Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Василь Витка о проблемах воспитания детей и развития детской литературы. В.В. и идеи новаторской педагогики



Проблемы воспитания детей средствами устного народного творчества, художественной литературы стали предметом постоянного внимания В. Витки как художника слова, педагога, публициста. Писатель убежден (убежден), что педагогика - всенародная наука, а детская литература - ее наиболее активная и действенная часть. Педа-педагогических размышления, эссе, небольшие записки, в которых раскрывается специфика детского мышления и миропонимания, литературные портреты выдающихся педагогов и воспитателей составили книгу «Дети и мы». В. Витка ведет серьезный разговор о воспитании и обучении детей в соответствии с возрастными особенностями и за-требованиями, с тревогой и озабоченностью пишет о раздельных случаях неправильного воспитания детей в семье, детском со-где, школе («Тележка с транастарам»,«Пять тысяч вопросов за день»,«Пожалейте маленького человека»и др.). Именно в детстве, считает он, открываются тайны слова, и ребенок присоединяется к живительных источников родного языка. Поэтому в работе с детьми особое внимание следует обращать на глубокий педагогический содержание, словесное оформление таких жан-ров устного народного творчества, как потешки, сказки, считалки, на их большую роль в развитии мышления и фантазии детей. Понимая огромную роль устного народного творчества в вы-укрывания! Ипадрастаючага поколения, В. Витка обращает особое внимание на необходимость приобщения детей к волшебного сказочного мира. «Духовная жизнь ребенка полноценное только тогда, когда оно живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Но открыть перед детьми красоту жизни, природы, красочность и сказочность мира и вместе с тем приучить их к работе, научить уважать людей труда - обязанность взрослых. Большую помощь в выравни- нии сложных педагогических вопросов может оказать детская литература.

казать детская литература.

36 Янка Брыль "Жил-был еж..." Лиризм, поэтичность...

Народный писатель Беларуси, дважды лауреат Литературной премии имени Я.Коласа и других литературных премий, в том числе иностранных. Среди рассказов, повестей, очерков, романов вовсе не теряются книги, которые Брыль написал для детей: "Липка и клёник, Зеленая школа, Светлое утро, Начало зрелости, Жил-был еж, Снежок и Оленька". Уже самые первые рассказы для детей определяют субъективное, опосредованное отражение жизни с позиции маленького человека. Лиричностью, пониманием души ребенка отмечены произведения для детей. Характерной чертой всего творчества Я.Брыля является внимание к личности, к индивидуальности, к субъекту. Рассказчиком в его произведениях может выступать как ребенок "Жил-был ежик", так и взрослые человек, который всёровна ведет рассказ с позиций своего персонажа-ребенка "Снежок и Олечка." При этом для рассказчика главное не столько восстановление жизненных событий, сколько отражение впечатлений (впечатление) маленького человека от них. Особенность таланта писателя обращать первичную внимание не в сюжетный движение, а на внутренний мир личности и самые мелкие изменения в нем поспособствовала рождению многочисленных произведений для детей, в которых за внешне обычным (для взрослого) сюжетом скрывается глубокое знание детской психологии, понимание, что самое обычное в жизни может быть савправдным чудом для маленького человека. Именно (именно) в сильно переплетены внешнего событийного стороны рассказа и раздумий, рефлексий, переживаний и заключается сущность лирической прозы.

В рассказе "Ветэринар" мальчик рассказывает о том, как родители искали советы от Ласица, что очень тревожило их Сивку. Маленький рассказчик с юмором рассказывает о шалости "ветеринара" (козлика), об отношениях между животными - козленком и его друзьям собакой Жук. Это здивляець людей. "Ну, Леон, говорит мне дядя Павлюк, наш сосед, - гэтаж брат сказка, живая сказка!" Этими словами автор подчеркивает способность не только мальчика, но и взрослого человека видеть в окружающей жизни необычное. "Жил-был ежик". Отец из леса принес своему маленькому сыну ежа. Это произведение дает детям сведения о ежа: чем он питается, какой образ жизни ведет и др. Маленький рассказчик рассказывает, как он кормил ежика молочком и яичком, удивлялся его трусости. Но наиболее интересно было маленькому наблюдать, как лесной житель искал себе друзей. Отец и мать в этом небольшом рассказы предстают как настоящие педагоги. Они присоединяют сына к пониманию природы и вместе с тем учат аднасицца да живого существа бережно и сочувственно (сочувственно).

Одухотворение природы в Я.Брыля выглядит совершенно естественным, непринужденным и в произведениях, в которых героями являются уже подростки. Например в рассказе "Снежок и Оленька". Это произведение - своеобразный воспоминание рассказчика о своем первое лето без папы. У парня появились голуби - Снежок и Олечка, которые вывели маленьких галубянят. На птиц нападает соседский кот, в живых остается только один птенчик. Мальчик сам выкормил малого сироту. И вот новый Снежок уже летает в небе, а рядом с ним вторая Олечка.

Каждый читатель чувствует, что красота природы надо защищать, любить, чувствовать наслаждение (блаженство) даже в обычные созерцании полета птиц. Воспитание маленького и большого читателя ведется на подсознательном уровне. Это произведение является своеобразным гимном жизни. В рассказе "Улыбка" автор рассказывает о дявчыеку 5-6 лет, которая едет по деревенской улице на бычку. Только что прошел дождь, выглядывает солнце, красуется радуга. Обычная картина. Но она освещена любовью отца к маленькой дочери.. А уж девочка внезапно уехала из бычка, шлепнулся в лужу и начала звонко смеяцца, то здесь не выдерживает и рассказчик. Так, ребенок может освятить всю жизнь человека, но и взрослые не должны убивать в душе маленьких лучшие устремления и чувства. Явной (очевидной) Появляется связь с циклом лирических заметок (заметок) "Откуда поэзия". В каждой записи чувствуется привязывался, увлечение детской словатворчасцю, интерес к первым шагам познания маленьким человеком мира. Один из примеров - это рассказ "Чем накормили Мишутка". Главные герои этого произведения отец и его маленькая дочь Людочка. Отец - неутомимый (неутомимый) собиратель - запоминает "высказывания" дочурки. А вот уже пример развития творческих способностей девочки. Послушав сказку про Машу и медведей, Люда задумалась над проблемой: чем же накормили Мишутка, когда Маша съела всю похлебкой. И детская фантазия нарисовала картину: Мишутка накормили грибами, которые Маша набрала и забыла, когда убегала. Как часто родители и педагоги не используют такой возможности развить фантазию и познавательную активность детей: додумать, дафантазираваць, прикончить некую сюжетную линию.

38 Гуман-ые мотивы творчества Елены Василевич для Юн чыт.Вобразы дв. в воспевал-х "Веринисаж, Друзья, Геша, Шурка Рэмзикав, Калиновая перчатка

Майстэрсвта А. Василевич как детской автора проявилось в ее рассказах для детей, которые, начиная с 1950-х гг, начали печататься в детских периодических изданиях, а потом вошли в сборники "Завтра в школу, Друзья, Рассказы, Калиновая перчатка, Шурка Рэмзикав". Засвидетельствовала А.Василевич и талант сказочницы: любимым произведением детей стало ее сказка "Калиновая перчатка". Завораживает детей красоту, хрупкость калины, ее любовь к родным местам, НЕ згаждаецца она на уговоры ветра -бяздомника лететь вместе с ним. "Я высохну и умру без своего леса," - плакала она и осталась в родных местах. Вот так красиво и мудро, художественно образно может быть решена в детском произведении глобальная проблема времени 6 взаимоотношения человека и природы. Сцвяжаецца философская мысль о единстве человека и природы, которую он должен беречь как источник эстетического наслаждения и несметных богатств. Очень важным в решении этой философского. проблемы является эпизод встречи калины с человеком. Страх оказался напрасным. Удовлетворяет А. Василевич и нуждается детей в Познани, открытиях: в сказке есть названия деревьев, что растут в белорусских лесах, есть сведения о птицах: сову, кукушку, много сведений о белку и др. О любви, бережное отношение человека к природе, о стремлении оберегать все живое речь идет и в рассказах "Братья-артисты, Бабушкины квартирантов, Геша." Трогательная история дружбы девочки Наты и гусыни Гешы лежит в основе рассказа "Геша", которое имеет своеобразный задел и сразу приобщает детей к событиям, которые разворачиваются в этом произведении. Интригует читателей само название "Геша". Однако это произведение не только о гусыню Гешу, а и о доброте. Сполна познала доброту людей Геша. Девочка и гусыни даже научились говорить и хорошо понимать друг друга. Каждое произведение Василевич посвященный взаимоотношениям человека и природы, вписывается в надёны забота сегодняшнего дня - проблему экологического воспитания детей. Вообще в своих рассказах для детей и для взрослых Василевич чаще всего идет от жизни. Сюжеты некоторых ее детских произведений подсказанный приключениями и происшествиями, которые произошли с детьми самой писательницы "Геша, Вернисаж". В большинстве рассказов, прызначанных детям, много игр, развлечений, изобретений, милых детских споров. В рассказе "Вернисаж" все началось с того, что брат и сестра -Вова и Ната - после долгих обсуждений решили восьмого марта подарить матери свои рисунки. Она создавшая истинный психологический этюд. Способствует (способствуете) этому, усиливает юмористический эффект произведения и то, что рассказ "Вернисаж" звучит как из уст самого Вовы, комментарии, реплики, аценки которого интересны детской непосредственностью, мальчишеской самавпевненасцю старшего брата. Одной из первых в рус. дв. лит-ры Василевич подняла тревожную, исключительно актуальную в наше время проблему душевного сиротства детей. С присущим ей аналитизма в рассказе "Шурка Рэмзикав" писательница говорит о судьбе мальчика, отец которого - хороший, ммужны человек, погиб во время Великой Отечественной войны. Шурка чувствовал себя очень одиноким, ведь даже мать, всегда занятая работой, не понимала, как страдает сын. Нигде не имел Шурка патрымки, оказываюсь лицом к лицу с жизнью и сделал один непродуманный шаг, потом второй... И все же это повествование проникнуто верой в чистоту детского сердца. Из произведения видно, как важно правильно разобраться в матовых поведения подростка, выяснить причину его плохого поступка, потому что нередко такой поступок - результат неопытности. Психологически мотивировано сцвярждаецца в этом рассказа то, что мир души подростка сложный, своеобразный, он только еще формируется, поэтому требует заботливой внимания, доброжелательной поддержки. Однако подросток не объект, а главное действующее лицо в соответствующих ситуациях, он обязан и сам бороться за себя, должен проявить силу воли, настойчивость, чтобы выйти на путь плодотворного, честной жизни. Живая поток (течение) детских рассказов Василевич вышла за границы регламентированного, нарушила схемы, существовавшие в литературе в то время. Василевич незаметно, с психологическим мастерством ведет своих читателей к самостоятельному постижению ими сути произведения и соответствующих моральных выводов. Так, в рассказе "Друзья" на примере взаимоотношений подростков-школьнакав Лени и Гриши читатели подключаются к разговору о дружбе, задумываюцца над тем, какое оно, в чем его суть. Гриша мучительно переживал свой ​​позорный поступок, предательство другу и проявленную жестокость. Прааз эти переживания он пришел к осознанию того, как должен вести себя человек, тем больше друг, в критический момент, как надо дарожыць сябровстам. Самим содержанием рассказа "Сябры", расстановкой психологических акцента писательница дала возможность юным читателям осмыслить те истины, которые актуальны во все времена

40. История, народ, Родина в краеведческих очерках В. Вольского и книгах В. Короткевича "Земля под белыми крыльями"...

В. Вольский известный белорусский прозаик, драматург, публицист, очеркиста (очеркист), сценарыст, переводчик. Большая заслуга писателя в создании научно-познавательных книг для юного читателя. Уже в 1930 г.в. Вольский пытался писать рассказы, в которых хотел изобразить жизнь городков того времени. Первые краеведческие рассказы и очерки о Беловежу "По лесным тропам» В. Вольский вышли в 1948 г. Рассказы и очерки из этой книги, а также за следующей "В лесах над Березой" вызвали большой интерес у читателей. Это книги о нашей природе, о разных происшествиях среди богатого животного мира. Все рассказы из книги "По лесных сцёжках" объединяются одной целью: показать богатство белорусского природы, ее необычность, необходимость защиты всех живых существ, потребность человека о них заботы. В каждый произведения "Олени, Медведи, чомга и др" писатель находит новые штрихи для характеристики леса и его обитателей, сосредоточивает внимание на наводнениях зверей и отношению к ним человека, закономерность государственной защиты всего живого. Выводы прозаика однозначны: только заботливые отношения к природе могут сохранить баланс между природой и человеческой хозяйственной деятельностью. Вспоминает писатель и исторические события, связанные с этими местами. И всегда не забывает подчеркивать, с какой гордостью об этом говорят его собеседники.. Значит люди знают свой ​​край, любят его, как с наилучшей стороны хотят ахаракттарызаваць родные места для приезжих, гостей. Не менее познавательными являются и рассказы из сборник "Месяц за месяцем". Это настоящий календарь природы, в котором доходчиво и увлекательно рассказваецца о поведении зверей и птиц в каждую пору года, сцвярждаецца необходимость заботы о них человека. Книга путешествий по Африке получились увлекательными. Для бел. лит-ры это были первые свидетельства очевидца не только о экзотику неизвестных стран, но и о уклад жизни, национальные привычки. Наука и поэзия соединенные в естественных книгах Виталия Вольского. Писатель даносит к детям живое дыхание природы, обогащает их духовно, помогает сердцем почувствовать, "который необычный мир и какая красивая наша страна - Беларусь". Я. Пархута в книге "Земля отцов наших" освещает экологические проблемы. Он описывает состояние лесов, рек, озер, памятников (памятников) природы. Своеобразный эмоционально - возвышенный воспоминания про Беларусь представляет собой очерк В. Короткевича "Земля под белыми крыльями", в котором автору хотелось юному читателю помочь узнать Родину. Писатель показал красоту родной земли, величие ее ратной и трудовой славы, богатство культурных традиций народа. Это своеобразная художественная энциклопедия Беларуси, ее визитная карточка. Короткевич охватил в очерке белорусский гистории от древних времен до 70-х гг 20 века.. Оригинально и неповторимо высказался он об пейзажи и особенности различных регионов Беларуси, о национальном характере белорус, об исторических событиях, о знаменитых общественных и культурных деятелей, о городах, о памятниках истории и культуры белорусского народа. В этой книге обнаружено душа народа, прошедшего через многие испытания и живущий богатым полнокровной жизнью. Чувством любви к Беларуси, историзмом мышления наполнены публицысцика и литературная крыцика писателя. Короткевич выступал в защиту белорусского языка, культуры, памятников архитектуры и природы, сделал заметное влияние на общественное, эстэтичнае и духовную жизнь белорусского народа.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1648 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...