Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождение философской теоретической мысли



Время рождает философию, формирует общественный и личностный запрос на постановку и решение мировоззренческих и смысложизненных проблем. По меткому выражению крупного русского философа В. Ф. Эрна применительно к событиям Первой мировой войны, для России «самое время славянофильствует».

Такая оценка еще более характерна для Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и современного русского мира. Но и философия, в свою очередь, оказывает мощное духовное воздействие на весь социально-исторический контекст эпохи, того или иного периода.

Рождение философии в ее научно-теоретическом виде происходит на переломном этапе общественного развития. К середине I в. до н. э. в основных очагах древней цивилизации (Китае, Индии, Иране, Египте, Греции) сформировались практически одновременно первые философские учения.

Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI в. до н. э. выделяется из общей череды столетий как время взрыва интеллектуальной энергии. Но уже сейчас известны многие предпосылки экономического, социального, политического и, наконец, духовного плана, подготовившие указанный перелом. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний — вот факторы, благоприятствовавшие рождению философии.

Общность первоистоков для всех народов дает определенный ответ на загадочный момент (процесс) одновременного возникновения философии во всех нам известных очагах древней цивилизации. Неслучайно К. Ясперс называл I тысячелетие до н. э. «осевым временем» для истории. Можно сказать, что все мы родом из детства человечества. Для всех народов мира характерна известная близость и общность исторической судьбы по большому счету.

Близким и родственным является видение и переживание человеком своих проблем и ключевых вопросов общественного развития в ракурсе истории в целом. Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. Рождение философии было сложным и длительным процессом перехода от мифологических и наивно религиозных представлений к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном и духовном поиске.

Философия вырастает из критического преодоления традиционных религиозных и мифологических верований с их наивным био- и зооморфизмом, одушевлением объектов природного мира и приданием им психологических свойств самого человека. Отставка богам, отказ от их антропоморфного изображения и от приписывания богам человеческого образа жизни, от ложного воспевания битв титанов, гигантов и кентавров как пустых вымыслов прошлого времени характерно для всех народов в данный период.

Оценивая принцип Сократа «познай самого себя», Гегель называл его «центральным пунктом всемирно-исторического поворота» в том смысле, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов.

Прежние традиционные мифологические представления обнаруживают свою недостаточность и теряют значение. Растет оппозиция жрецам, критика норм и установлений прежнего, традиционного уклада жизни. Разрушаются и родоплеменные формы организации и основанные на них сами формы связи и общения между людьми. Утверждаются новые, рабовладельческие по своей сути взаимоотношения господства и подчинения взамен прежнего строя отношений свободных общинников.

В муках и страданиях рождался новый тип самоопределения человека с его поиском смысла бытия и обретения духовной опоры в своем существовании не через традицию, миф и ритуал, а через собственный разум, познание глубинных причин и начал всего сущего в мире.

Завязывался сложный социальный узел конфликтов человека с родом, семьей в их драматических взаимоотношениях со складывающимся государством.

Глубина и трагизм разрыва ценностей рода и семьи, их столкновение с нтересами государства нашли свое яркое отражение в поэмах Гомера, драматургии Эсхила и Софокла. Так, в трагедиях Эсхила («Ифигения в Авлиде», «Агамемнон») рассказывается о том, что микенский царь Агамемнон перед войной с Троей ради победы приносит богам в жертву свою дочь Ифигению. Ее мать, Клитемнестра, защищая свою родовую честь, убивает Агамемнона, возвратившегося с войны победителем. Их сын Орест чтит свою мать, но по закону он обязан защищать права отца, он совершает убийство матери.

В этой трагической цепи жизненных коллизий пробивает себе путь неумолимая логика рождения нового типа сознания — с приоритетом общего и всеобщего (гражданское общество, государство, общие ценности и интересы) в сравнении с отдельным, особенным и частным интересом индивидуального, семейного и родового начала.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1834 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...