Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сорокин Т1. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992




цивилизационныб

концепции культуры

Цивилизационные концепции культуры (или концепции «культурно- исторических типов», «великих культур», «локальных цивилизаций» и т. п.) — это культурологические программы осмысления культурно-ис- торического процесса, в основание которых полагается аналогия между культурой и органической жизнью.

По мнению представителей цивилизационного подхода (Н.Я. Дани­левский, О. Шпенглер, Дж. Тойнби, П. Сорокин, А, Кребер), культуры подобно живым организмам проходят цикл развития от рождения к юно­сти, зрелости, старению и умиранию. Культуролог в рамках данного под­хода призван отказаться от традиционной модели осмысления истории (древность—средние века—Новое время) и признать принципиальную не­соизмеримость культур, их невстраиваемость в рамки единой линейной схемы. Можно лишь анализировать отдельные формы той или иной куль­туры (*морфология культуры*), выявлять целостный «стиль» культуры, который может быть усмотрен во всех ее элементах, описывать *судьбу» прекративших свое существование или еще присутствующих в истории культур и цивилизаций, но не делать какие-либо выводы о существова­нии культурных универсалий.

Следует отметить, что некоторые положения цивилизационной теории вызывали недоверие как у противников, так и у сторонников этого направ­ления в исследованиях культуры. Так, первые считали довольно услов­ным и надуманным уподобление культур биологическим организмам, а вторые, в частности, П. Сорокин, подвергли критике и условность выде­ления отдельных культурно-исторических типов (у Шпенглера и Тойнби), и упрощение в органических моделях культуры более сложных жизнен­ных циклов, которые переживают культуры в реальности. В то же время следует признать, что именно усилиями сторонников цивилизационного подхода в гуманитаристике XX столетия был преодолен европоцентрист­ский взгляд на культуру, на смену которому пришло убеждение в прин­ципиальной плюралистичности (множественности) культурно-историче­ской реальности. '

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) — русский естествоиспытатель, фи­лософ, публицист, культуролог. Получил образование и степень кандидата на естествен­ном факультете Санкт-Петербургского университета (1847). Участвовал в ряде научных





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 466 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...