Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Дополнительная литература:
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997. Культура Византии. Т. 1-3. — М., 1986-1991. Курбатов Г.Л. История Византии. — М., 1984.
Лебедев А.Н. История разделения церквей в IX, X и XI веках. — СПб., 1999.
Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. — М., 1974.
Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. — СПб.,1998.
Медвёдев И.П. Византийский гуманизм XIV- XV вв. — СПб., 1998.
Медведев И.П. Итальянские гуманисты XIV — XV вв. — СПб. 1998.
Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. — СПб., 1997.
Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. — М., 1983.
Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров
Идеологии и культуры до XVII в.: Сб. статей/Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1997. Российское византиеведение: Итоги и перспективы. — М., 1994. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI веке. — М., 1989. Успенский Л.Ф. Богословие иконы Православной Церкви. — М., 1989. Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 3 т. Т. 1. У1-Х1 вв. — М., 1996. Т.2. Период Македонской династии (867-1057). — М., 1997. Т. 3. Х1-ХУ вв. Восточный вопрос. — М., 1997.
культура западно-европейского средневековья
В истории мировой культуры, культура Средневековья занимает особое место. Средневековье — это тот базис, на котором возникла европейская цивилизация.
Начало эпохи средневековья связано с упадком «римского мира», который произошел вследствие кризиса рабовладельчесодх отношений и постоянных нападений варваров на провинции империи.
Отделением в 395 году Западной части Римской империи от Восточной (с центром в Константинополе) и завоеванием Рима варварами-вестготами под предводительством их короля Одоакра (410 г.) начинается эпоха раннего средневековья (V-XI ст.), в которой можно выделить три периода культурного расцвета: т.н. <<Остготское возрождение» (VI-VII вв.), «Каролингское возрождение» (первая пол. IX в.) и Юттоновское возрождение» (кон. X в.).
Важнейшими задачами культуры этой эпохи стдли, во-первых, осуществление синтеза античного культурного наследия с идеями христианского Откровения, во-вторых — сохранение существующей культуры и поиск форм ее взаимодействия с культурой заполонивших западную часть бывшей римской империи варваров. Решение этих задач стало возможным благодаря разработке новых взглядов на человека и его место в мире, концептуальное выражение которым дал в начале V столетия епископ города Гиппон в Северной Африке Августин Аврелий (Блаженный).
Согласно Августину, человек — это личность, которая предстоит перед Творцом и имеет возможность приблизиться к Нему благодаря стяжанию благодати, дающейся человеку в награду за его моральную чистоту. Мир, в котором человек должен осуществлять постоянный моральный выбор, по Августину, был ареной напряженной борьбы «града Божьего» и «града сатаны», и эта борьба составляет смысл истории, которая мыслится уже не как цикл (как это было в античности), а как линейное направленное движение от акта творения мира, по направлению ко второму пришествию Христа.
Форма, в которой античность вошла в культуру средневековья, создается в эпоху «Остготского возрождения» VI-VII вв. — период кратковременного культурного подъема на Западе, наступившего там после закрепления на итальянских территориях империи романизированного и с почтением относящегося к римским традициям племени остготов.
Крупнейшей фигурой этой эпохи был сановник остготского короля Тео- дориха и крупный ученый Боэций (ок. 480-524/525 гг.), которого называют «последним человеком античности и первым человеком средневековья». Боэций ввел греческую и римскую мудрость в контекст культурных реалий своей эпохи, разработав классическое для средневековья деление системы образования на два уровня — высший («тривиумы грамматика, риторика, диалектика) и низший {*квадривиумъ\ арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Латынь (как язык философии и теологии) и логика Аристотеля (как основа для решения теологических и философских проблем), благодаря Боэцию стали тем «неприкосновенным культурным запасом», который лег в основу культуры западного средневековья.
Установка на сохранение античного наследия и его интеграцию в культуру христианизированных варваров, привели к появлению нового типа организации культурной жизни Европы — монастырей, которые стали довольно многочисленными после того, как монашество проникло в Европу с христианского Востока (Бенедикт Нурссийский в 529 году основал первый монастырь Запада в Монте-Кассино). Одним из первых монастырей стал «Виварий*, основанный ученым-готом Кассиодором (ок. 490-583 гг.). Задуманный как центр духовных знаний, «Виварий» имел три структурных элемента, которые стали впоследствии типичными для всех средневековых монастырей: библиотеку, скрипторий (помещение для переписывания книг) и школу. Такая монастырская структура была ориентирована на воспитание в монастырях ученого-энциклопедиста, образ которого стал культурным идеалом начинающихся «темных» (с точки зрения уровня общей культуры смешанного римско-варварского населения) веков. Именно из таких монастырских кругов были выходцами автор «Истории франков» Григорий Турский (538-594 гг.) и «Церковной истории народа англов» Беда Достопочтенный (679-735 гг.).
Отток населения из городов в сельскую местность, профессиональное и социальное разделение и юридический хаос (как следствие «великого переселения народов», каждый из которых имел свое племенное право), были характерными чертами эпохи раннего средневековья. Однако со временем произошла кодификация варварских законов, Запад смог структурировать свое общественное устройство, дать консолидированный отпор арабскому нашествию и при поддержке римского папы (и вынужденном согласии императора Византии) создать новую империю — империю франков Карла Великого (800 г.), которая охватывала территории современных Франции, Германии и части Италии.
С эпохой Карла связано так называемое «Каролингское возрождение» (800 — пер. пол IX ст.) — ряд юридических, политических военных и культурных реформ, позволивших Западу оправиться от последствий античного кризиса. Именно во времена Карла Великого в Западной Европе окончательно оформляется система феодальных отношений в обществе, т. е. система власти, базирующаяся на распределении земельной собственности, которую император (или король) дает своим подданным на условиях вассальной зависимости. По инициативе Карла, в его государстве образовывались церковные школы, а при дворе была основана Академия, которую возглавил выдающийся ученый-энциклопедист, выходец из Ирландии Алкуин (730-804 гг.). В Академии изучали семь свободных ис: кусств(«тривиум» и «квадривиум»), работали переписчики, оформители рукописей и историографы. Большое внимание Карл уделял также архитектуре: при нем было построено 27 соборов и более 300 монастырей (до наших дней сохранилась императорская капелла в столице Карла Аахене).
Вторую попытку возобновления империии на Западе (империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти) предпринял германский император Оттон III (о восстановлении империи Запада, империи не только Карла, но и Рима, Оттон провозгласил в 998 г.)* Именно в его эпоху (X в.), называемую *Оттоновским ренессансом», начались активные контакты европейцев с арабами, возникла куртуазная литература и поэзия трубадуров.
Взлет средневековой культуры наблюдается особенно ярко в XI столетии, начиная с которого и вплоть до середины XIII века длится эпоха «зрелого средневековья».
Главными факторами, предопределившими культурный облик этой эпохи, были развитие европейских городов и крестовые походы. В это время возникает романская архитектура (ансамбль Тауэра в Лондоне, романский вариант Нотр Дам в Париже), в городах появляются университеты (в Болонье с 1088 года), оформляется схоластическое (Ансельм Кентербе- рийский, Альберт Великий) и возрождается мистическое богословие (Бер- нар Клервосский), по дорогам Европы странствуют монахи-проповедники ордена францисканцев. Возникают рыцарская культура и рыцарско-мо- нашеские ордена (тамплиеры, госпитальеры), фиксируются письменно такие эпические сказания, как «Песнь о Роланде» (ок 1100 г.), «Песнь о моем Сиде» (ок. 1145 г.).
С конца XIII до нач. XV столетия в Западной Европе длится период «позднего средневековья». Это — время появления готической архитектуры (соборы Шартра, Кельна, Нотр Дам де Пари) и классических средневековых университетов (Сорбонна, Оксфорд), дальнейшего развития схоластики (Фома Аквинский (1225-1274 гг.), зарождения национальных литератур европейских народов («Божественная комедия» Данте), активного развития многочисленных ремесленных цехов, купеческих и банковских контор в городах и общей ценностной переориентации жителей средневековых городов с «небесных ценностей на земные» (торговля, ростовщичество, карнавалы).
Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) — крупнейший раннехристианский богослов западного мира. В юности занимался философией и состоял в секте манихеев, однако затем (под влиянием Амвросия Медиоланского) обратился в христианство (387 г.). Был назначен епископом города Гипона в Северной Африке. Из многочисленных богословских произведений Августина, которые так или иначе затрагивают большинство тем христианского богословия, наиболее известными являются «Исповедь» (богословская автобиография Августина, в которой он в экзистенциальной манере рассуждает о свой судьбе, человеке, мире и Боге) и «Град Божий», написанный под впечатлением захвата Рима варварами в 410 году (фундаментальное историко-бо- гословское сочинение в 22 книгах, в котором Августин полемизируете язычниками и формулирует линейную концепцию развития исторического процесса, целью которого является построение Града Божиего).
Августин Аврелий (Блаженный) ОГРАДЕБОЖИЕМ
оооооооооооооооооооооооооооооо Ключ к фрагменту: Августин отрицает обвинения язычников в том, что это христиане виноваты в падении Рима. Он указывает на факт почтения варваров- завоевателей к христианским церквям как на свидетельство тайного промысла Божия, который был заключен в этом падении. Согласно Августину, движущей силой истории является противостояние на земле двух градов — *Божиего» и «мирского». Он отслеживает, как это противостояние реализовалось во времени до и после пришествия Христа, и утверждает, что варвары разрушили в лице Рима лишь тот центр языческого «мирского града», который должен был рано или поздно пасть. Ему на смену в скором времени грядет «град Божий». I
ООООООООООООФОООООООООООООСООО
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!