Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространство культуры 4 страница



тов сохраняется и по сей день. Популярность оркестра в городе и крае неуклон-но росла, не в последнюю очередь, благодаря абонементным программам. В 1968 г. Виктор Тиц создает в составе Дальневосточного симфонического новую структуру – камерный оркестр «Серенада», который быстро завоевал любовь наиболее тонких ценителей академической музыки.

В 1976 г. к оркестру под руководством В. Тица приходит всероссийское признание – на смотре-конкурсе симфонических оркестров РСФСР ДВСО за-нимает почетное шестое место из 47 музыкальных коллективов. В 1978 г. Тиц уезжает в Омск.

За те годы, что маэстро отсутствовал, оркестр продолжал поиск своего, уни-кального голоса, который не сводится ни к формальной технике, ни даже к ре-пертуару. В этот период оркестром руководили И. Безуглов, А. Клементьев, Е. Иоанесян. В 1982-м ДВСО получил свой дом: открылся концертный зал филар-монии, ставший основной площадкой для выступлений ДВСО. В 1986 г. ор-кестр празднует полувековой юбилей. Это событие было отмечено успешными гастролями в Ленинграде, Москве, Калинине, Курске и других городах.

Когда речь заходит о музыкальной жизни Дальнего Востока России, первое, о чем с гордостью рассказывают гостям – о Дальневосточном симфоническом оркестре. Всю свою историю оркестр был для дальневосточников «окошком» в другой мир, в котором правят красота и гармония.

Искусство, которому служил и служит ДВСО под руководством В. Тица (вернувшегося в 1989 г. в Хабаровск) было оценено не только в России – в 1990 г. камерный оркестр «Серенада» провел успешные гастроли в Анкоридже (США). А в 1991-м ДВСО становится самостоятельной организацией.

Распад множества связей, объединяющих музыкальный мир России в 90-е гг., крайне остро поставил проблему воспитания новых музыкантов. Старания-ми маэстро В. Тица в 1994 г. в Институте искусств и культуры была открыта кафедра оркестрового исполнительства, где сам дирижер отбирал и пестовал будущих артистов Дальневосточного симфонического оркестра. В этом же году возникла традиция, сохранившаяся до настоящего времени: концерты на «ста-рый» Новый год с исполнением яркой, «праздничной» популярной классиче-ской музыки («Иоганн Штраус и Ко»).

Пожалуй, 1994 г. можно назвать годом наивысших творческих удач ДВСО. Кроме «Старого» Нового года» было реализовано еще несколько интересней-ших музыкальных проектов. Была поставлена уникальная музыкальная компо-зиция «Моцарт и Сальери: диалог для актеров и симфонического оркестра». Автор идеи – М. Лахман. Текст читали актеры Э. Мосин и Р. Шимановский. Продюсером выступила Театральная организация «Антреприза Маркова». Впервые исполняются 19 симфония Сальери, 31 симфония Моцарта. Состоя-лась и премьера «Концертино для клавесина, двух скрипок и симфонического оркестра» А. Новикова. Вскоре хабаровские меломаны смогли познакомиться с новым проектом «Антрепризы Маркова»: «2+2. Новейшая академическая му-

зыка Японии и России».

1995 г. также был отмечен несколькими яркими музыкальными событиями. В свой юбилейный – шестидесятый – сезон оркестр вынес на суд публики пре-мьеру оперы «Травиата» Дж. Верди. В театре Музыкальной комедии (ныне Краевой Музыкальный театр) она была поставлена В. Тицем и Е. Звеняцким (Владивосток). Также впервые в Хабаровске прозвучала 1-я симфония С. Рах-манинова.

В этот период гастроли музыкантов ДВСО за рубежом становятся привыч-ным атрибутом музыкальной жизни. В том же, 1995-м, в Японии гастролирует камерный оркестр «Серенада». В следующем году оркестр во второй раз посе-тил с гастролями Республику Корея. И все 90-е гг. тесная связь с любителями русской музыкальной культуры Кореи и Японии не прерывалась. В эпоху все-общей виртуализации музыкального сообщества не менее важной, чем собст-венно гастрольная деятельность, становится выпуск компакт-дисков. Первые записи ДВСО состоялись в 1996 г. на хабаровской студии «Нью-Микс» и были тиражированы в США. В 1997 г. закладывается еще одна, сохранившаяся до сих пор, традиция: концерты Дальневосточного симфонического оркестра на фестивале Дней немецкой культуры в Хабаровске. Первые концерты прошли в рамках «Первого Международного конгресса германистов» в Хабаровске. В 90-е гг. оркестр возрождает традицию парковых концертов в Краевом парке.

На рубеже XX и XXI столетий оркестр продолжает практику приглашения известных и молодых дирижеров для расширения репертуара оркестра, для проверки, насколько оркестр мобилен и чуток к «другим рукам». С ДВСО ра-ботают Эммануэль Ледюк Баром (Франция), Бартоломей Берзонский (Герма-ния), Со Хун (Корея), Ли Джон Хон (Китай).

Весь этот период любые музыкальные проекты, возникающие в Хабаров-ском крае, неизменно проходили в сотрудничестве с Дальневосточным симфо-ническим оркестром. Это и конкурс «Новые имена стран АТР», и «Дальнево-сточные ассамблеи», и «Классика на «бис» и многое другое.

В 2006 г. маэстро Виктор Тиц, один из самых ярких деятелей дальневосточ-ной музыкальной культуры, ушел из жизни. В 2007 г. в конкурсе на замещение вакантной должности художественного руководителя и главного дирижера ДВСО победил молодой дирижер из Санкт-Петербурга – Илья Дербилов. Сего-дня этот молодой и перспективный воспитанник Мусинской дирижерской шко-лы работает с оркестром и осуществляет интересные проекты.

Т.В. Лескова

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

КОМПОЗИТОР Ю.Я. ВЛАДИМИРОВ, КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Юрий Яковлевич Владимиров (1925–1978 гг.) явился одним из основателей Дальневосточного отделения Союза композиторов РСФСР/РФ (далее ДВО СК). Высокоодаренный, профессионально опытный композитор, он на протяжении во-семнадцати лет возглавлял местную композиторскую организацию с момента ее открытия в декабре 1960 г. Своим творчеством он определил направления жанрового, стилевого развития Дальневосточной организации в 1960–70-е гг. В своих произведениях композитор сумел воплотить глубоко значимые общест-венные проблемы современности и истории, дальневосточную тематику в ее различных аспектах. Его профессионализм был примером композиторской тех-ники для коллег-дальневосточников, мерилом вкуса и мастерства.

Творческая личность Ю. Владимирова отличалась универсализмом. Ярко и талантливо он проявил себя во многих сферах деятельности. Работу над музы-кальными произведениями он совмещал с разносторонней общественной дея-тельностью внутри композиторской организации и вне ее.

В 1958 г. Секретариатом правления Союза композиторов РСФСР (далее СК РСФСР) композитор был направлен в командировку из Одессы на Дальний Вос-ток. Целью его поездки было изучение ситуации в местной музыкальной культу-ре, возможностей создания композиторской организации [3]. Первые впечатления Ю. Владимирова о музыкальной культуре и композиторском творчестве Дальнего Востока были неоднозначными: «К сожалению, – отмечал он, – разобщенность композиторов, связанная с большими расстояниями, зачастую недостаточная музыкальная подготовка отрицательно сказываются на их творчестве. Полно-кровных, ярких и талантливых произведений пока мало, и это не может нас не тревожить» [1]. Тем не менее, на Дальнем Востоке Ю. Владимиров увидел и пер-спективы развития. Они заключались в сложившихся традициях музыкального исполнительства региона, творчестве местных авторов и путях самореализации для него, как для композитора и лидера организации. Это привело его к решению остаться жить и работать в Хабаровске. Метод «укоренения» таких личностей, ко-торые были бы способны адаптировать и развивать на периферии организацион-ные принципы творческой жизни центра СССР, стал частью «кадровой политики» государства. Это призвано было способствовать выравниванию позиций регионов (и Дальнего Востока в том числе) относительно центра.

Обладающий неизъяснимым личностным магнетизмом [8], в годы работы на Дальнем Востоке Ю. Владимиров проявил себя как «увлеченный, одержимый лю-бимым делом человек» [12], энергичный организатор, сумевший направить раз-розненный и разнообразный творческий потенциал композиторов региона в еди-

ное русло. Итогом его первоначального сотрудничества с дальневосточными кол-легами (в 1958 – 1959 гг.) явилось формирование прообраза ДВО СК – «оргбюро» или «композиторского актива», по выражению тех лет. Вокруг этого профессио-нального ядра объединились дальневосточные композиторы-любители, которых, по оценкам самого Ю. Владимирова, было до пятисот человек, но активно со-чиняющих – чуть более тридцати [1].

На примере работы Одесской организации Ю. Владимиров видел, что личный потенциал композитора значительно возрастает в условиях коллектива. Этот же принцип коллективизма он проводил на Дальнем Востоке, что отмечалось в прес-се: «Творчество – дело сугубо индивидуальное и творческая лаборатория – свя-тыня, недоступная никому. В прежние годы так и жили хабаровские компози-торы – каждый в своей келье, сам себе и творец, и критик, и помощник… Мо-сква прислала к нам квалифицированного специалиста, профессионального композитора Юрия Яковлевича Владимирова и музыковеда В.И. Рожковского, и прежней келейности, бессистемности был положен конец… Наши компози-торы собираются теперь у рояля каждый вторник – слушают произведения друг друга, обсуждают, подсказывают. Уйдя с такого собрания, человек ощущает твердую почву под ногами... Когда люди становятся коллективом, их дела при-обретают новый, более глубокий и важный смысл, их силы и умения умножа-ются. Один из примеров – наши хабаровские композиторы» [6].

Основными формами творческой жизни местной организации, как и в центре СССР, стали систематически проводимые пленумы, заседания правления (секре-тариата) ДВО СК в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске. В сферу деятель-ности композиторов входили прослушивания, система рекомендаций произведе-ний к исполнению и к публикациям, авторские концерты и концертные поездки по региону, работа с профессиональными и самодеятельными исполнительскими коллективами, отчетные концерты в Москве, Новосибирске и других городах, планомерная просветительская, фольклористическая работа и др.

В период структурного оформления ДВО СК и в дальнейшем деятельность Владимирова среди композиторов несла в себе дисциплинирующий заряд. Для получения масштабного творческого результата (для окончания сразу несколь-кими композиторами своей работы) он, как руководитель, приурочивал сроки «сдачи» произведений к пленумам, съездам СК РСФСР, отчетам дальневосточ-ников в Москве, других городах, к проведениям конкурсов на лучшее произве-дение. Стремясь творчески заинтересовать композиторов, Ю. Владимиров кон-центрировал внимание на определенных стилевых задачах, жанрах, темах. Сре-ди них были важные события дальневосточной истории и современности, зна-менательные даты в жизни советского государства и народа [9; 10]. Итогом ра-боты была масса написанных произведений, подъем творчества дальневосточ-ных композиторов.

Каким бы индивидуальным ни был подход Ю. Владимирова к развитию ДВО СК, структура руководства (в лице председателя и секретариата правления),

формы деятельности были унифицированными, как и в центре. Как участник всесоюзных, всероссийских съездов, пленумов, он постигал традиции творческой жизни СК РСФСР, СССР которые стремился развить на Дальнем Востоке. На фо-не некоторых негативных принципов «управления культурой» в системе твор-ческих союзов СССР (унификации в искусстве, администрирования, вмеша-тельства в творчество, которые в целом оставим за рамками данной статьи) от-метим одну из множества положительных сторон деятельности Ю. Владимиро-ва. Она исходила из особенностей его личности и состояла в «буферных» каче-ствах стиля его руководства, в умении смягчать действие командных механиз-мов руководства СК СССР на Дальнем Востоке. Стиль общения «по вертикали» (с органами управления СК) и руководства «по горизонтали» (внутри Дальне-восточной организации, с коллегами) отличался дипломатичностью [5, 106]. Как руководитель творческого союза, он понимал, что это единственный путь сплоче-ния личностей, где каждая – самоценный талант. В художественном плане эти подходы к руководству ДВО СК проявились в том, что, будучи сам разносто-ронне одаренным, Ю. Владимиров допускал широкий спектр реализации талан-тов в различных творческих формах, лояльно относился к экспериментирова-нию. Вместе с тем, он без психологического давления и излишней опеки реко-мендовал коллегам написание «обязательных» произведений (к юбилеям, раз-личным датам) и сам был автором таковых, вкладывая в них душу и талант.

Благодаря организаторской деятельности Ю. Владимирова, активное, но прежде стихийное творчество дальневосточных композиторов постепенно ста-ло систематичным, «планомерным», более «управляемым». Под руководством Владимирова повысилось критическое отношение композиторов к созданному, более жестким стал отбор выносимых на сцену произведений [7, 4], вырабатыва-лись и закреплялись навыки и критерии творческой профессиональной работы. В ней для молодых и малоопытных музыкантов Ю. Владимиров стал учителем [12], для зрелых и состоявшихся – лидером, обладавшим мощным профессио-нальным потенциалом и могущим указать перспективу дальнейшего творческого роста отдельной личности и организации в целом.

В конечном итоге его заслугой как общественного деятеля является выведение творчества дальневосточных композиторов из сферы латентного процесса, дви-жимого индивидуальными интересами и усилиями, в ранг общественного достоя-ния. Чуткое руководство Ю. Владимирова основывалось на знании и анализе композитором тенденций развития центра и позволило ему «встроить» ДВО СК в общероссийский жанрово-стилевой контекст, что положительно сказалось на развитии организации.

В годы своего пребывания на Дальнем Востоке Ю. Владимиров стал организа-тором всей музыкальной жизни региона [2]. Деятельность Ю. Владимирова еще до открытия ДВО СК была столь кипучей, уже в 1959 г. удостоилась грамоты Ха-баровского городского комитета КПСС и исполнительного совета депутатов трудящихся. В документе значилось: «за активное участие в работе городского

самодеятельного молодежного хора».

Тогда в Хабаровске работали многие профессиональные и любительские исполнительские коллективы Хабаровска, для которых позже возникли произ-ведения Ю. Владимирова. Это – Хабаровский театр музыкальной комедии (ны-не Краевой музыкальный театр), для которого написаны оперетты Ю. Влади-мирова «Товарищ Икс», «Счастливого пути», «Лицом к лицу», «Девушки ре-шают сами» (1960-е гг.), симфонический оркестр радиокомитета, ныне – Даль-невосточный симфонический оркестр, неоднократно исполнявший симфонии, балетные сюиты, «Дальневосточный концерт» (1970 г.) и «Весеннюю рапсо-дию» (1970 г.) для фортепиано с оркестром (партию фортепиано блестяще сыг-рал хабаровский пианист В. Соболевский), «Героическую поэму» и «Поэму па-мяти Петра Комарова». Для хоровых коллективов Ю. Владимировым в 1960–70-е гг. написаны песни «С тобою, партия», «Хабаровские огни», «Хабаровск – Ниигата», крупные хоровые произведения: цикл баллад «Ленин в сердце» (1966 г.), оратория «Первопроходцы» (1975 г.). В исполнении этих произведений Ю. Владимиров опирался также на деятельность ансамблей песни и пляски Даль-невосточного военного и пограничного округов, студенческий симфонический оркестр (руководимый самим Ю. Владимировым), хор и оперную студию Ха-баровского училища искусств, хор института культуры.

Творчество Ю. Владимирова, Н. Менцера, как композиторов-симфонистов было связано с Дальневосточным симфоническим оркестром (дирижеры 1960–70-х гг. Ю. Николаевский, Б. Бабенко, В. Тиц), чьи концерты органично вошли в культурную жизнь региона. Уже в первый год деятельности на Дальнем Вос-токе Ю. Владимиров дирижировал этим оркестром, исполнявшим его сюиту из музыки к балету «Счастье». Однако оркестр входил в состав Хабаровского ра-диокомитета, специфика работы в котором исключала концертные поездки. Ю. Владимиров вместе с другими деятелями дальневосточной культуры ратовал за проведение широкой гастрольно-концертной деятельности оркестра: «В целях расширения музыкальной пропаганды оркестр надо передать краевой филармо-нии. Тогда он станет подвижным, обретет тысячи новых слушателей среди тру-дящихся Дальнего Востока». Это намерение было осуществлено, с 1961 г. ор-кестр вошел в состав филармонии, со временем получив наименование Дальне-восточного.

Ю. Владимиров заинтересовывал руководство дальневосточных филармо-ний, управлений культуры, СК РСФСР перспективами исполнения произведе-ний, добивался того, чтобы они поддерживали деятельность композиторов. Ха-баровской филармонией планировались гастрольные поездки профессиональ-ных коллективов с исполнением дальневосточных произведений, Домом на-родного творчества – выступления самодеятельности. Следует отметить, что премьерные исполнения крупных произведений дальневосточных композито-ров, программы пленарных концертов ДВО СК исполнялись не только в Хаба-ровске, но и по всему Дальнему Востоку, транслировались по радио для всего

региона. Например, «Дальневосточный концерт» Ю. Владимирова в начале 1970-х гг. был исполнен Приморским (дирижер В. Краснощек) и Дальневосточ-ным (дирижер В. Тиц) симфоническими оркестрами во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Корсакове, Благовещенске и др. городах региона, на отчетном концерте 17 марта 1972 г. в «Симфонических собраниях» в Москве. Филармо-нические фестивали (например, в Хабаровске – «Искусство – народу», 1970 г.), различные «недели» и «декады» музыки (неделя советской музыки в Южно-Сахалинске, посвященная 30-летию освобождения Южного Сахалина и Ку-рильских островов от японских милитаристов с 17 по 24 сентября 1975 г.) раз-ворачивали перед слушателями панораму композиторского и исполнительского творчества региона.

Коллективы художественной самодеятельности, которые исполняли произ-ведения Ю. Владимирова и других дальневосточных композиторов, также были многочисленны. В исполнении вокалистов народного оперного театра ДК «Энергомаш» (В. Карасик, Я. Меровича) звучали песни, фрагменты из оперетт. Балетными студиями Дворца профсоюзов (руководитель Л.А. Дьяченко), Двор-ца пионеров были поставлены балеты Ю. Владимирова «Уходили комсомоль-цы», «Им было семнадцать», «Романтики», балетные дивертисменты из его оперетт. Хоры при Домах культуры заводов «Энергомаш», «Дальдизель» Хаба-ровска, Городской молодежный хор (руководитель В. Чернин) исполняли пес-ни, сюиты Ю. Владимирова. Гастрольная деятельность последнего из назван-ных коллективов резонансом отозвалась в музыкальной культуре Дальнего Востока: по примеру Хабаровска молодежные хоры возникли в Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке, Биробиджане, также исполнявшие музыку дальнево-сточных композиторов. Работу самодеятельности и местных композиторов ко-ординировал Дом народного творчества, с которым также активно сотрудничал Ю. Владимиров.

Во Владивостоке давние исполнительские традиции сложились у многих флотских коллективов, а также Тихоокеанского симфонического оркестра, фи-лармонического камерного хора, оркестра народных инструментов радиокоми-тета. Исполнительская база Приморья расширилась с открытием Дальневосточ-ного педагогического института искусств во Владивостоке в 1962 г., где дейст-вовали учебные коллективы.

Работе композиторов с профессиональными и самодеятельными исполни-тельскими коллективами региона Ю. Владимиров придавал особое значение. Как композитор, он понимал, что коллективы являются тем звеном региональ-ной культуры, которое стимулирует, направляет по определенным жанровым руслам их творчество.

Все эти коллективы, особенно любительские, требовали кропотливой и вдумчивой работы серьезных и квалифицированных музыкантов. В эту работу вместе с Ю. Владимировым активно включились многие композиторы (напри-мер, П. Мирский, А. Яковлев). Репетиции в коллективах иногда проходили по-

добно творческим встречам композиторов с исполнителями. К примеру, на од-ной из них Ю. Владимиров и С. Томбак показали студентам – участникам Ха-баровского молодежного хора – свои новые песни. «Встреча коллектива с ком-позиторами вылилась в большой разговор о репертуаре, о том, что хочет слу-шать и петь молодежь».

На Дальнем Востоке Ю. Владимировым и его единомышленниками до не-которой степени был воплощен опыт одесской общественной жизни Союза композиторов. Одним из перспективных направлений там была связь с тради-циями художественной самодеятельности. Об их развитости в Одессе говорит тот факт, что работа с хоровыми коллективами вызвала к жизни более полусот-ни песен, хоровые сюиты Ю. Владимирова, созданные для конкретных коллек-тивов.

С началом деятельности Ю. Владимирова и его коллег размах самодеятель-ного исполнительского творчества на Дальнем Востоке стал весьма широким. Газеты того времени отмечали, что местные исполнители выступали с концер-тами композиторов-дальневосточников перед участниками партийных и ком-сомольских собраний, перед активистами сельского хозяйства и членами ком-мунистических бригад на заводах прямо в цехах, в клубах, домах культуры, на различны мероприятиях.

Поддерживая любительское движение дальневосточных исполнителей и композиторов, Ю. Владимиров помогал работе Домов народного творчества. Совместно с ДВО СК они проводили ежегодные смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности различных уровней – регионального, зо-нального, всероссийского, жюри которых обычно возглавлял Ю. Владимиров. Эта сторона его деятельности связана с подготовкой, отбором талантливых ис-полнителей и композиторов. Необходимой была постоянная «подпитка» худо-жественной самодеятельности при помощи создания «своего» дальневосточно-го репертуара композиторами-профессионалами и любителями, которые обыч-но и возглавляли самодеятельные коллективы. Для этого Ю. Владимиров по-стоянно инициировал конкурсы на лучшее произведение. Итогом конкурсов была дальнейшая культурно-просветительная работа ДВО СК: композиторы-победители обычно объезжали с концертами Дальний Восток, встречались со слушателями, пропагандируя тем самым дальневосточную музыку.

Активизация творчества самодеятельных авторов смыкалась с другим на-правлением деятельности Ю. Владимирова – с постоянной заботой его, как гла-вы ДВО СК, о создании прочных основ организации в виде композиторского ре-зерва из «отряда» композиторов-любителей.

Поэтому помимо основной педагогической работы в деятельности Ю. Влади-мирова (при лидирующей позиции) и других профессиональных композиторов существовала помощь таким композиторам. Для них примерно раз в два года, а то и чаще, на протяжении 1960–70-х гг. проводились стационарные семинары в Ха-баровске и организовывались выездные семинары во всех крупных городах ре-

гиона. Развертыванию семинарской работы благоприятствовала большая числен-ность и творческая активность самодеятельных авторов. Их секции – объедине-ния на местном уровне – были опорой ДВО СК и работали в краевых, област-ных, районных центрах обычно при Домах народного творчества. Наставниче-ство Ю. Владимирова и других дальневосточных композиторов выражалось в ин-дивидуальной помощи композиторам-любителям в сфере сочинения, в работе над партитурами, нередко в их правке, рекомендациях, советах, которые направляли творческий процесс. Своим долгом Ю. Владимиров считал и расширение музы-кантского кругозора коллег. С просветительскими целями он сам и приглашенные специалисты читали курсы лекций по дисциплинам музыкального историко-тео-ретического цикла. Семинары частично компенсировали отсутствие систематиче-ского профессионального образования, способствовали профессиональному рос-ту композиторов-любителей.

Общественная работа Ю. Владимирова внутри ДВО СК шла параллельно с организацией концертов для широких слоев дальневосточной публики.

Камерные песенные концерты, в которых звучала музыка дальневосточных композиторов, проходили иногда в клубах, кафе, организовывались в форме те-плых творческих встреч, бесед одного-двух композиторов и двух-трех солис-тов-вокалистов со слушателями. Композиторы в начале или в ходе концерта из-лагали публике свою творческую биографию, делились планами, исполняли песни, инструментальные миниатюры. Другой тип концертов был тематиче-ским, объединял усилия нескольких авторов, солистов, хоров и оркестров. Так, например, в 1959 г. состоялся концерт «Славит партию город-герой», о дальне-восточном крае, его природе и мужественных людях. Третий тип концертов – симфонические, хоровые, с участием профессиональных и/или самодеятельных коллективов, которые исполняли крупные произведения композиторов. Несо-мненный интерес у хабаровчан вызывали концерты, в которых исполнялись Симфонии № 3 и 4 («Памяти Сергея Лазо») Ю. Владимирова (1959 и 1962 гг.). В другом концерте произведения дальневосточников и других композиторов звучали в исполнении хора Обкома профсоюза работников госучреждений (ко-нец 1950-х гг.). Вместе с хорами, как правило, на концерты выезжали и компо-зиторы. В программах таких смешанных по репертуару концертов процент ме-стной музыки был достаточно высок. Например, в одном из концертов Хаба-ровского молодежного хора в 1960 г. из 15 названий программы 5 названий (4 песни и песенно-хоровая сюита С. Томбака в восьми частях) были произведе-ниями дальневосточных композиторов.

Самым насущным для композиторов видом концертов были пленарные концерты СК РСФСР. Благодаря ним, во многом организовывалась творческая жизнь ДВО СК и параллельно происходило распространение дальневосточной композиторской музыки. Уже в 1960 г. Ю. Владимировым было запланировано и проведено несколько концертов местных авторов, посвященных Первому уч-редительному съезду СК РСФСР и предстоящему открытию ДВО СК. После

1961 г. концерты такого плана шли в рамках пленумов, съездов СК практически ежегодно, проводились в дни особых торжеств. Например, IV пленум ДВО СК в марте 1971 г. был приурочен к XXIV съезду КПСС. Действуя в рамках пред-ложенного государством «формата», Ю. Владимиров проводил свои, насущные для Дальнего Востока, мероприятия. Например, указанный пленум объединил «композиторов и хоровиков. Такое объединение не случайно. Дальневосточная композиторская организация и Хоровое общество работают в самом тесном контакте, большинство хоровых коллективов является нашей творческой лабо-раторией, многие руководители хоров – одновременно и композиторы… В на-ших задачах много общего и решать их надо сообща», – отмечал Ю. Владими-ров в статье «Навстречу мечте» (Тихоокеан. звезда, 25 февр. 1971 г.). В про-грамму IV пленума вошли четыре концерта: симфонический, хоровой, камер-ный и «вечер песни», охватившие различные жанры дальневосточной музыки. Были исполнены новые симфонические и вокально-симфонические произведе-ния Б. Напреева, Н.Н. Менцера, камерная струнная (квартет, квинтет) и форте-пианная музыка, романсы. На «вечере песни» выступили композиторы Н. Мен-цер, Б. Напреев и композиторы-любители Б. Давыдов, Д. Егоров, В. Баршинов, Е. Юрковецкий, Л. Василевский, М. Журавлев, Б. Новиков, А. Осипов (Хаба-ровск), Г. Белокуров (Комсомольск-на-Амуре), В. Васильев (Биробиджан), А. Гончаренко, Ф. Садовой (Владивосток), В. Наумов (Южно-Сахалинск) и Е. Лыткин (Благовещенск). В исполнении артистов Хабаровской филармонии, те-атра музкомедии и художественной самодеятельности они показали свои новые песни самого разного характера: патриотические, лирические, шуточные, эст-радные. Большой хоровой концерт продемонстрировал возросший уровень ис-полнительского мастерства хабаровских хоров института культуры (хормейстер В. Успенский), училища искусств (Н. Лычева), педагогического училища (Г. Угрюмов), хоровой группы ансамбля КДВО (В. Савельев), народных хоров До-мов культуры заводов «Энергомаш», «Дальдизель», женского хора Дома куль-туры железнодорожников, детской хоровой студии «Тополек» (Л. Гладкая) и «Счастливое детство» Дворца пионеров. В концерте участвовали также веду-щие хоровые коллективы края – академический хор культпросветучилища из Биробиджана и народный хор села Ленинского.

Деятельность Ю. Владимирова и других композиторов сопровождалась многочисленными поездками по краю.

Обычно выездные концерты проводились силами нескольких композиторов и творческой бригады филармонии. Так, «дуэт» Ю. Владимирова и П. Мирско-го в 1960 г. побывал с авторскими концертами (с участием солистов М. Елохи-ной, П. Пушечникова, Н. Петрова) в полуторамесячной поездке по Дальнему Востоку: в Биробиджане, Комсомольске-на-Амуре, в Благовещенске, на откры-тии там музыкального училища, а также в Облучье, Кульдуре, Хинганске и других населенных пунктах, леспромхозах Дальнего Востока. В статье «Компо-зиторы выезжают в села» Ю. Владимиров отмечал обоюдную связь исполни-

тельства и творчества: «Цель нашей поездки – популяризация дальневосточной песни и творчества наших композиторов, работающих в этом жанре. Эта боль-шая поездка сама по себе может стать хорошей зарядкой для творчества, она обогатит новыми впечатлениями, поможет завязать много полезных знакомств. Ведь не секрет, что мы еще не частые гости «в глубинке». Надо восполнять этот пробел в творческой работе нашей секции композиторов… Мы побываем во многих клубах, окажем на местах помощь руководителям кружков и участни-кам самодеятельности». Тогда же прошли творческие встречи Ю. Владимирова, П. Мирского с поэтами и композиторами-любителями. В ходе этой разнообраз-ной концертной деятельности композиторы получали импульсы для творчества. При удачном воплощении замыслов композиторы знакомили слушателей Даль-него Востока, в том числе того города, села, которые вдохновили на создание произведения, с новым своим творением. В 1962 г. Ю. Владимиров и главный дирижер Хабаровского театра музкомедии Л. Ицков посетили строящийся го-род Амурск, ставший источником оперетты «Амурские зори», и познакомили горожан с отрывками из этого произведения Ю. Владимирова.

Помимо авторских концертов, творческих встреч со слушателями, популяр-ной формой музыкального просветительства была лекторская работа, напри-мер, в университетах культуры. Лекторами были преподаватели музыкальных школ, музыкального училища. В сезоне 1960/61 гг. музыкальный факультет университета работал в зале Дома культуры поселка им. Кирова в Хабаровске, где Ю. Владимировым, наряду с другими участниками, была прочитана серия лекций «Советская симфоническая музыка», «Русская советская опера», «Му-зыкальные формы и жанры» с музыкальными иллюстрациями. В анонсе его лекции «Творчество хабаровских композиторов» сообщалось: «В ходе лекции вас познакомят с вокальными и инструментальными сочинениями». Другие его лекции также были богато иллюстрированы музыкой. В них приняли участие оркестр Хабаровского радиокомитета, солисты филармонии.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...