Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространство культуры 1 страница



В.В. Буренок

студентка Дальневосточного государственного университета путей сообщения

В.В. Костанди

научный руководитель, доцент ДВГУПС

ИСТОРИЯ ПАРКОВ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ХАБАРОВСКА

История ландшафтного дизайна начинается не много позже, чем начало свою историю человечество. Отправной точкой можно считать обустройство первой стоянки первобытного человека. Он переделывал окружающий ланд-шафт под свои нужды, главным образом защищаясь от агрессивной внешней среды, чем и положил начало ландшафтному дизайну в целом и утилитарному направлению в нём, в частности.

Прадедами русских парков являются естественные сады Англии и регуляр-ные парки Франции. Интерес к английскому парку у русской аристократии появился после прочтения знаменитых книг поэтов-сентименталистов: Эдуарда Юнга «Плач Эдуарда Юнга, или ночные размышления о жизни, смерти и бес-смертии», Томсона «Времена года», которые привнесли моду на деревенскую жизнь. Вспомним Евгения Онегина, который «как денди лондонский одет…». А мода на регулярные французские парки сформировалась еще раньше, после посещения Петром I загородной резиденции французских королей – Версаля. После возвращения из Франции Петр решил и у себя завести «огород, не хуже ихнего…», которым стал знаменитый Петергоф.

Впоследствии, о научном подходе к формированию парков заговорил мос-ковский журнал «Экономический магазин», главным автором которого был А.Т. Болотов, учёный-агроном, литератор и мемуарист. Он оказался замеча-тельным ландшафтным архитектором и теоретиком садового искусства. Отлич-но зная вкусы провинциального дворянства, к которому он сам принадлежал, Болотов писал о том, как, по его мнению, должен выглядеть русский парк. И таким образом, стал неофициальным автором русского парка.

Первый публичный парк культуры и отдыха был создан в Москве на терри-тории первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году. Официальное открытие парка состоялось 12 августа 1928 г. (сегодня это крупнейший в стране парк культуры и отдыха им М. Горького).

Парки в современном городе – это рекреационные ресурсы, они укрывают жителей от влияния «современных технологий»: газов автомашин, заводов, и в целом от городской суеты. Кроме того, они хранят историю. По ним можно «проследить» важные страницы истории не только города, но и страны.

На Дальнем Востоке первые парки появляются в вначале ХХ века в круп-

ных городах – Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске. Для хабаровчан лю-бимым местом отдыха стал Центральный парк культуры и отдыха (ул. Шевчен-ко, 15), расположенный в самом центре города. Парк был основан в 1927 г. На территории парка, располагающегося на берегу Амура, находилось множество аттракционов, концертных площадок. Сегодня парк реконструирован, все ат-тракционы убраны, а рядом построена великолепная набережная. В распоряже-нии отдыхающих многочисленные кафе, пляж, по вечерам дискотеки для моло-дёжи. На территории ЦПКО расположены: знаменитый «Амурский Утес», ме-сто митинга с участием летчиков В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова, здания бывших: Казначейства, Военного собрания, Музея Приамурского гео-графического общества, в парке располагается памятный знак, посвящённый перелёту легендарного лётчика В. Чкалова.

В городском парке культуры и отдыха «Динамо» (ул. Карла Маркса, 62), можно заняться спортом, принять участие в спортивных соревнованиях, отдох-нуть под тенью деревьев от повседневной суеты или просто погулять с детьми, вообще провести с пользой свой досуг.

Парк «Динамо» является охраняемым памятником природы. 13 февраля 2008 г. в Хабаровске прошли публичные слушания по проекту реконструкции парка «Динамо» в администрации города. Итогом которых стало краевое по-становление о присвоении парку статуса «памятника природы краевого значе-ния». В парке «Динамо» выделены растения, которые нуждаются в особой ох-ране: лиственница, посаженная В.К. Арсеньевым, некоторые деревья «Губерна-торского сада» (абрикосы, черемуха Маака), существующие с момента заклад-ки, реликтовые деревья коренных пород (береза даурская, ильм долинный, липа амурская, лиана винограда амурского). По результатам опроса, проведенного журналистом газеты «Хабаровский экспресс» Анной Полоник, не многие горо-жане знают об особом статусе парка.

Не менее интересным является городской парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина (ул. Краснореченская, 92). Его знаменитое на весь мир имя заставляет говорить о нём всё больше и больше. Это один из немногих уголков нашей страны и даже планеты, который успел посетить первый в мире космонавт – Юрий Гагарин. Он посадил дерево на территории парка. Лиственница Гагарина стала знаменитой. Возникает желание и интерес увидеть это дерево, но, как оказалось, найти его среди зелёного массива парка довольно сложно, тем более что оно не имеет особых «опознавательных» знаков.

Мы провели социологический опрос среди жителей района, который пока-зал, что 50 % опрошенных считают, что дерево Гагарина погибло, но другая половина «верит» в спасение лиственницы. По рассказам свидетелей она нахо-дилась на одной из центральных аллей перед нынешним цирком. Тамара Анд-реевна, жительница района, рассказала, что парк постоянно топило. В один из таких дней трубы с горячей водой вновь прорвало, после чего, по её мнению, дерево погибло. Другие же утверждают, что лиственница была срублена при

строительстве цирка. Теперь на его месте посажено маленькое деревце. Кто-то считает, что лиственница осталась. Это то самое маленькое дерево на цен-тральной клумбе, а не растёт из-за близости больших деревьев, забирающих корнями влагу.

Многие опрошенные полагают, что лиственница до сих пор растёт, указы-вая на дерево, расположенное на противоположной клумбе. Её по рассказам других посадил в 1972 году Севастьянов, лётчик-космонавт, но кто же из жите-лей прав? Неизвестно… Эта проблема легко бы решилась, если бы рядом нахо-дились памятные доски, которые могли бы указать, чьи мнения верны. А ведь раньше они здесь были! Зачем же их убрали, если деревья сохранились?

Казалось бы, парк играет огромную роль в истории нашего города, но поче-му же сегодня часть территории пустует? Сегодня все парки города претерпели изменения сравнительно с воспоминаниями жителей города разных возрастов. Внешний вид парков меняется вместе с поколениями.

На примере парка Гагарина из рассказов родителей мы узнали, что ещё в 70-х годах прошлого века это место было полно людей, там находились лодочки, кинотеатр, колесо обозрения, танцплощадка… Сегодня всего этого нет, только недавно построенный краевой цирк оживляет часть территории парка. Из этого примера видно, что большая часть старых парков сейчас находится в запусте-нии. Они зарастают, прежние редкие породы деревьев вытесняются менее цен-ными. Порой бывшие парки культуры и отдыха уже мало чем отличаются от соседнего леса! Нам необходимо привести их в порядок, чтобы сохранить исто-рию города и страны.

В Хабаровске имеется более десятка зелёных участков со статусом охра-няемых территорий, которые никому не принадлежат и превращаются в сти-хийные свалки. За последнее время к ним не прикасалась рука специалиста и хозяина. Чтобы вернуть паркам их былую красоту, к ним должны «приложить руку» настоящие мастера. Кроме того, необходимо поддерживать чистоту и красоту созданного, тем более что парки культуры и отдыха – это рекреацион-ные ресурсы, залог чистоты и здоровья в больших городах.

Эта работа заставила собрать все известные сведения о парках города Хаба-ровска. Изучая данную тему, мы столкнулась с тем, что найти нужную инфор-мацию об истории хабаровских парков можно лишь в коротких газетных замет-ках, а книжные статьи попадаются лишь изредка. Будем надеяться, что наши парки попадут в «хорошие руки», ведь единогласно, по мнению опрошенных нами жителей города, именно достойного хозяина не хватает паркам «Динамо» и «им. Гагарина»!

Е.В. Слепкова

студентка Дальневосточного государственного университета путей сообщения

В.В. Костанди

научный руководитель, доцент ДВГУПС

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ХАБАРОВСКЕ

Когда же появились первые ростки сценической и музыкальной деятельно-сти в нашем городе? Просмотр старых газет, журналов дает возможность ут-верждать, что это произошло в 1873 г. Первый театральный спектакль, состоял-ся в декабре 1873 г., причем он давался с благотворительной целью – собрать деньги на покупку учебников для детей «недостаточных родителей». Любители Мельпомены, благодаря организационным артистическим способностям мест-ного инженера-механика, показали пьесу «Что имеем не храним, потерявши плачем». Как писал автор мемуаров, «инженер оказался талантливым актером, но остальные играли плохо».

Представление устроили в одной из казарм гарнизона, сбор за билеты со-ставил 90 рублей, их перевели в Петербург для приобретения школьных учеб-ников. Это было вызвано, очевидно, тем, что школы в Хабаровске не было, а летом того года Хабаровку проездом посетил «Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович», которому было обещано открыть школу его имени.

Любительские спектакли вошли в систему после того, как Хабаровка стала центром Приамурского генерал-губернаторства. Жителей прибавилось, количе-ство интеллигентных людей возросло. Карточная игра, процветавшая со време-ни капитана Я.В. Дьяченко, многих уже не удовлетворяла и казалась бессмыс-ленным времяпрепровождение, поэтому, недостатка в любителях сценического искусства не было. Возникли свои постановки водевилей, пьес, на сцене воен-ного собрания, либо в приспособленном для публики зале в доме купца Тифон-тая.

Первый любительский спектакль в здании военного собрания состоялся в день его открытия – 14 ноября 1887 г. Поставили поныне не сошедшую коме-дию А.В. Сухого-Кобылина «Свадьба Кречинского». В ней блестяще справился с главной ролью офицер-топограф Петр Гросевич. Организаторы спектакля чувствовали свою слабость в постановке пьесы и, руководствуясь мнением гри-боедовского Репетилова, восклицали: «Да! Водевиль есть вещь, а прочее все гниль!»

В следующее воскресенье на той же сцене шли комедия модного тогда, а ныне прочно забытого автора Б.А. Крылова «В осадном положении» и водевиль «Экономка», поставленные теми же артистами-любителями. По отзыву газеты «Сибирский вестник», играли скверно «кто в лес, кто по дрова», хотя цена би-летов «кусалась», доходя до 5 рублей, но недостатка в зрителях, впрочем, не

было – так велика была тяга к театральным постановкам.

14 мая 1892 г. хабаровчане впервые приняли профессиональных артистов – труппу М.К. Шумилова, которая с весьма облегченным репертуаром направля-лась на гастроли во Владивосток. Она взяла в аренду неказистое, но более де-шевое деревянное здание Общественного собрания, поскольку администрация заломила цену, непомерно высокую для непрофессиональной труппы.

Поскольку каждый спектакль был событием в жизни города, то представле-ние продолжалось до полуночи. Во время получасового антракта играл оркестр.

Если церковь – храм божий, то театр – храм искусства. Посещение даже любительских спектаклей, не говоря о профессиональных, считалось престиж-ным видом досуга и умственной пищи. После просмотра театральной премьеры весь Хабаровск несколько дней обсуждал её достоинства или недостатки, а ко-гда появились свои газеты, то помещаемые в них рецензии на спектакли и по-становки все с возрастающим интересом читали хабаровчане.

Реклама была организованна превосходно: афишами обклеивали все забо-ры, а в конце 1890-х гг. у перекрёстков главной улицы Муравьёво-Амурской и кое-где на периферии города по распоряжению городской управы были уста-новлены высокие круглые тумбы специально для театральных афиш и других объявлений. Они придали Хабаровску своеобразный вид, сделали его более на-рядным и демократичным. Однако в 1905 г. тумбы кому-то не понравились, их снесли, так что от них не осталось и следа. Хабаровск приобрёл вполне казён-ный и достаточно провинциальный вид, так как афиши и объявления в хаотиче-ском беспорядке появились на заборах долгостроев и отдельных деревьях.

Летом 1890 г. несколько концертов дал гастролирующий скрипач М.Т. Ва-сильев. Импульсом к оживлению кружка самодеятельных артистов послужило печальное событие – страшный неурожай во многих губерниях Европейской России осенью 1891 г. В январе 1892 г. любители-артисты дали несколько спек-таклей в пользу голодающих. Благородство цели искупило некоторую поспеш-ность постановок и выбор репертуара. «Все три пьесы представляли собой ве-селый вздор, – укоризненно отметила одна сибирская газета, – который не ос-тавляет никакого серьезного впечатления». В ту же зиму в Хабаровске остались артисты И.Н. Фомин и Л.М. Вольская, укрепившие сценические силы кружка любителей. Кружок под свое покровительство взяла Варвара Федоровна Духов-ская. В последующие годы дела пошли на лад. С 1 января 1894 г. «Приамурские ведомости» стали помещать отзывы о каждом спектакле и концерте, выражая общественное мнение.

Вообще, осенне-зимний сезон 1897 г. выдался насыщенным, публика, как говорится, разрывалась на части, не зная, чему отдать предпочтение. Одновре-менно в городе гастролировали балетно-гимнастическая труппа г-жи Е.В. Ко-ковиной, цирк и «музей восковых фигур». Особым успехом пользовался самый демократичный вид искусства, понятный и простой публике, – цирк. Цирковые представления давались во дворе гостиницы «Звездочка». Несмотря на июль-

скую духоту, а затем и осенние холода, народу набиралось всегда много, хотя плата за вход стоила 1 рубль. Успех цирка объяснялся тем, что цирк был в но-винку.

Не без влияния В.Ф. Духовской, впервые в Хабаровске на полный зимний сезон 1894/95 г. осталась профессиональная группа под руководством М.Ф. Кнауф-Каминской. Зал не пустовал, хотя в Хабаровске в то время насчитыва-лось примерно 10 тысяч жителей, из них приблизительно 700 человек составля-ли офицеры и чиновники различных ведомств. В репертуаре преобладали му-зыкальные комедии, вроде «Чайного цветка», «Лисы Патрикеевны», «Сердца и руки». Давали и классику.

12 января давали оперетту «Цыганский барон» Штрауса, а 31 января опер-ная часть труппы поставила «Гальку» Станислава Манюшко. Хотя каждая по-становка шла максимум трижды, но на каждой из них присутствовало не менее тысячи хабаровских зрителей.

Зимний сезон завершился в масленицу опереттой «Клад Гудзона». Зал был переполнен публикой. Кассовый сбор составлял 3 тысячи рублей ежемесячно, не говоря о подношениях любимцам публики.

В мае 1895 г. в городе гастролировала драматическая труппа антрепренера Ольшанского, в ней хабаровчанам особенно понравились артистки В.К. Дарья-лова и П.К. Айдарская, а также актёр Семашко-Орлов.

Летом 1897 г. несколько концертов дал возвращавшийся из кругосветного турне знаменитый в то время пианист Антон Контский. Несмотря на свой поч-тенный возраст (80 лет), «он юношеской энергией шагает по всему земному шару и повсюду пожинает вполне заслуженные артистические лавры», – писа-ли в то время газеты.

Весной 1898 г. успешно прошли гастроли небольшой, всего из пяти арти-стов, труппы А.А. Мурского. Пресса дала прекрасные отзывы о спектаклях не «лицедеев-кривляк», но людей, «понимающих искусство и вполне достойных названия артистов». Эта труппа, при деятельном участии местных любителей, поставила пьесу А.Н. Островского «Без вины виноватые», которая положитель-ным образом потрясла хабаровчан.

В период 1899 г. хабаровской публике не пришлось скучать, работали как артисты профессионалы, так и артисты любители. Много публики было на лю-бительских спектаклях.

9 апреля1899 г. в зале военного собрания состоялся концерт оперной певи-цы Сикорской, ученицы знакомой старожилам Хабаровска Д.М. Леоновой. Об-ладательница лирико-драматического сопрано совершенствовалась в Италии, затем была в труппе Большого театра, гастролировала в Киеве, Казани, Томске, других больших городах и повсюду пользовалась громким успехом. Песни вы-соко оценила и хабаровская публика – аплодисментам, криком «браво» и вызо-вам не было конца.

22 апреля 1899 г. состоялся сольный концерт выдающегося виолончелиста

Адриана Вербова. «Его высокохудожественная игра на виолончели проникла в душу, заставила забыть под её влиянием серенькую действительность», – отме-тил хабаровский рецензент.

В июле 1899 г. в военном собрании выступил пражский квартет сестёр и братьев Эрмль. К их удивлению, попасть на концерт, где исполнялись произве-дения Гайдна, Бетховена, Шумана и других композиторов, смогли не все же-лающие. Пришлось давать второй концерт.

Театральное и музыкальное развитие Хабаровска интересовало, и было по душе высшим чинам города. Так одним из этих любителей был генерал-губер-натор Н.И. Гродеков, он не пропускал ни одного драматического спектакля, ни одного концерта, но оперетту, вероятно, недолюбливал, поскольку место его нередко пустовало тогда, когда выступали артисты оперетты. Он всячески по-ощрял увлечение театром даже среди нижних чинов.

Увлечение самодеятельным театром становилось повальным - любитель-ские спектакли, на которых присутствовали и солдатские семьи, вошли в обыч-ное русло жизни батальона. Особенно были отмечены рождественские развле-чения в 1899 г. Так, учащиеся реального училища подготовили несколько сцен из гоголевского «Ревизора». Воспитанницы женской гимназии собственными силами поставили комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Так же кружком лю-бителей драматического искусства поставлена была пьеса «Свадьба Кречинско-го». Пьеса прошла очень хорошо при дружном и успешном исполнении всеми любителями своих ролей. Газета прослеживала за театральной жизнью и ко-нечно за реакцией публики на творчество развивающегося Хабаровска.

В отношении строительства театров Хабаровск отстал от Владивостока, в котором 1 июня 1899 г. открылся настоящий театр. Для театра отвели трёх-этажное здание в мавританском стиле на 775 мест, с электрическим освещени-ем, фойе и даже зимним садом. В том же году открылся китайский театр. К 1904 г. во Владивостоке было уже четыре театра. Хабаровск же довольно долго довольствовался арендой приспособленных для постановок зданий. И только к 1901 г., при Гродекове, город построил собственное здание общественного соб-рания с уютным зрительным залом. Зимой в нём состоялось несколько спектак-лей с участием артистки М.Н. Нининой-Петипа. «Эта артистка настолько круп-ная величина для хабаровской сцены, – писал обозреватель «Приамурских ве-домостей», – что её игра окончательно затмила игру других артистов, участ-вующих в спектакле «Медея».

Важным событием в культурной жизни Хабаровска стал приезд летом 1903 г. опереточно-драматической труппы из Малороссии, как тогда называли Ук-раину. На смену ей, также из Малороссии, приехала драматическая труппа под руководством известного тогда в артистических кругах К.М. Мирославского.

6 января 1904 г. впервые хабаровчане познакомились с драматургией Мак-сима Горького, популярность которого стала необычайной по всей России. По-ставили пьесу «На дне», причём эта пьеса произвела на зрителей столь сильное

впечатление, что её показали дважды.

Начавшаяся русско-японская война, введённое в Хабаровске военное поло-жение вынудили прервать гастроли, однако «открытие Горького» продолжа-лось самодеятельными любителями драматического искусства Народного дома, в котором они отважились публично прочитать «Буревестник».

После первой русской революции начался идейный разброд, который спо-собствовал тому, что репертуар провинциальных театральных трупп наполнил-ся развлекательными пьесами, махрово процветала настоящая халтура. Попыт-ка ставить серьёзные пьесы не удавались. Период этих неудач длился с 1906 по 1908 г.

Гастроли в Хабаровске выдающейся русской драматической артистки Веры Фёдоровны Комиссаржевской открылись 19 апреля 1909 г. Она выступила в драме Зудермана «Отчий дом». Публика горячо встретила артистку, награждая её во время представления громом аплодисментов, а вызовам по окончании пьесы не было конца. Сильный ветер с Амура, весенняя распутица не могли ос-тановить хабаровских любителей Мельпомены. Цирк Шарапова, где происхо-дили спектакли В. Комиссаржевской, заполнялся до отказа. Всего состоялось шесть спектаклей, которые дали небывалый сбор – 8 тысяч рублей, столь нуж-ные для общедоступного театра, о котором она мечтала всю жизнь.

В мае 1910 г. Хабаровск посетила другая знаменитость – Леонид Виталье-вич Собинов, изумительный тенор. Публика имела удовольствие слушать зна-менитого певца во много раз больше, чем было заявлено в программе, – Соби-нов бисировал без отказа. Бурные аплодисменты заключали каждый номер, пе-реходя подчас в овацию.

16 февраля 1912 г. в Хабаровске состоялся только один концерт замечатель-ной русской певицы Надежды Васильевны Плевицкой с участием виртуоза иг-ры на балалайке Троянова-Заичкина. Душу очищающие русские песни и ро-мансы глубоко потрясли слушателей. Цены на билеты установлены самой На-деждой Васильевной от 6 рублей 10 копеек до 50 копеек, что дало возможность присутствовать на концерте и беднейшей публике. Хабаровчанам посчастливи-лось слушать эту чудесную певицу ещё раз, но уже в бурный 1917 год. Это произошло 21 мая, когда она опять дала один единственный концерт при уча-стии скрипача-виртуоза М. Левьена и пианиста М. Рабиновича. Певица, как го-ворится, была в ударе, помня восторженный приём хабаровчан, пять лет тому назад. «Песня за песней, то тоскливая и унылая, то задорная сверкающа непод-дельным юмором, меняли одна другую».

Несмотря на то, что в городе уже работали два кинематографа, в которых демонстрировались боевики и «гвозди сезона»: «Спартак», «Баскервильская со-бака», «Жрица огня», «Сонька – Золотая Ручка» и прочие душераздирающие фильмы, несмотря на «первоклассный театр-варьете» «Лондон» при гостинице того же названия, в котором выступало множество певцов-артистов, самую значительную роль в культурной жизни дореволюционного Хабаровска сыгра-

ли театральные постановки как самодеятельного так и профессионального те-атров.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Востриков Л.А., Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане: Очерки о прошлом. – Хаба-ровск: Кн. изд-во, 1991. – 256 с.

Н.Н. Бендик

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В большом хоре научно-просветительской деятельности дальневосточной интеллигенции в 1920-е гг. все громче звучали голоса архивистов. Следуя тра-дициям архивных учреждений и общественных организаций центральной Рос-сии, дальневосточники постепенно расширяли формы своей просветительской работы, используя накопленные архивные фонды.

Приморская областная архивная комиссия, созданная в 1920 г., важнейшей формой просветительства видела издание архивных материалов, в освещении своей деятельности и привлечении в нее новых и новых энтузиастов что, по мнению ее членов, приближало общественность к истории края, его далекому прошлому, вызывая чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.

В условиях финансового дефицита архивисты использовали малые формы издания – местную прессу, издания вузов и других общественных организаций: «Известия Восточного института», труды ГДУ, Ежегодники, Учёные записки, отдельные типографские оттиски статей, небольшие брошюры в 6–10 страниц, но постоянно стремились к изданию собственного печатного органа. Только он мог дать возможность решать несколько задач: пропагандировать архивное де-ло, информировать о работе архивистов других областей, знакомить общест-венность с уникальными документальными находками, обучать приемам ар-хивной работы собирателей документов и других исторических памятников, публиковать исторические материалы с использованием архивных данных, предавать гласности нормативные документы своего ведомства и освещать многостороннюю деятельность комиссии.

Первый выпуск «Известий Приморской областной архивной комиссии» вы-звал положительный отзыв у общественности края. И поныне в библиотеках Дальнего Востока хранятся экземпляры с любопытными карандашными помет-ками – вопросами, ремарками, восклицательными знаками и даже дополнения-ми. Впервые дальневосточная общественность познакомилась с обзором архив-ного дела в России конца XIX – начала XX вв., подготовленным В.И. Поповым, и Положением о Приморской областной архивной комиссии. Кроме того, ре-

дакционная коллегия сочла нужным опубликовать для архивистов методиче-ские инструкции для разбора архивов, сбора археологического материала и со-ставления библиографии Дальнего Востока. Эти документы с одной стороны, стали научно-методической основой для осуществления архивной деятельности и подготовки кадров, с другой стороны, позволили всем, кто соприкасался с до-кументами, занимался делопроизводством, формированием архивов, любил старину осуществлять это осознанно, грамотно, с пониманием важности архив-ного дела.

Одновременно шла работа над составлением проекта второго выпуска со следующей программой: Б.М. Колюбакин «Адрес новгородского дворянства Николаю II», З.Н. Матвеев, П.П. Станков «Причины переноса порта в город Николаевск-на-Амуре из Петропавловска-Камчатского», А.П. Георгиевский «О целях и задачах Приморской областной архивной комиссии», Г.Т. Пачекунин «Документы из жизни Забайкалья», В.И. Попов «Архивоведение как научная дисциплина». Но второй выпуск не состоялся из-за отсутствия средств. Его из-дание стало возможным только в 1923 г., в первые годы существования уже следующего нового архивного учреждения Приморского губернского архивно-го бюро, под названием «Известия Приморской областного архивного бюро» (1923. Вып.2).

Вышли в свет только три выпуска, но и они имели большое значение. Мате-риалы, включенные в них, были тщательно отобраны и отредактированы З.Н. Матвеевым и А.П. Георгиевским. Среди них важное место занимали наиболее значимые нормативные акты ВЦИК и СНК РСФСР по архивному делу, вы-шедшие к 1923 г.: Положения о Центральном архиве РСФСР и о губернских (областных) архивных бюро, о хранении межевых архивов, о пользовании ма-териалами губернских архивных фондов. В неофициальной части 2-го выпуска был помещен доклад Георгиевского о деятельности Приморской областной ар-хивной комиссии, в котором была прослежена история ее возникновения, рас-крыто основное содержание Положения комиссии, отмечены особенности ее работы, дана характеристика собранных фондов. Оставаясь верными своему главному правилу знакомить читателей с интересными архивными материала-ми, редакторы поместили в журналах любопытные подборки документов под заголовками: «Декабрист Д.И. Завалишин об амурском деле» и «Почему и как Камчатская морская вооруженная база была перенесена на Амур» в археогра-фической обработке З.Н. Матвеева и П.П. Станкова.

Значительное место в 3-м выпуске отводилось описям наиболее ценных ар-хивных фондов: дипломатической части фонда Приамурского генерал-губерна-тора, канцелярии наместника на Дальнем Востоке, Временного правительства автономной Сибири, Временного Народного собрания Дальнего Востока, от-дельных дел архива революции. Опубликованные описи включали 385 дел и охватывали около 100 лет истории российской дальневосточной окраины. Осо-бый интерес представлял библиографический указатель, составленный Матвее-

вым под названием «Периодическая печать на Дальнем Востоке (1917-1922)». В нем автор систематизировал периодические издания региона указанного перио-да «с распределением их в хронологическом порядке, по месту издания, на-правлениям». Опубликованный впоследствии как самостоятельное издание указатель на протяжении уже многих лет привлекает внимание исследователей.

Немалый объем информации в «Известиях» отводился вопросам архивной службы. Её истории – «Реформа архивного дела в России»», «Архивное дело в Приморье», хронике архивной жизни – «Приморское губернское архивное со-вещание» с его протоколом от 16 августа 1923 г., её библиографии – «Новые книги по архивному делу», «Издания по архивному делу», проблемам архивно-го строительства за рубежом. Большую научную ценность содержали сводные статистические данные о Приморском губернском архивном фонде. В соответ-ствии с ними в учреждениях губернии было сосредоточено более 100 тыс.ед.хр. и 1500 пудов архивных материалов, взятых архивистами на учет. Указывалось, что в самом архивном бюро сконцентрирован 31 фонд. Статья В.И. Попова "Архивоведение или наука об архивах», размещенная во 2-м выпуске, заметка о практике организации в Праге школьных архивов и обучении учащихся техни-ке архивного дела и систематизации памятников старины, опубликованная в выпуске 3-м, заинтересовали не только приморских читателей. Они получили высокую оценку на страницах всероссийского журнала «Архивное дело», а в рейтинге наиболее популярных сочинений получили самые высокие баллы. Эти материалы указаны наряду со статьями таких корифеев архивного дела 1920-х гг., как Н. Бокай, А. Смирнов, И. Козловский [1].

Специального внимания со стороны Центрархива был удостоен один из ма-териалов 2-го выпуска – обзор А.П. Георгиевского «Архив русской револю-ции». Автор назвал его выпуском 1-м, предполагая и последующие. Во вступ-лении он пояснил, что «революционные материалы, имеющиеся в руках бюро распадаются на части и… начиная с 1904 г. представляются в отдельных делах» и фондах. Далее в хронологическом порядке в форме обзора им представлены наиболее важные на его взгляд фонды и дела, отражавшие революционные со-бытия на Дальнем Востоке. Затем поместил сами документы. Для 1-го выпуска он отобрал и описал такие материалы как дело о беспорядках в минном баталь-оне во Владивостоке (1907 г.), телеграммы, донесения, рапорт майора Моринса (1919 г.), разговор по прямому проводу председателя совета министров Пепе-ляева с Колчаком, телеграмму Колчака главнокомандующему союзными вой-сками Дальнего Востока генералу Ой, дело о союзниках и правительстве Кол-чака, с фрагментами из переписки и многие др. В журнале «Архивное дело» (1925 г.) был дан комментарий обзора Георгиевского и сказано как «о почти единственном опыте описания архива, необходимость в которых остро ощуща-ется» [2]. Вышедший позднее отдельным оттиском обзор приобрел еще боль-шую популярность.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...