Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека в современной системе наук. Перспективы существования человека



Французский философ и антрополог П. Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» обосновал мысль о том, что вся «истинная наука» обязательно должна включать в себя и «человеческое измерение». Это способствовало достаточно прочному утверждению в современной науке антропного принципа, утверждающего, что человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Одна из современных глобальных проблем – проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессах отчуждения (эта проблема ещё формулируется как проблема выхода из современного антропогенного кризиса). Ещё Г. Маркузе в 1960-х гг. писал о появлении «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Наше время – широкие возможности для манипуляции сознанием, в результате чего человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом заложниками массовой культуры становятся и манипулируемые, и манипуляторы – спектакли с человеком разыгрывают им же порождённые фантомы.

Актуальной в наши дни является проблема социализации и формирования личности – с увеличением коммуникативных возможностей человек теперь одновременно живёт в разных традициях и культурах. Связи человека делаются спорадическими – они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой – изолируют, атомизируют людей.

Возникает угроза существования человеческой телесности. Прогресс в медицине привёл в большой степени к устранению действия естественного отбора, в связи с чем возникает опасность резкого ухудшения генофонда человека. Улучшение же генофонда в связи с исследованиями в области генной инженерии несёт в себе опасность нивелировки человеческой индивидуальности, «планомерного» генетического совершенствования созданного природой «антропогенного материала».

В III тысячелетии человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного прогресса. Выход – не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения.

Реально существующая опасность гибели человечества на Земле (ядерная война, природные катаклизмы) требует ради сохранения человека активного освоения космического пространства и колонизации других планет.

41. Глобальная экологическая проблема. Основные концепции соотношения человека и природы. Теории коэволюции и «новой биоэтики» (Янг, Леопольд)

Глобальная экологическая проблема порождена техногенной цивилизацией, экологический кризис нарастает в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования – как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу,– приходят в конфликтное столкновение. Старая парадигма (природа – бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности) оказалась неверной.

Человек сформировался в рамках биосферы, но деятельность человека постоянно вносит в неё изменения. Масштабы человеческой экспансии начинают разрушать биосферу.

Биосфера состоит из литосферы, атмосферы, гидросферы, геологической деятельности человека. Биосфера является динамической системой, она изменяется под воздействием человека. Ноосфера – сфера разума, область активного проявления научной мысли как главного фактора воздействия человека на окружающий мир. Ноосфера является итогом учения о биосфере (В.И. Вернадский развил учение о ней). В связи с учением о ноосфере возникла коэволюция (учение о современном развитии природы и общества). Для того, чтобы зафиксировать гуманное отношение, был создан императив, который утверждает уважение всего живого на Земле.

Коэволюция – процесс совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция коэволюции природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того чтобы обеспечить своё будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая её к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Именно коэволюционный переход системы «человек – биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно – производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д.

Биоэтика – наука о нравственной стороне жизнедеятельности, раздел прикладной этики – философской дисциплины, которая изучает проблемы морали, прежде всего, относительно человека и всего живого, определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...