Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поетика» Аiристотеля як класичне втiлення античноi естетики



Первым развернутым систематическим трудом по поэтике нужно считать «Поэтику» Аристотеля [384—322], появившуюся на почве довольно развитых теоретических представлений в условиях оживленной борьбы критических мнений. Аристотель своеобразно соединял в своем учении о поэзии черты гедонизма (цель искусства — удовольствие) с глубоким пониманием познавательной сущности поэзии, и если общая трактовка эстетических проблем восходит у него к идеалистической философии, то метод анализа поэтической структуры — метод поэтики — создан им несомненно на основе эмпирического метода естественных наук. Начиная с раскрытия сущности поэтического искусства, Аристотель последовательно проводит свой анализ через все стороны поэтической структуры, вплоть до языка.

Охватив в пределах рассматриваемого материала едва ли не все проблемы поэтического искусства, Аристотель поражает глубиной и верностью понимания задач поэтики, её отношения к литературе, самого принципа её построения. «Поэтика» Аристотеля на протяжении многих веков оставалась непревзойденным образцом глубокого единства теоретической мысли и конкретных задач современной поэзии. Более того, целый ряд последующих авторов во многом повторяли Аристотеля и, снизив научно-принципиальный уровень поэтики, превратили её в свод догматических правил.

Аристотель видел главную специфическую черту поэзии в подражании и рассматривал подражание как врожденную потребность человека с детства, объясняя этим происхождение поэзии. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства — подражание (мимесис). Аристотель считал, что мимесис свойственно человеку с детства. Именно способностью к наследованию человек отличается от животных. Через наследование человек добывает первые знания, привычки. Результаты наследования вызывают захват, чувство удовлетворения, ведь в них есть присутствующее дознание. Понятие мимесис позже было трансформировано в разработку познавательной и эмоциональной функций искусства, ведь, по мнению Аристотеля, наследование не только стимулирует познание, но и порождает чувство удовлетворения, активизирует представление.

Основное внимание в «Поэтике» Аристотеля уделяется трагедии. Подражание (в трагедии) производится в действии.Необходимо, чтобы в каждой трагедии было шесть частей, на основании чего трагедия бывает какою-нибудь. Части эти суть: фабула, характеры, образ мыслей, сценическая обстановка, словесное выражение и музыкальная композиция.

Аристотель выдвинул учение о характере как выражении этической стороны произведения, предъявив к нему четыре условия: качество, примерность, сходство и последовательность. Действия и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего. Кроме того, без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна.

Подражание действию есть фабула; под фабулой Аристотель разумеет сочетание фактов. Сверх того, самое важное, чем трагедия увлекает душу, это части фабулы - перипетии и узнавания. Перипетия - это перемены событий к противоположному, притом, как мы говорим, по законам вероятности или необходимости. А узнавание, как указывает и название, обозначает переход от незнания к знанию, или к дружбе, или ко вражде лиц, назначенных к счастию или несчастию.

Третья часть трагедии - мысли. «Мысль же есть то, посредством чего доказывают, что что-либо существует или не существует, или вообще что-либо высказывают».

Четвертая часть, относящаяся к разговорам, есть словесное выражение. Достоинством словесного выражения Аристотель считает умелое сочетание обычных и необычных слов, относя к последним диалектизмы глоссы), метафоры, неологизмы. Обычные слова придают поэзии ясность, необычные – благородство и новизну. Аристотель первым осмыслил поэтическую технику не как случайную сумму приемов, а как систему с взаимообусловленными частями.

Автор «Поэтики» предписывал изображать в трагедии действия страшные, ибо в них видел те эмоционально-экспессивные средства, которые способствуют познанию. Трагическая фабула должна вызвать у зрителя эмоции страха и жалости и давать знания о всеобщем. Аристотель считает, что катарсис – это средство гражданского воспитания, очищения души от различного рода страстей, он видит в нем основу наслаждения, без которого не может быть никаких эмоций. Катарсис определялся им как «аффект, сильно действующий на психику», вызывающий энтузиазм и возбуждение, приносящие как бы исцеление, очищение и облегчение.

Исследование трагедии в «Поэтике» завершалось анализом стиля, языковых средств.

В «Поэтике» Аристотель так же пишет в чем заключается разница между творчеством поэта и историка. «Задача поэта — говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости. Историк и поэт различаются не тем, что один говорит стихами, а другой прозой. Разница в том, что один рассказывает о происшедшем, другой о том, что могло бы произойти». Поэзия содержит в себе более философского и серьезного элемента, чем история: она представляет более общее, а история — частное. Общее состоит в изображении того, что приходится говорить или делать по вероятности или по необходимости человеку, обладающему теми или другими качествами. К этому стремится поэзия, давая действующим лицам имена. А частное, — например, «что сделал Алкивиад, или что с ним случилось».

Аристотель вы своей работе подчеркивает познавательную функцию искусства, и этим он резко отличается от своего учителя Платона, который не признавал, что искусство дает знание действительности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...