Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Философия как феномен культуры. Основные функции философии



Авторский текст//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 16, 17, 33-34, 35.

1) Почему личная способность к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется. От каких условий зависит актуализация?

Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы на фундаментальные вопросы его существования. + чаще всего зависит не только от волевых усилий отдельной личности, но и является следствием криза определенных оснований культуры, когда старые ответы на вечные вопросы уже не могут удовлетворённо ориентировать человека в изменившемся мире.

Большинство людей выбирают готовые ответы на вопросы, которые успешно ориентируют отдельного человека в определённой системе ценностей.

2) Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблемы исторического развития философии?

Через неё философия ищет новые пут своего развития, снимается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многообразием обликов философии в её историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей многие мыслители прошлого, связано с тем, что она каждый раз выдвигала разные задачи, которые стояли перед культурой на определённом этапе её развития. Решая эти задачи, философия приобрела именно те черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. В современных глобалистских условиях существуют и ещё долгое время будут существовать многообразие различных форм культуры и религии. Попытка запада осуществить культурный империализм в странах третьего мира путём насаждения стереотипов западной культуры вызывают обратную реакцию, растёт экстремизм и религиозный фундаментализм. В диалоге культур решающую роль должны сыграть философия как рефлексии над универсалиями культуры. В процессе этой рефлексии будет осуществлён возможный синтез культурных традиций различных регионов народов земного шара.

Философия в современной культуре. Дискуссия ведущих российских философов// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 17-32.

1)Как ведущие современные философы определяют понятие философия?

В.А. Лекторский (член-корреспондент РАН, главный редактор «Вопросов философии») считает, что философия всегда была высшей формой авторефлексии культуры, анализом предельных оснований познания, деятельности и оценки. Это всегда был своеобразный сплав теоретических констатаций и нормативных прескрипций, сплав исследования и проектирования. Имела две ипостаси, с одной стороны, это была критика существующего положения дел и построение определённого идеала знаний.

В.С. Стёпин (академик РАН, директор Института философии РАН), согласен с Марксом: «философия – живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпоха, высказанная в мысли».

А.А. Гусейнов (академик РАН, зам. Директора Института философии РАН): Философия показывает, как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и сама зависит от него. Это своего рода утопия культуры.

В.В. Миронов (доктор философских наук, декан философского факультета МГУ): философия есть по сути некое семиотическое, смысловое пространство, которое носит вневременной характер и внутри, которого все философы являются равноправными дискурсивными партнёрами.

И.Т. Касавин (член-корреспондент РАН, Института философии РАН): философия немыслима без понимания её как игры в бисер, элитарной интеллектуальной забавы, которой человек если хочет может предаться если достигнет определённого уровня интеллектуального развития.

В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН): философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании + способ общения людей по поводу общей для них истины.

2)Что такое с точки зрения В.С. Стёпина, универсалии культуры?

Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла. Своеобразный системообразующий фактор культуры. Универсалии обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося социального опыта. Они становятся категориальной структурой их сознания, задают некоторый целостный образ человеческого мира, который называется мировоззрением. У.К. представляют собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни, обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код.

3)На каких этапах развития общества возникает необходимость пересмотра смыслов универсалий культуры?

В.С. Стёпин (академик РАН, директор Института философии РАН): В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсалий уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. В такую эпоху, когда утрачиваются старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т. Д. Постановка таких вопросов – первый шаг к философии.

4)Какую роль играет философия в процессе развития культуры?

В.А. Лекторский (член-корреспондент РАН, главный редактор «Вопросов философии»): во всех случаях формулировка идеала философии была не просто чем-то фантастическим, а всегда была связана с обнаружением и анализом реально существующих оснований разных форм культуры и выявлением реальной возможности их изменения. Философия, таким образом, всегда играла роль бродильного элемента в культуре, роль силы, которая динамизировала культурное развитие.

В.С. Стёпин (академик РАН, директор Института философии РАН): Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутацию в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причём философия выполняет эту функцию не только в эпоху кризисов, но и систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем.

А.Ф. Зотов (доктор философских наук, философский факультет МГУ): исследование перспектив, участие разработке и экспертизе социальных и культурных проектов.

5)Каковы основные черты кризиса культуры современного техногенного общества?

В.С. Стёпин (академик РАН, директор Института философии РАН): Сегодня человечество переживает эпоху, когда ломаются базисные ценности техногенной цивилизацию. Возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Всё отчетливее возникает проблема стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идёт о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекаю протекающий технологический процесс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые ещё предстоит осмыслить. Самоценностью новой цивилизации является изобретение новых технологий и их внедрение. Если говорить о проблематизации глубинных, базисных ценностей техногенной цивилизации, то они пока воспроизводятся и еще не достаточно проблематизируются.

В.В. Миронов (доктор философских наук, декан философского факультета МГУ): Локальные культуры начинают терять свою локальность. Образуется новая общая система ценностей. Современное коммуникативное пространство погружает культуру внутрь себя. Данное пространство глобально и оно возникает вне конкурентной локальной культуры. В результате этих процессов культуры обращаются не за счёт смысловой адаптации, переводя неизвестные им смыслы иной культуры на свой язык, а за счёт совпадения компонентов. Шоу как выражение сути современной культуры проникает на все уровни современного общества, а граждане становятся пассивными зрителями, воспринимающим всё, что ему дадут.

6)Чем отличается современная философия от классической?

В.С. Стёпин (академик РАН, директор Института философии РАН): Классическая фил. стремилась построить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания. Она предлагала их как лучшее устройство человеческого мира, но чаще они не реализовывались на практике и в них содержались утопические элементов. Культура селективно отбирала то, что было ей необходимо в тех или иных ситуациях социального развития. Неклассический тип меняет стратегию исследования. Классическая фил. считает, что между предметом и бытием и познающим разумом нет никакого посредника. Неклассический подход обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – это деятельность и язык. Этот посредник соединяет бытие и разум, включая в себя компоненты обоих полюсов. Он не является беспредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему.

7)Как взаимосвязаны свобода и философия?

В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН): философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании. Ещё Кант определял свободу как способность человека ставить перед собой любые цели. Но разве есть наука, которая строит картину мира на основании целей – божественных или человеческих, т.е. на основании свободы? На это способен только философ, который судит о мире не только по тому, что обнаруживает в опыте внешнего наблюдения и эксперимента, но и в соответствии со своими представлениями о желаемом, должном, идеальном. Наука в своих суждениях и понятиях вынуждена сообразовывать с данными опыта, философия способна выходить за его пределы, выражать в своих идеях то, что на данный момент может реально и не существует, но представляется предельно мыслимым основанием любого существования. В этом, собственно, и стоит свобода философского поиска.

Вопрос 3:Философия и другие формы культуротворчества (наука, религия, искусство).

Иммануил Валлерстайн// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 34 – 37.

1)Чем обусловлен разрыв между наукой и философией в первой половине XIXв.? К каким последствиям он привёл?

Секуляризация общества, ставшая неотъемлемым элементом развития современной миро-системы, воплотить в двух этапах эволюции мира науки. На первом из них теологии было отказана в статусе привилегированного познания. Её место заняла философия. Сам человек, а не Бог стал считаться источником знания. На практике это означало, что определение истинности знания перешло в ведение новых авторитетов. Но и эта смена авторитетов показалась недостаточной тем, кто считал, что фил. новая теология. Критики настаивали на том, что необходимо доказательства, полученных в ходе изучения эмпирической реальности. Только на таких формах могла основываться иная форма познания, называемая ими наукой. Истинность любого утверждения, кто бы с ним ни выступал, могла быть проверена любым другим учёным просто посредством повторения эмпирических наблюдений или расчётов. Поскольку этот тип познания приводил также и к полезным изобретениям, он претендовал на то, чтобы считаться наиболее эффективным. Поэтому вскоре наука добилась господствующих позиций в иерархии областей знания.

Это породило проблемы: а) эмпирическая наука считала, что не располагает средствами, позволяющими отделять хорошее от плохого, она считала своей прерогативой только установление границы между истинным и ложным. Люди науки изящно снимали эту проблему с повестки дня, утверждая, что намерены заниматься только поиском истины, а поиск блага готовы отдать на откуп философии. б) возник вопрос о том, кто способен рассудить спор между соперничающими искателями истины. в) очень многие не желали жестко отделять поиск истины от поиска блага. Усилия учёных, направленные на чёткое разграничение этих двух видов деятельности, наталкивались на психологический протест, особенно если объектом исследования становилась социальная реальность.

2)Каковы предпосылки преодоления этого разрыва в современную эпоху?

сегодня мы оказались в качественно иной ситуации. С одной стороны, теория неравновесных систем подчёркивает стрелы времени, что всегда было присуще обществоведению. Исследователю таких систем обращают внимание на их сложность и указывают, что социальные системы являются самыми сложными из нам известных. Они убеждены в присущей природе креативности, тем самым распространяя на весь материальный мир то, что прежде считалось исключительной чертой Homosapiens.

3)Что можно ожидать от нового синтеза философии и науки:

Культурологи сосредотачиваются на социальном контексте, в котором создаются и воспроизводится все тексты и коммуникативные связи. Ятем самым они разрабатывают тему, всегда остававшуюся ключевой для обществоведения. Они подчеркивает неоднородность социальной реальности и необходимость признании рациональности тог, что выделяется из общего ряда.

Ален Бадью// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 37 – 39.

1) Какова роль философии в системе культуры?

Философия предписывают условия, которые являются типами истинностных, или родовых, процедур. Философия есть мыслительное место, в котором провозглашается, что имеются истины, а также их совозможность. Чтобы добиться этого, она выдвигает оперативную категорию.

2)Чем отличается философ от софиста?

внешне софист ничем не отличается от философа, поскольку его деятельность также сочетает измышления знания и измышления искусства. Субъективно же он ему противостоит, поскольку его языковая стратегия направлена на то, чтобы избежать любого позитивного утверждения, касающегося истины. В этом смысле можно также определить философию как действие, противопоставляющее неразличимые дискурсы.

3)Почему А. Бадью призывает философов к сдержанности по отношению к софистам?

Отношение с софистами изнутри подвергает философию искушению, в результате которого она вновь расщепляется надвое. Ибо желание покончить с софистом раз и навсегда противоречит охвату истин: «раз и навсегда» неизбежно означает, что Истина аннулирует случайный характер истин и что философия неподобающе объявляет себя производительности истины. Из-за чего быть – истинным оказывается в положении дублёра акта Истины. Тройное воздействие священного, экстаза и террора извращает тогда философскую операцию и может препроводить её от апористической пустоты, которая поддерживает её действие, к преступным предписаниям. Из-за чего философия является проводником в мысль каждой катастрофы. Предотвращающая катастрофу, этика философии целиком содержится в постоянной сдержанности по отношению к её софистскому двойнику.

Бердяев Н.// Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 89-92.

1)Кто восстает против философского познания? Кто и почему не любит философию?

По мнению автора, восстаёт религия и наука. Религия имеет своё познавательное выражение в теологии. Философия и религия всегда решали одни и те же вопросы. Основа религии есть откровение. Они уже сталкиваются по тому, что философ может быть верующим и признавать откровения. Религия – сложный социальный феномен, в котором откровение Бога перемешиваются с коллективной человеческой реакции. Теология не есть откровение, она есть реакция людей на откровение. Тут и происходит столкновение, так как сталкивается мысль коллективная с мыслью индивидуальной. Философия подвергается критике со всех сторон, потому, что считают пустой игрой мысли. Философия всегда имеет прикладное значение и неизбежно приближение языка философии к языку жизни.

Философия связана с целостной жизнью духа, и она есть функция жизни духа. Она может узнать тайны бытия, лишь погружаясь в человеческую судьбу, лишь плача над ней, а не отвлекаясь от неё. Чисто кабинетная философия делается всё более и более невозможной. Философия есть акт жизни.

Тема 2:Исторические типы философского знания и этапы развития общества





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...