Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия. В своей сути философия Анаксагора весьма схожа с учением Эмпедокла



В своей сути философия Анаксагора весьма схожа с учением Эмпедокла. Так же как и Эмпедокл, он полагает, что ничто не возникает из небытия. Нет ни возникновения, ни уничтожения, но лишь смешение и разъединение. Все вещи в мире возникают и исчезают посредством трансформации.

Но в отличие от Эмпедокла Анаксагор создал еще более плюралистическую концепцию. Первоначал, лежащих в основе всех вещей неизмеримое множество. Это невидимые частицы различной природы. Анаксагор задается вопросом: каким образом «из не-волоса мог возникнуть волос и из не-мяса – мясо?». Корректным ответом на этот вопрос, с учетом учения элеатов, может быть умозаключение, что волос возникает из волоса, а мясо из мяса. Иными словами, мир состоит из множества мельчайших частиц различного природного качества. Их Анаксагор называет «семенами вещей». А Аристотель впоследствии дал им название «гомеомерии» (подобночастные). Золото составляется из частиц золота, вода – из семян воды, огонь – огня, кости – из гомеомерий кости, то есть маленьких костей, а мясо – из гомеомерий мяса.

Более того, Анаксагор исходит из принципа «все во всем». Каждая гомеомерия содержит в себе частицы другого вещества. В гомеомерии золота присутствуют частицы и воды, и камня, и мяса, и дерева, и железа, и т. д. Но гомеомерия золота является таковой лишь потому, что золото в ней количественно преобладает.

Принцип «все во всем» предполагает и другой момент. Семена вещей Анаксагор придумал для того, чтобы избежать непреодолимой трудности в объяснении, как из ничего может возникнуть нечто и как из одного элемента может образоваться другой элемент. Или, иначе говоря, как из воздуха может возникнуть огонь, а из огня – вода. Идея, что в каждой гомеомерии содержатся более мелкие частицы, семена других вещей позволяет ему объяснить видимые в природе трансформации.

Но если в каждой гомеомерии есть «элементы» других вещей, то не предполагает ли это, что, раздробив гомеомерию, мы сможем разложить вещество на составные части, и золото отделить от дерева, а огонь – от воды? И если это так, то почему это разложение не происходит в природе? А если это происходит, то тогда мир вновь оказывается набором различных стихий, сочетание которых вновь необходимо объяснять. В итоге, чтобы избежать этой «ловушки», Анаксагор вынужден утверждать, что при раздроблении гомеомерии выделяются более мелкие гомеомерии, которые по своему составу подобны гомеомерии расщепленной. Это та же гомеомерия, но лишь более маленькая. Если мы будем расщеплять ее, то эффект будет тот же. И так до бесконечности.

Идея оригинальная, но, подозреваю, что она является всего лишь интеллектуальным фокусом. Если перевести ее на более простой язык, то мы обнаружим иллюзорность ответов Анаксагора на поставленные вопросы. Почему все существует, и как оно возникло? А оно вовсе и не возникало, поскольку существовало всегда – отвечает Анаксагор. Золото существовало всегда в виде гомеомерий золота, и кость существовала всегда в виде гомеомерий кости. Такой ответ, безусловно, возможен, но неудовлетворителен.

Объяснив существование различных вещей, Анаксагор должен объяснить и удивительную упорядоченность и согласованность этих вещей. Как и большинство древнегреческих философов, он мыслит возникновение космоса «эволюционно». Космос не всегда был таким, каков он есть, он стал таким лишь со временем. В качестве созидающей силы Анаксагор указывает Ум (Нус), то есть некий мировой разум, приведший в движение и взаимное сочетание все гомеомерии.

Нус – «прост, несмешен и чист. Он обладает совершенным знанием обо всем и беспредельным могуществом». В его власти прошлое, настоящее и будущее. Именно Нус обращает хаос в космос.

В последующем Аристотель весьма хвалил Анаксагора за его мировой Ум: «После этих философов с их началами (речь идет о «старших физиках» - С. Ч.), так как эти начала были недостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина, как мы сказали, побудила искать дальнейшее начало. Что одни вещи бывают, а другие становятся хорошими и прекрасными, причиной этого не может, естественно, быть ни огонь, ни земля, ни что-либо другое в этом роде, да так они и не думали; но столь же неверно было бы предоставлять такое дело случаю и простому стечению обстоятельств. Поэтому тот, кто сказал, что ум находится, так же как в живых существах, и в природе и что он причина миропорядка и всего мироустройства, казался рассудительным по сравнению с необдуманными рассуждениями его предшественников. Мы знаем, что Анаксагор высказал такие мысли…» (3, с.73)

Но Аристотель находился в рамках платоновской традиции, которая предполагала помимо материальной, вещественной реальности еще и реальность сверхматериальную. И важнейшей частью такой сверхматериальной реальности оказывался Бог. Эта платоновская идея была усилена Аристотелем, и в его системе Бог, как сверхматериальная сущность, оказывался центром мироздания и центральным перводвигателем. Естественно, что Аристотелю взгляды Анаксагора представлялись достойными похвалы. И так же естественно то, что Аристотель во многом выдавал желаемое за действительное и чрезмерно проецировал свои идеи на Анаксагора.

Нус Анаксагора ближе к Логосу Гераклита, чем к Богу Аристотеля. Это, безусловно, разумное начало, упорядочивающее космос. Но это материальное начало. Его отличие от гомеомерий лишь в том, что его вещественная природа наиболее совершенна, чиста и однородна. Нус присутствует в гомеомериях и побуждает их к движению. Таким образом, Анаксагор, скорее всего - а гипотетичность здесь определяется тем, что произведение его целиком не сохранилось, - так и остался в рамках натурфилософской парадигмы.

Кроме того, к понятию «Ума» Анаксагор прибегает эпизодически и чаще всего там, где затрудняется дать «естественное» объяснение. Ум есть начало движения, но само движение и образование космоса Анаксагор склонен объяснять механически. Ум создает вращение и уже в результате этого вращения начинают взаимодействовать гомеомерии и возникают вещи.

Оригинальны суждения Анаксагора и об устройстве мира. Так он полагал, что солнце и луна по своему размеру достаточно велики. На луне, по его мнению, существуют горы и долины, и даже есть живые существа. Феномен падения метеоритов он объяснял тем, что небо состоит из камней и удерживается в своем положении, лишь благодаря вращению. Если бы оно перестало вращаться, то рухнуло бы на землю. Кометы – скопище планет, испускающих пламя. Гром – это столкновение туч, а молнии – трение туч. Землетрясение есть обратное проникновение воздуха в недра земли. Солнце, по Анаксагору, - кусок раскаленного железа или горящий камень, который по своим размерам больше Пелопоннеса (Пелопоннеский полуостров в Греции).

В области теории познания Анаксагор традиционно поддерживал мнение древнегреческих философов, что истинное знание достигается лишь посредством ума. Знание же на основе чувственного восприятия полезно, но неточно и часто далеко от истины. Такая поддержка традиционной теории познания неудивительна, поскольку слишком многие идеи Анаксагора выглядят сомнительно с точки зрения его среднестатистического современника. Этот современник мог недоумевать, как Анаксагор смог додуматься до такой нелепицы - солнце больше Пелопоннеса - и даже негодовать на эту идею, поскольку всем хорошо известно, что солнце – бог, а не горящий камень.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 786 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...