Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественное сознание и духовность



Развитие и функционирование общества и человека во всех своих проявлениях неотделимо от духовной жизни, сознания, идеального вообще. Все созданное в обществе есть воплощение, материализация, овеществление и реализация определенных сил человеческой духовности — его разума и веры, нравственных и эстетических представлений, целей, ценностей и идеалов, знаний, навыков, умений и способностей. Достаточно вспомнить известное положение Ф. М. Достоевского о том, что красота спасет мир, и утверждение Маркса о том, что человек творит по законам красоты.

Духовность человека и его сознание как наиболее зримое проявление духовности свойственно всем формам и способам жизнедеятельности общества и человека. Если общественную жизнь людей рассматривать как социальную форму материи, то в ней без всякого микроскопа, силой зрячего разума можно зафиксировать духовную подоплеку социального бытия. Можно сказать, что общество во всем своем многообразном проявлении — это зеркало духовности человека. Идеально-духовный компонент в различных его проявлениях и состояниях изначально вплетен в ткань общественной жизни, определяет ее «узор» и «рисунок».

Духовное присутствует, наличествует, бытийствует, но в особой форме бытия, опыте духовной реальности и душевной достоверности. Гегель определял и человека, и народ через наличность и действие духа: Таким образом действует дух народа: он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело — это есть этот народ. [245]

Таким образом, сознание и дух можно рассматривать как универсальный, неотъемлемый и атрибутивный компонент всех видов человеческой деятельности, скрепляющий общество в определенную системную целостность, придающую смысл и значение тем или иным общественным явлениям и социуму в целом. Общество (тем более каждый отдельный и конкретный человек в своей уникальности и неповторимости) живет целостной, внутренне противоречивой, непрерывной, духовно-практической в своей основе жизнью. Невозможно отделить веру от разума, нравственность — от права, понимание и переживание красоты — от добра и истины, патриотизм, государственность и здоровое национальное самосознание — от всечеловечности. Но особенно важно осознать и понять те скрепы, основания, на которых зиждется современный мир и внутренний мир самого человека. Ведь именно в человеческом сердце коренятся первопричины всех бед и несчастий, постигших современный мир.

Общество всегда предстает в своей целостности как субъектно-объектная реальность, в единстве и взаимодействии духовной и материальной сторон жизнедеятельности людей, в духовной наполненности и детерминированности общественного бытия. Духовный мир человека и общественное сознание неизмеримо сложнее и богаче по своему внутреннему содержанию любых внешних форм его опредмечивания, объективации, овнешнения в различных видах социальности, общественности, предметности и практики.

Прежде всего отметим, что духовная жизнь человека и сознание не появляются какое-то время спустя после формирования общественного бытия, а одновременно с его возникновением. Общественное сознание и общественное бытие как бы нагружены друг другом в своей изначальной взаимообусловленности. Даже материальная жизнь общества (способ производства материальных благ) обладает лишь относительной свободой от власти сознания. Вот почему С. Л. Франк имел все основания утверждать, что общественная жизнь по самому существу духовна, а не материальна. [246] Что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и пр., словом, что такое есть социальное бытие и как совершается социальное явление — этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному материализму, всякой попытке биологического или физического истолкования общественной жизни. [247]

В своей истинности и полноте дух предстает, по Франку, как осмысляющее основание всякого бытия: Мы можем сказать, что духовное бытие в самом общем его смысле есть основание и корень реальности непосредственного самобытия. [248]

Разум — не единственная сила духа и души человека. Как писал замечательный русский мыслитель, основатель философии техники и творчества П. К. Энгельмейер: Сознание — это только часть души, что не путем логических умозаключений доходит человек до новых мыслей, оценивает добро и зло, красоту и пользу, что мышление идет за догадкой, а логика — за интуицией. [249]

На современном переломном этапе развития России в духовной жизни общества, массовом и индивидуальном сознании острота и глубина духовно-нравственного кризиса не спадает. Нет четкости и ясности жизненных ориентиров, для многих людей они размыты. Системность и целостность мировоззрения разрушены. Преобладает духовно-нравственная неустойчивость, гипнотическая податливость односторонним информационным потокам, пара научному воздействию, мистическим и оккультным явлениям. Налицо усиление духовной экспансии, проповедь чуждых и инородных России конфессий и вероучений.

Предвидения и предостережения многих русских мыслителей относительно угрожающей опасности духовной нищеты и утраты человеком духовного измерения непосредственных социально-экономических условий жизни получают сегодня особую актуальность. Люди как бы слепнут для духовной субстанции бытия и судят обо всем по своему собственному интересу, по навязанному им трафарету или по внешней видимости.

Ситуация в духовной сфере складывается сложная. В идеологии произошел полный развал, прежние принципы и устои отброшены, новые так и не появились. Образовавшийся вакуум заполняет эклектический набор ценностей и норм, довольно сомнительных, часто представляющих не только различные, но и прямо противоположные ценности и духовные ориентации.

В обществе духовные, духовно-нравственные регуляторы являются ведущими по сравнению с системами более низкого — неорганического, растительного и животного уровней. Полнее и глубже суть и природа человека может быть понята лишь в контексте культуры: через ее язык, историю, религию, отношения к основным жизненным событиям — к рождению, любви, семье, работе, смерти. В сердце каждой культуры заключено то, как человек отнесется к величайшей тайне — к Богу. Разные культуры — это разные способы ответить на вопрос о смысле человеческой жизни. Если убрать этот вопрос, возникает духовная пустота (атеизм), лишающая человека (тем более молодого человека) смысла и цели жизни. Надежным ориентиром в становлении человека как личности является понимание и характеристика духа, духовного в творческом наследии русских мыслителей (Хомяков, Киреевский, Соловьев, Розанов, Бердяев, Булгаков, Лосский, Ильин).

Понять и принять подлинную духовность в ее абсолютных, предельных и универсальных основаниях, а также в производных, вторичных, эмпирических и функциональных проявлениях чрезвычайно сложно и одновременно просто. Потребность священного, стремление к совершенству, осмысленному высшему идеалу и его практическому осуществлению у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. И в здравом уме, нормальном сознании разорвать и противопоставить эти стороны целостной духовной жизни опасно и губительно для самого человека. Конечно, разум является наиболее подвижной и динамичной стороной духовного мира человека, его интеллектуальной зоркости. Но возьмем, к примеру, наиболее чувствительный и синтетический компонент духовного мира человека — его совесть. Совесть — переживание соответствия или несоответствия своего поступка или бездеятельности тому, что надо или не надо делать. Но откуда рождается это «надо»? — таким вопросом задавался еще Пьер Абеляр (1079–1142). — От Бога или от природы, или от воспитания? Ответ ему виделся в том, что мораль, нравственность являются следствием разума, практическим воплощением разумных убеждений человека, которые в первую очередь заложены в человеческое сознание Богом.

Разумное (истина), нравственное (добро) и качественно-совершенное (красота) всегда совпадают не только в принципе, но и практически нерасторжимы. Всестороннее и глубокое обоснование такого синтеза с различных исходных позиций мы находим в концепции всеединства и Богочеловечества В. С. Соловьева; в объективации духа, обосновании свободы и творчества Н. А. Бердяева; в имманентной философии Н. О. Лосского; в обосновании веры и конкретной метафизики духовного пути человека через «Столп и утверждение истины» у П. А. Флоренского; в путях и задачах духовного обновления И. А. Ильина и в работах многих других отечественных мыслителей.

Человеческое поведение в материальном мире укоренено в конечном своем основании в духовное состояние. И хотя духовное начало нельзя оторвать от материального мира, но именно оно является реальной подоплекой происходящей событийности и калейдоскопичности явлений общественной жизни. Дух при этом должен быть понят и принят не в смысле простых и тривиальных идей и представлений, а в полноте, значении и достоинстве объективного деятеля, заведующего происхождением и образованием наблюдаемой нами действительности.

Таким образом, мы исходим из бытийственности и реальности духовности и сознания. Дух человека и сознание (как наиболее подвижный и выразимый в различных формах элемент духовности) есть не просто отражение и даже выражение его существования, не только важнейшая сторона человеческой деятельности, а сама человеческая жизнь. Дух и сознание человека являются изначально включенными в общественное бытие, в жизнедеятельность, социальные отношения, в нормы и ценности всех граней общественной жизни и человеческого поведения.

Сакральная, религиозная духовность обращена к вечным и непреходящим ценностям духа, в его абсолютных, совершенных и предельных основаниях. Она находит свое проявление в вере, религии, церковности. Способ реализации сакральной духовности сугубо личностный, интимный, сокровенный (свобода совести). Но религиозная мотивация личности пронизывает собой все стороны ее жизнедеятельности, ее нельзя ограничить церковной оградой.

Светский тип духовности обращен к историческим ценностям культуры, проявляет себя в труде, творчестве, во всех сферах общественной практики. По способу реализации он является общепринятым, социализированным видом воспроизводства идей, теорий, ценностей, смыслов и значений в науке и культуре, праве и политике, экономике и социальной жизни.

До недавнего времени в нашей философской литературе бытовало отождествление духовной сферы жизни человека и социума с индивидуальным и общественным сознанием. Конечно, понимание и философское постижение духовной жизни на основе такого фундаментального понятия и самого феномена сознания являются эвристичными и перспективными.

Информационно-отражательная теория материалистического и сциентистского направлений фиксирует в общественном сознании совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, ценностей, смыслов, которые формируются под непосредственным воздействием бытия людей. И сознание при такой интерпретации выступает как отраженное или превращенное в иную ипостась общественное бытие человека. По Марксу, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. [250]

Вряд ли можно согласиться с такой односторонней и упрощенной трактовкой идеального как сущностного момента духовного. Весьма проницательный и глубокий философ Э. В. Ильенков характеризует идеальное как атрибут подлинной, исторической достоверности и идеальный образ общественно-определенной формы человеческой деятельности. Оно рождается не в голове человека, но с помощью головы в самой реальной предметной деятельности. [251] Конечно, мысль нематериальна. Это не вещь, ее нельзя увидеть, зафиксировать на пленке, зарегистрировать любым прибором. Тем более дух нельзя выколдовать из материи ни по какой технологической рецептуре. Мысль как носитель сознания — это идеальный, обобщенный, синтетический субъективный образ предметов и явлений мира.

Общественное сознание обладает сложной и многоуровневой структурой, различными видами и формами своего проявления и функционирования. Философская трактовка общественного сознания выделяет в его содержании познавательный (гносеологический) и социологический аспекты.

Гносеологический аспект выражает познавательную сторону общественного сознания, отношение к объективной истине, формам и способам ее постижения, начиная от обыденного, жизненно-практического и эмпирического знания и завершая научно-теоретическим выражением и религиозным осмыслением бытия мира и человека.

Социологический аспект общественного сознания раскрывает его содержание с позиций интересов, ценностей, целеполагания, мотивации, идеологии тех или иных общественных субъектов, форм и способов духовно-практического и духовно-теоретического освоения природной и социокультурной реальности. Если гносеологический срез общественного сознания различает основные уровни его состояния и функционирования, то социологический срез общественного сознания характеризует его предметно-содержательную сторону.

Реальной сферой формирования и пребывания общественного сознания, социокультурным пространством и временем его бытийствования выступает целостная система общественной жизни: человек — деятельность — общение — история — язык — культура. Как особый вид реальности, сознание является неотъемлемым атрибутом как отдельного человека, индивида, личности, так и различных общественных субъектов — от самых малых общественных групп до социума и человечества в целом.

Общественное сознание — это не сознание отдельного индивида. И даже не простая совокупность всех «сознаний» отдельных людей. Индивидуальное сознание личностно, оно есть духовный мир отдельного человека. Общественное сознание — над личностно, надындивидуально, но не вне личностно. Оно аккумулирует и выражает духовную жизнь социума, народа, человечества, духовное богатство идей, норм, ценностей, культурных и научных достижений, фиксирует их в основных специализированных формах духовного производства, является духовной основой социализации, образования и воспитания вступающих в жизнь новых поколений. И чтобы стать личностью, внести свой вклад в совершенствование мира, необходимо овладеть вершинными достижениями духовной культуры. Между личным и общественным сознанием могут возникать и острые коллизии, противоречия, особенно на крутых поворотах исторического развития. Так, судьбы многих выдающихся личностей, бросивших вызов духовно-нравственному безвременью своей эпохи, трагичны. Конечно, большинство людей вовсе не гоняется за «синей птицей» мечты в своих жизненных устремлениях и не поднимается на поднебесные высоты человеческого духа. Люди живут в стихии обыденной жизни, оперируют практическими понятиями и представлениями, исповедуют логику здравого смысла. Обыденное сознание отражает повседневную практическую жизнедеятельность людей. В нем переплетаются элементы всех форм общественного сознания: народная мудрость, жизненный опыт, своеобразно проявляется локальная среда и специфика социальной ситуации в целостности и полноте ее ощущения и переживания. И все же обыденное сознание чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных связей. В этом плане обыденное сознание отличается от строго научного, теоретического, системного, рационального осознания и освоения действительности.

Теоретический уровень общественного сознания связывается с отражением и познанием объективных законов, объективной истины, с преодолением субъективности, с упорядоченным и систематизированным осознанием реальности. Теоретический уровень освоения действительности выражается прежде всего в специализированных формах общественного сознания — философии и богословии, политике и праве, морали и искусстве.

Обратимся к еще одной важной и неотъемлемой грани общественного сознания, проявляющейся в ракурсах социальной психологии и идеологии. Общественная психология весьма близка к обыденному сознанию. Она относится к генетически первичным формам переживания и понимания людьми явлений природного и социального мира. В нее включают совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизъявлений, которые образуются в результате прямого или опосредованного воздействия на людей социальной реальности. Возьмите, к примеру, любое крупное и значимое общественное явление (допустим, рынконизация экономики, процессы глобализации, преступность и терроризм или научные и технические прорывы человека, даже простые колебания моды) — и вы увидите сложную гамму чувств, ожиданий, оценок, эмоций, их восприятия и переживания.

Качественная специфика идеологии как феномена общественного сознания заключается в том, что она выражает коренные интересы того или иного общественного субъекта, социальной группы, этноса или народа и общества в целом через теоретически обоснованную систему взглядов, на основе определенного социального идеала и духовных ценностей. Идеология поэтому носит всегда социально обусловленный характер. Классовая идеология является весьма важным социально-историческим вариантом идеологии вообще.

У каждого социального слоя, общественной группы или другой социальной общности имеются свои специфические потребности и интересы, которые обрамляются соответствующей идеологией, теорией, служат критерием подхода к оценке любых общественных явлений и процессов, выработке определенных ориентиров и программ деятельности. Но они не существуют в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня — от народа, этноса, социума и общества в целом.

Вся наука и искусство идеологии будут заключаться в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов. И выразить их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном интересе, облечь его в конкретных и общезначимых программах, проектах, а главное — в практических делах.

Поэтому идеологию нельзя сводить к диктату какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом. Это ведет к насильственному навязыванию частных интересов в ущерб общему интересу.

Все рассуждения о деидеологизации сознания, о «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны, ибо устраниться от идеологии, идеи, идеала, образа, смысла никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся.

Вопрос стоит только так, — писал Ленин, — буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет… Потому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной.

Проблема в том, какая это идеология? И в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес.

Отсутствие же ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания и конъюнктурную приспособляемость.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 833 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...