Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Годы молодости. - Дублин. - ирландия 5 страница



КеттлА. Введение в историю английского романа. — М., 1966. — С. 323.

UiipJiAiimi'i H\ 1ф

на оставшихся дома Лили Бриско и мистера Кэрмичэла. Каждый возрождаегся к новой жизни, в каждом пробуждаются творче- ские силы. Эга поездка— путь от эгоиэмл к принятию жизни, путь к торжества [с\ начал жизни. которые поплошала миссис Рэмзи. Ее образ возникает особенно ясно пер^д г-изами Лили Бри- ско в то время, когда она завершает свою картину И хотя миссис Рэмзи уже нег в живых, она остается центром романа, присутст- вует среди продолжающих свою жизнь героев, помогает им обре- сти себя.

Правда и вымысел, реальность и фантазия переплегаются в ро- мане «Орландо» (192S). Здесь Вулф увлечена задачей показать из- менения человека и его сознания, изменения физиологического и духовного, происходящего в связи со сменой эпох. Передано дви- жение истории, от XVI века до настоящего времени. Осуществлено это необычно: поток времени, охватывающий века, «пропущен» через восприятие одного героя — Орландо, который переживает век правления королевы Елизаветы, XVIII и XIX столегия, пред- стает в последних главах в полном расцвете сил уже в эпоху 20-х годов XX века. Действие обрывается в момент, когда часы бьют полночь в четверг 11 окгября 1928 года, т. е. тогда, когда Вулф завершала свой роман.

Орландо в процессе движения времени преобразуется из муж- чины в женщину, воплощая в своей натуре начала, свойственные «человеку вообще», вне зависимости от среды, эпохи, возрасга и пола. Задумав это г роман как шутку, Вулф по мере работы над ним все больше и больше увлекалась необычным характером своего за- мысла. «Он должен быть наполовину шутливым, наполовину серь- езным, с большой долей преувеличений», — писала она в своем дневнике.

Творчество Вулф 30-х годов открывается романом «Волны» (1931). Современники писательницы, литературные критики оце- нивали это произведение по-разному. Если Э.М. Форстер называл «Волны» самым интересным романом Вулф, то многие увидели и нем признаки кризиса, проявившиеся в пессимистической кон- цепции бытия, в признании его непознаваемости. Так, английский критик Д. Дэйчис писал о том, что применяемые в этом романе приемы «утверждают такую разновидность формализма, параллель которой трудно найти в любой другой литературе». О «распаде эпи- ческой формы в модернистском романе» писала в связи с «Волна- ми» Д.Г. Жантиева'.

' Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. — М, 1965. — С. 103

Модернизм. Английская и ирландская литература

В романе «Волны» Вулф стремится к созданию универсаль- ной картины бытия и обобщенному изображению человека. Сре- ди бушующих стихии природы, подобно мотылькам, трепещут человеческие жизни. Волны времени вздымают их на свои греб- ни с тем, чтобы низвергнуть в пучину небытия. Первоначальный вариант названия романа был «Мотыльки». О создаваемом ею романе Вулф писала: «Это должна быть абстрактная мистиче- ская книга: пьеса-поэма». Она экспериментирует в области фор- мы, строя свое произведение как серию сцен (периодов), состо- ящих из картин природы, написанных поэтической прозой (бе- рег моря в разное время суток), и монологов героев. По мере того как утро сменяется днем, затем наступлением вечера и опу- скающейся на землю ночью, взрослеют герои, детство которых сменяется отрочеством, юностью, а затем наступающей старо- стью. Заканчивается день, завершается жизнь. Завершает роман монолог Бернара, ставшего писателем, об относительности все- го существующего и о невозможности постигнуть во всей полно- те жизнь и личность человека. «Как я устал от всех этих историй, от всех этих фраз, которые получаются такими красивыми...» Он мечтает о создании нового языка, новых форм. Томление по иным, более совершенным средствам художественной вырази- тельности весьма характерно и для Вирджинии Вулф с ее по- стоянными экспериментами и поисками.

О прошлом, настоящем и будущем Англии Вулф писала в сво- ем последнем романе «Между актами», которому суждено было выйти в свет после смерти писательницы. Она начала работать над ним весной 1940 года, когда война уже охватила Европу, и немец- кие самолеты бомбили Лондон. Одной из бомб был разрушен дом Вулф. В августе 1940 года она пишет статью «Мысли о мире во вре- мя воздушного налета». В ней она обращалась к американскому сим- позиуму женщин, звала покончить с тиранией и гитлеризмом, ко- торый определяла как «стремление к агрессии, стремление власт- вовать и порабощать». Она призывала включиться в борьбу, сделать все возможное для освобождения народов от угрозы фашизма. Она решительно выступала против войны и фашизма.

Напряжение первых военных лет подорвало силы Вирджинии Вулф. Ее всегда слабое здоровье ухудшилось. На это влияла и неу- довлетворенность писательницы своими последними произведени- ями. Началась глубокая нервная депрессия, приведшая к самоубий- ству.

В истории английской литературы XX века творчество Вулф — явление яркое, непреходящее по своему значению и художествен- ной ценности. Оно содействовало обогащению и обновлению ис- кусства прозы.

Вирджиния Вулф

Вирджиния Вулф





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 543 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...