Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть вторая. Натурфилософы



Первый этап античной философии можно обозначить как натурфилософский, поскольку философы этого периода исследуют природу (лат. Natura – природа; др.гр. - физис). По этой причине сами древние греки часто называли их «физиками» или «фисиологами». «Античное понимание «природы» как предмета философского рассмотрения содержит спаянные воедино, в единую мировоззренческую установку два аспекта: происхождение вещей из единого «начала», требующее выхода за пределы непосредственного наблюдения, и сами существующие и наблюдаемые вещи. Исследование первых философов «о природе» есть, следовательно, изучение вещей, требующее выхода за их пределы, «в природу»; в то же время оно - исследование самих наблюдаемых вещей». (5, 39)

Таким образом, не следует понимать «физис», «природу» первых философов в современном смысле слова. «Физис» - это то, из чего происходят все вещи и во что они разрешаются. Это то, что остаётся постоянным при всех превращениях вещей. Это первая и сама фундаментальная, безусловная реальность, противостоящая тому, что производно и преходяще. Это - " первоначало " (архе) всего существующего.

По всей видимости, такая интеллектуальная конструкция потребовалась первым философам для объяснения очевиднейшего факта, что, несмотря на непрерывную текучесть и изменчивость эмпирической реальности, структура мироздания остаётся стабильной. Мир изменчив, но изменчив в рамках определённого порядка вещей. «Первоначало», по мнению первых философов, и есть та основа, которая задаёт стабильность мирозданию - отдельные вещи возникают и исчезают, но мир продолжает существовать. Аристотель об этом сообщает так: «…большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, - это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется…» (3. Т. 1, с. 71)[21]

Кроме того, выше я уже говорил о том, что архаическое мышление воспринимает мир в одной онтологической плоскости. Эта плоскость наполнена вещами и процессами материального мира, а также богами, духами и прочими могущественными сущностями. Причем, архаическое мышление не видит существенного различия между материальными вещами и этими сущностями. Точнее говоря, за каждой материальной вещью, за каждым материальным процессом оно видит скрывающуюся волшебную сущность. Но сущность эта является частью нашего мира. Для архаического человека мир полон жизни (гилозоизм) и каждая вещь является живой. Живой ее делает тот дух или бог, который скрывается за ней. Соответственно, взаимодействие с вещами предполагает манипуляции двоякого рода. Первые – практические манипуляции с вещью, вторые – манипуляции магические. Если вам необходимо переправиться через реку, то ваша переправа предполагает как практические манипуляции с рекой и лодкой, так и магические манипуляции с духом или с богом реки.

Эта «одномерность» архаической «онтологии» полностью воспроизводится и натурфилософами. Иначе говоря, приступая к познанию мира, они видят лишь одну плоскость мироздания – Природу. И в рамках этой природы они пытаются выяснить, где действует «естественный» механизм[22], а где воля бога или духа.

Лишь открытие Платоном сверхчувственной реальности позволило философам дифференцировать реальность естественную, материальную, чувственную и реальность сверхъестественную, сверхматериальную, сверхчувственную, а, значит, умопостигаемую, божественную. Но открытие Платона было бы невозможно без деятельности натурфилософов (физиков). Лишь благодаря тому, что натурфилософы определили «естественное» и идентифицировали окружающий их мир как вещественный, «материальный», Платон смог осознать необходимость постулирования мира сверхматериального, сверхъестественного. Опираясь в том числе и на их исследования, Платон понял, что в мире материальном больше не осталось места для сверхматериальных, метафизических сущностей.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...