Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Об одиночестве



Н. Бердяев: «Тема одиночества – основная. Обратная сторона её есть тема общения. Чуждость и общность – вот главное в человеческом существовании, вокруг этого вращается и вся религиозная жизнь человека. Как преодолеть чуждость и далёкость? Религия есть не что иное, как достижение близости, родственности. Я никогда не чувствовал себя частью объективного мира и занимающим в нём какое-то место. Я переживал ядро моего «я» вне предстоящего мне объективного мира. Лишь на периферии я соприкасался с этим миром. Неукоренённость в мире, который впоследствии, в результате философской мысли, я назвал объективированным, есть глубочайшая основа моего мироощущения. С детства я жил в мире, непохожем на окружающий, и я лишь притворялся, что участвую в жизни этого окружающего мира. Я защищался от мира, охраняя свою свободу. Я – выразитель восстания личности против рода. И поэтому мне чуждо стремление к величию и славе, к силе и победе. С детства я много читал романов и драм, меньше стихов, и это лишь укрепило моё чувство пребывания в своём особом мире. Герои великих литературных произведений казались мне более реальными, чем окружающие люди. В детстве у меня была кукла, изображавшая офицера. Я наделил эту куклу качествами, которые мне нравились. Это мифотворческий процесс. Я очень рано в детстве читал «Войну и мир», и незаметно кукла, которая называлась Андрей, перешла в князя Андрея Болконского. Получилась созданная мною биография существа, которое представлялось мне очень реальным, во всяком случае более реальным, чем мои товарищи по корпусу…. Я скорее активный, чем пассивный человек. Но очень мало социализированный человек, по чувству жизни даже человек асоциальный. По характеру я феодал, сидящий в своём замке с поднятым мостом и отстреливающийся. Но вместе с тем я человек социабельный, люблю общество людей и много общался с людьми, много участвовал в социальных действиях. Моё мышление не уединённое, общение, столкновение с людьми возбуждало и обостряло мою мысль. Я всегда был спорщиком. Тут противоречие, которое вызывало ложное мнение людей обо мне. Я постоянно слышал о себе отзывы, которые поражали меня своей неверностью. Внешне я слишком часто бывал не таким, каким был на самом деле. Я носил маску, это была защита своего мира. Не знаю, чувствовал ли кто-нибудь, когда я очень активно участвовал в собрании людей, до какой степени я далёк, до какой степени чужд. Моя крайняя скрытность и сдержанность порождали ошибочное мнение обо мне. Я наиболее чувствовал одиночество именно в обществе, в общении с людьми. Одинокие люди обыкновенно бывают исключительно созерцательными и не социальными. Но я соединял одиночество с социальностью (это не следует смешивать с социализированностью природы). Мой случай я считаю самым тяжлым, это есть сугубое одиночество. Вопросы социального порядка вызывали во мне страсти и вызывают сейчас. И вместе с тем всякий социальный порядок мне чужд и далёк. В марксистских кружках моей молодости я бывал очень активен, читал доклады, спорил, вёл пропаганду. Но я всегда приходил как бы из другого мира и уходил в другой мир……

Есть два основополагающих типа людей – тип, находящийся в гармоническом соотношении с мировой средой, и тип, находящийся в дисгармоническом соотношении. Я принадлежу ко второму типу. Я всегда чувствовал мучительную дисгармонию между «я» и «не-я», свою коренную неприспособленность….. Острое переживание одиночества и тоски не делает человека счастливым. Одиночество связано с неприятием мировой данности…. Я всегда обманывал все ожидания. Также обманывал и ожидания всех идейных направлений, которые рассчитывали, что я буду их человеком. Я всегда был ничьим человеком, был лишь своим собственным человеком, человеком своей идеи, своего призвания, своего искания истины. И это всегда предполагает разрыв с объективным миром…» [39, 287-291].

М. Бубер: «Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по склону ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном «Я» увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику. Те периоды истории духа, в которых антропологическая мысль и поныне видит неисчерпаемый кладезь опыта, были временем, когда человечеством владело чувство острого одиночества; тогда-то и нашлись среди людей самые что ни на есть одиночки, чья мысль дала наиболее зрелые плоды. В ледяной атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя, а так как вопрос этот безжалостно обнажает и вовлекает в игру самое его сокровенное, то человек приобретает и опыт самопознания» [40, 164].

Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки):

1. Что такое антропология?

2. Человек – существо природное или социальное?

3. Что Вы понимаете под «двойственной природой человека»?

4. Что такое «свобода воли»?

5. В чём, по вашему убеждению, заключается сущность человека?

6. Что такое сущность и что такое существование человека?

7. Какую интерпретацию Вы можете дать выражению «абстрактный человек»?

8. Если человек – существо коллективное, то в чём выражается его одиночество?

9. Существует ли единый смысл человеческого существования?

Тема 14. СОЦИАЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. Определение понятия ценности.

2. Ценность и оценка.

3. Ценности как результат понимания социальной жизни людей.

4. Нравственные, религиозные, эстетические, правовые ценности.

Ключевые слова темы: аксиология, интерес, ценность, оценка, индивидуализм, коллективизм, вера, добро, красота, право.

Темы рефератов:

1. Ценности и исторический прогресс.

2. Ценности современной эпохи.

3. Возвышенное и низменное в человеке.

4. Нравственные ценности современного человека.

5. Роль эстетических ценностей в жизни человека.

Литература:

1. Пунченко О. П., Черниш А. М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

2. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М., 1990.

4. Ивин А.И. Аксиология.- М., 2006.

Уясните следующее:

ЦЕННОЕ – это значимое для человека, ценность – один из важнейших феноменов, характеризующих субъективность человеческого бытия.

ЦЕННОСТИ – это сфера соприкосновения субъективного и объективного бытия, внутреннего и внешнего, единичного и всеобщего и в этом заключено их субстанциальное значение. Другими словами, ценности – это не вещи и не идеи сами по себе, а отношения, выражающие соответствие вещей идеям. Тем идеям, которые составляют мировоззренческую основу субъекта.

Ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации.

Ценности выступают творением человека и часто являются одним из результатов социальной жизни людей. Можно дать такое определение ценности: ЦЕННОСТЬ – это интерпретационный (посреднический) конструкт, который строит субъект, пытаясь найти соответствие между собой и тем, на что направлено понимание. Или: ЦЕННОСТЬ – это объяснение чего-либо для себя с целью понимания и на основе этого понимания определение своего отношения к осмысленному.

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ человека к миру – это специфика человеческого бытия, выражающаяся в избирательном отношении человека ко всему, с чем ему приходится соприкасаться по жизни. Другими словами, ценностное отношение есть везде, где есть человеческая заинтересованность.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ – это совокупность взаимосвязанных идей, имеющих системообразующий принцип. Системообразующим принципом выступает мировоззренческая позиция субъекта.

Каждый исторический субъект (например, человек или общество) имеет свою систему ценностей.

Система ценностей является основанием практического действия субъекта.

Рассуждения мыслителей:





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...