Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пятая. О Возрождении человеческих вещей ' при Возрождении наций



ОООФООО^ООООООООООООООФООООООО

Ключ к фрагменту: После того, как исчерпали себя первые три века или эпохи, наступает эпоха варварства, и тройственный цикл начинается с самого начала.

Вико предлагает оценивать эпоху нового варварства, используя знание, которое получено из анализа подобной эпохи варварства в древности.

000000000<Х>0<><Х>0<Х>0<>0<Х><>0<>00<>0

<...> Времена второго варварства проясняются при помощи того, что мы знаем о древнем Варварстве. Из бесчисленных мест, рассеянных во всем этом Произведении по поводу бесчисленных тем, где отмечено было поразительнейшее соответствие первых варварских времен временам вер­нувшегося варварства, легко можно понять Возвращение Вещей Челове­ческих при Возрождении Наций. Однако, чтобы еще лучше подтвердить это, нам хотелось бы в настоящей Последней Книге отвести этому предмету специальное место, с одной стороны, — чтобы прояснить самым сильным светом времена Второго Варварства, которые лежали в еще более глубо­кой тьме, чем времена Первого Варварства, названные «Темными» в Раз­делении Времен Марка Теренция Варрона, наиболее ученого в области Первой Древности; с другой стороны, — чтобы показать, как Всеблагой и Величайший Бог заставил служить невыразимым предписаниям сво­ей Благодати установления своего Провидения, посредством которого он направлял вещи человеческие у всех наций. Ведь после того, как путями сверхчеловеческими он просветлил и утвердил Истинность Христианской Религии — посредством Добродетели Мучеников, вопреки Римскому Мо­гуществу, посредством Учения Отцов Церкви и чудес, вопреки пустой Гре­ческой Мудрости, после того, как он допустил возникнуть вооруженным нациям, которые со всех сторон сражались за истинную божественность своего Создателя, — после всего этого, Бог разрешил зародиться Цовому Порядку Культуры среди наций, чтобы, согласно Естественному Поступа­тельному Движению тех же самых вещей человеческих, эта Христианская Религия была окончательно установлена. Этим Вечным Установлением он вернул Времена поистине Божественные, когда Католические Цари для защиты Христианской Религии, Покровителями которой они являются, повсюду надевали Диаконские далматики..<...> (С. 438).

Ключ к франменту: По мнению Вико, в Европе его времени эпоха варварства вновь сменяется эпохой богов, о чем свидетельствует торжество европейских монар­хий и демократий, развитие науки и верность христианству.

000000<х>00с^<х>0<>0<>00с!^0р0<>00<>0

<...> Ныне как будто зрелая культурность распространилась среди всех Наций, поэтому немногие великие Монархи царствуют в нашем Мире На­родов; и если среди них существуют еще варвары, то причина этого лежит в том, что Монархии их в течение долгого времени развивались на основе Простонародной Мудрости, т. е. фантастических и диких Религий; к это­му присоединяется также несовершенная природа подчиненных им На­ций. Начнем с холодного севера. Царь Московии, хотя он и христианин,

правит людьми ленивого ума. Князь, или Хан, Татарский царствует над таким же женственным народом, каким были Древние жители Серики, страна которых, составлявшая наиболее значительную часть его великой Империи, присоединена теперь к Китаю. Негус Эфиопский и могущест­венные Цари Феца и Марокко властвуют над народами в высшей степени слабыми и обедневшими.

Но в умеренной зоне люди рождаются соразмерными по своей природе. Начнем с самого дальнего Востока. Император Японии проводит в жизнь такую Культуру, которая напоминает Римскую Культуру времен Пуниче­ских Войн: он подражает им в свирепости во время сражений, и, как заме­чают ученые путешественники, в звуках его языка есть нечто похожее на латинский язык; однако под влиянием фантастических, в высшей степе­ни ужасных и жестоких религиозных верований в устрашающих Богов, целиком завешенных вредоносным оружием, он сохраняет еще многое от героической природы, так как Отцы-Миссионеры, ходившие туда, сооб­щают, что самая большая трудность, с какою они встретились при обра­щении этого народа в Христианскую Религию, состояла в невозможности убедить благородных, что плебеи имеют такую же человеческую природу, как и они. Император Китайский в высшей степени культурен, так как властвует в силу кроткой религии и покровительствует наукам. Импера­тор Индии скорее культурен, чем некультурен, так как опытен преимуще­ственно в делах мира. Персидский и Турецкий Цари смешали с нежностью Азии, над которой они господствуют, незрелое учение своей Религии; так, например, в частности Турки умеряют высокомерие величием, роскошью, щедростью и благодарностью.

В Европе, где повсюду исповедуется Христианская Религия, которая учит бесконечно чистой и совершенной идее Бога и которая предписыва­ет милосердие по отношению ко всему Роду человеческому, существуют великие Монархии, в высшей степени культурные по своим нравам. И все же некоторые из них, расположенные на холодном Севере, хотя и явля­ются монархическими по своему устройству, управляются как будто ари­стократически: такими были полтораста лет тому назад Швеция и Дания, таковы ныне Польша и все еще Англия; но если естественное течение че­ловеческих гражданских вещей в них не будет нарушено необычайными причинами, то они достигнут состояния самых совершенных Монархий. Только в этой части света, так как она культивирует Науки, существуют в большом количестве Народные Республики, которых мы вообще не ви­дим в остальных трех. Вследствие возвращения той же самой необходи­мости и полезности в современной Европе обновилась форма Этолийских и Ахейских Республик; Греки задумали их ради необходимости обезопа­сить себя от подавляющего могущества Римлян, и совершенно так же по­ступили Швейцарские Кантоны и Объединенные Провинции, или Штаты


Голландии, которые учредили из многочисленных свободных народных

городов Аристократии, объединенные в нерушимом военном и мирном

союзе. <...> (С. 457-458).

Источник: Вико Дж. Основание Новой науки об общей природе наций. — М.; Киев, 1994.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему циклические модели считаются древнейшими моделями осмысления культурно-исторического процесса, изобретенными человеком?

2. Какие три эпохи в циклическом развитии мира выделяет Дж. Вико?

3. Культура какой древнейшей нации, по мнению Дж. Вико, первой достигла наи­более высокого уровня развития?

4. Как Вико оценил состояние культуры современного ему мира?

5. Какую оценку Вико дает культурному уровню различных народов мира в совре­менную ему эпоху?

Дополнительная литература по теме:





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...