Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состояние отечественной историографии истории философии 12 страница



И все же, несмотря на все эти оговорки и многостраничное рассмотрение форм и способов психологического опосредования, финальные выводы А. Варьяша таковы: «Идеи целиком, однозначно и причинным образом определяются... производственным процессом»; «содержания отдельных систем (философии. — З. К.) могут быть объяснены только изменениями, имевшими место в материальных условиях общественной жизни человека»46. Следовательно, автору так и не удается пройти между Сциллой имманентизма и Харибдой вульгарного социологизма, и в результате последний побеждает!

Мы не станем прослеживать движение мысли автора в его рассуждениях о «причинности, методе и теории», об «истории общества и истории логики», о «базисе и психологии», о «предпосылках общественной психологии», о том, «что относится к идеологии в точных науках», об «идеализме и материализме» и даже о том, «в чем состоит превосходство марксизма над новейшей психологией» (таковы подзаголовки теоретического введения к книге Варьяша), вычленяя отдельные звенья опосредования, а обратимся к материалам обсуждения доклада и книги этого автора. В этом обсуждении приняли участие Богданов, Юшкевич, Гроссман-Рощин, математики Люстерник и Лихтенбаум, некто Тамзин (представившийся как простой «пролетарий») и Аксельрод. С заключительным словом выступил сам докладчик.
Все эти материалы были напечатаны в «Вестнике коммунистической академии» (1924. № 9). К этому же обсуждению тяготеют и статьи Н. Карева «О том, с чем не следует соединять марксизм» и «Хождение по мукам философской критики» («Под знаменем марксизма». 1924. № 2; 1925. № 5–6), И. Милонова («Воинствующий материалист». 1925. № 3), Г. Баммеля («Воинствующий материалист». 1925. Кн. 2, З). Кроме того, на эти статьи дважды отвечал сам Варьяш («Воинствующий материалист». 1925. Кн. 3; «Под знаменем марксизма». 1925. № 5–6).

В ходе обсуждения доклада в Комакадемии А. Богданов воспользовался случаем, чтобы защищать свою концепцию «социоморфизма», и ссылался при этом на Маркса, который в своей «К критике политической экономии», в соответствии с цитированием Богданова, писал о том, что «категории» формируются сообразно «социальным отношениям». На это выступивший позже П. Юшкевич заметил, что Маркс имел ввиду отнюдь не философские категории и что это обстоятельство обладает принципиальным значением, ибо категории политической экономии, имея своим предметом, а следовательно, и содержанием, экономику и социальные отношения, естественным путем формируются именно таким образом. Тем не менее экстраполяция этого мнения Маркса на философию, с его точки зрения, совершенно неправомерна.

Странным, однако, выглядит то, что, находясь, по сути, на единых позициях, Богданов и Варьяш как бы полемизировали друг с другом. Впрочем, следует отметить мысль Богданова, по которой концепция Маркса по вопросу о формировании категорий касается «структуры мышления в его механике, вырабатываемом на основе социальных отношений»47 (курсив мой. — З. К.). Это уже нечто отличное от основной концепции, возникшей в рамках вульгарной социологии, в соответствии с которой категории непосредственно определяются «социальными отношениями», т. е. не через сформированную этими отношениями структуру мышления, а их собственным содержанием. Юшкевич, отвергая социоморфизм Богданова и его попытку выдать Маркса за социоморфиста, подчеркнул единство и неизменность «физиологического» и «мозгового аппарата» человека, который в целом оставался единым «на протяжении веков, не меняясь в основном с ломкой производственных отношений»48. В этой связи критик счел крайностью стремление Варьяша все сводить к социальным отношениям и, странным образом преобразовывая используемую терминологию, понимая содержательную и формальную стороны возникновения понятий в обратном смысле, нежели тот, в котором мы до сих пор говорили о них, утверждал, что в отличие от «содержания» «формальное развитие всякой системы имеет свою внутреннюю логику», хотя бы это Варьяш и считал «дуализмом»49. Оба названных выше математика, принявших участие в обсуждении доклада А. Варьяша, поддержали его идею об «эволюции логического аппарата», как выразился Лихтенбаум, а Аксельрод сочла доклад интересным и стимулирующим дальнейшее развитие методологии истории философии.

Из целого ряда публикаций, в которых обсуждался этот доклад, мы остановимся на обширной статье Н. Карева. В ней затрагивались две проблемы теории истории философии: как возникают философские идеи и как формируется их содержание. О первой из них Карев говорит мельком, вполне резонно считая, что ее следует обсуждать подробнее и в полной мере лишь тогда, когда выйдет в свет сама книга автора доклада и когда можно будет понять, как именно объясняет он возникновение идей из общественных отношений, из производительных сил. В общем и целом Карев, по-видимому, одобрительно отнесся к самой постановке такой задачи50. Сходство позиций, занимаемых по этому поводу Каревым и Варьяшем, видно и из того, как интерпретировал первый известные мысли Энгельса об опосредованном характере отражения базиса в надстроечных формах: он писал, что энгельсовская проблема состоит в том, «каким образом в данном уже материале (т. е. в материале, полученном мыслителем благодаря существующей традиции. — З. К.) пробивает себе путь и создается новый материал, соответствующий изменившимся экономическим условиям жизни общества»51. Из этого видно, что для Карева, как и для вульгарных социологов, существуют лишь два фактора, два детерминанта формирования идей: экономические условия и традиция; проблемы же источника формирования идей по содержанию для него, по-видимому, и не существовало.

Вторую проблему Карев рассматривал гораздо подробнее. Он специально анализировал взгляды Варьяша на роль психологии в процессе опосредования базиса в идеологии и, как мне кажется, убедительно показал, что попытки автора доклада выдать Фрейда за материалиста и отождествить понимание бессознательного в марксизме и во фрейдизме совершенно несостоятельны. Что же касается вопроса о роли самой психологии в опосредовании базиса сознанием, то Карев ее существенно упрощал, сводя все к проблеме «классовой психологии».
Он был склонен полагать, что при выработке идеологии не существует «никакого особого механизма в индивиде»52, что все здесь уравнивается классовой природой сознания. Сложность проблемы в данном случае упрощалась в нескольких отношениях: общественная психология сводилась к классовой, наличие в ней общечеловеческих моментов отрицалось и не признавались роль и значение психологии индивидуальной. Весьма ортодоксальная мысль о том, что в плане психологии нас должна интересовать лишь психология классовая, по-видимому, закрывала путь к обсуждению реальной проблемы — выявлению механизма индивидуального осуществления отражательных воспроизводящих функций. В связи с этим возникают вопросы, имеющие непосредственное отношение не только к общественной, но и к индивидуальной психологии, причем не в фрейдистской или адлерианской — над которой потешался сам Фрейд (Н. Карев цитировал соответствующие места из работ Фрейда53) — ее формах, а в том виде, в каком она рассматривалась современной наукой. Таким образом, если Карев справедливо критиковал фрейдистские тенденции, обнаруживаемые им во взглядах Варьяша, и отстаивал марксистские позиции, то в историческом отношении он упрощал задачи, стоящие перед марксизмом; Варьяш же, неверно решая эти задачи, отчетливо видел, чего они стоят. Остальные полемические статьи рассматривали разные стороны концепции последнего, но главная их направленность состояла в том, чтобы показать, что тот отступает от марксизма в решении обеих главных проблем рассматриваемой им темы.

На гораздо более высоком уровне прошла дискуссия по книге
А. Варьяша, в которую, как мы уже указывали, доклад в Комакадемии был включен в качестве теоретического введения. Описание этих споров я начну с рецензии В.Ф. Асмуса, ибо она содержала в себе как наиболее значительную критику концепции автора, так и наиболее ценные из высказанных в дискуссии теоретических положений. Асмус прежде всего очень трезво оценил ситуацию, сложившуюся в связи с разработкой теоретических проблем истории философии. Напомнив о значении гегелевской концепции, о стремлении ее создателя рассматривать историю философии как некое целостное образование, истоки чего восходят к Лейбницу и Гете, но также упомянув и о слабых ее сторонах, Асмус сказал о «деградации» послегегелевской историографии и теории истории философии. Он напомнил об известных положениях Энгельса, характеризующих значение истории философии в марксистской философии, подчеркнул, что во времена Маркса и Энгельса не было еще «надежной базы для развития новых традиций историко-философского исследования» и высказал свое мнение о причинах подобного отставания этой отрасли философской науки в советское время54. Отметив далее, что сам автор понимает трудность стоящих перед ним задач и невозможность их решения силами одного исследователя, Асмус подверг критике первый из приведенных выше тезисов Варьяша, указав в качестве одного из «крупных и неустранимых» недостатков его концепции на «неправильное представление... о монизме в историко-философском исследовании», на утверждение автора о том, что «однозначная причинная связь» существует «между базисом и содержанием философских идеологий»55 (курсив мой. — З. К.). Таким образом, Асмус вскрыл, с одной стороны, противоречивость утверждений Варьяша, а с другой — несостоятельность его основного тезиса. Противоречивыми эти утверждения являются потому, что, несмотря на приведенные слова автора о прямой связи экономики с содержанием философских идей, Варьяш в том же введении утверждал, что «специальное... содержание идеологии нельзя вывести непосредственно из общественных отношений» (курсив мой. — З. К.).

Основной тезис Варьяша неверен, по Асмусу, именно потому, что подобного выведения осуществить нельзя и нет никаких оснований полагать, будто непосредственное сведeние содержания философских идей к экономике есть монизм. «...Монизм историко-философского метода, — писал В.Ф. Асмус, — в том смысле, в каком его понимает
т. Варьяш, не существует», так как «однозначная причинная связь» может быть установлена только между историческим фактом появления известных теорий и общественными потребностями, их вызвавшими, но отнюдь не между этими потребностями и содержанием самих теорий» (курсив мой. — З. К.). Указать на «потребность в решении... познавательных задач», писал рецензент, это вовсе не значит открыть «однозначно-причинную связь между этими потребностями и логическим содержанием какой-либо теории», поскольку потребность в чем-либо оказывается «не тождественна с содержанием» теории. Поэтому и не привели к удовлетворительному результату попытки А. Варьяша «однозначно» вывести все основные понятия и теории рационалистической философии ХVII в. из общественного производственного процесса: «потребность (действительно объясняемая из этого процесса. — З. К.) не есть причина логического содержания теории, привлеченной для удовлетворения этой потребности». Варьяш же «стремится проложить между базисом и содержанием философской идеологии мостик, по которому причинная связь могла бы распространиться на всю целиком область содержания»57.

В. Асмус дал и логическую квалификацию ошибки А. Варьяша, определив ее как ошибку «перехода в другой род». Изучение экономической и социальной мотивировки какой-либо философской идеи — это одно направление, один тип ее толкования, а «всякое рассмотрение содержания теории есть, говоря словами логики, переход в другой род, где масштабом уразумения оценки и критики будут служить уже не потребности, как факты социальной жизни, но теоретические проблемы как таковые, со своими методами, приемами, логическими принципами, предпосылками и практическими критериями достоверности» (курсив мой. — З. К.). В силу этого вовсе не является дуализмом, как полагает Варьяш, расчленение (которое, как мы уже видели, осуществил еще Энгельс) одной проблемы на две: происхождение и жизнь идеи. «В указанном нами выше соотношении между базисом и содержанием философских теорий никакого “дуализма” в страшном для А. Варьяша смысле нет», и неправомерно думать, что «в сложнейшем деле, каким является социологическое рассмотрение истории философии, все что угодно должно быть причинно связано со всем что угодно»58.

Что касается второго из главных концептуальных принципов
А. Варьяша, то, не оспаривая его и не рассматривая по существу,
В. Асмус, как я уже отмечал, подчеркнул, что в выяснении «связей между вытекавшими из развития производительных сил общественными потребностями и возникшими в ответ на них теоретическими проблемами», т. е. в выявлении системы опосредования, «автор не обнаруживает ни достаточной энергии, ни осмотрительности и точности научного исследования». Эти связи «не столько обосновываются и доказываются... сколько... декларируются и возвещаются»59. Однако с данным упреком Асмуса вряд ли можно согласиться, поскольку система опосредования была рассмотрена Варьяшем с большой глубиной и разносторонностью.

Варьяш в своем ответе Асмусу ни в чем с ним не согласился и обвинил его в дуализме, поскольку тот говорил о двух родах объяснений.
Но в высшей степени характерно, что несмотря на это и под влиянием, с одной стороны, тех признаваемых принципов, которые, как вскрыл
Асмус, находились в противоречии с основным тезисом автора, а с другой — логики своего оппонента Варьяш в известной мере развил отнюдь не тот принцип, которым он руководствовался в своей работе, а ему противоречащий. Конечно, признавал он, содержание нового знания формируется «путем преобразований, дополнения и обобщения старых принципов»60. И здесь к тезису о формирующей роли экономики присоединялся выдвинутый еще Энгельсом тезис о роли в формировании философской идеи, философской концепции идейной традиции, предшествующего теоретического материала.

Однако, идя навстречу Асмусу и отступая от своего мнимого монизма, Варьяш, по существу, признавал значение еще одного формирующего фактора — предметного детерминанта (напомню, что ранее я обещал привести это место). «Старые принципы», которые обобщались в новой теории, не «выдуманы» «для определенных целей», а «открыты нами... найдены в самой природе», поскольку «в природе они существовали и раньше...»61. В своем ответе на эту статью В.Асмус лишь углубил то, что он говорил в своей рецензии на книгу последнего62.

Книга А. Варьяша подверглась критике и со стороны других оппонентов. Так, И. Луппол в рецензии на вторую часть этой книги солидаризировался с оценкой первой ее части, данной В. Асмусом, и обвинил автора в пристрастии к фрейдизму и и гуссерлианству63. К. Милонов
в двух статьях в «Вестнике комакадемии» (1926. Кн. 16, 18) связывал концепцию А. Варьяша со взглядами В. Шулятикова и А. Богданова и обвинял автора в упрощении диалектики выведения идеологического из базисного: «Сложное тем и отличается от простого, — писал он, — что оно ему не тождественно»64.

С поддержкой критических высказываний В. Асмуса и И. Луппола выступил Г. Дмитриев в рецензии на обе части книги65. В то время, писал он, как «основная задача истории философии сводится к тому, чтобы показать, как в историческом разрезе соответственно с эпохой и социальными условиями видоизменяется ответ на этот кардинальный вопрос философии (об отношении сознания к материи. — З. К.)», А. Варьяш игнорирует это положение, подменяет эту проблему «вопросами о причинности», «теорией суждения и абстракции». Дмитриев обвинял Варьяша в пристрастии к фрейдизму при решении психологических вопросов66.

В том же грехе обвинял автора и анонимный рецензент в журнале «Летопись марксизма» (1927. Кн. IV). Он же критиковал А. Варьяша и за его вульгарный социологизм, обнаруживающийся при решении проблемы отношения базиса и надстройки, за «неумение перейти от единичных литературных памятников истории философии к пониманию связи философских идей, их роста и гибели... Между отдельными социально-экономическими объяснениями у автора не получилось никакой связи», — подводил итог рецензент67.

Главным уроком прошедшей дискуссии и важнейшим ее достижением стала мысль В. Асмуса о том, что следует различать процесс формирования философской идеи и процесс ее дальнейшего развития. При этом Асмус нигде не ссылается на Энгельса, но, как мы видели, именно Энгельс впервые предложил это разделение. Однако у него эта мысль была высказана мимоходом, у Асмуса же она составила основное содержание возражений Варьяшу. Асмус показал, что в этом разделении нет никакого «дуализма», в котором обвинял его сторонник «монизма» Варьяш. Содержание философской идеи формируется за счет воспроизведения природных и общественных объектов, а направление дальнейшего развития определяется социально-историческими обстоятельствами, за исключением тех областей философии, где эти «обстоятельства» сами являются предметом. По существу, это была та идея, которую я называю «предметной детерминацией», хотя В. Асмус и не выделил ее из своих представлений о других детерминантах развития философских идей.

В остальном дискуссия проходила в рамках уже устоявшейся проблематики, сводимой, главным образом, к вопросу об опосредованном характере воздействия базиса на идеологию, осуществляемого главным образом через психологический аппарат человека. Выдвижение В. Асмусом основной идеи, кстати поддержанной всеми участниками дискуссии и редакцией журнала «Под знаменем марксизма», было, можно сказать, эпохальным достижением историко-философской мысли,
которое — увы! — осталось невостребованным в течение нескольких десятилетий развития советской истории философии как науки.

* * *

Чтобы покончить с 20-ми годами, представляющими собой некий этап в развитии истории философии как науки, отличающийся от следующего за ним этапа 30-х годов, следует сказать о работе В.К. Сережникова «Очерки по истории философии», которой он предпослал теоретическое введение. Это была первая специальная работа на интересующую нас тему после дискуссии вокруг работы А. Варьяша. Сережников начинал с проблемы определения предмета философии — действительно очень важного пункта научной концепции истории философии как науки. Однако несмотря на то, что в этом же параграфе своей работы он писал и об основном вопросе философии, и о материализме как истинном и идеализме как ложном учениях, он, в сущности, не связывал между собой результаты этого рассмотрения, т. е. не пришел на основании этого рассмотрения к какому-то самостоятельному выводу о предмете философии. В целом он соглашался с дефиницией Целлера, по которой «задача философии сводится к исследованию последних оснований познания и бытия». Впрочем, сама попытка автора (на четырех страницах) рассмотреть историю того, что понимали под предметом философии68, вполне достойна того, чтобы быть отмеченной. Еще более важно отметить, что во всех этих разнородных определениях и пониманиях предмета философии он не только усматривал единство, но и утверждал, что между ними и, следовательно, содержанием философских систем существует «внутренняя связь», что «предмет философии в целом оставался один» — именно тот, о котором говорил Целлер69.

Что же касается в особой степени интересного для нас второго параграфа «Введения», названного автором «Предмет и метод истории философии», то дело здесь свелось, с одной стороны, к краткому рассмотрению историко-философской концепции Гегеля, причем автор утверждал, что «историю философии создал Гегель», а с другой стороны, он давал краткую характеристику послегегелевского кризиса в истории философии как науке (Целлер, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт). Протестуя против вульгаризации марксистского понимания истории философии, автор критиковал книгу Элеферопулоса, который считал, что «теория Маркса ставит философию в прямую зависимость от экономических отношений». По мнению Сережникова, теория исторического материализма еще не внедрена в рассмотрение истории философии: «Эта пролетарская категорическая теория еще не нашла себе приложения в полном объеме к истории философии», а «проблема... исследования истории философии в целом на основе марксистской теории остается еще и до сего времени не поставленной». Явно игнорируя работу, проделанную уже на советской почве его предшественниками, он считал эту задачу не просто нерешенной, но даже непоставленной. А потому, делал он вывод, марксистам в этой области «предстоит гигантская работа»70. Кроме того, Сережников вводил периодизацию истории философии, осуществленную в соответствии со сменой общественно-экономических формаций, но внутри последних допускал весьма произвольные подразделения.

Примечания

1 ad hominem — применительно к человеку, лат.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 13. С. 7.

3 Там же. Т. 26. Ч. III. С. 82.

4 Там же.

5 Там же. Т. 37. С. 370.

6 Там же. С. 420.

7 Там же. С. 419.

8 Там же. С. 420.

9 Там же. Т. 21. С. 313.

10 Попыткой такой экспликации является теория «тройной детерминации» происхождения и развития философских идей, которую автор этих строк предложил в ряде своих работ. Имеются в виду его статьи «История философии отдельного народа» (Вопросы философии. 1968. № 3), «Вопросы методологии историко-философского исследования (Философские науки. 1970. № 1), а также монография «История философии как наука» (гл. 3).

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 37. С. 370.

12 Там же. С. 396.

13 Там же. Т. 39. С. 82.

14 Там же. Т. 37. С. 370.

15 Там же. С. 394.

16 Там же. С. 370.

17 См.: Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма // Он же. Избр. филос. произв. М., 1957. Т. III.

18 Шулятиков В. Оправдание капитализма... С. 6,7.

19 Там же. С. 6.

20 Там же. С. 14, 27, 42, 45, 61.

21 Плеханов Г. Рецензия на книгу В. Шулятикова // Современный мир. 1909.
№ 5. Цит. по: Плеханов Г.В. Соч. Т. XVII. С. 142.

22 Там же. С. 144–145. Острой критике именно за вульгаризацию, опошление марксизма подверг книгу Шулятикова Ленин в своих заметках, составленных, по-видимому, еще в год ее выхода или около того времени. См. редакционные примечания к публикации заметок Ленина (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 474). Однако впервые заметки Ленина были опубликованы в 1937 г. в журнале «Пролетарская революция» (№ 8).

23 Гиляров А. Философия в ее существе, значении и истории. В 2 ч. Киев, 1918–1919. Ч. I. С. 166.

24 См.: Философы России XIX–XX столетий. С. 38.

25 Украинская энциклопедия. Киев, I960. Т. 3. С. 257.

26 Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1918. Ч. I. С. 2.

27 Там же. С. 3.

28 Луппол И. Несколько слов о нерациональном методе в истории философии // Воинствующий материалист. 1925. Кн. 3; Он же. 0 синице, которая не зажгла моря // Под знаменем марксизма. 1926. № 11.

29 Деборин А. Легкомысленный критик // Вестник коммунистической академии. I924. № 7. С. 255.

30 Вестник коммунистической академии. 1923. № 4, 5, 6.

31 Там же. № 6. С. 185; № 5. С. 76, 86; № 6. С. 124–125.

32 См.: Рудаш Л. Лукач как теоретик классового сознания // Вестник коммунистической академии. 1924. Кн. 9; Он же. Преодоление капиталистического овеществления или диалектическая диалектика тов. Лукача // Вестник коммунистической академии. 1926. Кн. 8, 9, 10.

33 Рудаш Л. Ортодоксальный марксизм // Вестник коммунистической академии. 1924. № 8. С. 304.

34 Там же. С. 281, прим.

35 Вайнштейн И.Г. Лукач и его теория овеществления // Под знаменем марксизма. 1924. № 10–11.

36 Деборин А. Лукач и его критика марксизма // Под знаменем марксизма. 1924. № 6–7.

37 Разумовский И. Сущность идеологического воззрения // Вестник коммунистической академии. 1923. Кн. IV; Вайнштейн И. Мышление и речь (к критике А. Богданова) // Под знаменем марксизма. 1925. № 1–2.

38 Вестник коммунистической академии. 1923. № 3.

39 Там же. С. 225.

40 Катедер-социализм — течение в западной политической экономии, сторонники которого, преимущественно университетские профессора, ратовали за мирный переход к социализму путем реформ.

41 См.: Вестник коммунистической академии. 1924. № 9.

42 Там же. С. 254 (А. Варьяша).

43 Там же.

44 Там же. С. 255.

45 Там же. С. 290.

46 Там же. С. 261, 255.

47 Там же. С. 319.

48 Там же. С. 325.

49 Там же. С. 327.

50 См.: Под знаменем марксизма. 1924. № 18.

51 Там же. № 2. С. 84.

52 Там же. С. 77–80, 84, 80.

53 См.: там же. С. 83.

54 Асмус В.Ф. Спорные вопросы истории философии // Под знаменем марксизма. 1926. № 7–8. С. 207–208, 208–209.

55 Там же. С. 215.

56 Вестник коммунистической академии. 1924. № 9. С. 274. Кроме приведенного В. Асмусом, укажу еще на одно подобное место в работе А. Варьяша: «Основное содержание, разумеется, однозначно определено окружающей природой и обществом, — пишет он. — Однако, данное независимо от нас действительностью, оно проходит через фильтр и трансформирующий аппарат нервной системы» (Там же. С. 298). Здесь, таким образом, автор сам отходит от своего «монизма» и объясняет характер идей не экономикой, а объективным содержанием изучаемого предмета — природы и общества, т. е. действием предметного детерминанта. Еще одно высказывание А. Варьяша того же рода я приведу ниже.

57 Там же. С. 216, 216, 210, 216, 217.

58 Там же. С. 216–217, 217.

59 Там же. С. 217.

60 Варьяш А. Монистический взгляд на историю философии и ее спорные вопросы // Под знаменем марксизма. 1927. № 1. С. 147.

61 Там же. С. 147.

62 См.: Асмус В.Ф. К спорным вопросам истории философии (ответ А. Варьяшу) // Под знаменем марксизма. 1927. № 1.

63 См.: Луппол И. Варьяш А. История новой философии. Т. I. Ч. 2. // Под знаменем марксизма. 1926. № 10.

64 Милонов К. Варьяш А. История новой философии. Т. I. Ч. 2. // Вестник коммунистической академии. 1926. № 16. С.175; № 18. С.158, 159.

65 Дмитриев Г. Варьяш.А. История новой философии. Т. I. Ч. 1–2. // Вестник коммунистической академии. 1926. Кн. 13 и 18.

66 См.: там же. С. 274, 276, 280.

67 Летопись марксизма. 1927. Кн. IV. С. 107. И. Луппол писал, что книга
А. Варьяша подверглась, помимо обсуждения в Комакадемии, критическому рассмотрению в Институте красной профессуры. Однако мне не удалось обнаружить никаких материалов, касающихся этой дискуссии.

68 Иногда речь шла о задаче философии. Дело в том, что В.К. Сережников, как и многие другие авторы, не проводил строгого разграничения между предметом и задачами философии.

69 См.: Сережникова В.К. Очерки по истории философии. М., 1929. Т. I. С. 7.

70 Там же. С. 17, 20, 21, 21.

2. Под знаком догматизма

В самом начале 30-х годов советская философия испытала серьезное воздействие со стороны официальных партийных инстанций.
В январе 1931 г. ЦК ВКП(б) и «сам» Сталин поддержали выступления молодых «икапистов» (слушателей Института красной профессуры философии и естествознания) М. Митина, П. Юдина, В. Ральцевича,
Ф. Константинова и других против «механистов» и деборинцев — «меньшевистствующих идеалистов», как назвал их Сталин. Вождь принял эту группу, представлявшую собой бюро ячейки ВКП(б) ИКП, и дал им карт-бланш в борьбе с обеими названными группировками, лидеры которых подверглись пока лишь политико-идеологической дискредитации, а все руководящие посты на «философском фронте» были отданы молодым.

С этого времени начинается процесс, который исследователи считают процессом политизации философии, а я бы добавил — процессом чрезвычайного усиления догматизации ее. Все развитие философии было втиснуто в русло марксистско-ленинского, а затем и сталинского догматизма. Та относительно слабая версия догматизма, которую мы наблюдали в 20-е годы, когда все предлагаемые новые концепции испытывались на оселке соответствия их идеям Маркса и Энгельса, усилилась, дополненная необходимостью признавать и провозглашать авторитет Ленина, а потом и Сталина.

В этих условиях появляется статья Б.Э. Быховского «Ленин и некоторые вопросы истории философии». Эта статья имеет эпохальное значение для истории истории философии как науки, поскольку она определила пути дальнейшего ее развития. Быховский безудержно превозносил роль и значение Ленина в концептуализации теории истории философии и основную задачу последней видел в изучении идей Ленина не как «историка философии, а как методолога истории философии». Однако он не ставил «своей целью исчерпать анализ суждений Ленина по общим вопросам историко-философской методологии», что, по его мнению, «может быть осуществлено лишь в результате упорной коллективной работы»1.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...