Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Революция и кризис в физике в конце XIX – начале XX в. В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм». Прогноз развития физики XX в



Уже открытия электричества и магнетизма не укладывались в ньютоновскую картину мира, хотя их и пытались объяснить, исходя из этой теории.

С конца XIX в. начинается НТР с великих открытий в физике: 1895 – открытие рентгеновского излучения (Вильгельм Рентген), 1896 – открытие радиоактивности (Антуан Беккерель), 1897 – открытие электрона (Джозеф Томсон), 1900 – постоянная Планка (Макс Планк доказал, что свет распространяется определенными порциями). + открытие альфа-, бета- и гамма-излучений, дефекта массы (сумма массы элементов, на которые распадается атом меньше самого атома).

Делимость атома вызвала революцию в физике. В физике не было теории, которая могла бы объяснить новые явления. Следовательно, кризис в физике, который выразился в объявлении физической теории приходящей (Эрнст Мах). Махизм в России – Луначарский, Богданов.

Мах – концепция элементов опыта – психического, физического – «Мир такой, каким мы его мыслим». Идея тождества субъекта и объекта – тенденция к субъективному идеализму – мир существует только в сознании человека. Мир – это комплекс ощущений, поэтому задача науки – изучение ощущений. Философия в науке – источник заблуждения, поэтому от философии надо избавляться, применяя принцип экономии мышления, поскольку запрещает давать объяснение через сущность, «экономия мышления» требует экономного описания в самих теориях (Пуанкаре – оставались одни уравнения).

Основу учения Маха составляет теория (принцип) экономии мышления и идеал чисто описательной науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.

Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки. В развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки махизм считает понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания применяются к теории познания. Понятия субстанции, вещи — мнимое понятие, мнимой является и проблема отношения субстанции и её свойств. Из требования необходимости определения понятий через наблюдаемые данные следует, что всё познания опирается на основные элементы. Такими элементами являются непосредственные чувственные данные, ощущения — предел разложения эмпирического опыта. Основу знания составляют не непосредственно элементы мира, а описания фактов в их элементах, то есть описания, состоящие в фиксации функциональных и затем логических связей между элементами мира. Понятие вещи и понятие «Я» являются лишь условными наименованиями комплексов элементов.

Мах отрицал реальность атомов и объявлял их лишь удобным средством систематизации опытных данных. Также он критиковал понятия массы и абсолютного пространства ньютоновской физики.

Объяснение новых явлений дает второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм). Лидеры Э. Мах и Рихард Авенариус. Они полагали реальность и наши знания о ней относительными. Подлинной основой мира они объявили «элементы опыта», а свою философию – философией науки. Махизм – возвращение к Канту и Беркли. Исчезла не материя, а тот предел до которого мы ее знаем.

Лучшее объяснение новых явлений дал В.И. Ленин («Материализм и эмпириокритицизм» написан за 6 мес. 1908, издана – в 1909).

Причины написания:

1. В условиях реакции началось брожение среди революционеров (богоискательноство и богостроительство, ликвидаторы и отзовисты). Ряд социал-демократов (Богданов, Луначарский, Базаров, Юшкевич) переходят на позиции эмпириокритицизма, считая его подлинным марксизмом («Очерки философии марксизма»). Нужно было покончить с этим брожением.

2. Необходимость дальнейшего развития марксисткой теории. Дать определение материи, которое бы объясняло новые явления. У Энгельса материя не определялась четко, но сближалось с веществом.

Три ядовитых вопроса Ленина:

1) существует ли природа до человека?

2) мыслит ли человек при помощи мозга?

3) существует ли объективная истина?

В.И. Ленин утверждал, что «элементы» Э. Маха и Р. Авенариуса не более, чем ощущения (повторение Беркли). Он разбивает их софизмы:

- Принципиальная координация. «Я» (центр. субъект координации) и «не я» (противочлен) не могут существовать друг без друга (софизм ощущения). Существовала ли природа до человека? (В.И. Ленин). Наука утверждает, что существовала. Р. Авенариус пытается объяснить это противоречие концепции «примысливанием» человека к прошлому. Но В.И. Ленина это не убеждает.

- Интроекция. Мысль существует в принципиальной координации с «не я», а не в мозге. Мыслит ли человек при помощи мозга? (В.И. Ленин). Наука утверждает, что мыслит.

- Наука – организующая форма человеческого опыта. Истина ли религия? (В.И. Ленин). Религия организует лучше. Истина – это содержание научных знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человечества (В.И. Ленин).

- Упразднение материализма и идеализма для «экономии мышления». «Экономия мышления» в том, чтобы мыслить мир правильно (В.И. Ленин).

В.И. Ленин заявил, что материя не исчерпала себя, а исчез предел, до которого мы ее знали. Единственное свойство материи быть объективной реальностью. А физики понимали ее, как вещество. Материализм не исчезает, а становится диалектическим (единство вещества и поля - 1900, теория относительности - 1905)

1924 – А. Эйнштейн потрясен диалектическим умом В.И. Ленина. 1969 – Сесиль Франк Пауэлл назвал теорию Ленина о неисчерпаемости электрона гениальной.

Причины кризиса по В.И. Ленину в неправильном понимании математизации в физике. По В.И. Ленину необходимо получение массы однородных фактов. + диалектизация.

В.И. Ленин предсказал: делимость электрона, в будущем развитие науки будет более интенсивным, сближение философии и науки.

Выход из кризиса, по Ленину, - электрон, как и атом, не исчерпаем, необходимость революции в физике – необходимость перейти на позиции диалектического материализма. Физика преодолеет кризис, она отойдет от субъективного идеализма и будет диалектизирована.

Ленин «Материализм и эмпириокритицизм» Критические заметки об одной реакционной философии", одно из основных философских произведений В. И. Ленина. Написано в 1908; вышло в свет в 1909. Книга создана в условиях реакции, вызванной поражением Революции 1905-07. В то время защита диалектического и исторического материализма от нападок ревизионизма и разгром философии эмпириокритицизма были актуальной политической и теоретической задачей марксистов, так как некоторые социал-демократы пытались заменить марксистское мировоззрение идеалистической философией эмпириокритицизма. Ленин подверг глубокой критике философию эмпириокритицизма (махизма), неокантианство, прагматизм, защитил и развил диалектический и исторический материализм, материалистически обобщил достижения науки за период после смерти Ф. Энгельса. Книга "Материализм и эмпириокритицизм" ознаменовала новую ступень в развитии марксистской философии.

Огромное значение имела дальнейшая разработка Лениным основного вопроса философии и определение философского понятия материи, которая "...есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В этой формулировке фактически содержится и общее определение сознания: оно понимается как отображение материи. Определение материи, разработанное Лениным, не связано с признанием наличия у материи каких-либо конкретных свойств, изучаемых естествознанием (массы, инертности, непроницаемости и т. п.), в качестве универсальных и всеобщих. Поэтому данное определение обладает той гибкостью, благодаря которой любое открытие ранее неизвестных и неожиданных свойств материи не может стать в противоречие с принципиальными основами диалектического материализма. Рассматривая вторую сторону основного вопроса философии - о познаваемости мира - Ленин подчеркнул, что её нельзя отрывать от первой. Последовательный материалист, признавая первичность материи и вторичность сознания, неизбежно должен признать и безусловную познаваемость материи. Ленин раскрыл диалектику абсолютного и относительного в решении вопроса о соотношении материи и сознания. При решении основного вопроса философии материя противопоставляется сознанию. Но "...противоположность материи и сознания, - указывал Ленин, - имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна". Ленин вместе с тем решительно предостерегал против стирания этой противоположности вообще. Он отмечал, что факт реальности сознания, его действительного существования не даёт права отождествлять сознание с материей, считать мысль материальной. Ленин раскрыл основные черты материи, её всеобщие и фундаментальные свойства. Это, во-первых, присущее всей материи свойство отражения, родственное, но не тождественное ощущению, присущее только особым образом организованной материи. Во-вторых, это неисчерпаемость материи в любых её видах и формах, её бесконечность вглубь. Ленин дал критику представления об ощущениях как иероглифах, символах или условных знаках. Ленин развил марксистское учение об истине, раскрыл соотношение объективной, относительной и абсолютной истины. Он показал метафизический характер трактовки истины в домарксистском материализме и философском релятивизме. Для первого характерно непонимание соотношения абсолютного и относительного; абсолютность истины считалась полностью исключающей её относительность. Философский релятивизм противопоставляет относительность истины её объективности и догматически утверждает, что относительное в познании совершенно исключает объективное. На деле же объективная истина выступает в форме относительной истины и содержит в себе элементы абсолютной истины.

В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин обогатил марксистское учение о роли практики в теории познания. Подчеркнув важнейшее значение теоретического мышления в познании, Ленин сформулировал положение о неразрывной связи диалектико-материалистической теории познания с практикой, подчеркнув, что "точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, с. 145), что критерий практики должен быть включен в основу теории познания. Ленин подверг критике извращение критерия практики, допускаемое, в частности, прагматизмом. Ленин вскрыл противоречивую природу критерия практики: с одной стороны, он обладает некоторой "неопределённостью", не дающей возможности полностью подтвердить или опровергнуть то или иное научное представление и тем самым исключающей превращение научных знаний в застывший абсолют; с другой стороны, он настолько определенен, что позволяет строго отграничить научные воззрения от ненаучных и "...вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма".

В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин разработал дальше ряд основных категорий диалектического материализма. Рассматривая движение, Ленин с особой силой подчеркнул его неотрывность от материи, необходимость нахождения материального носителя движения во всех случаях, когда обнаруживаются новые, ещё не изученные виды движения. Анализируя категории пространства и времени, Ленин подчеркнул, что движение материи не может происходить иначе, как в пространстве и времени.

Ленин, анализируя категорию причинности, показал, что с развитием науки представления о ней изменяются, уточняются и углубляются. Но эта изменчивость, относительность наших представлений не означает, что причинность не коренится в объективной природе вещей. Ленин показал недопустимость подмены вопроса об источнике наших представлений о причинности вопросом об относительности этих представлений, об их изменчивости, о точности формулировки закона причинности. Критикуя утверждения идеалистов о способности сознания создавать всеобщие формы существования материи, диктовать природе законы и так далее, Ленин указал, что основная идея, общая и Юму и Канту, состоит в отрицании объективной закономерности природы, в выведении тех или иных принципов, постулатов, посылок из субъекта, из человеческого сознания. Различие между юмовской точкой зрения ("ощущение, опыт ничего не говорит нам ни о какой необходимости") и кантианско-махистской формулой ("человек даёт законы природе") представляет собой второстепенное различие между агностиками, которые сходятся в главном: в отрицании объективной закономерности природы.

В книге "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин рассмотрел новые достижения науки и дал их материалистическое обобщение. В конце 19 - начале 20 веков естествознание переживало период революции. Новейшие естественнонаучные открытия опрокидывали старые метафизические представления о неделимости атома, о неизменяемости химических элементов, о постоянстве массы тел и т. д. Крушение старых принципов науки и открытие новых свойств материального мира часть физиков восприняла как кризис, исчезновение материи и отказалась от материализма. "Кризис физики", по характеристике Ленина, состоит в повороте части учёных-физиков к идеализму (философским взглядам которых Ленин дал название "физического идеализма"), происшедшем в обстановке крутой ломки старых понятий под влиянием новых открытий. В "М. и э." Ленин вскрыл социальные и гносеологические корни "физического идеализма". Он показал, что вся обстановка капиталистических государств мешает учёным воспринять единственно научное мировоззрение - диалектический материализм. Физики "свихнулись" в идеализм главным образом потому, что не знали диалектики и поэтому не сумели "...прямо и сразу подняться от метафизического материализма к диалектическому материализму". Одной из причин, породивших "физический идеализм", является, указывал Ленин, математизация физических понятий; успехи науки, позволяющие выразить сё законы в форме математических уравнений, из которых могут быть выведены следствия, оправдываемые на опыте, создают у некоторых естествоиспытателей иллюзию, будто разум диктует свои законы природе, будто ".."материя исчезает", остаются одни уравнения". Другая причина кроется в непонимании соотношения между относительным и абсолютным в познании, в возведении относительности нашего знания в некий "принцип релятивизма", который - при незнании диалектики - неминуемо ведёт к идеализму. "Этот вопрос о соотношении релятивизма и диалектики, едва ли не самый важный в объяснении теоретических злоключений махизма". Разбирая вопрос о том, являются ли научные теории отражением объективной реальности или они, как утверждали "физические" идеалисты, суть лишь условные знаки, символы, произвольные продукты человеческого разума. Ленин опроверг эти попытки отрицать объективность научного знания.

Ленинский анализ кризиса физики и путей выхода из него имеет общее значение, применимое ко всему естествознанию в целом. Он нанёс, в частности, сокрушит, удар по так называемому "физиологическому идеализму", утверждающему, что ощущения не являются отражением внешнего мира и таким образом скатывающемуся к отрицанию объективной реальности.

Одним из важнейших положений книги "Материализм и эмпириокритицизм" является доказательство того, что естествознание не безразлично к борьбе основных философских направлений, к борьбе материализма с идеализмом, не "нейтрально" в этой борьбе. Ленин решительно отверг утверждения буржуазных философов о "беспартийности" естествознания в философской борьбе.

Ленин показал, что, несмотря на все усилия махистов, несмотря на идеалистические ошибки отдельных, даже очень крупных, естествоиспытателей, идеализму не удастся свернуть естествознание с материалистического пути. Принципы материализма прочно лежат в основе всего естествознания. Стихийное, философски неоформленное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в существовании объективной реальности, в объективной истинности познания Ленин назвал естественноисторическим материализмом.

Анализируя общее направление развития естествознания, Ленин сформулировал вывод, имеющий огромное теоретическое и практическое значение: естествознание не просто расширяет и укрепляет естественноисторический материализм, но неуклонно движется к более высокой и последовательной форме материализма - диалектическому материализму, переход к которому становится неизбежным. "Современная физика, - писал Ленин, - лежит в родах. Она рожает диалектический материализм". И это относится не только к физике, но и ко всему естествознанию вообще. Развитие современной науки полностью подтверждает это положение Ленина.

В книге "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин подверг критике идеализм махистов в вопросах познания общества, развил дальше исторический материализм. Он разоблачил реакционную сущность биологических теорий общества и показал, что претенциозно-пустой энергетической и биологической словесностью махисты хотели затушевать непримиримость классовых противоречий в капиталистическом обществе и доказать, что это общество придёт к полному миру и благополучию в силу якобы присущей людям "психологической тенденции к устойчивости". Ленин подверг решительной критике взгляды русских махистов А. А. Богданова, С. А. Суворова, В. А. Базарова и других, искажавших исторический материализм. Ленин назвал нелепой "теорию" Богданова о тождестве общественного бытия и общественного сознания, подверг резкой критике Суворова, который назвал классовую борьбу явлением отрицательным, противообщественным. Ленин подчеркнул, что в философии марксизма "...вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи".





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...