Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О человеке в философии Гегеля



Тимофеев А.И.: «Исследуя проблему начала искусства на примере Древней Греции, Гегель отмечал: «Первым их своеобразным произведением искусства являются люди, развившие своё тело в нечто прекрасное, умелое». Это произведение искусства характеризуется Гегелем как субъективное произведение искусства.

Он говорит, что древние греки использовали тело, чтобы показать свои внутренние качества. Тело должно служить знаком умелости, воли, силы, поэтому тело упражнялось, чтобы можно было демонстрировать внутренние качества индивидуума. Непосредственно данная от природы телесность перерабатывалась, с тем чтобы демонстрировать волю, духовность, и таким образом человек представляет самого себя в качестве художественного произведения.

Гегель получил классическое образование и только поэтому хорошо знал античный мир. Кроме того, он ещё и любил Древнюю Грецию, в то время как Древнему Риму относился сдержанно. Главной особенностью древнегреческой духовности, главным направлением её развития он полагал выработку идеи прекрасной индивидуальности и воплощение этой идеи в действительность. Прекрасная индивидуальность понималась им в трёх ракурсах: прекрасный полис как целостность, прекрасная божественная индивидуальность и, конечно, прекрасный человек, представлявший субъективную сторону индивидуальности. Прекрасный человек для Гегеля – это такой, который может целостным и свободным образом делать действительным свою духовность, проявлять себя в гармонии внутреннего и внешнего.

Такой человек должен был обладать целым комплексом знаний, умений, способностей. Этот комплекс в Древней Греции обозначался с помощью слова «калокагатия». Он включал в себя умение читать, писать, владеть искусством риторики, знать математику, сочинения поэтов и драматургов, законы, уметь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, рисовать или ваять, быть физически развитым (заниматься пятиборьем), преуспевать в военном деле и уметь участвовать в пирах и праздниках.

Список весьма внушительный, и ясно, что он сформировался не сразу, а в течение определенного времени. Гегель обращает особое внимание на последовательность этого процесса. Он полагал, что греки сначала формировали своё тело, а затем на этой основе формировался и прекрасный греческий дух. Гегель полагал, что «таково субъективное начало греческого искусства, в котором человек вырабатывает из своей телесности, в свободном красивом движении и с мощным искусством, художественное произведение. Греки сперва сами преобразовывали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в мраморе и на картинах». В такой позиции «идеалиста» нет ничего странного. Как об этом уже говорилось, с точки зрения Гегеля, телесные привычки и навыки лежат в основе индивидуальности, мироощущение находится в основе миропонимания» [29, 169-170].

Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки):

1. Что такое «личность»?

2. «Человек» и «личность» – это понятия-синонимы?

3. Какие исторические типы личности Вам известны?

4. Что представляет собой современный тип личности?

5. Что такое свобода воли и чем она отличается от своеволия?

6. Что такое социальная свобода?

7. Что такое духовная свобода?

8. В чём выражается диалектический характер взаимосвязи личности и общества?

9. Почему сегодня актуальна проблема формирования нового инновационного типа личности?

Тема 12. КУЛЬТУРА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. Определение понятия «культура» и история его становления.

2. Традиция и новация как механизм развития культуры.

3. Антитрадиционализм постмодернистской культуры как проблема современного мира.

Ключевые слова темы: культура, цивилизация, разум, духовность, символический мир, естественный и искусственный мир, традиция, новация, постмодернистская культура.

Темы рефератов:

1. Культура как развертывание смысла.

2. Культура как символический мир.

3. Культура как механизм самосохранения общества.

4. Культура как производство самого человека.

5. Прогресс цивилизации против жизни культуры.

6. Роль традиций в культуре.

7. Особенности постмодернистской культуры.

8. Диалогизм культуры (Я – Ты; Свой – Другой, Чужой).

Литература:

1. Пунченко О. П., Черниш А. М. Філософія. Навчальний посібник. Одеса, 2006.

2. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Одесса, 2012.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001.

4. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М., Гардарики, 2003.– 280 с.

5. Бычков В.В., Бычкова Л.С. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // Журнал «Полигнозис», 2000, №№ 2, 3.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

8. Андреева Е.Ю. Постмодернизм, искусство второй половины XX века – начала XXI века. СПб., 2007.

Уясните следующее:

Существует

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ и ДЕЗАКСИОЛОГИЧЕСКОЕ

понимание культуры

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»:

1. Первоначально обозначало процессы освоения человеком природы.

2. Начиная с ХVIII в. культура рассматривается как особый аспект жизни общества, который отличает человеческое бытие от животного существования.

КУЛЬТУРА, КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

порождает различные направления исследования:

1. Культура рассматривается как процесс развития человеческого разума, как историческое развитие человеческой духовности.

2. Культура рассматривается как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации.

3. Культура рассматривается как символический мир.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:

v воспитывает

v обучает

v воспроизводит

v генерирует

v адаптирует

v защищает

Благодаря своим функциям, культура выступает уникальным механизмом самосохранения общества.

Рассуждения мыслителей:





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...