Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натурфилософия космоцентризма и атомизма. Гераклит и Демокрит



На Ионийском побережье в городе Милете сформировалась философская школа, к которой принадлежали Фалес (ок. 625–547 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 610–547 гг. до н. э.), Анаксимен (ок. 585 — ок. 525 гг. до н. э.). К ним следует отнести и Гераклита из Эфеса (ок. 520–460 гг. до н. э.). Ранних греческих философов называют фисиологами, поскольку главный предмет их размышлений — природа (по-гречески — «фюсис»), а философия мыслится как учение о причинах и началах всего сущего. Для античной философии изначально характерными чертами являются объективизм и онтологизм (понятие «онтология» означает учение о бытии).

Поиск и обоснование первоначала (по-гречески — архэ), являющегося единой основой всего многообразия мира, носителем всех изменений и превращений, особенно занимал первых философов. Так, Фалес высказал идею о том, что все происходит из воды и в воду же превращается. Анаксимен полагал первоначалом всего воздух, путем сгущения и разрежения которого образуются конкретные вещи. «Беспредельный» воздух Анаксимена — источник дыхания и всей жизни. Преемник Фалеса Анаксимандр первоначало всего сущего усматривал не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе — апейроне (что означает беспредельное). Подобно древневосточным мыслителям античные философы в качестве основных элементов, составляющих первооснову мира, брали землю, воду, огонь, воздух. Сочетание этих стихий движущими силами притяжения и отталкивания дает начало развитию и состоянию конкретных вещей, явлений и процессов.

Эмпедокл (ок. 490–430 гг. до н. э.) считал, что эти природные стихии образуют корни вещей, они заполняют все пространство, находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Источником развития в природе, соединения и разделения элементов служат не сами корни, а движущие силы мироздания, которые представлены противоборствующими сторонами — любовью и враждой. Если в циклическом возобновлении господствует любовь, то преобладают силы притяжения, единства, уподобления. Вражда приводит к отталкиванию, разъединению элементов и проявлению их качественного своеобразия. Преобладание сил любви или сил вражды определяет различные циклические стадии мирового процесса. В мире существует не одновременное, а последовательно повторяющееся единство и множество различных элементов и их состояний. Подобные идеи несколько раньше были высказаны Анаксагором из Клазомены в Малой Азии (ок. 500–428 гг. до н. э.). Он признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи. Это как бы семена вещей, из различных сочетаний которых и образуются все существующие вещи. Движущей силой соединения и разделения этих семян, элементарных частиц он считал нус (ум), как легчайшее и тончайшее вещество. Но ум следует интерпретировать и как духовную силу, определяющую основу мировой упорядоченности.

Выдающимся философом античного мира является Гераклит (ок. 544–460). Он славился глубокомыслием и загадочностью изложения, за что получил прозвище Темный. Гераклит считал первоначалом всего сущего, первовеществом природы вечно живой огонь, из которого произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Согласно Гераклиту, истина или мудрость совпадает с логосом как неким вселенским порядком и необходимостью, в соответствии с которыми осуществляется циклический мировой процесс. В его сочинении «О природе», дошедшем до нас лишь в отрывках, можно прочесть: Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. [55] С его именем связано введение в философский оборот такого основополагающего понятия, как мера, выступающая собственно внутренней границей любой вещи или процесса.

Его понимание сложнейшей философской категории становление, выражающей спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход и превращение в другое, отчеканено такими известными каждому словами: «Все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако Гераклит понимает, что текущая река «изменяясь, покоится». Он не допускает разрыва и абсолютизации состояний покоя и изменчивости, а рассматривает их в единстве и процессе перехода из одного состояния в другое через борьбу противоположностей.

В жизни природы, тем более в человеческой жизни, эта борьба выступает вечным законом, «всеобщим логосом». Она всеобща, «отец всего, царь всего». Тем самым к Гераклиту восходит разработка многих содержательных аспектов диалектики как учения о всеобщей связи, изменении и развитии.

Процесс познания, по Гераклиту, идет через ощущения. Однако только мышление ведет к мудрости, так как свет разума проникает в тайники, скрытые от восприятия чувствами.

Атомистическая трактовка бытия. Вершиной древнегреческой натурфилософии явился атомизм Демокрита (ок. 460–370 гг. до н. э.). По мнению Маркса, он был «первым энциклопедическим умом среди греков». Диоген Лаэрций (первая половина III в. н. э.) называет семьдесят его сочинений. В них были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, искусства, техники и др. Аристотель полагал, что, вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других. Демокрит исходит из способности выяснения причин явлений. Ему принадлежит высказывание, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Его прозвали «смеющимся философом», ибо со слов римского философа Сенеки этот смех был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно.

Вводной частью философской системы Демокрита была «Каноника». В ней сформулированы и обоснованы принципы атомизма (от греч. «неделимый»). Затем следовала физика (природа) как наука о различных проявлениях бытия. Из них следовала этика, которая строилась как порождение физики. Демокрит устанавливает различие между «подлинно сущим» и тем, что существует только в «общем мнении». Таким водоразделом является различение «знаний по мнению», являющихся уделом многих людей, и «знаний по истине», добытых методом причинного объяснения и достающихся только серьезным людям. Подлинно сущим Демокрит считает лишь атомы и пустоту. Атомы — это неделимые частицы. Они соединяются между собой и образуют вещи. Атомы различаются формой, порядком и положением, они едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). «Великая пустота» безгранична и заключает в себе все существующее. Без нее не было бы возможности перемещения, уплотнения и сгущения. Атомам самим по себе свойственно непрестанное движение. Его разнообразие определяется бесконечным разнообразием форм и множеством атомов. Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве.

Вслед за своими великими предшественниками Демокрит полагал, что ничто не возникает из ничего. Одновременно он утверждает, что ничто не возникает без причины. Для него не существует случайности. Все необходимо в силу определенных причин. Демокрита можно считать первым последовательным детерминистом. Согласно детерминизму (от лат. «определять»), все происходящее в мире определяется какими-то причинами. В теории познания Демокрит отдает приоритет чувствам. Духовные явления он объясняет исходя из своей атомистической позиции. Душа состоит из атомов наиболее подвижных, шарообразных, из которых, кстати, состоит и огонь.

Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия окружающих нас предметов внешнего мира. Из самих предметов истекают так называемые образы, как бы подобия этих предметов. Подлинной формой познания является лишь разум, рассуждение, с их помощью можно постигнуть то, что находится на до вещественном, до чувственном уровне бытия.

Этика Демокрита основана на принципе индивидуализма, достижении доброй мысли: Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен. [56]

Главным средством этического воспитания он считал убеждение. Идеи Демокрита развивали философы более поздней античности — Эпикур (341–270 гг. до н. э.), Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н. э.) — римский поэт и философ-материалист. Атомистическая теория не теряет своей актуальности и на пороге XXI в.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 732 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...