Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция: Социальная философия



Общество как предмет философского исследования.

1. понятие общества.

2. социальная реальность

Предметом социальной философии является знание об обществе в целом, единстве сфер и компонентов жизни, наука об общих закономерностях жизни общества. Социальная философия стремиться понять, что ткаое общество, какое значение она имеет в жизни человека, в чем его истинная сущность, к чему оно обязывает человека и каковы обязанности общества перед человеком. Как общество связано с природой. Социальная философия заключается не только в том, чтобы получить объективные знания об обществе, она содержит мощный компонент ценностных составляющих. Познание не является самоцелью. Оно должно быть подченено гуманистическим ценностям. В этом своем ценностном способе анализа действительности философская мысль стремиться выстроить систему идеальных предпочтений, идеальных установок. При помощи которых она, социальная философия, стремится построить идеальную модель общества. Создать определенные обещственные идеалы, описать должное развитие общества. Определить его цели и задачи. Т.о познавательная и ценностная содержание социально-философского знания взаимно дополняют друг друга, они неразрывны. Философия рассматривает общество, как высший уровень абстракции, он заключается в отвлечении от специфических особенностей конкретных обществ и фиксирует лишь такие ерты и признаки, которые присущи любым типам общества. Подобная абстракция позволяет сравнивать между собой различные конкретные общества, существовавшие в различные исторические периоды, определять определенные устойчивые тенденции. Общество – это совокупность индивидов. Общество, без образующих его индивидов существовать не может. С другой стороны, общество не сводимо к совокупности индивидов, оно обладает особым отличным от индивидуальной жизни людей надиндивидуальным сопособом бытия, этот способ проявляется в

1) общество обладает значительно более длительным периодом своего существования нежели жизнь отдельных людей, непрерывность существования общества не связана с жизнью и смертью входящих в него индивидов

2) каждый человек и все поколения людей, рождаясь, застают уже существующее общество, которое есть предпосылка, условие и среда собственной жизни индивидов. Общество, которое застает индивидов и есть объективная необходимость, которой живет человек, и которую он должен познать, что является необходимой предпосылкой его свободы. Общество – это объективная реальность. Потому что оно существует вне и независимо от представлений индивидов, от их сознания, от их индивидуального бытия. Но общество как объективная реальности отличается от природы, как от объективной реальности. Природа развивается стихийно, а общество – есть результат сменяющих друг друга поколений.

3) Надиндивидуальная природа общества заключается в образовании устойчивых форм совместной жизнедеятельности людей и отношений между людьми. Эти формы и отношения способны отчуждаться от деятельности людей. Они обретают некую самостоятельность, автономность, независимость своего существования. С этим люди должны считаться и с этим они должны соотносить свои желания и интересы. По своим законам развивается семья, культура, рынок, естественные языки и др.

Т.о. Общество – это исторически обособившаяся от природы форма бытия, это сложившаяся целостная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, включающая разнообразные способы и формы жизнедеятельности людей, связи и отношения между ними, что обеспечивает производство необходмых для человека материальных и духовных благ, воспроизводство человеческой жизни, становление и развитие личности. Процесс становления общества шел одновременно со становлением человека. Возникновение человеческого общества предшествовал длительный период развития человеческого стада, где и проходил процесс постепенного вытеснения природных инстинктов и замена их социальными. период существования челвоеческого стада был достаточно длительным, он охватывал период от возникновения человека до 20 века. Первобытное человеческое стадо – переходная форма, оно сочетало в себе черты, характеризовалось борьбой между биологическими и социальными началами. Период первобытного человеческого стада был процессом становления человека. Антропогенез привел к становлению людей современного типа. Важнейшим критерием становления человеческого общества является становление нравственных требования, нравственности, так считал Дарвин. Нравственность он считал феноменом не поддающимся биологической интерпритации.

Существуует два типа объективной реальности: природная и социальная. Общество во всем многообразии своего бытия можно представить как социальную реальность, как высшую социальную форму движения матреии. Социальная реальность – это все то, что находится в сфере человеческой жизнедеятельности, это различные формы проявления этой жизнедеятельности, это то, что имеет для людей определенное значение и наделяется ими определенынм смыслом. Философия стремиться познать социальную реальность и ее отличие от природной реальности и установить связь между ними. Природа- это естественный фактор, необходимый для развития социальной реальности, поэтому законы природы так или иначе всегда будут оказывать влияние, бутут проялвяться в социлаьной организации жизни людей. Социальная реальность включает в себя природную реальность, но не сводится к ней. Потому что она порождает новые закономерности и новые качества, которых не было в природе как таковой. Законы природы и общества отличаются друг от друга как по характеру действия, так и по диапозону. Это отличие можно проследить по:

1) законы природы – это законы стихийных сил, а законы общества – это законы сознательной деятельносит людей.

2) Законы природы более долговечны, чем социальные законы.

Это сами людей, их объединения и действия, это главная составляющая социальной реальности, ее созидающая сила. Человек, как единство материального и духовного утверждает эту неразрывную двойственность своей природы в процессе своей деятельности, воспроизводит общественную жизнь как единство материального и духовного. В отличие от природы социальная реальность имеет не только материальную, но и духовную определнность, т.е смысл, значение, представление и цели, желания, которые люди превносят в деятельность. Смысл вещей существует не вних самих, а в культуре их порадивешй. Доступен этот смысл толькотем, кто ее породил. Материальный объект не станет объектом материальной реальности, если не наделен социальным компонентом.

2) Основные сферы общественной жизни, важнейшими сферами являются экономическая, социально-политическая и духовная. Экономическая сфера жизни общества – производство материальных благ, их потребление, обмен и распределение. Социальная сфера – различные формы совместной жизнедеятельности людей: этнические, классовые, различные социальные группы, демографические и территориальные общности людей, отношения, которые при этом между людьми возникают. Политическая сфера охватывает властные структуры, она охватывает процесс функционирования политической системы, которая включает в себя государство, политические партии, политические нормы и принципы, политические отношения между людьми. Духовная сфера – культура. Это социальный ген, определяющий жизнедеятельность человека.

3) Артефакты.

4) Природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятельности. Те природные явления, которые становятся предметами практическойдеятельности людей, которых люди наделяют особым смыслом, способностью удовлетворять определенные потребности общества. Иногда люди наделяют природные явления особым смыслом, который связан только с духовным уровнем развития человека, это тоже входит в социальную реальность. Представления о хитрой лисе, трусливом зайце и т.д

5) Язык. Он позволяет человеку наделять свои творения смыслом, это код, на которм люди передают друг другу информацию, общаясь с помощью языка, люди придают звукам, устной речи, или буквам, смысл, которыми они как таковые не обладают. Язык есть создание народов, результат коллективного творчества многих поколений людей, язык ялвяется достоянием всего общества, это общее достояние всех, кто говорит на этом языке.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1015 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...