Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы построения изображений



Графические изображения должны быть доступными для восприятия, конкретными по содержанию, лаконичными по структуре, эстетическими по форме. Художественно-композиционные достоинства в значительной мере определяют эффективность восприятия изображений ребенком, а также эмоционально-эстетическое отношение к ним. Положительный эмоционально-эстетический фон служит, правило, дополнительным мотивационным стимулом в овладении графикой. Нет сомнения в том, что глубокая функциональная, художественно-эстетическая, в том числе эргономическая, обоснованность построения и реконструкции изображений играет первостепенную роль. Разнообразны изобразительно-композиционныe средства: форма и размер, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, цвет и тональность, что позволяет добиваться большей наглядности и выра­зительности графических информационных средств. Важно стремиться к правильной передаче формы, содержания, про­порциональных отношений, гармонии изображений, в которых бы находили отражение законы симметрии, ритма, штриха, цветообразования.

Поскольку форма воспринимается через контраст фона и изображения, то при ее передаче возникает необходимость при­менять разные изобразительные средства - цвет, линии, штри­хи, точки и их комбинации.

В зависимости от вида изображений используются формооб­разующие линии, линии построения, вспомогательные линии и точки. Они должны четко различаться в рисунках, чертежах, схемах. Смешение и недифференцированное применение изоб­разительных элементов при передаче формы усложняет пони­мание графических построений. Указанная закономерность до­статочно известна, однако не всегда учитывается в практике обучения слепых и слабовидящих, она не получила еще разви­тия и конкретизации применительно к восприятию изображе­ний с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, напри­мер, точки, штрихи и комбинации из них имеют разное значение в изображениях. Они могут выступать как функцио­нальные элементы (обозначая на предметах выступ, кнопку, ручку и т. д.), служить элементами связи между линиями, до­полнением к ним. Это требует некоторой осторожности в при­менении: механическое включение их в изображения приводит к изменению смысла и усложнению процесса восприятия изоб­ражений.

В изображениях, предназначенных для слабовидящих и сле­пых, важную роль играет правильная передача формы, содер­жания, пропорциональных отношений.

Нередко преподаватели дошкольных учреждений и школ для слепых и слабовидящих смешивают способы изображения предметов в одном рисунке, применяют плоскостное и объем­ное изображения, что значительно затрудняет процесс воспри­ятия и понимания изображений.

Основные принципы построения, унификации и реконструк­ции изображений заключаются в следующем:

1. Графическое представление информации должно осуще­ствляться с учетом зрительных и осязательных возможностей детей, а также уровня развития у них познавательных про­цессов.

2. Графические изображения должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания ее значения: выражать основное содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие предмету, процессу или явлению.

3. Изображения, обозначающие одни и те же объекты, процессы и явления, должны быть унифицированы - иметь единое графическое решение.

4. Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагменты предметов, процессов и явлений.

5. Изображение должно иметь композиционный центр, иначе говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко запоминающуюся структуру.

6. Нельзя допускать смещения элементов изображений, выполненных разными способами (методом ортогонального и аксонометрического проецирования, плоскостного и объемного изображения).

7. Цветовое оформление изображений должно соотноситься естественным цветом, присущим предмету или явлению, иметь высокий цветотональный контраст (80-95%).

8. Нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой величины, если в натуре они отличаются размерами, т. е. необходимо условное соблюдение пропорций и пропорциональных отношений.

9. Все существенные признаки предметов или явлений в иллюстрациях должны четко выделяться контуром, разными линиями, штрихами, цветом.

10. В многоплановых иллюстрациях выделяются ближний, средний и дальний планы.

11. В рисунках с передачей объема следует усиливать контрасты, а также элементы, характеризующие объем (светотень, изменение углов, сокращение линий и т. д.).





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...