Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные компоненты культуры



Как мы уже отмечали выше, культура – это понятие сложное, состоящее из ряда компонентов. Но что лежит в основе каждой культуры? Почему культуры отличаются друг от друга? Почему между представителями разных культур при общении возникают недопонимание, а порой и конфликты? Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте представим культуру в виде айсберга.

Айсберг над поверхностью воды можно сравнить с поверхностной или манифестируемой культурой. Это та ее часть, с которой мы непосредственно соприкасаемся при попадании в инокультурную среду, которая видима и ощутима. Эта надводная часть может быть представлена в виде артефактов и поведенческих моделей, характерных для конкретной культуры.

Артефакт - это любой искусственно созданный объект. Понятие «артефакт» пришло из архелогии, где используется для различения естественных и искусственных объектов. Артефакт имеет три составляющих его элемента: психоаналитический (устанавливает связь артефактом и антропологическим побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

Поведенческая модель (модель поведения, паттерн) представляет собой принятые в определенной культуре связные конфигурации образцов и стереотипов поведения, стандартов или идеалов, парадигм. Такие парадигмы существенным образом характеризуют конкретную культуру.

Артефакты и поведенческие модели зависят от структуры и качества системы ценностей в конкретной культуре. Системы ценностей – это подводная часть нашего айсберга культуры, которая гораздо больше, основательнее надводной. Система ценностей – это глубинный уровень культуры. Ценности реализуются через поведенческие модели и артефакты. Поэтому для того, чтобы понять суть конкретной культуры, необходимо научиться переходить от манифестируемого или поверхностного уровня к глубинному.

Под ценностью мы будем понимать свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей или общества. С помощь. Этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально0историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. Ценности бывают большие и малые, материальные и духовные. В том или ином обществе складывается определенная система ценностей, в которую могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья);

3) общественного признания (трудолюбие, социальное положение);

4) межличностного общения (честности, бескорыстия, доброжелательности);

5) демократические (свободы слова, совести, партий, национальной суверенитет);

6) утилитаристские (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей).

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, то есть в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока человек не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет или явление. Оценочное отношение реализуется в акте оценки, которая включает в себя субъект оценки, оцениваемый предмет (явление), эталон оценки, процесс сличения эталона с этим предметом (явлением). Субъект оценки – это индивид, группа людей, общество, осуществляющее оценку. Эталон выступает в качестве основания оценки, это образец, высшая и совершенная форма предмета (явления), с которой сравниваются все иные явления действительности, существующие в рамках конкретной ситуации. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка – это предрасположенность субъекта целостного отношения к определенному объекту оценки (предмету, явлению, событиям, человеку и т. д.). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколения в процессе социализации: обучения, воспитания. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют ее и стимулируют. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности и общения.

Ценности оказывают сильное влияние на формирование универсального и специфического в культуре. В каждой культуре существует набор вопросов, на которые люди пытаются найти ответы. Многочисленные исследования в области культурологи, культурной антропологии, межкультурной коммуникации [17] показывают, что во всех культурах существует универсальный компонент. Этот универсальный компонент образован общечеловеческими ценностями – категориями добра и зла, любви, смыслом в жизни, отношением к человеку, к природе, представлениями о времени и иерархичности общества. Набор этих ценностей универсален для всех культур, но то, как в конкретной культуре эти ценности связываются между собой, и определяет ее специфичность и своеобразие. Известный российский исследователь, филолог Д. Б. Гудков выдвигает следующий тезис об универсальном и специфическом в культуре: «…можно выделить некие универсальные, инвариантные общечеловеческие черты культуры, но сама культура выступает всегда в конкретных этнических формах, а общечеловеческая культура существует лишь как некоторая абстракция; в реальной жизни мы имеем дело с французской, китайской, русской и другими национальными культурами как отличными друг от друга вариантами воплощения некоего инварианта»[18]. Если сопоставить долю универсального и специфического в культуре, то второе перевесит на чаше весов. Поэтому при изучении конкретной культуры особое внимание необходимо уделять анализу специфического компонента.

Не так давно в области знания, изучающей культуру, появился новый термин «культурема». Культурема – это элементарная частица культуры, как в морфологии морфемы, в фонетике фонемы. Культура состоит из множества культурем. Известный французский специалист в области информационной эстетики так описал это понятие: «Культуремы - это некие сообщения (научная, художественная, религиозная и другая информация, заключенная в процессах интеллектуальной деятельности людей), которые передаются от создателя к потребителю средствами массовой информации»[19]. Но в работах Моля данное понятие используется в суженном значении. В обычной трактовке культурема не сводится только к информации, передаваемой СМИ. Это частицы, которые образуют информационное поле, заключенное внутри конкретной культуры, своеобразный «банк данных. Данное понятие прочно вошло в научный обиход и широко используется специалистами, работающими в области межкультурной коммуникации.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3042 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...