Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия истории 4 страница



Народное хозяйство Белл делит на пять секторов: 1) добывающие отрасли и сельское хозяйство; 2) отрасли обрабатывающей промышленности и строительства; 3) транспорт, коммунальное хозяйство; 4) торговля, финансовые услуги, страхование и операции с недвижимостью; 5) здравоохранение, образование, научные исследования, индустрия отдыха и сфера государственного управления.

Третий, четвёртый и пятый пункт подпадают под понятие сервисного сектора. Сам по себе рост этих секторов повышает удельный вес высококвалифицированных работников, называемых профессионально-техническим классом. Это революция в структуре занятости становится революцией в структуре общества.

Постиндустриальное общество определяется качеством жизни, которое измеряется услугами. Значительная часть услуг является результатом высококвалифицированного труда. Стоимость ряда услуг трудно определить в рыночных категориях. Отсюда по-новому встаёт проблема экономического регулирования.

Социальные организации индустриального и постиндустриального обществ не могут быть идентичными, более того, их принципиальное различие имеет четкую детерминацию. Промышленные товары индустриального общества производятся в виде обособленных распознаваемых единиц: батон хлеба, костюм, автомобиль. Покупая товар, человек вступает в физическое владение им, а продавец теряет права на обладание товаром, товар больше не принадлежит продавцу. Информация и знания не потребляются и не расходуются в привычном для индустриальной эпохи смысле. Даже будучи проданным, они остаются у своего производителя и могут тиражироваться до бесконечности. Патенты тоже не гарантируют исключительного владения знанием. Знание по своему характеру - коллективное благо.

Инфраструктуры индустриального общества: 1) автомобильные и железные дороги, воздушный транспорт, предназначенные для передвижения людей и товаров; 2) средства передачи энергии (линии электропередач, нефтепроводы и газопроводы); 3)связь (телефон, радио, телевидение). В индустриальном обществе гомогенизированная культурная общность создавалась при помощи национальных средств радио и телевещания.

Постиндустриальное общество имеет иную инфраструктуру, создаваемую на базе цифровых информационных технологий, которые свяжут мир в единое целое на ином уровне, нежели это было в индустриальную эпоху. Для постиндустриального общества не характерна гомогенизированная культура, это демассифицированное общество. Проблемой демассификации общества будущего больше занимался Тоффлер1.

Производство в постиндустриальном обществе носит дискретный, постоянно возобновляющийся процесс. Каждая сфера человеческой деятельности тесно связана со всеми другими. Приоритет переходит от полупрофессиональных работников к инженерам и учёным. Основной ресурс – знания и информация. Совершенствование знаний идёт в направлении применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания. Основная задача науки – перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов. 1

Культура для Белла – это сфера ощущений, эмоций и нравственности, а также интеллекта, стремящегося упорядочить чувства. Он определяет культуру с позиций нормативного подхода и с точки зрения внутренней свободы человека.

Для него массовая культура – это переоценка поверхностных форм. Но роль любой культуры огромна, именно она формирует реалии нового, неизвестного сегодня будущего, в этом смысле культура доминирует над экономикой.

Она предопределяет будущее не как рациональный выбор, а как предпочтение на уровне чувств. В этом значении культура обусловливает реальное развитие общества, его трансформации или выбор в многовариантной ситуации. Белл видит в формирующемся обществе растущий индивидуалистический характер и субъективистские черты доминирующих в нём ценностей.

Капитализм обладает рядом характерных черт: индивидуализм в морали, либерализм в политике, концепция полезности и реализма в культуре, респектабельность и аскетизм как психологические установки, но со временем повышение благосостояния стало поощрять гедонистический образ жизни. Характерные черты присущи и постиндустриализму.

Наивно думать, что общество, базирующееся на научном знании, априорно будет обладать высокими моральными характеристиками. Само по себе повышение роли науки не способно поднять моральный дух общества, "скорее рухнут этические идеи самой науки". В то же время без высшей идеи, без цели общество не может быть стабильным. Смысл постиндустриальной трансформации заключается в усилении инструментальной власти над природой и над человеком. Но не любое усиление власти прогрессивно. Познавая себя и природу, человек не становится более могущественным. От системы социальных ценностей, от характера элиты и общества зависит, как распорядятся люди возможностями этой возросшей инструментальной власти.

Основные выводы теории Белла о постиндустриальном обществе.1 Постиндустриальное общество не замещает индустриальное, как и индустриальное общество не лик­видирует аграрный сектор экономики. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладыва­ются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращи­вая ткань общества как единого целого. Белл выделяет новые черты постиндустриального обще­ства.

1. Центральная роль теоретического знания. Каждое обще­ство всегда опиралось на знания, но только в наши дни оно становится основой технологических инноваций. Это заметно, прежде всего, в новых, наукоемких отраслях промыш­ленности - в производстве компьютеров, электронной и т.д.

2. Создание новой интеллектуальной технологии. Широко применяются новые ма­тематические и экономические методы исследования. Компьютерное программирование, стохастические про­цессы и т. п. служат технологической основой моделирования и других инструментов системного анализа, позволяющих находить более эффективные, "рациональ­ные" подходы к экономическим, техническим и даже социальным проблемам.

3. Рост класса носителей знания. Наиболее быстрорастущая группа общества - класс технических специалистов, професси­оналов и менеджеров. Эта группа составляла в 1975 году 25 процентов рабочей силы в Соединенных Штатах - восемь миллионов человек, а в 2006 году – это самая многочисленная социальная груп­па.

4. Переход от производства товаров к производству услуг. Значительный сектор услуг существует в любом обществе. В доиндустриальный период это, в основном, класс тех, кто оказывает личные услуги по дому (в Англии это был самый многочисленный из всех классов до 1870 года). В индуст­риальном обществе сфера услуг включает транспорт, финансы, которые играют вспомогательную роль в производстве товаров, а также бытовые услуги (косметические кабинеты, рестораны и т. д.).

В постиндустриальном обществе появляются новые виды услуг, прежде всего, в гуманитарной области (главным образом в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), а также услуги профессионалов и технических специалистов (на­пример, проведение исследований и оценок, работа с компьюте­рами, осуществление системного анализа). Развитие этих услуг становится сдерживающим фактором экономического роста и источником постоянной ин­фляции.

5. Изменения в характере труда. В доиндустриальном мире жизнь представляет собой взаимодействие человека с природой, когда люди, объединившись в малые группы, тяжким трудом до­бывают себе пропитание на земле, в воде или в лесу и полностью зависят от капризов внешней среды.

В индустриальном обществе труд - это взаимодействие человека с преобразованной приро­дой, когда в процессе производства товаров люди становятся придатками машин.

Но в постиндустриальном мире труд являет­ся, прежде всего, взаимодействием между людьми (между чинов­ником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учащимся или между членами исследовательских групп, сотрудниками кон­тор или работниками бригад обслуживания). Тем самым из про­цесса труда и повседневной практики исключаются природа, ис­кусственно созданные предметы, а остаются лишь люди, которые учатся взаимодействовать друг с другом. В истории человеческо­го общества это совершенно новая, не имеющая аналогов ситуа­ция.

6. Роль женщин. В индустриальном секторе (в частности, на фабрике) трудились, в основном, мужчины. Постиндустриальный сектор (например, услуги в гуманитарной области) предоставля­ет широкие возможности занятости и для женщин. Можно ска­зать, что впервые женщины получили надежную основу для эко­номической независимости.

7. Наука достигает своего зрелого состояния. Возникшее в XVII веке научное сообщество явилось уникальным социальным институтом. Оно обладало харизмой, поскольку в своих поисках истины всегда шло революционным путем и открывало доступ к своим методам и технологиям. Цель науки заключается в получении знания как такового, а не каких-либо способов его утилитарного применения. В настоящее же время не только укрепилась связь науки и техно­логий; она вошла также составной частью в военную сферу и во многом определяет социальные потребности. Все это составляет основную черту постиндустриального общества.

8. Ситусы как политические единицы. Предметом социоло­гических исследований, как правило, были классы и страты, то есть горизонтальные единицы общества, вступающие друг с дру­гом в отношения превосходства-подчинения. Однако для постин­дустриальных секторов более важными узлами политических свя­зей могут оказаться ситусы (от латинского situ — положение, позиция), или вертикально расположенные социальные едини­цы. В постиндустриальном обществе главные конфликты интересов будут иметь место между ситусными группами. Это может мешать слиянию новых профессиональных групп в единый общественный класс.

9. Меритократия. В постиндустриальном обществе, которое по своему характеру является, прежде всего, обществом технологиче­ским, человек может занять престижное положение не столько по праву наследования или собственности (хотя оно может давать богатство или культурное преимущество), сколько вследствие образования и квалификации. Неизбежно, что вопрос о меритократии становится решающим нормативным вопросом.

10. Конец ограниченности благ? К.Маркс и другие социалисты доказывали, что изобилие есть предпосылка социализма, и утверждали, что при коммунизме не будет необхо­димости нормативно регулировать распределение в целях спра­ведливости, поскольку будет достаточно средств для удовлетво­рения нужд каждого. В этом смысле коммунизм определялся как устранение экономики, или как "материальное воплощение" фи­лософии. Однако вполне очевидно, что мы всегда будем жить в условиях дефицита (имеется в виду не только дефицит ресурсов).

Постинду­стриальное общество, в силу самой своей природы, порождает новые дефициты, о которых авторы девятнадцатого и начала двад­цатого века не имели представления. Социалисты и либералы говорили о недостатке товаров; в постиндустриальном обществе будет иметь место недостаток информации и времени. У человека, превратившегося в Homo economicus, про­блема распределения трансформируется даже в более жесткую ее форму - в то, что касается распоряжения своим свободным вре­менем.

11. Экономическая теория информации. Информация по самой своей природе есть коллективный, а не частный продукт (т.е. собственность). При производстве ин­дивидуальных товаров предпочтение должно отдаваться конкурентной системе, в противном случае предприятия теряют ак­тивность или становятся монополистами. Однако оптимальные социальные инвестиции в знание, позволяющие более широко распространять и использовать его, требуют разработки страте­гии сотрудничества. Эта новая проблема, касающаяся роли ин­формации в постиндустриальном обществе, ставит перед эконо­мистами и политиками трудные теоретические и практические задачи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Что такое философия истории и когда она возникла?

2. Назовите основные концепции философии истории.

3. Чем отличается культура от цивилизации?

4. Каковы механизмы цивилизационного взаимодействия?

5. Какие стадии развития проходят цивилизации?

6. Что означает концепция "осевого времени" К.Ясперса?

7. Какое выражение получила идея единства истории?

8. В чем смысл теории прогресса?

9. Чем различаются формационный и цивилизационный подходы к

осмыслению истории?

10. В чем сущность концепции истории Э. Тоффлера?

11. В каких процессах С. Хантингтон обнаружил "столкновение цивилизаций"?

12. Каковы основные положения теории постиндустриализма Д. Белла?

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

2. Бердяев Н. Философия истории. М., 1990.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные

произведения. М., 1990.

4. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

5. Данилевский Н. Россия и Европа. М., 1991.

6. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

7. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

8. Сергеева О. Становление цивилизационной концепции. М., 2000.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

11. Тоффлер Э. Третья технократическая волна на Западе. М., 2005.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

13. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1- 2. М., 1993 – 1998.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...