Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О проблеме смысла



Сорокин П.: «Лишённая своего внутреннего смысла Венера Милосская превращается в обыкновенный кусок мрамора… «Метафизика» Аристотеля становится материальным предметом из бумаги – такой же книгой, как и миллионы других книг. Лишённые своего внутреннего содержания, многие явления, принципиально отличные по своей культурной сути, делаются похожими…..

Смысл?Психологическая интерпретация смысла: Правильное понимание внутренней стороны культуры в точности совпадает с тем пониманием, которое было у её творцов или реформаторов. Это один из способов понимания подлинной духовной сути явлений культуры.

Но это не единственно возможный способ понимания. Может быть ещё социально-феноменологическое понимание внутреннего аспекта культурных явлений. Я употребляю термин «феноменологическое» в том же значении, что и Гуссерль, фиксирующий с его помощью наличие социально «объективного» смысла, который может и не совпадать со смыслом психологическим.

В чём сущность социально-феноменологического понимания?

Во-первых, это причинно-функциональное истолкование культуры, имеющее своей целью обнаружение причинно-функциональных связей между составными частями культурной ценности или комплекса ценностей. Многие люди могут не знать о причинной связи между многими переменными своей культуры, – и тем не менее, эти причинные связи существуют. Дело учёного открыть и показать их существование. Другими словами, первый способ социально-феноменологической интерпретации духовной основы явлений культуры – причинно-функциональный.

Вторая форма социально-феноменологической интерпретации внутреннего аспекта культуры – логическое понимание. Мы можем ничего не знать о психологическом смысле культурных ценностей, ни об их причинных связях; и всё же относительно многих культурных комплексов мы вправе задать следующие вопросы и получить на них удовлетворительные ответы: являются ли элементы данной культуры логически связанными или они логически противоречат друг другу? Образуют ли они рационально постижимую систему или нет? Если да, то каков характер этой системы…. Эти и подобные вопросы и даваемые на них ответы могут быть независимы от какой бы то ни было психологической интерпретации. И геометрия Евклида и геометрия Лобачевского – обе логически безупречны. И тем не менее, их теоремы и выводы – разные. Как можно объяснить такое противоречие?.... Они начинают с разных больших посылок. Следовательно, большая посылка каждой системы, однажды принятая, правомерна в своих собственных пределах. Этот принцип особо важен в сфере логической интерпретации культуры. ….

Логическое понимание культурных явлений требует, во-первых, применения критериев дедуктивной и индуктивной логики; во-вторых, понимания того, что большие посылки различных культур могут быть разными; в-третьих, беспристрастной позиции по отношению к тому, справедливы или несправедливы эти большие посылки. Если исследователь верно уловил специфические посылки культуры, то следующей его задачей будет показать, в какой степени данная культура интегрирована с точки зрения этих посылок, исходя из непререкаемых канонов логической достоверности. Если ему удастся решить эту проблему, то главная его задача выполнена. Выясняя большие посылки данной культуры, исследователь постигает её душу, тело, её социо-культурную физиогномику» [37, 40-44].

Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки):

1. В чём особенность аксиологического и дезаксиологического подходов к пониманию культуры?

2. Определите понятие «культура» и дайте его интерпретацию.

3. Как соотносятся природное и «надприродное» в культуре?

4. Какой смысл несёт утверждение «искусственность культуры»?

5. Что такое цивилизация?

6. Можно ли считать понятие цивилизации предельно чётким?

7. Бывают ли абсолютно некультурные люди?

8. Что такое традиция и что такое новация в культуре?

9. Что собой представляет механизм развития культуры?

10. Как Вы понимаете утверждение «культура – это символический мир»?

Тема 13. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Ключевые вопросы темы, требующие осмысления:

1. История проблемы от Аристотеля до Канта.

2. Маркс и Ницше о социальном и биологическом в человеке.

3. Современная философская антропология в поисках ответа на вопрос «Что такое человек?».

Ключевые слова темы: антропология, двойственность человеческой природы, свобода и выбор, смысл жизни, одиночество, Я – Ты, Свой – Чужой.

Темы рефератов:

1. Что такое человек?

2. Образ человека в истории европейской культуры.

3. Сущность и существование человека.

4. Проблема смысла жизни человека.

5. Одиночество как проблема человеческого бытия.

6. Свобода и творчество как необходимые условия становления человеческой сущности.

7. Философия любви.

Литература:

1. Пунченко О. П., Черниш О. М. Філософія. Навчальний посібник.- Одеса, 2006.

2. Куличенко В., Черныш А. Философия. Учебник для высших учебных заведений.- Одесса, 2012.

3. Гуревич П.С. Философская антропология.- М., 2001.

4. Социальная философия. Учебник / Под ред. АндрущенкоВ.П.,

Горлача Н.И.- Киев-Харьков, 2002.

5. Бубер М. Проблема человека / Мартин Бубер. Два образа веры.- М., 1996. С. 157-232.

6. Бубер М. Я и Ты / Мартин Бубер. Два образа веры.- М., 1996. С. 93-124.

7. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения.- М., 1991.

8. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век.- М., 1995.

9. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

Уясните следующее:

Постановка и решение проблемы человека определяется как дисциплинарными рамками и методологическими программами, так и различными мировоззренческими и ценностными установками.

ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Для субъекта воли характерно переживание «надо», «я должен», а не переживание «я хочу». Структура волевого поведения: 1) принятие решения; 2) его реализация.

СВОБОДА – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.

СВОБОДА ВОЛИ – понятие, обозначающее философско-этическую проблему, проблему обусловленности человеческой воли.

Рассуждения мыслителей:





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...