Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия религии



1. понятие религии и ее роль в жизни общества и человека

2. структура религии

3. религия и наука

Философия религии стремится прояснить сущность религии, ее роль в жизни общества, способ ее бытия. Религия является важнейшей формой духовной жизни общества и человека. Она есть стремление человеческого духа к живому общению с абсолютом, с высшей ценностью, с богом. Человек на всех ступенях своего развития по сути с тех пор, как он осознал себя человеком ищет бога, старается в молитве установить с ним контакт. История не знает случая существования народа, который был бы не знаком с религиозной идеологией. Это общеизвестный факт, который никто не опровергает, он указывает на изначально присущую человеку потребность общения с богом. Красота и порядок, гормония мироздания убеждали человека в существовании могущественных сил. Что и нашло свое выражение в идеи бога. С другой стороны, природная слабость человека, его зависимость от стихийных сил природы побуждала его искать помощь и защиту высших сил, которые он отождестлвял с богом. Наука не может не признать религию вечным и необходимым феноменом человечесого духа и культуры. Культура возможна и без бога, но невозможна без идеи бога. Т.е без ориентации на какие-то высшие ценности, на абсолют. Идея бога – это идея высших и абсолютных ценностей, которые служат человеку ориентиром его жизнедеятельности, которые облагораживают, дисциплинируют человека, возвышают его и указывают путь к самосовершенствованию, без этого воцарится хаос. Без этого господствующим станет тезис: «Человек есть мера всех вещей», отсюда произвол, хаос, борьба всех со всеми и распад социальности. Поэтмоу в той же античности Аристотель заявил о своем совершенном несогласии с этим софистическим тезисом: «Человек есть мера всех вещей, а бог есть мера человеческого в человеке». Религия базируется на внутренних потребностях человека, в своей сути за пределы человека не выходит. Религия изначально придает культуре освной ценностый стержень и целостное единство, все культуры по своей сути имеют религиозное основание. Бог присутствует в сознании верующего человека как предохранитель, требующий от человека постоянного стремления к развитию, присутствует в сознании человека в качестве идеала, к которому нужно стремиться. Человечесву нужен бог, как абсолютно справедливое, всеобщее, защищающее и прощающее человека добро. Поэтому многие считают, что существование без бога и в современную эпоху – это путь не только к нравственной деградации, но и к уничтожению жизни на земле. Религия часто подвергалась гонениям и осмеяниям, особенно в периоды революций, социальных сотрясений. Не обошла эта участь и Россию, где эта борьба длилась десятилетия. С одной стороны, не однажды русский народ демонстрировал миру высокие образцы святости, в борьбе за которую он проливал свою кровь, но он же вел и отчаянную борьбу с богом, Народ-богоносец стал и народом-богоборцем. Это случалось и с другими народами. И сегодня религия подвергается испытаниям и под напором либеральной толерантности и политкорректности стремится противостоять явно разрушительным для человека тенденциям. Либеральная идеология, утверждая толерантность, боясь ущемить права любых меньшинств, ущемляет права большинства. В конечном счете это дезориентирует и деморализует человека. Во многом Европа сейчас утеряна и деморализована в ценностных ориентациях. Победа бога в борьбе с дьяволом проходит через серце каждого человека и в безрелигиозном обществе победа добра едва ли возможна. Христианство – это идея личной овтетвтенности, это нравственное самоопределение человека. Несмотря на все былые и нынешние невзгоды религия сохраняла и сохраняет свои глубокие корни в душах людей, это говорит о том, что в жизни человека она играет важную и необходимую роль.

1. Религия – это символитическое выражение высших моральных идеалов, без которых невозможен человек как таковой. В религии они подкрепляются авторитетом абсолюта, авторитетом бога. И потому обретают абсолютное значение и онтологическое обоснование, как выражение воли бога. Отличие христианского учения состоит в том, что в нем понятия добра и должного открыто наделяются самостоятельным онтологическим статусом. Т.е становятся в самостоятельную бытийную величину, потому что они рассматриваются как выражение воли бога. Поэтому Достоевский писал: «Религия – формула нравственности». Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, он назвал религии признанием законом нравственности за веление божества. По канту религия – нравственный закон, живущий в нас. Это мораль, обращенная к познанию бога. Важне всего в религиозной вере поведение. Злономеренность в душе человека и его поступках находится в противоречии с верой в бога. Религиозная вера обязывает к деятельному добру, любви, дкеятельному состраданию. Искренняя вера с необходимостью переходит в индивидуальный нравственный подвиг, которым является служение другим людям. Поэтому религия способствует единению людей в любви и добре.

2. Важное значение имеет смыслоопределяющая функция религии. Это означает, что каждая религия включает в себя смысловую систему, которая санкционирует жизнь людей, общества, нации, государства, цивилизации. Религия – это, прежде всего, верование, придающее смысл человеческой жизни и деятельности. Во всякой религии есть оправдание и объяснение человеческой жизни с точки зрения предельных оснований и ценностей мироздания. Известный немецкий социолог М.Вебер писал, что религиозная вера всегда создавала психологическую устремленностью, которая указывала индивиду направление и нормы жизни. Нормы поведения, а тажке убеждения в их правильности. Секрет могущества религии в смыслополагании.

3. В религии верующий человек находит утешение в скорби и некое душевное удовлетворение. Он укрепляется нравственно, приобретает душевное спокойствие, в своем стремление к богу человек получает духовную пищу и совершенствуется. Источником удовлетворения служит внутренняя уверенность, что бог, к которому человек обращается, слышит его молитвы и оказывает помощь. Это активизирует человека и способствует его успеху. Потребность человека обратиться к высшим силам особенно усиливает в экстремальной ситуации, с возрастом. Известный физик Жерес Алферов сказал, что по своему воспитанию и образованию, профессиональной деятельности он атеист, но с годами все чаще приходит мысль, может быть там и в самом деле что-то есть.

4. Религия укрепляет духовные силы человека всего стремлении победить смерть и преодолеть свое экзистенциальное одиночество. На это обратил внимание Митрохин, который в свое время сказал не мало критики в адрес религии, но в последних работах он попытался дать новое определение религии, как неотъемлемое в природе человека. Религия, писал Митрохин, может менять и будет менять свои формы, но она будет существовать до тех пор, пока существует человек. Религия – это не просто слепая вера во что-то, это стремление человека уяснить свое место в мироздании, утвердить свое чувство сопричастности к космосу, т.е вечности.

Большинство людей главную роль религии видят в сохранении традиций и национальной культуры. Так считает 70% опрошенных. И действительно, в этом заключается огромная роль религии. 69% считает, что главная роль религии в воспитании нравственных позиций человека, столько же считают, что роль религии заключается в том, чтобы принести людям успокоение. 63% считает, что религия духовно обогащает человека. Искренне верующих людей, соблюдающих религиозные таинства и обряды, около 15%. 5% - атеисты, резко отрицательно относящиеся к религии. 80% - это колеблющиеся, которые вроде бы и верят, вроде бы и сомневаются. Для многих религия – это только форма, без понимания его внутреннего содержания.

2.

Религия включает в себя:

1. вероучение. Вероучения дают знания о сверхестественном. Религия – это обличение вещей невидимых (библия). Священное писание содержит особый род знаний отличных от привычных нам. Священное писание изъясняется на мифологическом и символическом языке, поэтому оно требует толкование. Главное в вероучение признание абсолютного начала, бога, который все сотворил и от которого все зависит, поэтому необходимо согласовывать свою жизнь с волей бога. Вероучение стремится раскрыть природу бога, его существование. Характеризует отношения между богом человеком. Существование бытие бога не зависит не от каких моментов реальности. Он не сотворен никаким высшим существом, его бытие абсолютно и безусловно

Бог вечен – не имеет начала и конца, время – феномен, характеризующий изменчивсть мира, бог вне времени, он вечен, в нем нет смены состояния.

Бог – творец, существующий из ничего. Все возникает из бытия благодаря творческому акту бога, его воли и любви. Повествование о творение, изложенное в Ветхом завете, сейчас не рассматривается как буквальное основание. Это мифологическое выражение веры в то что все сотворил бог.

Бог – это личность. В христианстве личностые мотивы усиливаются. Существует большое количество рациональных доказательств бога. Не меньше существует доказательств и опровергающих его бытие. По этому поводу следует вспомнить 1000-летний опыт поиска доказательств про и контрсуществований бога свидетельстуует что рационально и общеубедительно доказать существование бога нпевозможно. Но Кант говорит и о том, что еще важнее то, что опровергнуть его существование тоже невозможно. Сущестоввание бога – не резульат доказательства существования чистого разума, т.е это требование нравственной природы человека, вера в реальность бога, как и всякая вера не обосновывается рациональные доказательствами ин аучными экспериментами, эта вера доказывается всей жизнью человека.

Вера в бога, в его существование и реальность является основопологающим догматом и связан с бессмертием человеческой души, воскресением усопших и т.д. Еще Платон говорил, что знание бессмертия души о воздаянии лежит в основе рационального познания. Занине о сверхествественном опирается не на научный опыт, а на религиозный опыт, это опыт непосредственного личного переживания, встречи и общения с богом, ожидания такой встречи, переживание полноты присутствия бога в мире, жизни человека. Созерацие проявлений бога, ощущение причастности. Это внутренний опыт транцедентной реальности, через созаниие человека проходит сознание человека и сознание бога. В религиозном опыте бог соединяется с духовной глубиной человека. До сих пор существует мнение, будто вера противоположна знаниям, в действительности вера и знания – не антонимы, вере противоположно неверение и т.д. Вера и знгание не исключают друга друга, а даже взаимополагают, научное знание – это научная вера. Точно так как наука не исключает веру, религия не исключает занния, хотя они и отличаются от научных. Религиозые знания – вера в сверхестественное, религиозный опыт. Религиозные знания включают в себя религиозные догматы, информацию о фактах, принимающих верующих за реальные события, определенные рациональные и логические операции, направленные на осмысление с религиозной точки зрения реальных фактов и научных достижений. Так скажем, религиозное обоснования получают теории красного смещения (расшиерние вслененной), теория большого взрыва. Ядром религиозного знания является религиозная вера, которая является психологической установкой принимающая сузествованиеб ога на основе религиозного опыта. Вера – это вероятностное знание, утверждаемое сознанием субъекта, решение принимать нечто потенциально возможное за истинное, т.е за объективную реальность. Объектом веры может быть нечто принципиально недоказуемое рациональным опытом или пока недостоверное. Религиозное знание – это информация о мире, невозможность научной проверки которой ничего не говорит о его истинности или ложности. Опревергая бытие бога атеисты опираются на науку и научный опыт, а верующие в бога, доказывающие его существования и опровергая атеизм опираются на то, что научный опыт не исчерпывает знаний человека. Поэтому вера в бога, как и неверие – дело совести человека. Акт его свободной воли.

2. религиозный культ.

а) религиозное поклонение, религиозные действия, религиозные традиции и обряды. Большую роль здесь играют богослужения, составной частью которых являются проповеди, архитектура храма, живопись, культура, музыка. Это воздействует на религиозные чувства верующих. Религия служит не только теоретическим потребностям ума, но и этическим и эстетическим запросам человека. Религиозный культ Кант называл богослужебной религией, это внешняя обрядовая сторона религии. Но она-то исторически и выдвинулась на первый план, главным стало поклонение божеству. на него возлагались надежды и отвественность за неудачи. Это способстовало превращению глбоко верующего человека в безинициативное свущство, надеющиеся на то, что бог даст. Но бог может помочь человеку только в его делах, бездеяетльности ни к чему не приведет. С другой стороны, обрядовая сторона в религии ведет к атеизму, ибо неудачи в жизни человек перекладывает на бога. Эта внешнаяя обрядовая сторона превращает бога в собес. Это искажение религии. В религиозном культе более глубокой сутью, сокровенной стороной является прежде всего собственное усилие человека, направленное на самосовершенствование, активную деятельность по укреплению нравственного миропорядка. Наряду с поклонением богу, как высшей святыне христианство говорит о воплощение его в челвоека, этим признается возможность встретить человека в себе, в своей душе. Это только нужно увидеть и открыть в себе. т.о религиозный культ в сущности – это нелегкий духовный труд, заключающийся в стремлении человека преодалеть свои недостатки, увидеть свою греховность, стремиться преодалеть ее. Стремление совершенствоваться и в этом плане уподобиться божеству. Большинство же людей стремится избегать трудностей, это и привело к забвению важнейшей внутренний сердцевины религиозного культа. Смысловой центр христианского культа оказался затемненным и невостребованным, а на первый план выдвинулась внешняя обрядовая сторона, это подрывает его авторитет, способствует усилению атеизма.

3. религиозные организации. Такими организациями являются церкви, объединяющие последователей на основе общей веры. Иногда по недопониманию отождествляют религию с церковью, это неправильно. В церкви люди, они могут грешить.

3.

В истории взаимоотноешния религии и науки было много сложности и неспроведливостей. То религия жестоко контролировала науку, брала на себя функцию поводыря науки, это сопровождалось жестокими гонениями. В свою очередь, окрепшая наука явилась основой господствующего атеизма. Сегодня все спокойно, но споры о соотноешнии религии и науки в жизни общества продолжаются. Фаршин убежден, что наука не должна противоречить истинам веры, если это происходит, но неправа наука, потому что она несовременна и не развито, богословие должно помочь ей не сбиться с путь, оно должно освещать путь науке. Именно эту точку зрения обосновывали и Аврелий Августин и Фома Аквинский. Многие ученые выступают за то, что в науки и религии разные пути, они нигде не пересекаются. Такую точку рения высказывал Пьер Абиляр тысячислетия назад. Известны опасения многих ученых по поводу слишком активного вмешательства церкви в общественную жизнь страны. Они считают, что это угрожает светскому характеру нашего государства и возвращает в средневековье.

Но ряд ученых видят в современной науке и религии взаимодополняющшие элементы постижения человеком как внешнего, так и внутреннего мира. Таунс писал, наука и религия работают над одной и той же проблемой, а именно, над пониманием того, что такое вселенная и что есть наша жизнь, я надеюсь, что оба подхода увенчаются успехом и встретяся соединятся воедино, не следует думать о науке в границах сегодняшнего понимания о том, что она все знает.

Но взаимодействие науки и религии было замечено и в прошлом, он не только боролись друг с другом, но и помогали друг другу. Декарту помогла сделать великие открытия именно религия, вера в бога. Вера в то, что бог сотворил мир, вложив в него определенное количество материи и энергии. Но взаимодополняемость науки и религии особенно отчетливо проявляется в выполнении ими социальных функций, действительно, функции науки и религии в культуре внешне выступают как противоположные, но при более внимательном анализе они рпедстают, как дополняющие друг дргуа, эту мысль высказал академик Степин. Понять и осмыслить взаимодополняемость религии помогает анализ динамики общества. В динамике общества можно выделить два процесса, взаимообуславливающих и взаимосуязывающих друг дрга: устойчивость и изменчивость. В культуре в силу этого и возникают программы, выражающие устойчивую наследственность социальной жизни и программы, нацеленные на ее изменение. Жизнеспособность и развитие общества возможно только при сбалансированности обеих этих программ. Наука пораждает новые знания и является новым фактором изменений в культуре и обществе в целом. Религия же выступает хранительницей традиций, устойчивых ценностей, выражающих исторически оправдавший себя опыт адаптации челвоека к природе и обществу. Изменение фундаментальных понятий и принципов в науке является нормой ее функционирования в культуре. В религии же нормой ялвяется сохранение ее фундаментальных принципов, допускается лишь некая их интерпритация. Для науки доминирующей ценностью являются новации и инновации. Для религии доминирующей ценностью являются традиции, в которых закреплен исторически закрепленный опыт человеческого общения. Для сохранения народа необходимы традиции, благодаря традициям народ ялвяется самим собой, уничтожение традиций лишает общественный организм защитного слоя и обрекает его на неизбежный рпоцесс умирания. Посредством традиций религия культивирует в человеке чувство своей ответствоенности перед богом и людьми за свои поступки, за соблюдение нравственности и запретов, нарушение которых угрожает распадом социальной жизни, деградации человека в животное состояние. Поэтмоу и наука и в своем единстве взаимодополняют друг друга, работают на сохранение общества, сохранение народа, на устойчивость. И в то же время на развитие общества, на внесение необходимых изменений, на новые открытия и внедрение их в жизни. Эти две тенденции закрепляются и находят свое выражение и оформление в двух важнейших сферах духовной жизни человека: науки и религии. Поэтому существование их является необходимым для развития общества.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 736 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...