИА ДВ.

Попытку описать основные архивные материалы, не будучи уже архивным работником, но продолжая заниматься архивоведением, предпринял З.Н. Мат-веев в исследовании «История Дальневосточного края» (1929 г.), где он обра-тил внимание читателей на документы по истории освоения дальневосточной территории. Характеризуя письменные памятники старины и литературы по ис-тории ДВК, он отметил, что первые документальные источники, отражавшие далекое прошлое края принадлежали китайским, японским и корейским лето-писцам, и, что архивными источниками в дореволюционное время в крае не за-нимались. Настоящую архивную работу, по его мнению, начали члены При-морской архивной комиссии. К числу наиболее ценных архивных фондов, соб-ранных архивистами в 20-е гг., он отнес фонд князей Гантимуровых, каторги и ссылки, жандармских и полицейских учреждений, так называемый Маньчжур-ский архив, а так же документы, отражавшие революционные события на Даль-нем Востоке. Научные исследования архивных документов, проведенные Мат-веевым, помогли ему в подготовке таких работ, как «Состояние библиографи-ческой литературы ДВК» (1926), «Первые обитатели Приморья» (1925), «Со-ветское Приморье» (1925), «Периодическая печать на Дальнем Востоке» (1924), «Библиография по истории революции и интервенции на русском Дальнем Востоке» (1924), «Что читать о Дальневосточной области» (1925) и др.

Одним из значительных событий для архивистов стал I-й съезд «по изуче-нию Уссурийского края в естественно-историческом отношении», организо-ванный Южно-Уссурийским отделом Русского географического общества. Он проходил в г. Никольск-Уссурийске в апреле 1922 г. На съезд по единогласно-му решению собрания с докладом «О целях и задачах деятельности Примор-ской областной комиссии» поехал председатель комиссии А.П. Георгиевский. Его выступление вызвало большой интерес у присутствовавших. Тезисы докла-да были опубликованы в «Известиях Южно-Уссурийского отделения ИРГО» и в «Известиях Приморского областного архивного бюро» в 1923 г.

Научная общественность края выразила удовлетворение «работой в столь важном направлении и высказала пожелание о создании в университете отдела истории, археологии, этнографии», поблагодарила за ценное начинание [4].

Архивные документы стали основой для написания серии статей, очерков, брошюр, сборников документов по истории революционных событий 1905–1907, 1917–1922 гг. Библиографические указатели подтверждают массовый вы-ход в исследуемые годы подобной литературы и в центре, и в провинциях, и за рубежом [5]. Дальневосточная тематика нашла отражение в работах И.И. Мин-ца, В.П. Голионко, Г.А. Мучника, П. Никифорова, П.С. Парфенова, И. Строда, С. Лившица, М.К. Ветошкина и др. Особенность этих работ состояла в том, что их авторы одновременно являлись и исследователями, и мемуаристами. С од-ной стороны это делало их труды особенно ценными, так как впервые в них ис-пользовались подлинные документы, впоследствии исключенные из научного использования [6], с другой стороны – затрудняло их классификацию и иден-тификацию источников. Вышедшая мемуарная литература представителей враждовавших сторон и интервентов, а также сборники документов, материалы периодических изданий и другие труды давали объективную картину событий. Немаловажная роль в этом принадлежала архивным документам. Практика ис-торических исследований показала особую ценность таких сборников 20-х гг. как «Революция на Дальнем Востоке» (1923), «Исторические документы о дей-ствиях и замыслах международных хищников на Дальнем Востоке» (1923), «Борьба с контрреволюцией в Сибири и на Дальнем Востоке» (1922), «Борьба за русский Дальний Востоке» (1922), «В огне революции» (1927) и др.

Немаловажным был тот факт, что ведущие специалисты архивных бюро яв-лялись членами научных объединений и общественных организаций. Через свою деятельность они стремились довести до сознания дальневосточной ин-теллигенции идею о необходимости изучения прошлого для успешного строи-тельства светлого будущего. Трибунами сотрудников бюро были научно-педагогическое общество при ГДУ, общество политкаторжан и ссыльнопосе-ленцев, географическое общество, Дальневосточное общество краеведения, на-учная ассоциация востоковедения и др. [7].

Пропаганде архивного дела способствовали лекции, экскурсии, работа со студентами, выступления в печати и на радио. Студенты Дальневосточного университета неоднократно являлись слушателями лекций по архивному делу. В 1925 г. в журнале «Архивное дело» (Вып. II) в числе политпросветительных мероприятий архивных бюро был отмечен доклад о целях и задачах охраны письменных памятников и работе Приморского губернского архивного бюро, сделанный А.П. Георгиевским студентам 1-го курса рабочего факультета ГДУ [8]. И хотя добиться введения курса архивоведческих дисциплин в учебную программу университета так и не удалось, среди студенческой молодежи нема-ло оказалось пожелавших участвовать в поисках архивных материалов в соста-ве экспедиций по Приморью и Камчатке, а затем разбирать их и описывать. В

1929 г. с просьбой взять студентов отделения истории и археологии на архив-ную практику обратился в Амурское бюро профессор Ленинградского универ-ситета Немилов. В письме он заверил в том, что будут присланы хорошие спе-циалисты и произведена своевременная оплата, но архивисты отказались при-нять практикантов из-за отсутствия мест [9]. Интерес молодежи к архивным документам и к проблемам архивоведческой науки свидетельствовал о пер-спективах ее развития на Дальнем Востоке России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Популярные сочинения // Архивное дело. 1926. Вып. 5-6. С.191,193.

2. Литература об архивном деле // Архивное дело. 1925. Вып.2. С.148.

3. Хроника архивной жизни // Архивное дело. 1928. Вып.1. С.55.

4. Известия Южно-Уссурийского отделения ИРГО. Там же. С.8.

5. См. напрмер: Турунов А.Н., Вегман В.Д. Революция и гражданская война в Сибири: Указатель книг и журнальных статей. Новосибирск: Сибкрайиздат, 1928.

6. Бюллетень рассекреченных документов государственного архива Хабаровского края и Комсомольского-на-Амуре городского архива Выпуск 1.-Хабаровск,2001.- 78 с.;

7. Архивное дело. 1926. Вып.7. С.143.

8. Там же. Л.26.

9. ГААО.Ф.Р-66.Оп.8.Д.3.

В.И. Кувшинова

студентка Дальневосточного государственного университета путей сообщения

В.В. Костанди

научный руководитель, доцент ДВГУПС

СТАНОВЛЕНИЕ КИНОДЕЛА В ХАБАРОВСКЕ

В 1895 г. во Франции братья Луи Жан и Огюст Люмьеры изобрели «живые» фотографии. Диковинка, которую они придумали, была отнесена к виду ат-тракциона и названа «иллюзионом». Успех кинематографа в России был пора-зительным. «Живые картины» стали обязательным и чрезвычайно популярным аттракционом.

В Приамурском крае кинематограф появился всего через два года после его изобретения. Возникает целая сеть постоянных кинотеатров в городах региона. Малонаселенные места обслуживались беспрерывно, сменяя друг друга, ко-чующими киноантрепренерами. К поездам прицепляли вагоны, в которых де-монстрировались кинематографические представления. Иллюзионы привлекали массу публики и становились «потребностью не только для взрослых, но еще более для детей». В итоге в начале XX в. кинематограф распространился на Дальнем Востоке повсеместно. Звуковое кино в Дальневосточном крае впервые появилось осенью 1930 г.

Однако содержатели кинотеатров сталкивались в своей деятельности с це-лым рядом трудностей. Во-первых, открыть постоянный кинотеатр было делом

непростым – требовалось разрешение управления строительной и дорожной частей при Военном губернаторе области, удостоверение городского общест-венного управления, одобрение самого губернатора. Во-вторых, деятельность кинематографов регламентировалась целым рядом правительственных цирку-ляров. Так, различные увеселения, в том числе и кинематографические карти-ны, воспрещались в первый и четвертый дни Страстной недели. В-третьих, главная прокатная контора находилась в Иркутске, а ее отделение во Владиво-стоке, откуда и поступали, главным образом, картины в иллюзионы Хабаровска и Благовещенска. Владельцы кинематографов платили конторе деньги за про-кат картин вперед, вне зависимости от того, использовались ли получаемые ими картины, или таковые на экран не ставились. Такой порядок приводил за-частую к тому, что «в кинематографических заведениях края демонстрирова-лись картины, не соответствующие по своему содержанию воспитательному назначению и могущие растлевающе действовать на молодое, нравственно не-окрепшее еще поколение». Поскольку в главную прокатную контору поступали картины, разрешенные цензурой, Приамурский генерал-губернатор не мог за-претить постановку их в местных иллюзионах. В целях ограждения молодежи от «безнравственных и развращающих картин» от содержателей кинотеатров потребовали вывешивать аншлаги с указанием, что настоящее зрелище ставит-ся только для взрослых, а учащимся запретили посещение картин сомнительно-го достоинства. В-четвертых, кинопрокат того времени был исключительно до-ходным предприятием. Владельцам кинотеатров приходилось выдерживать же-сткую конкуренцию.

Интерес публики к новому явлению культурной жизни – кинематографу – ной популярностью пользовались ленты, снятые дальневосточными документа-листами. Духовенство же считало, что «кинематограф – это зло... о котором не говорить, а кричать надо». Вопросы нравственности, воспитания молодого по-коления средствами кино волновали общественность. Проблемы кинематогра-

фа обсуждались на страницах дальневосточной печати, съездах кинематогра-фических деятелей, духовенством, полицией, военными губернаторами. Кино становилось мощной силой, самым массовым видом искусства, и не считаться с его воздействием было нельзя.

Свой путь по городам Хабаровского края кинематограф, безусловно, начал со столицы – Хабаровска. 29 июня 1897 г. зал хабаровского Общественного со-брания (ныне здание ТЮЗа) был переполнен. В Хабаровск прибыл некий пред-приниматель Спург и продемонстрировал необычную новинку – кинематограф. На экране тускло мелькали виды Москвы, Вены и Парижа, гребная гонка на Сене.

Пионерами киноподвижничества в Хабаровске было небезызвестное семей-ство Подпах. Борис Подпах и его супруга Анна Андреевна содержали собст-венный иллюзион в специально оборудованных помещениях. Уже осенью 1907 г. в деревянном театре-иллюзионе была организована демонстрация киноленты. После пожара в 1910 г. иллюзион Подпах продолжал свое существование в до-ме Архипова. В 1913 г. Архипов разобрал деревянный дом, начав на его месте строительство нового каменного (ныне здание Центрального универмага). В итоге иллюзион возобновил свою деятельность в отстроенном доме Волковин-ского (напротив дома Архипова – ред.) на улице Муравьева-Амурского.

В марте 1910 г. Соломон Моисеевич Купер совместно с кинопредпринима-телем из Владивостока М.Я. Алексеевым открывают постоянный иллюзион в доходном доме В.Ф. Зандау и дают ему название «Гранд-Иллюзион». Доход-ный дом Зандау был выгодно размещён на центральной линии города. Его мог-ли арендовать только те предприниматели, которые получали хорошую при-быль, поэтому с самого начала владелец не поскупился на его внешнее и внут-реннее обустройство. Оригинальность архитектуры здания привлекала к себе внимание посетителей. В динамичной разнообъёмной структуре дома были от-четливо выявлены разные по функциональному назначению части. Три само-стоятельных входа со стороны уличного фасада вели: в «Гранд-Иллюзион» сле-ва, в центре – в электрофотографию «Идеал», а справа – в отель «Бельведер».

Зрительный зал «Гранд-Иллюзиона» был хорошо продуман и оборудован, оформлен сплошным балконом и отдельными ложами. Комната аппаратной размещалась в специальной пристройке. В 1913 г. Алексеев заключает контракт с известным в Сибири кинопрокатчиком итальянского происхождения Антонио Михайловичем Дон-Отелло. Дело стало весьма прибыльным, но революция ра-зорила кинопрокатчика. Хабаровский «Гранд-Иллюзион» Алексеева и Дон-Отелло перестал существовать в октябре 1922 г.

В марте 1923 г. частный предприниматель Архипов взял в аренду у города помещение и имущество бывшего иллюзиона. Возобновленный, он стал назы-ваться первым советским кинематографом «Мираж». В марте 1925 г. он был национализирован и передан в распоряжение Далькрайкино, которое организо-вало в нём кинотеатр «Совкино» и полностью его переобустроило.

В 1925 г. проектируется сооружение большого четырехэтажного кинотеатра до полутора тысяч посадочных мест на бывшем участке Торгового дома Чури-ных. Но впоследствии на этом месте возвели здание Дома Советов, а его боль-шой зал для заседаний был оборудован под кинотеатр, открывший свои двери в октябре 1931 г. показом фильма «Счастье матушки Краузе». Ныне это всем из-вестный «Гигант», самый крупный кинотеатр Хабаровского края.

Первый советский фильм в Хабаровске демонстрировался в бывшем Обще-ственном собрании 3 октября 1923 г. Это была кинопьеса «Проделки Мизгира» по мотивам произведения Е. Зарина. Впоследствии в этом здании откроется ки-нотеатр «Октябрь».

Во времена Советского Союза практически в каждом микрорайоне Хаба-ровска был свой кинотеатр – «Мир», «Октябрь», «Юбилейный», «Молодеж-ный», «Пионер», «Спутник», «Луч» и другие. В здании кинотеатра «Пионер» сейчас расположен молодежный театр пантомимы «Триада», в здании «Моло-дежного» – Хабаровский краевой театр кукол, место кинотеатра «Мир» занял Хабаровский Покровский храм. В эпоху перестроечного лихолетья, когда ме-нялся привычный, общественный уклад, отечественная киноотрасль, постепен-но, приходила в упадок. А вместе с ней «сходило на нет» и всё кинопрокатное хозяйство. Здания старых кинотеатров превращались в склады, дискотеки, пус-тующие помещения. Практически все действующие кинотеатры сосредоточи-лись в Центральном районе Хабаровска, на «красной линии». Отголоском про-шлого остался кинотеатр «Восход», расположенный в Южном микрорайоне.

Сегодня кинотеатры реконструируются и на глазах вырастают в развлека-тельные комплексы с кафе и игровыми залами. Практически все кинотеатры перешли в частную собственность. Так в 2008 г. в Хабаровске был реконструи-рован находящийся на Амурском бульваре кинотеатр «Дружба». Помещение полностью оснастили современной техникой, на территории кинотеатра откры-ли кафе, кино-бар, зал игровых автоматов.

Похожая судьба ждет и кинотеатр «Хабаровск» в Северном микрорайоне. Относительно молодой, открывшийся в 1983 г., «Хабаровск» не выдержал пе-рестроечных времен и быстро пришел в упадок, став местом дискотек и круж-ков детского творчества. По прошествии нескольких лет кинотеатр решили восстановить. Предполагается, что он станет огромным современным развлека-тельным центром, где кроме кинозалов будут предусмотрены игровые зоны для детей, зоны общественного питания, боулинг, бильярд и прочие развлекатель-ные услуги.

Растет количество небольших кинотеатров, располагающихся чаще всего на верхних этажах торговых центров. В Хабаровске это «Majestic» и «FourRoom», в Комсомольске-на-Амуре кинотеатры «Красный» и «U-Citi». Публика стано-вится требовательней в плане сервиса, киноиндустрия отвечает открытием ки-нотеатров категории VIP – для людей с достатком выше среднего. Так в Хаба-ровске подобным кинотеатром себя позиционирует киноцентр «Hollywood».

Таким образом, главная направленность реконструкции кинотеатров – соз-дание комплекса для отдыха и развлечения, где кинотеатр лишь одна из состав-ляющих. Кино действительно стало частью культуры, но культуры массовой. Если раньше иллюзионы становились центрами культурной жизни, привилеги-ей интеллигенции и аристократии, то на современном этапе киноиндустрия пе-реживает период смены направленности, кино – лишь способ приятно провести досуг, но не путь познания культурных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Жуков, А.М. гранд-иллюзион старого Хабаровска [из истории кинотеатров города]. [Текст] / А.М.Жуков // Время ДВ. – 19 июля 2004.

2. Мирошников, И. В Хабаровске построят новые кинотеатры. [Текст] / И.Мирошников // Тихоокеанская звезда. – 17 мая 2010.

3. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П.Н.Милюков Т. 1. – М.: Прогресс: Культура, 1993.

Е.Б. Трушкова

«Музей энергетики» ДВ Генерирующей компании

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ И КИНОПРОКАТ В ХАБАРОВСКЕ

Советский кинематограф занимает особое место в мировой и Российской истории киноискусства. Хотя идеологическая составляющая во многом опреде-ляла содержание, поэтику и эстетику киноискусства страны Советов. Извест-ные слова В.И. Ленина о том, что «важнейшим из всех искусств для нас являет-ся кино», стали лозунгом и движущей силой советского кинематографа на мно-гие годы. Одновременно с ним зарождается и система киноиндустрии, с ее ос-новными элементами такими как, кинопрокат, кинофикация, кинопроизводство, система кинозвезд.

Советский кинематограф имеет свою богатую историю и в городе Хабаров-ске. Проследить ее можно по сохранившимся свидетельствам, сосредоточен-ным в фондах ГНУК «Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова», Государственном архиве Хабаровского края, Дальневосточной научной биб-лиотеке.

В Хабаровском краеведческом музее сложилась замечательная коллекция, включающая фотографии, буклеты, альбомы, афиши, билеты. Сохранившиеся экспонаты ярко отражают страницы кинематографической летописи города.

Начало советского кинематографа связывают с 1919 г., когда В.И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической про-мышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». С тех пор, деятельность кинематографа планировалась, финансировалась и контролирова-лась специальными организациями при советском правительстве.

На Дальнем Востоке Советская власть была установлена в 1922 г. С этого момента начинается новая веха в истории кинематографа Хабаровска. Сущест-вовавшие до революции кинотеатры1 и службы кинопроката национализируют-ся, переходят в ведение государства, а прежние владельцы подвергаются гоне-ниям со стороны власти. Так, революционные события изменили положение старейшего кинотеатра города «Гранд-Иллюзион» Алексеева и Дон-Отелло», который был национализирован в 1922 г. Самого Антония Михайловича Дон-Отелло как «буржуя» посадили в тюрьму на 4 месяца. После освобождения он покинул Дальний Восток. Но его дело не пропало, здесь был организован но-вый кинотеатр «Мираж». А с 1925 г. в нем заработал первый полноценный ки-нотеатр «Совкино» на 440 мест.

1 До революции иллюзионы не назывались кинотеатрами, только иногда электротеатрами – ред. Чернов В.А.

С 1925 г. «Далькино» значительно расширило свой репертуар, на экранах стали чаще появляться фильмы советского производства. В 1923 г. «Комбриг Иванов», «Борьба за ультиматум», «Красные дьяволята» – смотрелись трудя-щимися с праздничным настроением, с волнением и огромным интересом».

Увеличивается количество киноустановок. Советские кинофильмы в Хаба-ровске демонстрировались в бывшем Общественном собрании. Первый киносе-анс состоялся 3 октября 1923 г. Впоследствии в этом здании откроется киноте-атр «Октябрь». В 1924–25 гг. в городе открываются кинематографы при педаго-гическом техникуме, при клубе уездного профсоюза, при 2-й школе второй ступени, с 30-х годов появились новые киноустановки в Доме Красной Армии и клубе штаба ОКДВА.

С 30-х гг. начинается строительство первых крупных кинотеатров в городе. И первенцем в этом деле стал старейший кинотеатр «Гигант». Еще в 1925 г. между улицами Барабашевской и Протодиаконовской началось строительство Большого четырехэтажного Дома Советов. В 1929 г. к Дому был пристроен большой зал заседаний с библиотекой. Через два года он стало кинотеатром «Гигант», вторым после «Совкино». Иллюзион получился впечатляющим: зри-тельный зал на 1100 мест, просторное фойе, культзал с читальней. Кроме худо-жественных фильмов в «Гиганте» показывали кинохронику, проводили разного рода мероприятия, например съезды ударников, колхозников. Хабаровчане охотно шли сюда не только кино посмотреть, но и отдохнуть, почитать газеты, журналы, послушать музыку оркестра. Так как до звукового кино демонстра-цию фильмов сопровождал музыкальный, инструментальный коллектив.

Хабаровский кинопрокат может гордиться своими поистине легендарными личностями. К примеру, Василий Степанович Бондарь, который несколько де-сятилетий проработал на должности директора кинотеатра «Гигант». Он пом-нит «Великого немого», при нем кино обрело звук, стереоизображение.

Советское правительство уже в первые дни своего существования с особым вниманием относилось к демонстрировавшимся кинолентам. Сознавая всю

важность кино, как средства воспитания и агитации, оно всеми усилиями стре-милось привлечь народные массы для просмотра так называемых агиток. Уст-раивались целые праздники из показов кинофильмов выдержанных в духе офи-циальной идеологии. Как известно на фильм «Чапаев» народ шел с ликованием, вооружившись плакатами и транспарантами. Огромное значение приобретает показ хроникальных фильмов, призванный отображать достижения социали-стического строительства и упадок капиталистических стран. Так с 16 по 20 ок-тября 1935 г. в кинотеатре «Гигант» проводился «пятидневник» кинохроники, на котором демонстрировались фильмы: «Мы видели лицо Европы», «Ударить по цепям»; организовывались выставки: «Два мира» и «Общедоступная фото-графия»; проводилось анкетирование, беседы; показ фильмов сопровождался игрой симфонического оркестра под управлением В.Ю. Давидовича.

Свои сборники выпускала и Дальневосточная студия кинохроники. Перво-начально студия кинохроники была основана в 1925 г. во Владивостоке как производственная база «Далькино» и лишь в 1934 г. по решению треста «Союз-кинохроника» краевую базу треста перевели в Хабаровск. И уже в 1939 г. сту-дия выпустила шестьдесят звуковых, двадцать два немых киножурнала, два ки-ноочерка.

Не затерялся кинематограф и в годы Великой Отечественной войны, став в то время средством патриотического воспитания и поддержания боевого духа народа. В эти годы предпочтение отдается показу оборонных, боевых фильмов, сельскохозяйственных, киносборников и киножурналов. В военные годы про-должают свою деятельность кинотеатры города, осуществляется показ филь-мов, организуются кинофестивали. В годы Великой Отечественной войны ха-баровчане могли увидеть такие фильмы как: «Ленин в 1918 г.», «Великое заре-во», «Человек с ружьем», «Суворов», «Мы из Кронштадта», «Как закалялась сталь», «Минин и Пожарский» и др. Особое значение придавалось показу хро-никального фильма «Разгром немецких войск под Москвой», выпущенного центральной студией кинохроники. Для этого был организован выпуск его по специальному графику с ежемесячной подачей сведений о количествах зрите-лей, дней показа и проводимых сеансов. Боевой настрой хабаровчан поддержи-вали фильмы: «Два бойца» по повести Л. Славина «Мои земляки» (реж. Л. Лу-ков), «Сталинград» (реж. Л. Варламов), «Во имя Родины» (реж. В. Пудовкин, Д. Васильев), афиши, которых хранятся в фондах Хабаровского краеведческого музея.

После Великой Отечественной войны усиленными темпами налаживается кинодеятельность в Хабаровске. В эти годы изменилось отношение к кино. Ки-нематографу возвращается его развлекательная функция. Кино должно было стать главной частью досуга советского человека. Поэтому особое внимание стало уделяться увеличению количества кинотеатров, их оснащенности, нали-чию киноустановок.

В послевоенные годы расширяется киносеть города, реконструируются и

оснащаются новыми технологиями старейшие кинотеатры, строятся новые. К 1947 г. все киноустановки заменены звуковыми. С 1957 г. начало развиваться широкоэкранное кино. В целях завершения сплошной кинофикации города в 60-е гг. были построены новые современные кинотеатры «Заря», «Октябрь», «Молодежный», «Дружба». В 70-е гг. большинство городских установок стали широкоэкранными и широкоформатными, расширились залы центральных ки-нотеатров города и вступили в строй новые крупные современные кинотеатры «Восход» (1968 г.) и «Сатурн» (1973 г.).

В это время в России уже набрала ход «сетевая» революция в кинопрокате: строились сотни огромных типовых кинотеатров. В каждом спальном районе планировалось построить «восьмисотники» или «тысячники». Такие кинотеат-ры строились и в Хабаровске. В 1983 г. демонстрацией фильмов «Казачья гора» и «Свадебный подарок» начал свою работу новый широкоформатный киноте-атр «Хабаровск», открывшийся в Северном микрорайоне краевого центра.

Таким образом, на 80-годы в Хабаровске насчитывалось уже 15 кинотеат-ров, в том числе молодежный и детский, около 400 киноустановок различных ведомств, сотни студенческих, пионерских, школьных самодеятельных киноте-атров. Помимо этого в городе существовали летние кинотеатры, такой киноте-атр в 60-е гг. находился в районе рубероидного завода, здесь устраивались те-матические показы документальных, исторических фильмов.

Кинотеатры в то время посещали все, знакомясь с достижениями советской и зарубежной кинематографии. Из воспоминаний М. Ивановой: «В семидеся-тых годах, когда построили кинотеатр «Сатурн», билеты можно было купить только заранее - в кино ходили все от мала до велика… Перед сеансом обяза-тельно приглашали выступать поэтов, музыкантов, детские творческие коллек-тивы».

Кинотеатры становились настоящими развлекательными центрами, где по-мимо показа фильмов, организовывались выставки, вечера, концерты проводи-лись различные кинолектории, кинопанорамы. При них находились библиоте-ки, кафе, выставочные залы.

Репертуар кинотеатров тогда состоял из 53 фильмов, производства социали-стических стран и 27 буржуазных. И хотя многие фильмы имели ограниченные копии, а некоторые и вовсе не допускались к прокату, хабаровчане могли зна-комиться с достижениями мирового киноноискусства. Впрочем, закрытые про-смотры практиковались по всей стране. Хабаровск – не исключение. Как это делалось? Союз кинематографистов каким-то образом добывал за рубежом ко-пии нашумевших фильмов, которые для массового зрителя не закупались. Надо отдать должное, это были интересные работы мастеров, того же Феллини, Коп-полы, Вайды. Две-три ленты отправлялись в долгое путешествие по тем горо-дам, где у Союза кинематографистов были свои отделения. Коробки с лентами сопровождал обычно московский кинокритик, он же и переводчик. «Эта затея предполагала своеобразную творческую учебу: смотрите, учитесь, как надо

снимать кино. Такие просмотры вызывали ажиотаж, попасть на них было не-просто, приглашали обязательно местных режиссеров, операторов, в списки попадали и некоторые журналисты, партийные работники» (Из воспоминаний А.Г. Чернявского).

Подобные фильмы можно было увидеть, в существовавшем в то время клу-бе любителей кино – «Киноглаз», которое было открыто в 1967 г. В программу клуба входили не только просмотры отечественного и зарубежного кинемато-графа, но и организация кинолекториев, обсуждение просмотренных фильмов, дискуссии. Бессменным руководителем клуба стал знаток и энтузиаст кино Э.М. Корчмарев, который возглавляет клуб вот уже более 35-ти лет.

Частым явлением стала организация в городе различных кинофестивалей, смотров документальных и научно-популярных фильмов. Организовывались встречи с артистами фестиваля, мастер-классы.

Сюда приезжали различные представители отечественного кинематографа. Гостили в Хабаровске артисты В.А. Этуш, В.С. Лановой, Н.С.Михалков, И.М. Смоктуновский, Н.В. Мордюкова, Е.С. Матвеев, Л.В. Марков и др. В Хабаров-ске останавливался знаменитый мэтр японского кино Акира Куросава, снимав-ший в уссурийской тайге фильм «Дерсу Узала». В фондах Хабаровского музея им. Н.И. Гродекова хранится фотография, свидетельствующая об этом знамена-тельном событии. После просмотра фильмов артисты охотно рассказывали о съемках, давали интервью, фотографировались.

В этом немалую роль играла активная работа Бюро пропаганды киноискус-ства. Дальневосточное отделение пропаганды советского киноискусства «Даль-киноцентр» появилось в Хабаровске в 1978 г. «Далькиноцентр» поставил зада-чи: идейное и эстетическое воспитание населения, пропаганда и популяризация достижений отечественного и мирового киноискусства.

Таким образом, за период Советской власти происходит небывалый рассвет кинематографа. Кино становится неотъемлемой частью культурной жизни го-рода. В этот период организуется кинопромышленность, создается управление кинофикацией, осуществляется прокат кинофильмов, строительство кинотеат-ров. Увеличивается посещаемость кинотеатров, проводятся кинофестивали, встречи с деятелями кино. Кинематографическая жизнь города становится ак-тивной и насыщенной. Чего не скажешь о нынешнем его состоянии.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...