Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство и власть в политической системе общества



Государство является продуктом исторического развития общества, поэтому на нем лежит отпечаток характерных национальных и культурных особенностей народа, его традиций, обычаев и гражданских норм, отразившихся в морали и политических взглядах. Определенному типу политического и социально-экономического развития общества соответствует свой тип государства.

Традиционно государство характеризуется через формы правления, в которых воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов. Все государства имеют некоторые общие признаки: территория; формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; отделение публичной власти от общества; право на взимание налогов и принятие законов; наличие характерной политической организации — политической системы.

Государство — это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила жизни в пределах определенной территории и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Этот централизованный институт является основным источником политической власти, независимым действующим лицом на международной арене, несущим ответственность за целостность территории и контролирующим вооруженные силы.

Систематическим изучением государственного управления и политики занимается политология, которая рассматривает государство как политический институт, организующий и контролирующий совместную деятельность и отношения групп, классов и ассоциаций. Под институтом следует понимать учреждения с организованной структурой и централизованным управлением, а также формы и сущность политических функций и отношений. Институт можно рассматривать как созданные человеком ограничительные рамки, которые формируют отношения между людьми. Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты включают в себя правовые нормы, регулирующие политическую жизнь. Неформальные институты — это обычаи, которые призваны решать вопросы координации поведения людей и проявляются в виде традиций или взаимных соглашений. Неформальные институты весьма устойчивы, хотя со временем они могут изменяться. Формальные институты изменяются эволюционным или революционным путем.

С понятием «государство» неразрывно связано понятие «власть». Власть — это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю. В этих целях используются различные ресурсы и технологии: авторитет, сила, традиции, закон и т. д.

В соответствии с классификацией М. Вебера существуют три типа власти: традиционный, рациональный и харизматический.

При традиционном типе власть освящена авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений и властителей, а также религиозными нормами. Традиционная организация власти в России имела смешанный характер и нерасчлененность должностей и учреждений; религиозное освящение власти традиционных правителей.

Традиционному типу организации власти и управления противостоит рациональное их устройство. Характерные признаки рациональной организации власти: разработанная по единому плану четкая система правовых норм и административных правил деятельности институтов управления; высокая степень функциональной дифференциации административного аппарата; существование корпоративной психологии бюрократии как особого слоя.

Третий тип власти — харизматический — основывается на признании исключительных, уникальных достижений индивидуальной личности и предписываемых ею образцов поведения.

В совокупности государство представляют монарх или президент, правительство, органы государственного управления. Система государственной власти не является синонимом политической системы, она представляет только часть ее.

Истории известно большое разнообразие форм государственного устройства, форм правления и политических режимов (монархия и республика, унитарное или федеративное устройство, демократия, авторитаризм или тоталитаризм).

Одни мыслители полагали: государство есть нечто божественное.

Другие рассматривали государство как выражение определенной целостности и нравственной общности людей, орган согласия и примирения расходящихся общественных сил и интересов людей.

Третьи — как орган или машину политического и экономического господства одного класса общества над другими. И по сей день раздаются взаимоисключающие суждения по поводу государства: одни требуют сильной власти; другие утверждают, что чем ее меньше, тем лучше для общества.

В течение столетий государство выступало в монархической, самодержавной или авторитарной форме. По убеждению Иоанна Кронштадтского, единодержавие есть самая естественная, разумная и полезная для земных царств форма правления, самая надежная власть, так как она происходит непосредственно от Бога, единого Творца и Вседержителя мира. Аргументируя превосходство самодержавия над всеми другими формами государственного правления, Иоанн Кронштадтский говорил: Во всех разумных действиях людей, во всех их произведениях — в науках, искусствах — усматривается одна какая-нибудь объединяющая мысль; в писаниях, в сочинениях, в книгах есть одна связующая все множество мыслей и слов идея или мысль, проникающая всю книгу, как душа — тело, и дающая ей стройность, жизнь, интерес, назидание.

Приведем еще одно высказывание православного мыслителя: В каждом благоустроенном учреждении — государственном, учебном или благотворительном, или врачебном — есть один устав, как и одно главное лицо, правящее учреждением. В войске — в военное или мирное время — один главный военачальник, объединяющий и направляющий все части и действия воинства; в правительственных учреждениях все чины подчиняются одному главному начальнику — министру, а все государство подчиняется одному лицу — монарху или государю. Таким образом, единодержавие и самодержавие в государстве есть самая естественная и Богом указанная и узаконенная форма правления, всего более споспешествующая благоденствию и успехам государства и благу подданных, да и благу мира прочих государств. [242]

Политическую систему следует охарактеризовать как целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных и юридических норм, а также историческим традициям.

Как мы уже выяснили, центральным звеном политической системы, ее цементирующим ядром и главным субъектом политики, носителем высшей формы политической власти выступает государство. Оно придает обществу законченную политическую форму, системно выражает и реализует общую волю и общие интересы всех граждан.

Другим важным структурным элементом политической системы являются партии, которые отражают реальные политические процессы и явления общественной жизни, чаще всего противоречивые интересы различных общественных классов, слоев и социальных групп.

Политическая партия — это группа людей, объединенная общей идеологией и общими целями, для достижения которых она стремится завоевать и использовать государственную власть. Власть является основной политической целью партий.

В политическую систему общества включаются профессиональные союзы — самые массовые организации гражданского общества. Они являются своеобразной школой умения выражать, защищать и отстаивать интересы определенных социально-профессиональных групп, касающихся непосредственных условий жизни и труда своих членов. Речь идет в первую очередь о заработной плате, тарифах и ценах, условиях труда и быта, подготовки кадров и повышения их квалификации, об участии работников в управлении производством и т. д. Вся демократия — пустой звук, если она не охватывает сферу производства и труда. В современных российских реалиях накапливается трудный опыт социального партнерства и социальной солидарности работников и работодателей через систему трехсторонних комиссий, в состав которых входят представители и государства. В рамках такого взаимодействия складываются нормы цивилизованного и эффективного решения сложных социальных вопросов, принуждения к социальному миру и согласию. В иных случаях профсоюзное объединение может трансформироваться в серьезную общественно-политическую силу с реальной заявкой на власть в государстве.

В общественно-политическую жизнь вовлекаются и многие другие социальные субъекты — молодежные и студенческие объединения, женские и ветеранские организации, творческие союзы, культурно-просветительские общества, территориальные объединения и общины и т. п. Их формирование связано с расширением реального и ответственного участия людей в управлении делами общества и государства, становлением и развитием демократизма.

Понятие и явление демократии ( в переводе — «народовластие»), введенное мудрыми греками 25 веков назад, до сих пор еще не наполнено реальным и адекватным содержанием. Демократия — это не просто свобода или декларирование прав и свобод граждан. Демократия — это наполнение идей свободы законным статусом, определенными практическими способами и формами ее фактической реализации в общественной жизни.

Власть в обществе не исчерпывается политической властью, носителем которой выступает государство. Следует выделять и различать также экономическую власть, духовную власть, нравственную власть, видеть и понимать не только авторитет власти, но и власть авторитета в обществе. Именно наличие широкого спектра власти в ее различных формах позволяет увидеть различие между государством и гражданским обществом.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...