Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поэзия Рыгора Бородулина для юного читателя



Это самобытный поэт - новатор, неутомимый экспериментатор, тонкий психолог в бел. дз. литературы. Лирик и публицист, переводчик и критик, юморист и сатирик, автор многочисленных детских поэтических книг. Своеадметнае сочетание задушэўнага лиризму и каламбурнага юмора определила творческую манеру его как детского поэта. Главный исток его поэзии - опыт народного творчества, мудрой педагогики. Творческое осмысление народнапаэтычных традиций ярко люструецца в авторских калыханках, забаўлянкаў, лічылках, дражнілках, хуткамоўках, загадках, сказках, небыліцах-перакрутках, прыбабуньках, шуточных и юмористических стихах. Своим же первым детским произведением он по праву считает напісанную специально для доченьки Ілонкі лирически-нежную “Колыбельную”. Притягательная сила данной колыбельные - в насыщенной фольклорной атрибутике и плавной музыкальнасці поэтического языка. Образный мир своих колыбельных песен он населил и любимым персонажем этого жанра - котом. Таким образом, мелодичные напевы лирически-юмористических колыбельных песен простые и доходчивые. Под точно реалистичный повествовательный тон их складываются первые детские впечатления о акаляючы мир. Запоминающиеся, композиционно слаженные колыбельные вводят детскую душу в удивительный мир фантазии, обогащающие умственно, духовно, эстетически. Забаўлянкі - эта так называемая “поэзия пеставання” имеет достаточно устойчивый сюжет и четкие принципы народной педагогики. Поэту удается органично соединить жанры забаўлянкі и скороговорки с переплетением элементов игры. Быстрая смена образов, динамичность описания развивают детское мышление, память и несут ярко выраженные пазнаваўчыя задачи. Эмаціянальна - шаловливые и мажорно-динамические лічылкі - задачки, лічылкі-загадки, лічылкі-цапалкі р. бородулина рассчитан на того маленького читателя, который требует абсолютного доверия и равенства. Авторские лічылкі прежде все сюжетные. Определенная заінтрыгаванасць с прямым или завуалированным счетом активизирует мнению ребенка. Характерным средством художественной выразительности для считалок выглядит и применение памяшкальна-ласкательных форм (Тимошек, коця, кошка Мурка и др.).Лічылкі насуць в себе одновременно и юмор, и жизнеутверждение. Они развивают логическое мышление, расширяют пазнавашчы кругозор. Мудрагелістасцю детского мышления, живостью и гарэзнасцю характеризуются дражнілкі. Большинство барадулінскіх наивно-увлекательных дражнілак основывается на гукавай игры, на каламбуры.Паэт ведет маленького читателя в богатый мир звуковых возможностей русского языка. Они учат искать ошибки. К гукападраблення Бородулин обращается достаточно часто. Игровой характер ягохуткамовак помогает почувствовать многие адцэнні музыкального звучания слова, направить художественный прием звукозаписи. Благодаря веселой настраевасці рассказа, переливом интонаций детки верят в чудодейственность слова, постигают народный дух языка. Сама “лагапедная тренировка” хуткамовак учит любить и ценить слово, его внутреннее содержание. Широкое признание имеют загадки. Каждая загадка - побуждает к максимальной отдачи умственных способностей детей. Умение поразить и удивить известным, разговорить дзетвару - дар поэта, который прылучаецца к светлой детской наивности и непосредственности. Мажорно-энергичные, веселые загадки родили самобытные “Загадки на грядках”. Красочно, с неутомимой абаяльнасцю и дасціпнасцю знакомит Бородулин маленьких читателей с подсказками-поворота про зверей-хозяев. Творческой удачей автора является четкость изображения, которая подкупает дзетвару. Расширяя сферу психологического жизни героев Бородулин приходит к такова фольклорного жанра,как сказки. Уже в замысле обработанной сказки “Мешок серых, мех белых”, явно поучительная жизненная истина: ничто на земле без труда не дается. Авторские литературные сказки “Так бы до неба вырос боб...” и “Как волк каладаваў” родняцца четким воспроизведением национального колорита. Через строки сказки детки прикасаются к природной сущности добра и зла, фантастического и реального, драматического и комического. Оригинальные по своему замыслу упомянутые барадулінскія сказки обогащают детское представление о акаляючы мир через народнапаэтычныя приемы: традиционные строили города, кольцевую композицию, антропоморфизм (колядки волках), перечень, и юмор. Персонажи сказок жыццядзейныя (жізнедеятельные): гостиные и покладистые, прилежные и озорные, забавные и послушные, остроумные и искренние. Поэт убеждает (убеждает) читателя в великой силе и мудрости, ума и добра. Четкая конкретность вобразоў, динамичность событий, яркость языка свидетельствуют о прелесть белорусского сказочного эпоса. Яркой художественной находкой выделяются прыбабунькі - слово, чисто ўшацкае, оно - от матери и боялась при матери, при бабушке, аб'ядновывае такие научные понятия, как пословицы, поговорки, каламбуры либо досціпы(остроуміе). Впечатляюще, лаконично и остроумно звучат прыбабунькі “Надо завязать вузялок на память, Пусти - ослабну и др.” Они пропитаны непадкупна истинным чутьем мудрого, сіешнага, достойного, естественного - всего, что содержится в живом разговорчивым слове. Сочным юмором, парадоксальной образностью отличаются шутки-перакруткі (или небылицы-перакруткі) сборника “Что было бы тогда бы, если бы?” Самобытная небылицы - перакруткі - это своеобразные художественно - каламбурныя игры интригующего сюжета. Беззлобная ирония и доброжелательный смех уплятаюцца в детский раздумье. Сопоставляя невероятность поведения персонажей с окружающим миром, маленькие читатели самостоятельно осознают нелепость сообщения и устанавливают логические закономерности тех или иных реалий. Чрезвычайно интересная часть детского фольклора, произведения самих детей. Ребенок учится мыслить словами. Для общего обозначения того или иного понятия ребенок творит слово: “Не аса - куса гудит! Не асаецца оса, а кусается-куса! ” По - детски необъятная фантазия автора породило остроумные, оригинальные словаўтварэнні (загадочная Электракобра). Поэту удается подстроиться под детское понимание, перводзячы игру со словом в смысловой план. Рыгор Бородулин-неповторимый пейзажист, и он же - король метафоры. Он напоўніл окрестности ласточками, засеял цветами луг и др. Сказочная красота природы впечатляет детей и кроткими азяблымі вярбовымі коцікамі, и веселыми желтыми кувшинками. Стихи о животных развивают чувство прекрасного как первейшая элемент человечности. Стихотворение - сказка “Экзамены” знакомит с представителями животного, птичьего и насекомого мира. Многие произведения активно расширяют детский пазнаваўчы кругозор “Как стал заяц даўгавухі.” Бородулина можно назвать чародеем родного слова. Игра слов для него не есть самоцель. Поэт надлажваецца под детское понимание и стихотворную игру со словом переводить в смысловой план. Он помогает почувствовать аромат родного слова, вводить в детский обиход самобытные слова, которые незаслуженно забыли. Утверждение духовного, национального и поэтического предназначения слово нашло свое выражение в “Азбукоўных” барадулінскіх стихах “Азбука-веселый улей”. Разными цветами радуги светяцца барадулінскія детские книги. Поэт искренне доверился своему опыту, зварушлівай, чуткой души.

5 Живые сказки для детского театра А. Гаруна. "Счастливое червонец В сказках А. Гаруна создан необычный - сказочный - мир. В этом мире сталкиваются хорошее i зло, правда i обида, но лучшие проявления при этом побеждают. Сказка «Мальчик в лесу" - это произведение о приключениях деревенского мальчика, который, заблудился в лесу, засыпает, попадает в царство могущественного мага, спасает из под его власти плененных им девушек. В сказке «Счастливый червонец» прославляется отзывчивость, справедливость: нищенка тут следующих по миру для того, чтобы помочь людям. Она разбрасывает на своем пути червонцы, которые помогают только честным людям. Дети - гepoi этого произведения - проходят своеобразные шляxi нравственного испытания.

I в этом произведении побеждают справедливость, сочувствие, сострадание; такая победа дает надежду детям в то, что мир можно изменить к лучшему, но при этом необходимо змянница прежде всего самим. «Удивительный лапоть" повествует о нет-обычных приключениях деревенского мальчика, который находит лапать, что умеет говорить. 3 его помощью мальчик-пастушок понимает чужие мысли. В сказках А. Гаруна создан цыкавыя детские характеры, они мастерски раскрываются в контексте детских игр, представлений, стремлений. Эти произведения воспитывают в маленьких читателей лучшие человеческие качества, веру в справедливость i победу добра.

Сборник «Живые сказки» А. Гарун адресовал детским театром. Он писал, что он не будет против, если дети - актёры, выполняя роли в спектакле по этим пьесам, захотят в них что-то изменить, добавить нечто свое по их симпатий. Таким образом автор способствовал развитию фантазии детей, ix творческих способностей, творческого мышления.

30. Гуманыстычны пафас твораў Якімовіча аб мінуўшчыне (прошлом, былом) “Базалёў курган, Галынаўская хроніка”.

Яшчэ у маладыя гады ў А. Ягамовіча з'явілася жаданне стварыць мастацка-істарычную хроніку роднай Беларусі. За ажыццяўленне задуманага ён узяўся толькі ў пасляваенныя 50-я гг. Першым подступам да гістарычнай тэмы была аповесць «Базылёу курган» - таленавіты твор пра трагічны лёс прыгоннага беларускага хлопчыка Базылька. Аповесць асветлена паэзіяй беларускіх народных казак, паданняў, у аснове развіцця яе сюжэта - таямніца Базылёва кургана. Своеасабіва спалучаны ў гэтым творы сучаснае i міулае. Школьнікі з краязнаўчага гуртка зацікавиліся гісторыяй некаторых мясцовых назваў, найболыш цяжка было iм разгадаць таямнщу Базылёва кургана i яго назвы.

повести «Базылев курган» мысль о том, что родная земля скрывает много тайн, нельзя оставаться равнодушным к ix. В произведении автором использованы воспоминания односельчан, которые еще ​​помнили времена крепостничества, а также документальный материал.

Крепостной мальчишка Базылёк, силой оторван от родной семьи, очень впечатляющий, чувствовал себя будто в аду, тяготила его сама атмосфера бытия, унижений. Трагическая смерть Базылька - логический результат тех издевательств i страданий, которых не мог перенести мальчишка. Трагичность содержания повести осложняется тем, что отца Базылька, который отомстил пани-прыгонницы за сына, сослали на вечную каторгу, а мать мальчика от горя потеряла рассудок. Повесть «Базылёу курган» воспитывает у юных читателей сочувствие i сожалению, протест против угнетения, надругательства над человеком. Тема разоблачения крепостного строя продолжается А. Какой-мовичам в повести «Откуда зло на свете». Это произведение - первая часть тетралогии о прошлом. В тетралогию вошли повести: «Конец сервитуты и так далее», «Кастусь Калиновский», «Тяжелый год». Тетралогию называют еще «Галынавскай хроникой», так как с деревней Галынавкай связаны некоторые события i судьба отдельных персонажей произведения, в частности Иосифа Воловича i его внука Петруся. В этих произведениях описываются события, происходящие в деревне Галынавка в течение 1857 -1917 гг, дается историческая панорама жизни белорусского народа, его борьбы за право «людьми зваться." Первая повесть «Откуда зло на свете" - реалистическое, социально-острый отражение правды народных страданий в условиях крепостничества. На фоне мрачней картин бясправ крестьян писатель показывает формирование характера юного героя - Язэпка Воловича, которого жесткий цивун Дракула забрал на службу в господский двор. вторить раскрыл внутренний мир подростка, его богатую, впечатляющую душу, столкнувшись его с самыми сложными вопросами времени. О дальнейших событиях - восстание 1863 i судьба Иосифа Во-Лович - писатель рассказывает в следующем произведении, в повести «Кастусь Калиновский», которую автор назвал документальной. Повесть скпадаецца из двух частей - «Мужицкая правда» i «До последнего дыхания». В первой части рассказывается о том, как К. Калиновский издает газету «Мужицкая правда», на страницах которой на родном языке объяснял крестьянам задачи восстания, пробуждал чувство собственного достоинства i гражданского сознания. Образ Кастуся Калиновского дается в героическом плане: он мужественный, человечный, с обостренным чувством собственного достоинства i справедливости. Некоторые факты из своей жизни, собственные успамиы А. Яюкимович использовал в двух последних повестях тэтралоии - «Конец сервитуты и так далее» i «Тяжелый год». События империалистической войны, Февральской i Октябрьской революций, становление Советской власти в Беларуси показаны через восприятие подростка Петруся, внука Иосифа Воловича. Тетралогия А. Якимовича помогает глубже познать историю народа, воспитывает у юного читателя высокие грамадянсшкия чувства, учит любить Родину, свободную жизнь, которое добыто трудом людей.

38 тетралогия А. Василевич "Подожди, застрянь..." Духовное становлением, формировании мировоззрения Ганько Гуринович...

Творческая индивидуальность А.Василевич, тонкого лирика, психолога, аналитика, многогранно проявилось в ее тетралогии "Подожди, застрянь". В нее вошли повести "Расти, Ганько. Доля найдет тебя. Новый мир. Подожди, застрянь. "В этом произведении прослеживаются судьбы десятков людей и всего нашего народа.. Преобладает в тетралогии невыдуманнае, ведь это произведение написаны в основном на автобиографическом матэриале, в нем художественно воссозданы многие факты жизни писательницы, ее родных, родственников, аднавясковцев. Писательница пазбагае излишней детализации, подчеркивает только самое существенное и находить для его раскрытия меткие (меткие) дета, лучистые краски, те оттенки тона, настроения, которым создают общий солнечный фон. Начало тетралогии - описание Зеленой Дубравы - действительно во многом предопределяет жизнеутверждающий эмоциональный настрой всех частей тетралогии. Это та, главная тональность, которая остается неизменной, так как воплотились в ней любовь писательницы к родной Беларуси и неутомимый аптимизм, доброта, человечность главной нераини Ганько Гурнович. Менатита ей отдала Василевич основные факты своей жизни. В тетралогии много разнообразного информационного материала о событиях того времени, которые влияли на формирование личности Ганько. Писательница ведет читателей дорогами своей героини, начиная с лет ее детства. Убедительно, с психологическим мастерством раскрыты в тетралогии особенности конкретно-образного восприятия детей младшего возраста. Ганько - типичная девочка - почемучки, а яшцэ и мечтательницей, способна на самые неожиданные преобразования. Все незабываемо-дорогое, что было в детстве Ганько, связана с матерью. Взаимоотношениям Ганько и ее мать в тетралогии уделено много внимания, они трогают теплотой и доверием. Ганько очень любит, жалеет свою маму, и хотя сама еще маленькая, а стремится помочь ей. Отношения между дочкой и матерью многому учат юных читателей. Мучительно пережила Ганько смерть матери и прощание с ней. Наедине думает она о своем горе, поэтому в ее языке много внутренних монологов, в которых нередко звучат слова: "Чтобы мама была жива", "Чтобы мать встала и пришла". Хотя познала героиня немало трудностей, но неизменно оставалась оптимистка, этому способствовало и жизнь: гораздо чаще встречала она людей отзывчивых, доброжелательных. Доброжелательность людей, рядом с которыми Ганько сейчас жила, наполнили ее жизнь новым смыслом. В процессе духовного обогащения формируется личность деятельная, общественный активная, независимая, вдохновленная, остается при этом Ганько все такой же скромной, душевной, очень требовательной к себе. Новый раздел тетралогии "А через месяц и двенадцать дней началась война..." значительно дополнил образ Ганько Гурнович; действие произведения перенесено на территорию Татарии и в Оренбургской край, куда эвакуировалась Ганько. Везде она приносила с собой свет, хрупкость, она запомнилось поражала всех своей скромностью, во всем чувствовалось ее поэтическая душа. А.Василевич не упростила жизни, убедительно (убедительно) передано в тетралогии атмосфера насцярожнасци и страха во время раскулачивания и репрессий. Василевич обнаружила гражданскую смелость, честность, талант, чтобы вот так основательно, волнующе, с болью и искренностью рассказать о тех драматические страницы нашей истории, чтобы ни колли не повторялось такое. Со знанием и тонким ощущением созданный писательницей изображения быта, обычаев белорусов, а также ритуалы наших национальных праздников: Колядок, дожинок, свадьбы, посиделок. Читателям открывается также мир родной природы, она наделена чувствами и деяниями человека. Среди автобиографических произведений белорусского литературы тетралогия Василевич "Подожди, застрянь" занимает почетное место. Это произведение всегда будет волновать читателей правдой, искренностью, богатой образностью, высокой культурой речи, глубокой, нежной любовью к Отечеству.

41. Маральна-этычная праблематыка ў сучаснай беларускай літаратуры для юнага чытача (творы Місько, Гарбука, Ягоўдзіка).

Проза канца 20 пачатку 21 стагоддя характарызуецца устойлівасцю, паслядоўным засваеннем традыцый. На першым плане застаецца станаўленне гарманічна развітай асобы чалавека, выхаванне пачуцця калектывізму, уласнай годнасці. Менавіта (именно) маральна – этычная праблематыка раскрываецца ў большасці твораў розных жанраў. Асноўная ўвага звяртаецца на сацыяльна-бытавыя праблемы, вядома, у даступнай для дзяцей форме. Выпрацоўцы маральных якасцей, любові да прыроды, дабрыні прысвечана апавяданне І. Навуменка “Год карася”, у апавяданнях Л. Арабей “Мікітаў сон, Дагары нагамі, Васільковы бант”, дзе выяўляюцца адносіны людзей да прыроды, сяброўства паміж дзецьмі, асуждаюцца зазнайства і грубасць. У 80-90 гг. празаікі, што пішуць для дзяцей, усё больш засяроджваюць увагу на выхаванні патрыятычных пачуццяў (чувств). Дзейсным сродкам выхавання патрыятычных пачуццяў з’яўляецца знаёмства згістарычным мінулым. У другой палове 1980 –х гг. з’яўляюцца цікавыя празаічныя прыродазнаўчыя творы, у якіх ставяцца актуальныя пытанні выхавання ў чалавеку гуманістычных адносін да прыроды. Адной з асаблівасцей сучаснай беларускай прозы для дзяцей з’яўляецца яе інтэллектуальная скіраванасць, акцентаванне ўвагі на самастойнае набыццё ведаў – В. Віткі – “Урокі думкі”. На новым вітку ў гэты час знаходзіцца навукова- фантастычная і прыгодніцкая літаратура. Цесным чынам з развіццём фантастычнай плыні звязана развіццё жанру празаічнай літаратурнай казкі, адной із важнай асаблівасцей якой на сучасным этапе з’яўляецца сувязь з фальклорам, літаратурнымі традыцыямі. Пад уплывам народных казак былі напісаны казкі “Сама рыбка, на галаве – чырвоная шапка” П. Місько. Даволі часта писатели

стремятся фольклорные сюжеты приблизить к пониманию современных детей "Проклятые сокровища" во вложении Ул. Ягоудика, "Беловежские былицы и небылицы" М. Гайдука.

Павел Андреевич Мисько - талантливый писатель, который полнозвучной обозначил перспективные параметры развития современной (современной) национальной детской литературы. В произведениях, рассчитанных на детских аудиторию, писатель выступает хорошим знатоком детского психологии, настоящим педагогом, который заботится о нравственном здоровье юного поколения. Его произведения для детей поражают жизненной правдой, естественностью и убедительностью взаимоотношений между юными героями. В 1967 г. вышла первая книга рассказов П. Мисько "Колодец". В произведениях этого сборника автор с остроумным юмором раскрыл многие эстетически-воспитательные и педагогические задачи "Как деда делили, Маг Костя". Жертвами самавпевненасци, самомнения, непослушание своих дружков становятся и маленькие герои таких рассказов морально-этической тематики, как "Добрый человек, Сладкие яблоки" и др. При этом автор всякий раз подчеркивает, что нечестные поступки непослушны - мошенников обязательно приводят детей к апаведнага наказания. Глубоким познавательным и воспитательным потенциалом определяются рассказы, в которых паэттызуецца природа родного края, проводится идея неразрывной связи человека и окрестностей "Лесные дары, осенним днем" - в этих произведениях автор учит детей бережному отношению к природному лона, знакомит с редкими представителями флоры и фауны, акцентирует внимание на том, что природа помогает человеку сформировать чувство прекрасного. Повесть "Эрпиды на планете Земля" показывает читателям красоту и неповторимость нашего родного языка. Пополнят копилку любимого детского чтения и литературные сказки, адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста. Наиболее известными сказками этого художника являются "Старомодный заяц, Сорока и дятел, Приди, день-залацень!" И др. Все сказки Мисько закраняюць актуальные проблемы воспитания юного поколения: они дают детям элементарные понятия о добре и зле, учат справедливости, бескорыстия, состраданию и взаимопомощи. Владимир Иванович Яговдик. Мир природы и места человека в нем всегда интересовали писателей, Ул. Яговдик не отходить от традиций, но умеет в каждом явлении обнаружить свое видение событий. В книгах писатель выходит за пределы традиционного толкования многих мифологических проявлений. Он умеет сосредоточить внимание малышей читателей на больших этически-нравственных проблемах, показывая их в контексте обычного сказочного действа. Он написал небольшие рассказы почти о всех речных и озерных жителей, обитателей лесов и лугов. Например, в сборнике "В царстве водянки" включены рассказы "Чибис, Бобер, Сом" и др. Здесь героями являются и животные, и рыбы, и птицы: для каждого из них писатель находит особую легенду или вне свой ​​объясняет их поведение. Рассказы Ул. Ягоудика определяются хорошим дыдактызмам, так как писателю удается обратить внимание на самое главное: на необходимость оберегать родную природу. Это, по сути, первые уроки экологического воспитания. Творчество Ягоудика тематически и жанрово богата. У него найдутся и обработки легенд и придания, произведения на ссюжэты из народной мифологии и своеобразная интэрпритацыя народных сказок, собственные литературные сказки, рассказы о конкретных исторических лиц. Писатель создал целый ряд коротких рассказов о древних городах, о известные исторические фигуры, о первых книжные издания "Азбовник."





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...