Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Средневековая западная философия



Европейская христианская или средневековая философия занимает большой период времени — I—XV века. Главное отличие христианской фи­лософии — ее сопряженность с проблемами религии. Философия развива­ется с учетом основных догм христианства. Патристика и схоластика — это основные этапы средневековой фило­софии. Главные проблемы патристики - проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, откро­вения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание исто­рии как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — «град божий»; отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог. Этап «схоластики» (IX—XV вв.) с точки зрения развития философии выглядит более изощренным, развитым. Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугена; Бенавентура; Альберт Великий; Фома Аквинский; Росцеллин; Абеляр; Ансельм Кентерберрийский и многие другие) продолжала поднятые патристикой философские проблемы. Однако, эти проблемы носили несколько иной характер. По содержанию они по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, но на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки. Проблема соотноше­ния общего и единичного тоже занимала много места. Она была связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).

Тема 7. Средневековая арабоязычная философия. В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н.э. упадок в эко­номическом и культурном отношении, в мусульманском мире, охватывав­шем после завоевания арабов в VII в. н.э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производства, науки и культуры, значитель­ное оживление торговли. В отличие от европейской схоластики арабская философия не испытала сильного влияния идей Платона, а больше склоня­лась к аристотелизму. Философы и ученые мусульманского мира оказали мировоззренческие и теоретические влияния на формирование Западной философии и науки. Через мусульманский Восток Запад впервые познакомился с наследием ан­тичной культуры, одновременно с прогрессивными достижениями Восточ­ной культуры и в особенности с наработками и теоретическими достиже­ниями, философско-научными новациями, прогрессивной рационалистиче­ской философией и наукой мыслителей мусульманского мира, писавшие свои замечательные произведения на арабском языке, хотя далеко не все из них были арабами, а были тюрками, иранцами по этническому происхождению.

Первым родоначальником исламской философии являются аль - Кинди и аль - Фараби. Абу - Якуб ибн Исхак аль-Кинди (800—879 уроженец Басры, был хорошо образован, известен не только как философ, но и как врач, математик, астроном, написал трактаты по геометрии, оптике, мете-реологии, психологии.

Большой интерес аль - Кинди проявлял к таким проблемам как: про­блема Бога, проблема разума и определения сущности философии, класси­фикация наук. Большой вклад в развитие философии и науки внес Абу Али ибн Сина (980-1037), уроженец туркестанской Бухары, энциклопедически образован­ный человек. Самым известным на Востоке и Западе считается капитальный труд «Канон медицины», в котором содержатся довольно разработанная для того времени анатомия, физиология, терапия, хирургия, фармакология, про­филактика. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». Авицен­на отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневре­менную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответ­ствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть ду­ховная форма тела (в аристотелевском смысле). Аверроэс — арабский философ Ибн Рушд (1126—1198), представитель восточного аристотелизма, автор и "медицинских трэдов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на философию, от­стаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональ­ной религии, доступной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие евро­пейской средневековой философии.

Философия суфизма. Суфизм (от арабского слова «суф» — шерсть) — общее название мистико-аскетического Г направления в Исламе. Религи­озное учение суфизма проповедовало отвращение к богатству, созерцатель­ность, бескорыстную любовь к Аллаху. Позже появляется суфийская фило­софия, в которой основными идеями стали примат божественного открове­ния над разумом и веры над наукой. К суфиям примыкали не только мысли­тели, но и поэты мирового значения, например — Руми, Джами и другие. Наиболее известным представителем философии суфизма был Аль-Газали.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...