Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации по решению задач. По данной теме решают за­дачи на расчет параметров внутренней памяти компью­тера



По данной теме решают за­дачи на расчет параметров внутренней памяти компью­тера. Для их решения ученики должны быть знакомы с понятиями: объем памяти, размер машинного слова, принципы адресации памяти, связь между единицами памяти бит, байт, килобайт, мегабайт.


10. Методика изучения темы «Программное обеспечение компьютера»

Представленная тема изучается в рамках методической линии «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Цели изучения темы в базовом курсе информатики: Дать учащимся представление о составе программного обеспечения компьютера. Раскрыть назначение операционной системы; ввести понятие файловой структуры диска.

Изучаемые вопросы: Назначение программного обеспечения ЭВМ; Классификация программного обеспечения ЭВМ; Что такое прикладное ПО; Назначение систем программирования; Основные функции операционной системы; Начальные сведения об организации файлов.

Основная педагогическая задача этой темы базового курса — привести учеников к пониманию того факта, что современный компьютер представляет собой двуединую систему, состоящую из аппаратной части и информационной части.

Логика раскрытия этой темы учителем может быть отражена в следующих рассуждениях. Если компьютер выполняет любую ра­боту только под управлением программы, то значит ли это, что человек, желающий воспользоваться компьютером, должен уметь программировать? Если бы компьютер представлял собой толь­ко «голую» аппаратуру, то это было бы так. Причем программи­ровать пришлось бы на языке процессора. Так было на самых первых ЭВМ, на которых могли работать только профессиональ­ные программисты.

Современный компьютер доступен практически каждому. Эта доступность обеспечена тем, что компьютер оснащен богатым про­граммным обеспечением. Программное обеспечение — это сово­купность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для массового использова­ния. И если пользователю требуется выполнить какую-то работу на компьютере, то он должен выбрать подходящую для этих целей программу из ПО и инициализировать ее выполнение.

Далее учителю необходимо обращать внимание на то, чтобы ученики отчетливо понимали, с помощью каких программных средств какие информационные задачи можно ре­шать. При этом они должны научиться отделять задачи системно­го характера от задач прикладного характера.

Рас­сматривается классификация ПО, согласно которой все программы делятся на системные, прикладные и системы программирова­ния. Между программами, относя­щимися к этим трем группам, есть достаточно четкое различие по их назначению.

Проще всего ученикам понять назначение прикладных программ. Это те програм­мы, которые непосредственно удовлетворяют информационные по­требности пользователя: поиграть в компьютерную игру, напеча­тать рассказ, нарисовать рисунок на экране и распечатать его на бумаге, найти в компьютерном словаре перевод английского сло­ва. Задача учителя — рассказать ученикам, а еще лучше — продемонстрировать разнообразные прикладные возможности современных компьютеров. На первом же уроке по данной теме учитель приводит примеры некоторых прикладных программ, имеющихся на школьных компьютерах. Например, программы из группы «Стандартные»: «Калькулятор», «Блокнот», «Paint».

Первоначальное представ­ление о системах программирования должно быть дано в самом об­щем виде. Ученикам необходимо получить представление о том, что программы для компьютера составляют программисты; программисты пишут программы на языках программирова­ния; существует множество различных языков программирования (Паскаль, Бейсик, Фортран и др.); системы программирования позволяют программисту вводить программы в компьютер, редактировать, отлаживать, тестировать, исполнять программы.

Полезно сообщить ученикам, с каким из языков программи­рования им предстоит познакомиться в школе.

Более сложной зада­чей является объяснение назначения системного ПО. Нужно дать понять ученикам, что системное ПО предназначено, прежде все­го, для обслуживания самого компьютера, для управления рабо­той его устройств. Главной частью системного ПО является опера­ционная система (ОС). ОС — это очень сложная программная сис­тема. В рамках базового курса невозможно и не нужно детально объяснять ее состав и функции. Но общее назначение, роль ОС в работе компьютера ученики должны представлять.

В начале нужно сообщить ученикам название ОС, используемой в школьных компьютерах. Например: «Наши компьютеры работа­ют под управлением операционной системы …», чтобы под­черкнуть, что ОС управляет работой компьютера. Следует сообщить, что при включении компьютера происходит загрузка операционной сис­темы в оперативную память ЭВМ. Точнее говоря, в ОЗУ загружает­ся с магнитного диска ядро ОС, т.е. та часть системы, которая должна постоянно находиться в оперативной памяти, пока рабо­тает компьютер. Диск, на котором хранится ОС и с которого про­исходит ее загрузка, называется системным диском.

Любые операционные системы, независимо от типа, выпол­няют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами.

Учитель должен дать представление ученикам о функциях операционной системы на примере ОС, используемой в классе. Затем нужно сказать о том, какой режим работы поддерживает данная система: однозадачный или многозадачный.

«Управление внешними устройствами компьютера — еще одна из сторон первой функции ОС. В состав операционной системы входят специальные программы управления внешними устройствами, которые называются драйверами внешних устройств. Вводится понятие графического интерфейса ОС.

Работа с файлами – одна из функций ОС. Эта работа осуществляется с помощью раздела ОС, который называется файловой системой. Первоначальные понятия, которые должны быть даны ученикам по данной теме - это имя файла, тип файла, файловая структура, логический диск, каталог, путь к файлу, дерево каталогов. Здесь учителю также следует ориентировать учеников на конкретную операционную систему.

Рассказывая о типах файлов и связи типа с расширением име­ни файла, в первую очередь делят файлы на программные и файлы данных. Снова напоминают ученикам, что вся информация в компьютере делится на программы и данные. Программные файлы имеют расширение имени .ехе или. cот, командные файлы с расширением .bat. Все прочие типы файлов — это файлы данных.

Знакомясь с иерархической файловой структурой дисков ученики впервые встре­чаются с информационной структурой, т.е. с системой данных, имеющих определенную взаимосвязь. Иерархические структуры — это один из распространенных способов организации данных. Наглядное представление о файло­вой структуре дает дерево — графическое отображение иерархии каталогов (папок) на диске. Ученики должны понять принципы навигации по файловому дереву, научиться перемещаться по нему вверх и вниз. Вводя представление о пути к файлу, следует подчеркнуть факт единственности пути к каждому файлу от корневого катало­га.

Для пояснения представлений об иерархической файловой структуре, используется аналогия с системой: шкаф — ящики — папки — документы: шкаф — физический диск; ящики — логические диски, на которые поделен физичес­кий диск; папки — каталоги, которые могут быть вложены друг в друга; документ — файл с информацией.

Освоив навигацию по файловой структуре, нужно переходить к основным операциям с файлами и каталогам: просмотр содержимого файла, ко­пирование и перемещение файла, создание каталога (папки), удале­ние файла и каталога, переименование файла и каталога.


11. Методика изучения темы «Обработка текстовой информации».

Тема является первой в базовом курсе, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии».

Цели изучения темы в базовом курсе информатики: Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти. Раскрыть назначение текстовых редакторов. Обучить детей основным приемам работы с текстовым редактором.

Изучаемые вопросы: 1. Кодирование текстов. 2. Структура текстового документа. 3. Текстовые файлы. 4. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. 5.Практическая работа с текстовым редактором.

Начать объяснение следует с напоминания того, что компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Термин «текстовая информация» и «символьная информация» используются как синонимы. С точки зрения компьютера текст - это последовательность символов, входящих в компьютерный алфавит. Первая задача - познакомить учеников с символьным алфавитом компьютера. Они должны знать, что алфавит компьютера включает в себя 256 символов; каждый символ занимает 1 байт памяти. Необходимо отметить, что каждый символ в памяти компьютера представлен 8-ми разрядным двоичным кодом. Существует 256 различных 8-ми разрядных комбинаций из «0» и «1».

Далее следует ввести понятие о таблице кодировки. Таблица кодировки - это стандарт, ставящий в соответствие каждому символу алфавита свой порядковый номер. Наименьший номер - 0, наибольший - 256. Двоичный код символа, это его порядковый номер в двоичной системе счисления. Международным стандартом стала система кодов ASCII. От учеников не нужно требовать запоминания кодов символов. Однако некоторые принципы организации кодовых таблиц они должны знать. Необходимо рассмотреть с учащимися таблицу кодов ASCII. Проводя анализ таблицы кодов ASCII важно отметить соблюдение лексикографического порядка в расположении букв латинского алфавита, а также цифр.

В учебнике Семакин «Информатика базовый курс» рассматривается иной подход к проблеме кодирования текста в компьютерной памяти. Этот подход основан на применении ал­горитма Д. Хаффмана. Перекодирование текста из байтового кода путем применения алгоритма Д. Хаффмана позволяет существенно сокращать объем памяти, занимаемый текстом.

Текстовым документом называют файл, созданный с помощью текстового редактора. Текстовый документ должен иметь определенную структуру (должен делиться на строки, абзацы, страницы, разделы; может иметь выделенные заголовки, нумерацию страниц. Внешний вид, который приобретает текст, при выводе на экран или бумагу, называется форматом текста. Информацию о формате текста несут управляющие символы, те самые, которые расположены в начале кодовой таблицы ASCII. Среди них есть символы, отмечающие конец строки, конец страницы, конец файла.

Специфическим свойством структуры для компьютерного текста является наличие гиперсвязей. Можно сказать так: гиперструктура документа — это система ссылок по ключевым словам, присутствующим в тексте. Работая в ОС Windows, следует познакомить учеников с гипертекстом на примере встроенной справочной информации, как для самой операционной системы, так и для ее приложений.

Текстовые файлы — очень важный для компьютера способ организации данных. Большое количество системной информации хранится в текстовых файлах (файл конфигурации, файл автозагрузки и др.).

Текстовый редактор (ТР) — первый тип прикладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспечения школьного компьютерного класса. Если в классе работает операционная система Windows, то начать можно с ТР Блокнот. Использование на следую­щем этапе текстового процессора MS Word совсем не обязательно.

Знакомство с ТР можно проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя: данные: структурные единицы текста; среда ТР; режимы работы ТР; система команд.

Дается некоторое уточнение понятию «режим работы». Под режимом работы понимается определенное состояние исполнителя (в данном случае текстового редактора), в котором возможно выполнение определенного вида работы. Режим ввода/редактирования — основной режимом работы ТР. Признаком того, что ТР находится в этом режиме, является наличие курсора на рабочем поле. В этом режиме можно вводить и удалять символы, слова, строки; перемещаться по тексту; разрывать и сливать строки. После выделения фрагмента текста происходит переход в режим работы с фрагментом: его можно переместить, вырезать, копировать, вставить, переформатировать.

Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействованы все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, принципах их работы.

Например, клавиатура — основное устройство для ввода текста, управления текстовым редактором. Знакомство с клавиатурой с помощью клавиатурных тренажеров позволяет ученикам освоить только ее центральную часть — символьные клавиши. При работе с ТР активно задействованы все остальные группы клавиш: функциональные; управляющие; переключения режимов; перемещения курсора; прочие клавиши.

При работе над текстовым документом задействована как внутренняя (оперативная) так и внешняя память компьютера. Ученики должны получить представление, для каких целей используется тот и другой вид памяти.

Вводимый пользователем текст заносится в специально отведенную для этого область оперативной памяти рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для копирования фрагментов текста. Буфер хранит лишь один занесенный в него фрагмент. Рекомендации по организации практической работы на компьютере.

Прежде всего, ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся: 1. Перемещение по тексту: клавиши управления курсором, {Ноте}, {End}, {PageUp}, {PageDown}. 2. Удаление символа: клавиши {Backspace}, {Del}. 3. Вставка/замена символа: переключение режима с помощью клавиши {Insert}. 4. Разрыв и слияние строк: клавиша {Enter}; клавиша {Del} в конце первой соединяемой строки или {Back space} в начале второй строки.

Следует учитывать, что у детей еще довольно слабые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками; нечеткие представления о работе с файлами. Если ученикам предоставляется возможность вывода текста на печать, то для многих из них это будет первый опыт работы с принтером. Таким образом, практические задания данного раздела носят комплексный обучающий характер. Учитель должен обращать внимание на все стороны работы, активно помогать ученикам.


12. Методика изучения темы «Обработка графической информации».

Тема «Обработка графической информации» относится еще к одной области компьютерных информационных техно­логий — технологии работы с графической информа­цией.

Цели изучения темы в базовом курсе информатики: Познакомить учащихся с назначе­нием и областями применения компьютерной графики. Дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера. Раскрыть способы ко­дирования графического изображения. Обучить основ­ным приемам работы с графическим редактором.

Изучаемые вопросы: 1. Области применения компьютерной графики. 2. Аппаратные компоненты графической системы компьютера. 3. Кодирование изображения. 4. Графические редакторы. 5. Практическая работа с графическим редактором.

При изучении темы «Обработка графической информации» следует отметить, что компьютерная гра­фика — это сравнительно новая область применения ЭВМ. Большое значение имеют демонстрации на компью­тере разнообразных продуктов компьютерной графи­ки: красочных рисунков, схем, чертежей, диаграмм, образцов анимационной и трехмерной графики. Следу­ет обратить внимание учеников на то, что любимые многими из них компьютерные игры в большинстве имеют графический интерфейс, причем, достаточно сложный.

К теоретическому содержанию данного раздела ба­зового курса следует отнести: 1. вопросы состава и функционирования технических средств компьютерной графики (продолжение ли­нии компьютера); 2. вопросы представления изображения в памяти компьютера.

Сле­дует напомнить учащимся, что при первом знакомстве с устройством компьютера говорилось о том, что рабо­той каждого внешнего устройства ПК управляет спе­циальный контроллер. Основным устройством вывода графических изображений является дисплей. Работой дисплея управляет видеоконтроллер. Употребляется также другой термин для обозначения этого устройст­ва — видеоадаптер; в комплекте устройств ПК его еще называют видеокартой.

Основные представления об устройстве дисплея, которые должны извлечь ученики из этого материала: дискретная {пиксельная) структура экрана; сетка пикселей (растр); сканирование растра электронным лучом; частота сканирования; трехцветная струк­тура пикселя цветного монитора. Материал данного раздела позволяет «заглянуть внутрь» видеоконтроллера.

Главным теоретическим вопросом данного раз­дела является вопрос о представлении изображения в памяти компьютера, т. е. вопрос о том, что такое видеоинформация. Существуют два подхода к проблеме представления изображения: растровый и векторный. Суть обоих подходов в декомпозиции, т. е. разбиении изображения на части, которые легко опи­сать. Растровый подход предполагает разбиение изоб­ражения на маленькие одноцветные элементы — ви­деопиксели, которые, сливаясь, дают общую картину. Векторный подход разбивает всякое изобра­жение на геометрические элементы: отрезки прямой, эл­липтические дуги, фрагменты прямоугольников, окруж­ностей, области однородной закраски и пр. При таком подходе видеоинформация — это математическое опи­сание перечисленных элементов в системе координат, связанной с экраном дисплея.

После того, как ученики узнали, что видеоинфор­мация — это совокупность кодов цвета пикселей экра­на, следует рассмотреть способы кодирования цветов. Физический принцип получения разнообразных цветов на экране дисплея заключается в смешивании трех основных цветов: красного, зелено­го и синего. Информация, заключенная в коде пикселя, должна содержать сведения о том, какую ин­тенсивность (яркость) имеет каждая составляющая в его цвете.

Необходимо раскрыть перед учениками связь меж­ду кодом цвета, и составом смеси базовых цветов. Сле­дует начать с рассмотрения варианта восьмицветной палитры. В этом случае используется трехбитовый код, и каждый бит такого кода обозначает наличие (1) или отсутствие (0) соответствующего базового цвета. Биты в таком коде распределены по принципу «КЗС», т. е. первый бит отвечает за красную составляющую, второй — за зеленую, третий — за синюю.

Только после того, как ученики разобрались с восьмицветной палитрой, можно переходить к рассмотре­нию кодирования большего числа цветов. Это те же восемь цветов, но имеющие два уровня яркости. Управляет яркостью дополнительный четвертый бит — бит интен­сивности.

В стандартной поставке Windows в группе «Стан­дартные» имеется графический редактор Paint. Paint является прямым «родственником» редактора Paintb­rush, который работает в среде MS DOS. В базовом кур­се информатики для практической работы с компью­терной графикой обычно используют один из этих ре­дакторов. В профильном курсе компьютерной графики для получения рисованных изображений больше под­ходит CorelDRAW. Использование на уроках информатики редакторов типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей, стоящих перед базовым курсом. Растровый ре­дактор позволяет наглядно продемонстрировать учени­кам дискретную (пиксельную) структуру рисунка, дает возможность воздействовать на каждый отдельный эле­мент при увеличении масштаба в режиме прорисовки.

Еще одним полезным учебным элементом является возможность демонстрации механизма смешения цветов. Для этого в главном меню Paint нужно выбрать пункт [Палитра]=>[Изменить палитру]=>[Определить цвет]. По­явившееся окно является прекрасным инструментом для экспериментов с цветом. Пользователь может из­менять оттенки, контрастность, яркость цвета и при этом наблюдать RGB-состав полученной краски. Создав свою краску, пользователь может включить ее в палитру на соответствующей панели редактора.

3.1.Знакомство с графи­ческим редактором следует проводить по методиче­ской схеме виртуального исполнителя. Всякое действие пользователя: выбор инструмента, выбор цвета, проведение линии, стирание и пр. можно рассматривать как команду, выполняемую в соответст­вующем режиме. Из этих команд складываются алго­ритмы работы в среде редактора. Правила выполнения определенных действий учитель может сообщать уче­никам в форме алгоритмов.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 646 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...