Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В последней четверти XIX века передовая общественность России, люди культуры и искусства обратили пристальное внимание на состояние просвеще-ния простого народа



На этой волне в России по инициативе градоначальника Петербурга генера-ла Ф.Ф. Трепова создается общественно-просветительная организация – народ-ные чтения [2, с. 122].

В Хабаровске идею об организации народных чтений выдвинул юрист Ва-силий Васильевич Лапин. Он опубликовал в «Приамурских ведомостях» статью «Живой обмен знаний», в которой был явный призыв к просвещенным массам читать лекции «для широкого круга лиц на научные темы» [1, с. 450]. И 25 фев-раля 1894 г. в общественном собрании им была проведена благотворительная лекция на тему «Естественная история любви», собранные деньги от которой, сложили первичную сумму для приобретения книг. Идея была материально поддержана генерал-губернатором С.М. Духовским, что дало основание газете «Приамурские ведомости» 22 января 1895 г. сообщить, «что хабаровский коми-тет народных чтений образовался «по инициативе С.М. Духовского»» [2, с.

125–126]. В последующем, бюджет комитета постоянно пополнялся материаль-ными взносами членов общества, городской управы, и других общественников города. По заявке созданного комитета из Петербурга были получены книги, брошюры и световые картины [1, с. 450]. Тем не менее, в дальнейшей работе, общество постоянно испытывало недостаток средств и собственного здания. Чтения проводились в училищах, казармах, больницах, в Общественном собра-нии [1, с. 450]. 17 октября 1894 г. состоялось первое народное чтение [2, с. 126].

Официальным руководителем Хабаровского комитета народных чтений считался инспектор народных училищ В.П. Маргаритов, а также А.М. Чернов и В.И. Морошкин. В сентябре 1896 г. председателем избрали П.Е. Пономарева, инспектора Хабаровского железнодорожного училища, секретарем стал врач А.Г. Рождественский, в последующие годы секретарствовал учитель С.Н. Браи-ловский, продажей книг для народа занимался В.В. Перфильев, ревизионную комиссию возглавлял А.В. Плюснин [2, с. 131]. Успехом ораторского искусства были удостоены учитель Браиловский, инженер артиллерии С.Н. Ванков, топо-граф П.С. Гроссевич, инженер путей сообщения Н.Ф. Дормидонтов, инспектор народных училищ Маргаритов, врачи Рождественский и В.В. Перфильев, пол-ковник, бывший полицмейстер Хабаровска Чернов [1, с. 450].

В 1894 г. было проведено 25 народных чтений на различные темы, которые посетили 2,5 тыс. слушателей [1, с. 450]. Комитет активно сотрудничал с духо-вым оркестром окружного штаба, который своей музыкой доставлял особое на-слаждение слушателям. По воспоминаниям В. Духовской «Звуки оркестра про-никали повсюду, уплывали далеко от эстрады, завораживая мелодией известно-го вальса «Амурские волны» капельмейстера М. Кюсса» [1, с. 451].

Для детей первое чтение было устроено 23 января 1896 г. в Алексеевской женской школе, на котором присутствовали около ста воспитанниц [2, с. 128].

Выступая, докладчики демонстрировали слушателям диапозитивы с ис-пользованием «волшебного фонаря», что производило на них громадное впе-чатление. Так называемый волшебный фонарь с туманными картинками – изо-бретение голландского учёного Христиана Гюйгенса, представлял собой аппа-рат для проекции изображений, он был очень распространен в XVII–XX вв. и являлся важным этапом в истории становления кинематографа.

Изначально волшебный фонарь служил для развлечения принцев и дворян. Однако вскоре он стал очень популярен среди простого населения, став, по су-ти, средством массовой информации. В конце XVIII в. фонарь стали использо-вать в учебных целях. Например, в Англии, в учебных заведениях Сорбонны, в Политехническом институте курс лекций сопровождал волшебный фонарь. Для волшебного фонаря и туманных картин были адаптированы так же многие ху-дожественные произведения.

С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало всей проекционной технике [3].

30 марта 1897 г. «Приамурские ведомости» писали: «Комитет народных

чтений, члены которого заявили себя особенным рвением к делу просвещения простого народа и рядом занимательных и толковых чтений приохотили тем-ный люд, толпами стремящийся в залу чтений познать назидательное, общепо-лезное и интересное»» [2, с. 130]. Народные чтения действительно повышали общий уровень просвещенности простого народа. Как доказала перепись 1897 г., первое место по количеству грамотного населения на Дальнем Востоке за-нимал Владивосток (52, 8 %), вторую позицию – Хабаровск (46, 1%) [2, с. 130].

Члены Хабаровского комитета народных чтений часто устраивали различ-ного рода просветительные мероприятия разной тематической направленности. Так, 7 января 1897 г. в помещении учебной команды 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона состоялось очередное («обычное», как было написано в газете «Приамурские ведомости») чтение с туманными картинами для нижних чинов и их семейств. Темой чтений была «Гроза». Литературная часть была до-полнена демонстрацией различных явлений электрического разряда, при по-средстве электрической машины системы Фосса, что произвело на слушателей сильное впечатление [5, с. 5].

30 декабря 1897 г. в общественном собрании комитетом было устроено чте-ние для народа «Рождество Иисуса Христа» (читал Рождественский) и «Покло-нение волхвов» (читал А.И. Оссовский), с туманными картинами. Между чте-ниями играл струнный оркестр музыкантов окружного штаба. После чтений были показаны при помощи волшебного фонаря юмористические, бытовые картины и др. Как сообщала газета «Приамурские ведомости», «зал собрания был полон слушателей» [4, с. 11–12].

На другой день, 31 декабря, чтение «Рождества Иисуса Христа» и «Покло-нения волхвов» было проведено одним из членов того же комитета для боль-ных в военном полугоспитале; после чего были так же показаны туманные кар-тины. На чтении присутствовал начальник полугоспиталя, служащий персонал, сестры милосердия и общины Красного Креста и др. лица [4, с. 11–12].

Хабаровский комитет народных чтений не только организовывал открытые просветительные мероприятия, но и предлагал к продаже дешевые картины на стекловидной бумаге для волшебного фонаря нижеследующих 14 чтений:

1. Из жизни Господа Христа: 10 картин по 2 р. 50 к.

2. О вреде пьянства: 10 картин, 1 р. 50 к.

3. Басни Крылова: 10 картин, 1 р. 50 к.

4. Смутное время на Руси: 8 картин, 2 р.

5. Чтение о планетах: 7 картин, 1 р. 15 к.

6. О движении земли: 5 картин по 65 к.

7. Династия Романовых в портретах: 20 картин, 5 р.

8. Распространение Христианства на Руси: 8 картин, 2 р.

9. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке: 5 картин по 50 коп.

10. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке: 8 картин, 2 р.

11. Пушкин. Сказка о купце Остолопе: 7 картин, 1р 75 к.

12. Пушкин. Кавказский пленник: 7 картин, 1 р. 75 к.

13. Пушкин. Руслан и Людмила: 11 картин, 2 р. 25 к.

14. Пушкин. Полтава: 9 картин, 2 р. 25 к.

Склад картин находился в здании Хабаровского Николаевского Городского училища и был открыт в дни народных чтений, по праздникам с 12 до 4 часов пополудни. Иногородним картины отсылались. В 1900 г. предполагалось орга-низовать в здании училища выдачу брошюр к картинам всем желающим [6, с. 10-11].

Комитет народных чтений прекратил существование в январе 1906 г. [2, с. 133-134]. За это время народные чтения приобрели небывалую популярность, выражавшейся во всевозрастающем притоке публики, которая, с массой поло-жительных эмоций и нужной информацией, покидала залы лекций. Народные чтения делали досуг дореволюционных хабаровских граждан содержательным и полезным. Именно то, что движение народных чтений, целью которого было воспитать, показать, донести, рассказать, ознакомить простое население с клас-сической литературой, современными достижениями в области различных на-ук, таких как физика, химия, медицина и пр., то есть – повысить уровень гра-мотности простого люда. Это было одобрено и поддержано государством и на нужды комитета правительством выделялись средства. Комитет народных чте-ний можно отнести к той категории общественных организаций, чье направле-ние активно развивалось в русле просвещения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бурилова М.Ф. Общество старого Хабаровска (конец XIX – начало XX вв.): по семей-ным фотоальбомам и прочим раритетам. – Хабаровск: Издательство «РИОТИП» краевой ти-пографии, 2007. – 528 с.

2. Востриков Л.А., Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом. – Хаба-ровск: кн. изд., 1991. – 253 с.

3. Википедия – Электронная Энциклопедия.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...