Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсализм философии Аристотеля



Творчество Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) является вершиной античной мысли в области философии и науки. Это поистине «всеобъемлющая голова древности», подведшая итог развития целого периода в древнегреческой культуре — с ее начала и вплоть до IV в. до н. э. включительно. Он систематизировал и придал философии адекватный ей категориальный вид, выделил ряд научных областей, которые стали впоследствии самостоятельными направлениями. Аристотель разработал и свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Им создана наука логика, дано обобщение наук о природе, систематизировано этическое, эстетическое, политологическое знание. Он выступил и как первый историк философии.

Аристотель родился в городе Стагиры (Македония), поэтому его часто называют Стагиратом. Отец Аристотеля — Никомах — был придворным врачом у македонского царя Аминта III. В 367 г. семнадцати лет он уехал в Платоновскую академию и двадцать лет пробыл в ней. Был воспитателем Александра Македонского. Создатель собственной школы — ликея, обучение в котором проводилось во время прогулок в аллеях, за что школа и получила название перипатетической (от греческого слова «прогуливаться»). О масштабе деятельности и значимости школы Аристотеля говорит то, что во время руководства (схоларха) Теофраста (III в. до н. э.) в ликее обучалось до двух тысяч человек. Умер Аристотель в изгнании на острове Эвбея после антимакедонского восстания в Афинах в 322 г. до н. э.

Творческое наследие Аристотеля необозримо. До нас дошла почти тысяча его работ. Классификацию трудов мыслителя осуществил его последователь и исследователь Андроник Родосский в I в. н. э. Основную группу трудов составили работы по онтологии, методологии и логике под общим названием «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитика», «Топика», «О софистических доказательствах»). Естественно-научные труды: «Физика», «О небе», «О частях животных» и др. Политические взгляды и этические воззрения Аристотеля изложены им в «Политике», «Никомаховой этике», эстетические представления раскрыты во многих работах по риторике и поэтике.

По классификации Андроника труды о бытии (по онтологии или протофилософии, которую Аристотель считал «первой философией» в отличие от «второй философии», которую он называл физикой) следовали сразу за разделом, посвященным вопросам естественных наук, т. е. за физикой. Поэтому «первая философия» получила название метафизика. В буквальном переводе это означает «то, что после физики», т. е. учение о том, что находится за пределами видимой природы и за пределами нашего опыта. Ядром философии Аристотель считает онтологию — учение о сущем. Философия должна быть наукой, исследующей первые начала и причины, знанием общего и необходимого, познанием цели, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае. Устремленность на благо и наилучшее во всей природе вообще выражает нравственный пафос его «первофилософии» как науки о мудрости.

Действительное бытие он представляет как единство первопричин материи и формы. И это главное, что проходит через все его рассуждения. Вслед за Платоном для Аристотеля принципиален вопрос о первоосновах бытия. Понимание идеи (эйдоса) перешло к нему от своего великого учителя. Как нам уже известно, платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время оторвана от самой вещи. Аристотелю принадлежит изречение: Платон мне друг, но истина дороже. И он решительно критикует позицию принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель утверждает, что нет абсолютного разрыва идей вещей с самими вещами. Следовательно, идея вещи, как ее сущность, находится внутри самой же вещи. По Аристотелю, нет необходимости к удвоению мира, того, что должно быть объяснено. Умножение сущностей не эвристично. Для выражения своей философско-мировоззренческой позиции взамен платоновской идеи Аристотель избрал понятие форма. Форма аналогична понятиям эйдоса, или идеи, духа, сознания. Различие здесь заключается в том, что в таком понимании идеи (эйдоса) она сближается с самой вещью, как бы находится внутри самой же вещи, конструируя ее в конкретной и актуальной данности. Аристотелевская форма неотделима от материи и не может мыслиться вне ее. Аристотель исходит из признания существования объективного материального мира. Основа всякого бытия — первоматерия, которая сама по себе неопределима, бесформенна, пассивна. Она лишь есть предпосылка, возможность, потенция для активного, действительного существования, конкретного бытия вещей. Форма же выступает главной причиной бытия. Единичное бытие есть синтез материи и формы, как, к примеру, мрамор — возможность для различных статуй или глина для всевозможных гончарных изделий. Чтобы вещь состоялась, возникла, из возможности перешла в действительность и конкретную определенность, необходима форма. Материи следует придать соответствующую форму. Поэтому форма — вот сущность вещей. Каждая вещь — это оформленная материя. Форма идеальна, активна, деятельна. Она есть ведущее начало, предшествующее отдельной вещи, принцип, стимул и цель, т. е. творческий фактор бытия не только отдельной вещи, но и самой материи. Форма есть реализованная возможность материи.

Наипростейшие формы и определенности первоматерии — это огонь, воздух, земля и вода; их сочетание дает основу реальных, чувственно воспринимаемых вещей. Конкретные вещи, процессы суть соединения материи (гиле) и образа, морфэ, эйдоса (идеи), формы. При изучении конкретных вещей Аристотель выделяет первые сущности и вторые сущности. Первосущность он отождествляет с индивидуальным, конкретным, единичным бытием вещи как таковой. Это индивидуальное, неделимое, чувственно познаваемое бытие. Вторые, или вторичные, сущности производны от первых. В них содержится в той или иной степени общее, родовое или видовое определение; в родах или видах проявляются первые сущности. В отличие от Платона, который признавал первичным и реальным бытием общие и неизменные идеи, Аристотель делает акцент на индивидуальном, отдельном, чувственно воспринимаемом (вот этот человек, вот эта лошадь и т. д.).

Однако сущность отдельного предмета не есть воспринимаемое чувствами. Чувствами воспринимаются лишь свойства той или иной сущности. Сама же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств, т. е. сущность понимается как нечто идеальное, внутреннее, единичное, но в определенной целостности и некоей общности всех частей. Причем определенность, общность и целостность вещи может быть как механической (вязанка хвороста), так и органической (мозг, сердце). Вводя понятия материи и формы, Аристотель делит сущность на низшие (все предметы и существа чувственного мира) и высшие сущности (чистые формы). Иерархия форм восходит от простейших к высшим и к самой высшей форме, которая является предельной и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Такой чистой формой, формой всех форм выступает Бог (мировой перводвигатель, мировой ум, первопричина и конечная цель всего сущего).

Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики. Аристотелю по праву принадлежит содержательная разработка проблемы цели. Цель — по-гречески телеос; учение о цели называют телеологией. Реализацию, осуществленность данной цели он называет энтелехией, своего рода программой изменения и развития всего сущего. В живых организмах понятие цели связывается с понятием души. В трактате «О душе» он начинает с того, что душа есть не только у человека; ее имеют также растения и животные. Растительная душа обладает способностями роста, размножения, питания. Животная душа ведает чувствами. Душа же человека есть разумная душа, она бестелесна, но неотделима от тела, представляя его смысл, форму, собственно энтелехию человека. Он переносит целесообразную функцию души на мир в целом. Телеологичность определяет целесообразный характер всего мирового процесса. Целенаправленное движение неорганической природы осуществляется бессознательно, а живыми организмами управляет душа.

В гносеологии Аристотель исходит из существования независимого от человека объективного, материального и независимого от познающего субъекта мира. Первая стадия познания — чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира, как бы отпечатками форм познаваемых предметов и служат источником теоретического мышления. Ощущения дают знания об единичном, об отдельных свойствах и признаках вещи. Результатом повторяемости ощущений выступают общие представления. Высшая ступень познания состоит не в ощущениях и не в представлениях, а в понятиях, вскрывающих сущность как соответствующую форму предметов или процессов. С помощью понятий обнаруживается общее в отдельном, а это уже сфера теоретической деятельности мышления.

Аристотелю принадлежит углубленная разработка учения о причинности и видах причин. В своей «Метафизике» он выделяет:

1) материальную причину, или материю (субстрат вещи);

2) формальную причину, или форму;

3) производящую причину, т. е. то, что приводит в движение и обусловливает изменения;

4) конечную причину, или цель.

Свою классификацию он объясняет приводимым примером. Допустим, архитектор строит дом. В этом случае сам материал — это материя дома. План дома — это его форма. Архитектор есть производящая причина. А законченное здание выступает конечной причиной, целью дома. В связи с рассмотрением проблемы формы и материи он вводит в философский анализ два очень важных понятия — возможность и действительность. Тем самым обозначен путь поиска источника движения, причем внутри самих вещей.

Аристотель различает четыре вида движения: возникновение и уничтожение; качественное изменение, т. е. превращение свойств; количественное изменение как увеличение или уменьшение; перемещение в пространстве — круговое, прямолинейное или их сочетание. Причем движение в виде перемещения выступает условием всех остальных видов движения. Таким образом, обосновывается идея всеобщей связи вещей, их перехода из одного состояния в другое.

Аристотель — создатель логики как науки о доказательствах и формах мышления. Он сформулировал основные законы логики: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Суждение он определяет как форму мышления. Аристотель разработал учение о категориях как основных понятиях философии и дал их классификацию (сущность, качество, количество, отношение, пространство, время, действие, положение, страдание).

Социальные, аксиологические и эстетические взгляды Аристотель излагает в «Политике» и «Никомаховой этике». Он отвергает проект «идеального государства» Платона и анализирует конкретные типы и виды государств. К правильным формам, по его мнению, относятся монархия, аристократия и полития. Тиранию, олигархию и демократию он считает неправильными формами государственного устройства. Высшая цель государства состоит в достижении добродетельной, а следовательно, и счастливой жизни. Но для этого необходимы хорошие и правильные законы, не просто материальный достаток, а в первую очередь соблюдение справедливости.

Человек, по Аристотелю, есть существо общественное, животное, наделенное разумной душой, способностью рассуждения и мышления. В человеке бессмертен только разум, сливающийся после смерти с вселенским разумом. Аристотель обосновывает принцип активного, деятельного человека. Он сторонник практической жизни, наполненной и политической, и теоретической, познавательной деятельностью. В трактате «О душе» говорится, что недостаточно знать, что есть добродетель, важно действовать и жить в соответствии с нею. Граждан он делил на две категории в зависимости от их участия в общественных делах: «политикосы» и «идиотикосы». Не требует особого уточнения, кого Аристотель относил к последним. Человек своего времени, он признавал законность и необходимость рабовладения, а рабов не считал гражданами государства. Люди от природы неравны между собой. Аристотель обосновывает главные добродетели человека: мера (умеренность во всем), мужество, мудрость. Венец добродетели он видит в справедливости. Свой социально-этический идеал справедливости он распространяет на понимание общества и государства. (Античность еще знала различения государства и общества.)

В соответствии с универсальным значением меры он выдвигает, по сути, идею среднего класса: В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайние неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Так как по общепринятому мнению умеренность и середина — наилучшее между двумя крайностями, то очевидно, что средний достаток из всех благ всего лучше. [61] Он выступает за устоявшееся социальное расслоение общества: Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых? [62] Но вместе с тем, по Аристотелю, значительное богатство есть результат противоестественного его приобретения, который противен человеческому разуму и государственному устройству.

Вкладом в античную эстетику явились взгляды Аристотеля на искусство. Оно имеет познавательное значение и воспроизводит действительность, используя для этого все возможности творчества. Искусство он рассматривает как чувственно-наглядное и образное выражение идеи — формы прекрасного и безобразного, уродливости и красоты.

Высшим видом искусства Аристотель считает трагедию, так как она путем катарсиса очищает человека, облагораживает его чувства. В соотношении формы и содержания произведения форма выступает как активный художественный первопринцип, который творит из материи действительность искусства. Однако в искусстве нет строгой подчиненности содержания форме. Художественные формы оцениваются в соответствии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей характерно для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным. Искусство он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. Оно не просто «подражание», это не внешнее и поверхностное уподобление действительности. Художник, мастер отражает и выражает существенные взаимосвязи в форме, дает изложение конкретности, ее сути, характера. Искусство более правдиво, чем, например, история, которая, по выражению одного субъективистски настроенного мыслителя, «всегда солжет».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...