Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовно-історична школа В. Дільтея



Духовно-историческая школа в литературоведении, возникла в конце 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в том числе культурно-исторические и историко-филологические) методы и как стремление к синтезу духовно-исторического и психологического истолкования литературы. Развилось на основе идей “философии жизни” Ницше и особенно Дильтея (“понимание”, “постижение” как специф. метод гуманитарных наук в противоположность естественнонауч. “объяснению” - “природу мы объясняем, душевную жизнь постигаем”). Философские и эстетические основы ее определились в теории немецкого философа-идеалиста Вильгельма Дильтея, в так называемой «философии жизни». Отвергая рационализм познания, Дильтей считал, что познать идейный и эмоциональный мир опре деленной эпохи можно лишь с помощью «истории духа». Немецкий философ делал вывод о том, что литература и искусство глубже выражают жизнь, чем научное познание. Дух понимался при этом как единый источник философии, религии, литературы и искусства, господствующего мировоззрения эпохи. Вопрос об их сложном взаимодействии при этом снимался, что приводило литературоведов духовно-исторической школы не столько к изучению истории литературы, сколько к «истории духа» вообще.

В своих исследованиях Дильтей определяет поэтическое воображение и пере­живание художника как основу художественного творчества. В центре его анализа находится личность творца, которого глубоко волнуют, вызы­вают сильные переживания различные жизненные события. Дильтей считал, что «поэтическая техника» определенного времени и нации носит единый универсальный характер. Художественное произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками — "науками о духе") постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный "пониманию" "объективный дух", так и неизъяснимую "последнюю тайну" жизни. Истолкование (по Дильтею "понимание") произведения возможно только через "сопереживание", "вчувствование". Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность и целостность каждого культурно-исторического образования (принцип "равноправия эпох").

Метод Д.-и. ш. представляет собой непосредств. постижение нек-рой культурной (худож.) цельности и осуществляется путем “сопереживания”, интуитивного проникновения в предмет и его интерпретации; “жизнь” понимается как духовно-истор. реальность, являющаяся с наибольшей полнотой в худож. творчестве и особенно в лит-ре. Первостепенное значение при изучении худож. произведения проблемы воображения и “переживания” как единства субъекта (автора) и объекта (эпохи) противопоставлялось и позитивизму, и гегельянскому панлогизму.

Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетических идей романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. "Переживание" и "творчество" поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художественных произведений; но поскольку художественный мир до конца не постигаем, то итог исследования ("образ поэта") в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф. Применяя свое мировоззрение, страдающее дуализмом, к литературоведению. Дильтей восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Дильтею, от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию; таким образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения - установить связь между поэзией и переживанием писателя. Отстаивая первостепенность "переживания" в искусстве и его связь с мировоззрением эпохи ("объективным духом"), Д.-и. ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами "переживания"; развивая принцип "историзма" (в том числе применительно к смене художественных стилей и форм), она избегала выяснять закономерности исторического процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму. "История духа" как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы широко использует современное западное литературоведение.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 506 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...