Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия. Атомистов, безусловно, следует отнести к натурфилософам



Атомистов, безусловно, следует отнести к натурфилософам. Правда, при всей простоте суждений, философия их поражает своей близостью к некоторым современным научным воззрениям. Можно лишь изумляться тому, что подобные идеи возникли в V веке до н.э. и явились результатом нехитрых наблюдений и изощренного умозрения.

По свидетельствам древних, Левкипп обучался у Зенона Элейского. В результате, в учении атомистов явственно проглядывает влияние элейской школы. Оказали влияние на них также пифагорейцы и Гераклит.

Элеаты полагали, что бытие существует, а небытия нет. И им трудно было помыслить, как может из небытия возникнуть бытие, а бытие обратиться в небытие. Но философия элеатов шокировала своей радикальностью и вряд ли могла быть принята многими. Очевидно, что Демокрит и Левкипп учли трудности и парадоксы элейской философии, впрочем, как и ее достижения.

Атомисты полагают, что существует и бытие, и небытие. Но небытие они мыслят не как чистое ничто, а как пустоту. Бытие же представлено в их учении понятием «атом» (неделимое). Атом есть малая частица, лишенная вкуса цвета, запаха. Эта частица неделима, поскольку не содержит в себе частей, а, значит, и пустоты, которая эти части отделяла бы друг от друга. Атомов бесконечное множество. Они движутся в пустоте, сталкиваются и образуют вещи и миры.

Каждый атом тождественен и равен самому себе, неизменен и неуничтожим. Очевидно, что атомы Левкиппа и Демокрита – это все то же единое бытие, открытое Парменидом, но лишь размноженное до бесконечности. Все характеристики этого бытия совпадают с характеристиками атома за исключением движения.

Постулируя существование пустоты, атомисты элегантно решают ряд парадоксов элейской философии и, при этом, поддерживают элейский тезис о невозможности возникновения бытия из небытия и обращения бытия в небытие. Вещи возникают и гибнут, но это не означает, что бытие и небытие взаимно перетекают друг в друга. Основа мироздания – атомы. Они есть подлинное бытие. Рождение или гибель вещи есть лишь соединение или распад атомов. На первичном уровне бытия – на уровне существования атомов ничего не меняется. Атомы вечны и неуничтожимы. Вся динамика осуществляется лишь на уровне вещей. Таким образом, в учении атомистов сохранено и элеатское противопоставление подлинной реальности реальности воспринимаемой, вторичной.

Судя по всему, атомисты пришли к выводу о существовании атомов, размышляя о причинах постепенного и незаметного истирания монет или ступеней лестниц, распространения запахов, причинах высыхания влажного и т.д. Сами они любили сравнивать атомы – мельчайшие элементы мироздания - с вихрем пылинок, кружащихся в солнечном свете.

Атомы изначально движутся в пространстве, и их движение образует вихрь. Благодаря вихрю более тяжелые атомы сцепляются и оседают в центре, легкие же – снаружи. Таким образом, в центре вихря образуется земля, вокруг же земли – небо со светилами. Сначала земля продолжает свое вращение, затем она останавливается.

Пустота не имеет границ, а атомов существует бесконечное множество. Следовательно, и миров существует также бесконечное множество. Множество вихрей атомов во Вселенной образует множество миров. Одни только возникают, другие же в этот момент уже гибнут, состарившись. Миры, как и вещи, различны, поскольку атомы сцепляются различным образом. Кроме того, существует бесконечное множество различных атомов, отличающихся друг от друга формой, весом, положением. Подобное соединяется с подобным, но может смешиваться и с иным. Соответственно, бесконечное множество комбинаций порождает бесконечное множество миров и вещей. Одни миры подобны нашему, другие же – совсем иные.

Не стоит обольщаться относительно эмпирической (опытной) обоснованности теорий атомистов. Бертран Рассел совершенно справедливо замечает:

«Не следует думать, что атомисты исходили в своих теориях исключительно из эмпирических оснований. Атомистическая теория возродилась в Новое время, чтобы объяснить факты химии; но эти факты не были известны грекам. В древности не проводилось четкого различия между эмпирическим наблюдением и логическим доказательством. Верно, что Парменид с презрением относился к наблюдаемым фактам, но Эмпедокл и Анаксагор многое из своей метафизики связывали с наблюдениями над водяными часами и вращающимися ведрами. До софистов, по-видимому, ни один философ не сомневался, что законченная метафизика и космология могли быть созданы благодаря сочетанию большого количества рассуждений с некоторым количеством наблюдений. По счастливой случайности атомисты напали на гипотезу, для которой более чем через две тысячи лет были найдены некоторые основания, но в то время их учение было тем не менее лишено всякого твердого основания» (19, с. 107).

Живое возникает из неживого. Когда земля образуется, она смешана с влагой и подвергается воздействию солнечного тепла. В результате появляются животные и люди. На вопрос оппонентов – отчего это не происходит теперь, – Демокрит отвечал: «ведь и земля уже теперь не смешана с водой в такой степени, как тогда, и светила образуют совсем другие созвездия».

Теплота и огонь являются носителями живого и разумного. Жизнь основывается на тепле, разумность же имеет в своей основе огонь. Согласно Демокриту, то, что мы называем душой и разумом, есть действие огненной природы, разлитой в человеческом теле (грудная клетка) и состоящей из особых маленьких, круглых, скользких и подвижных атомов, свойственных и огню. «…Душа и ум одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы... Из форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же [по своей форме] ум и огонь». «[Душа] – огнеподобное сложное (соединение) умопостигаемых (телец), имеющих сферические формы и огненное свойство, она есть тело». Фактически, различие между одушевленностью и разумностью чисто количественное, которое выражается в степени теплоты. «Душа и ум одно и то же... не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным».

Согласно Демокриту «человек – животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». Первоначально люди жили в диком состоянии и не знали никаких ремесел и искусств. Они были подобны животным. Но постепенно люди обучились ремеслам и искусствам, подражая другим живым существам: «путем подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки – постройке домов, от певчих птиц – лебедя и соловья – пению». Обучаясь ремеслам и искусствам, люди учились жить совместно.

Поскольку душа состоит из атомов, она гибнет вместе с телом. «Душа смертна, она уничтожается вместе с телом». Никакого бессмертия души не существует. Не существует, похоже, и богов. Атомистов часто обвиняют в атеизме. И обвинения эти не беспочвенны, хотя их взгляды на сущность религии сегодня невозможно восстановить полностью. Судя по всему, Демокрит полагал, что страх и незнание являются источниками религии. Древний автор сообщает: «Демокрит говорит, что древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звёзд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги». Но другие авторы сообщают, что Демокрит говорил о неких образах богов, которые иногда воспринимаются людьми. Судя по всему, речь идет также об особых механизмах иллюзии, хотя свидетельств древних для прояснения этого вопроса недостаточно. Скорее всего, это учение об образах богов связано с его теорией зрения, но об этом ниже.

К вопросу о богах тесно примыкает и их учение о случайности и необходимости. Древние авторы часто упрекают Левкиппа и Демокрита в том, что они в основании всего существующего усматривали случай. Вместе с тем, сам Левкипп утверждал: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Демокрит же говорил, «что он предпочел бы одно причинное объяснение сану персидского царя».

Это противоречие есть следствие недоразумения. Обвиняя атомистов в том, что в их философии все основано на понятии случая, древние, на самом деле, выражают свое недовольство их стремлением основываться лишь на «механической», естественной причинности.

В самом деле. Атомисты действительно полагают, что все имеет свою причину. Без таковой ничего не происходит. Более того, поскольку каждая причина в свою очередь имеет другую причину, а та – следующую, и так до бесконечности, постольку все оказывается необходимым, ибо обусловлено совокупностью множества причин. В этом отношении, Демокрит даже насмехается над ссылками людей на случай.

Но эта необходимость имеет «механический», естественный характер. В ее основе лежит движение атомов, их соединение и разъединение и, как результат, воздействие вещей друг на друга. Никакой разумной, божественной причинности не существует. Диоген Лаэртский утверждает, что Демокрит «высмеивал учение Анаксагора о мировом упорядочении и об Уме». (11, с. 343) Во Вселенной не существует разумного упорядочивающего начала и не существует сверхъестественных причин. Все происходит, согласно действию причин «механических». Такая позиция Демокрита для многих древних философов, впрочем, как и для многих последующих философов, была тождественна отрицанию вообще какой-либо необходимости, поскольку за подлинную необходимость они принимают лишь Божественное. В этом отношении, уместно процитировать Бертрана Расела:

«Аристотель и другие упрекали Левкиппа и Демокрита за то, что они не дают объяснения причины первоначального движения атомов, но в этом отношении атомисты были более научны, чем их критики. Причинность должна с чего-то начинаться, и, где бы она ни начиналась, нельзя указать причины первоначального данного. Причину существования мира можно приписать Творцу, но тогда Творец сам окажется необусловленным. Теория атомистов фактически ближе к современной науке, чем любая другая теория, выдвинутая в древности. …Когда мы спрашиваем, «почему» происходит то или иное событие, мы можем иметь в виду одно из двух. Мы можем подразумевать, «какой цели служит это событие?», или мы можем иметь в виду, «какие более ранние обстоятельства послужили причиной этого события?». Ответ на первый вопрос – это телеологическое объяснение, или объяснение через посредство конечной причины; ответ на последний вопрос – механистическое объяснение. Я не знаю, как могло быть заранее известно, какой из этих двух вопросов должна ставить наука или она должна ставить сразу же оба вопроса. Но опыт показал, что механистический вопрос ведет к научному знанию, в то время как телеологический не ведет. Атомисты поставили механистический вопрос и дали механистический ответ. Их последователи вплоть до Возрождения больше интересовались телеологическим вопросом и, таким образом, завели науку в тупик». (19, с.106)

Теория познания Демокрита всецело основывается на его атомарной теории. Вместе с тем, она воспроизводит в общих чертах взгляды других натурфилософов на познание. Демокрит различает темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное) познание. Первое основывается на данных чувственного восприятия, открывающего нам вещи, второе же – на разуме, постигающем в качестве основы вещей взаимодействие атомов. «Есть два рода познания: один – истинный, другой – тёмный. К тёмному относятся все следующие [виды познания]: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что касается истинного [познания], то оно совершенно отлично от первого... Когда тёмный [род познания] уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование [должно проникнуть] до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятия), <тогда на сцену выступает истинный [род познания], так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом>».

Оба рода познания не противостоят друг другу, но взаимно дополняют. Чувственное познание открывает нам мир явлений – мир окружающих нас вещей, разумное же познание открывает нам сущность явлений. Естественно, полноценно пользоваться обоими видами знания может лишь мудрец: «Мудрый человек есть мера всего, что существует. И действительно, через ощущение он есть мера чувственно воспринимаемых (вещей) и через разум есть мера (умопостигаемых) предметов».

Это различение двух видов познания, как мы видим, тесно связано с различением двух уровней бытия – бытия вещей и бытия составляющих их атомов. На этой основе Демокрит разрабатывает теорию, которая впоследствии была воспроизведена в XVII веке философом Локком и получила название «теория первичных и вторичных качеств».

Согласно Демокриту, большинство качеств вещей - например, вкус, цвет, запах и т.д. – по большому счету иллюзорны. Эти качества возникают лишь в нашем восприятии в результате соответствующего воздействия атомов, испускаемых вещами. Например, запах воспринимается нами лишь потому, что вещь испускает некоторое количество атомов, которые носятся вокруг нее и, попадая в наш нос, воздействуют на обоняние. «[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». «В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но [воспринимаем лишь] то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие [истечений от вещей]». «Много раз [мною] было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая [вещь] есть и какие свойства в действительности ей не присущи».

То же и со зрением. От вещей отделяются неуловимые образы этих вещей, состоящие из тончайших сочетаний атомов. Эти образы являются как бы копиями соответствующих вещей. Наши глаза воспринимают их и, в итоге, мы получаем зрительные образы. Судя по всему, когда Демокрит говорит об образах богов, воспринимаемых некоторыми людьми, он имеет в виду как раз образы, порожденные конкретными вещами (в данном случае человеком). Но в силу различных обстоятельств эти образы воспринимаются другими людьми неправильно, порождая иллюзию контакта с божеством. Попадая в пространство и искажаясь, образ обретает признаки «сверхъестественного».

Учение о человеке и обществе атомистов не имеет системного характера. Оно состоит из отрывочных наблюдений и суждений. Эта черта характерна для всех натурфилософов. Именно поэтому далее я лишь процитирую некоторое количество этих суждений.

«Должно знать, что жизнь человеческая и ничтожна, и кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое».

«Счастье и несчастье – в душе».   

«Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость».   

«Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека».   

«Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет».   

«Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».   

«Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно».   

«Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне не нравится».   

«Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать».   

«Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит».   

«Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости».   

«...врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей».   

«От мудрости получаются следующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, говорить и хорошо поступать».   

«Лучше думать перед тем, как действовать, чем после».   

«Большой ум, а не многознание должно развивать».   

«Многие многознайки не имеют ума».   

«Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи».   

«Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели».

«Женщина не должна заниматься болтовней. Это ужасно».

«Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием».

«Бывают женщины, которые, подобно идолам [образам], великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца».

«Немногословие есть лучшее украшение для женщины. Украшает женщину также отсутствие у неё нарядов».

«По-моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы».

«Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной, тот потерял и дочь».

«Интересы государства должно ставить выше всего прочего и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось».

«Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побеждённых она одинаково гибельна».

«Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».

«Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется».

«Приобретать деньги – не бесполезно, но добывать их неправыми путями – самое худшее дело».

«Надежда на нечестную прибыль есть источник убытка».

«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают».

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

«Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов сами собой производятся».

«Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, а раннее воспитание и природа».

«Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».

«Смелость есть начало дела, конец же его зависит от счастья».

«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своей противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья, благодаря своим страстям».


[1] Знание является величайшим благом и прекраснейшим сокровищем, но современный человек перекормлен им - в итоге у многих оно вызывает отвращение.

[2] И здесь студент обычно попадает впросак. Краткие учебники хороши для тех, кто уже знаком с этим предметом. Чем сложнее предмет, чем труднее он дается, тем толще и доходчивей должен быть учебник. В этом я убеждаюсь всякий раз, когда вижу, как после экзамена «провалившиеся» студенты спешно избавляются от книжечек по философии и одалживают у товарищей более солидные издания. Благодаря этому я однажды стал обладателем презабавной брошюры в несколько десятков страниц под названием «Как произвести впечатление знатока философии, не являясь таковым» - разочарованный результатами своего ответа студент извлек ее из-за пазухи и подарил мне.

[3] Конечно, бывает и такое. Но речь идет о позициях, устоявшихся и принятых многими. В историю философии оказываются включены именно такие позиции.

[4] Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. М., 2003

[5] Эта симпрактическая черта еще долго проявляется даже у представителей теоретической культуры. Вот как описывает современный ученый метод исторического исследования, характерный для Средневековья: «Правда, потребности в критическом отношении к свидетельствам очевидцев, к критическому сопоставлению данных источников еще не ощущалось, и главным критерием достоверности был обычно социальный статус информатора – чем выше было его положение в обществе, тем больше он казался достойным доверия» (29, 386).

[6] Рефлексия – самонаблюдение, самопознание; осмысление человеком собственных действий и их законов.

[7] Напомню, что один из любимейших и знаменитейших героев Древней Греции – Одиссей - именовался «хитроумным».

[8] Первобытные сообщества постоянно враждуют по этому поводу. Если человек умер, то очевидно, что его смерть – дело рук колдуна из соседней общины. Колдуна необходимо наказать. В итоге – серия стычек и конфликтов, завершающаяся неизбежным примирением.

[9] Сам Платон термином «метафизика» не пользуется. Этот термин появился значительно позже. Но для простоты я буду использовать этот термин в отношении философии Платона.

[10] Бог и прочие сверхматериальные сущности, согласно доктринам большинства религий, могут материализовываться, но это состояние для них ситуативно и чуждо, поскольку материя есть низший и примитивный тип бытия.

[11] Здесь можно вспомнить и русские народные сказки, повествующие о поимке черта посредством мешка.

[12] Ю. И. Семенов. Философия истории. – М.: «Современные тетради». 2003. – 776 с. А также см. Чухлеб С. Н., Краснянский Д. Е. Комментарии к материалистическому пониманию истории. Критический очерк. – М.: Пробел-2000, 2009. – 364 с.

[13] Необходимость в масштабной ирригации не является единственной причиной возникновения подобного типа обществ. Довольно часто политарную социальную структуру порождает необходимость защищаться от постоянной внешней агрессии.

[14] Конвергенция - возникновение сходства в строении и функциях в относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции, сближение.

[15] То есть мужчины. Античная культура, как культура древности дискриминировала женщин. В этом отношении античная культура была более натуралистична по отношению к мужчине и более антинатуралистична по отношению к женщине.

[16] Гетера— в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Они по функциям во многом подобны гейшам Японии. Их задача - снимать не только физическое сексуальное напряжение мужчины, но и развлекать его интеллектуально.

[17] Например, в книге Ф. Ницше «ЕССЕ НОМО» есть главы со следующими названиями: «Почему я так мудр», «Почему я так умен», «Почему я пишу такие хорошие книги» и, наконец, «Почему являюсь я роком».

[18] Исключение из этого правила составляют лишь немногие формы знания. Прежде всего, те, которые Аристотель, в свое время, обозначил как науки продуктивные. Речь идет о знании, связанном с ремеслом, строительством, военным делом и искусством. Архимед является классическим представителем подобных наук. Сегодня мы назвали бы эту деятельность деятельностью инженера. Медицина также не рассматривалась как часть философии, но она, безусловно, в своих теоретических основаниях опиралась на те или иные философские школы. Единственная наука, которая получила блестящее развитие в эпоху античности, но которая никогда не рассматривалась как часть философии – это история.

Кроме того, желание непременно разграничить и развести различные научные дисциплины более характерно для нашей цивилизации, чем для древних греков. В эпоху Античности эта парадигма лишь формировалась.

[19] Но, при этом, античное знание все равно оказывается на порядок выше, чем знание средневековое. И античный, и средневековый ученые делали ставку на умозрение. Но античный философ время от времени подкреплял и питал это умозрение наблюдением. Средневековый же философ, как правило, и вовсе не покидал стен своей кельи, основывая свое умозрение на той информации, которую он черпал из книг.

[20] Часто историки философии несколько опрометчиво заявляют о том, что основной корпус источников уже составлен и в дальнейшем не предвидится его серьезного пополнения. Но, тем не менее, время от времени случаются удивительные открытия, восполняющие наше представление о духовной культуре древности. В особенности чреват, в этом отношении, регион эллинистического Востока и Африки – засушливый климат способствует сохранению текстов древности.

[21] В своих работах Аристотель часто сообщает о взглядах предшественников. В этом отношении, его тексты являются ценнейшим источником по истории философии. А поскольку милетские философы жили в VI-м веке до н. э., а Аристотель – в IV-м веке до н. э., постольку он оказывается одним из наиболее близких к ним по времени авторов.

[22] Использование термина «естественный» само по себе уже воспроизводит достижения последующих культур.

[23] Древние греки не имели фамилий. Чтобы определить, о ком идет речь, прежде всего, указывали город или место, в котором человек родился и сообщался род, к которому он принадлежит с добавлением имени отца. Именно поэтому большинство философов, которыми мы будем заниматься, имеют прозвища Милетский, Эфесский, Элейский и т. д.

[24] Анекдо́т — жанр фольклора — короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны. В России XVIII—XIX вв. (и в большинстве языков мира до сих пор) слово «анекдот» имело несколько иное значение — это могла быть просто занимательная история о каком-нибудь известном человеке, необязательно с задачей его высмеять. (Википедия).

[25]Древнегреческое понятие, обозначающее духовный и физический расцвет человека - возраст около 40 лет.

[26] Из этой книги до нас дошло сто сорок пять фрагментов, но больше тридцати из них, как полагают исследователи, являются подложными. Такое количество фрагментов чрезвычайно радует историков философии, поскольку от текстов многих античных философов не осталось вообще ничего.

[27] «Пять лет они (ученики – С.Ч.) проводили в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя его, пока не проходили испытания; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению». (11, с. 309)

[28] Сны вообще вещь чрезвычайно загадочная. Однажды мне приснился сон, в котором некто авторитетно и строго внушал мне мысль о пагубности и вреде сновидений. Он говорил мне: «Ты завязывай с этим делом – видеть сны! Это очень вредно для здоровья».

[29] О феноменализме более подробно во втором томе, в главах о Беркли, Юме и Канте.

[30] Заметно здесь и влияние Ксенофана.

[31] Любопытно, что эту теорию в наше время с успехом воспроизвел известнейший писатель Бернар Вербер в своих романах о мирах по ту сторону смерти.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 584 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...