Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия истории 3 страница



Чередование стадий есть следствие качественного изменения промышленного производства, в основе которого лежит научно-технический прогресс, а его ядром является принцип "саморазвития науки".

Наиболее детально сравнительный анализ традиционного, индустриального и сверхиндустриального общества дан Э. Тоффлером в работе "Третья волна". 1

Специфика первой волны (доиндустриальной эпохи или традиционного общества) состоит в следующем. Главный ресурс – земля. Земля – это основа экономики, которой присуще простое разделение труда. Экономика носит децентрализованный характер.

Для обществ того периода характерна четкая и устойчивая социальная иерархия, большая семья, единство трудовой и семейной жизни. Для производства всего необходимого используется энергия возобновляемых источников – ветра, воды, леса, а также живая энергия – мышечная сила человека и животных.

Специфика второй волны (индустриального общества) – создание техносферы, массовое производство, массовое потребление, массовое распространение культурных стандартов, унификация, единообразие.

На смену большой семье (семейной общине) приходит нуклеарная семья. Происходит отделение трудовой жизни от семейной, семья больше не выступает ячейкой производства всего необходимого для жизни.

Это эпоха доминирования крупных производственных объединений - корпораций. Главный ресурс – средства производства. Производство основывается на ископаемых невозобновляемых источниках энергии. Для техносферы главное - энергетика и технологии.

Третья волна характеризуется новым типом экономики, его основой станет инфосфера – связь (коммуникация) и управление информацией, а в сфере производства - взаимодействие разных типов собственности. Сформируется новый характер общественных связей, основанный на сотрудничестве и договорённости. Произойдёт очередная смена ценностных ориентаций.

Не будет доминирующей формы семьи, одновременно будут существовать разные типы семейных отношений. Возникнут новые формы демократии - власть меньшинства и полупрямая демократия и т.д. Сформируется новый тип элиты, появятся новые виды социальной борьбы. Изменится бюрократия, в том числе произойдёт её сращение с собственностью.

Производство будет основано на децентрализованном воспроизводстве энергии за счёт возобновляемых источников (солнце, приливная волна и т.д.). Принципиально изменится производство и потребление, производство станет составной частью процесса потребления. Производиться будет только то, что нужно конкретному потребителю, по его заказу и с его творческим участием.

Жильё и рабочее место станут понятиями-синонимами, возникнет новый тип организации работы, новый тип жилища – дом-офис, иная форма получения информации и коммуникации.

В целом общество будущего будет характеризовать более высокий уровень разнообразия и сложности во всём. Эфемерность границ, коллективов, отсутствие чётких разграничений между потреблением и производством, работой и досугом, офисом и домом и т.д. Новый тип сложности общества, сочетание ускорения и разнообразия, наложение элементов различных эпох при доминирующей роли информации во всех сферах жизнедеятельности.

Конкретные отличия между типами обществ заключаются в следующем.

Смена информационного носителя. В начале исторического пути человека основным информационным носителем было слово, потом - текст (вторая волна), для третьей волны это будет – клип. Изменится и форма социальной памяти. Для первой волны необходимое знание передавалось через миф, а носителями и хранителями знания были мудрецы. Вторую волну характеризует кумулятивный рост знания, письменность, грамотность значительной части населения. Хранители информации – библиотеки. Для третьей волны главным станет информация об информации, в основе функционирования общества - не количество информации, а управление этой информацией. Активность информации, превращение её в реальную производительную силу – отличительная черта общества будущего.

От материальной к суперсимволической экономике. Деньги первой волны цивилизации были материальными, их ценность зависела не от слов, отпечатанных на них, а от веса. Деньги второй волны представляют собой отпечатанную бумагу. Деньги стали символом, но, по-прежнему, остались материальными. Такая форма денег появилась одновременно с распространением грамотности. Деньги третьей волны цивилизации всё больше представляют собой электронные импульсы. Они мимолётны, мгновенно перечисляются, контролируются на экранах мониторов. Практически они являются видеофеноменом. Деньги третьей волны являются информацией.

Капитал (акции, ценные бумаги) и деньги (электронные) всё в большей степени обособляются от материального воплощения, изменяются на протяжении всей истории человечества, переходя от стадии полностью материальных к символическим и доходя сегодня до суперсимволической формы.

Новая экономика будет базироваться на электронной основе, на информационных технологиях. Это позволит элементам этой экономической системы мгновенно себя перестраивать, менять формы без разрушения. Но это не означает исчезновения конкуренции.

Информационные технологии будут использоваться и для административных, и для стратегических целей. Главное - изощрённые компьютерные технологии и совершенные сети коммуникации. Возникнут гибридные образцы конкуренции, которые будут реструктурировать рынок. Информация станет нервной системой сверхсимволической экономики.

Изменение власти и социальной стратификации. Для первой волны характерна власть традиционных элит. Для второй волны "бюрократия есть самая распространённая форма власти во всех промышленных странах. В действительности именно бюрократы, а не демократически выбранные должностные лица обеспечивают работу всех правительств на повседневной основе и подготавливают подавляющее большинство решений, которые обычно приписывают президентам и премьер-министрам"1.

Сверхиндустриальное общество приводит к реструктуризации самой бюрократии. В сложном информационно ориентированном обществе информация беспрепятственно циркулирует благодаря телекоммуникационным и компьютерным сетям, поток информации подкрепляется материальным и денежным потоками.

Власть постепенно будет перетекать к тем структурам управления, которые контролируют информацию и расширяют сферу своих полномочий. Тем самым создаётся подвижная разнообразная система с постоянно меняющимися центрами власти.

Значение информации и знаний Тоффлер видит в том, что они "перевернули наш прежний мир и подорвали опоры власти, на которой он держался". Паровые двигатели и заводские трубы уничтожили монархии, остаётся делать предположения, какие структуры власти сформирует новое суперсимволическое общество. Сейчас мы стоим на нулевом уровне новой эпохи. 2

Общество. Общества первой волны изолированы и мозаичны. Общество второй волны характеризуется нарастающим единообразием – массовое образование, массовые средства информации, централизация власти, в промышленности - стандартизация, концентрация, максимизация в производстве.

Существенные изменения происходят со сверхиндустриальным обществом. Массовое общество начинает рассредоточиваться. Демассификация налицо во всех сферах жизнедеятельности. Распад массового общества проявляется в политической жизни. На смену массовой демократии приходит мозаичная демократия, которая соответствует мозаичной демократической структуре.

Общество всё больше дробится на "решающие меньшинства", которые трудно объединить под едиными лозунгами и целями. Это время возможностей для решающих меньшинств. В условиях нестабильного общества маленькая группа внезапно может стать решающей, если помощь извне придаст ей эффект снежного кома.

Изменения происходят во всём: в жизни, в обществе, в системе власти, в экономике. Прежний глобальный порядок, основанный на государственных отношениях, отмирает. Наступает кризис идентичности вследствие перекрёстной коммуникации, благодаря спутниковым технологиям телевещания, когда у человека появляется выбор между Си-эн-эн, Би-би-си, и новыми источниками информации, которые будут вещать на прозападную, происламскую и иные аудитории во всём мире, а люди будут их принимать, независимо от места жительства. Всё это будет сочетаться с широкомасштабной миграцией.

Книги Тоффлера1 есть культур-цивилизационные проекты будущего, не случайно он называет их "практопией", то есть практической утопией. Для Тоффлера будущее – это "постэкономическое", "сверхиндустриальное", "суперсимволическое" общество.

Это общество, функционирующее на базе передовой технологии и, что очень важно, на постматериалистической системе ценностей. Здесь всё иное: и политика, и образование, и мышление, а не только хозяйство и экономика. Возникают другие социокультурные институты и технологии управления.

Суперсимволическое общество основано на электронной инфраструктуре завтрашнего дня. Новый способ организации всего и вся и власти будет основан на информации. Появляется новый тип работника, который не владеет средствами производства, а владеет информацией, которая конвертируема во всё.

Господство информационных технологий способно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием. Человек будущего, по Тоффлеру, будет жить, прежде всего, в информационном пространстве. Мы пока не знаем, как это отразится на человеческой природе, приведёт ли это к изменению человеческого сознания.

Теория постиндустриального общества Д. Белла разработана в русле позитивистской социальной доктрины. Он пытается выявить потенциальные изменения в структуре общества, выработать действенные инструменты социального прогнозирования и дать социальный прогноз.

В теоретическом плане Д.Белл (р. 1919 г.) исходит из относительной автономности трёх основных сфер социальной жизни – экономики, политики и культуры. Это принимается как некий аксиоматический принцип (аналитический приём), облегчающий процесс исследования.

Ни одна из сфер не имеет по отношению к другим самодовлеющего характера. Он признаёт важнейшую роль экономического фактора. Белл отводит политическим институтам роль преодоления конфликтных ситуаций, минимизации противоречий, порождаемых функционирующим хозяйственным механизмом, декларирует огромную роль культуры, которая способна удержать общество в стабильном состоянии в процессе его трансформации, если будет соблюдён принцип консерватизма в культуре.

Стабильность общества в значительной степени обусловлена прочностью сохраняющихся в нём традиций и ценностно-нормативной системы. Технологические новации не требуют изменения культурных приоритетов и вполне могут быть оценены в рамках существующих представлений.

Идея культурного консерватизма означает в теории Белла, что глубинные изменения в экономической сфере не предполагают столь принципиальных изменений в сфере культуры. Однако это скорее желательный вариант развития событий, чем действительный. Белл обращает внимание на тот факт, что сама протестантская культура XVIII-XIX веков американского общества в двадцатом веке трансформировалась в сторону материалистического гедонизма, чему способствовало, как ни парадоксально, само капиталистическое развитие.

Теория постиндустриального общества создана изначально в таком виде, что смогла стать основой, базой для иных теорий и породить множество новых подходов, основанных на применении её основополагающих постулатов к оценке вновь возникающих тенденций. Ряд авторов пытаются найти иное терминологическое обозначение будущего общества, но остаются весьма близкими к постиндустриалистам в главных концептуальных положениях1.

Белл в проводимом исследовании опирается на эмпирический материал наиболее развитых на тот момент стран (середина двадцатого века), прежде всего США, на особенности развития, не вписывающиеся в марксистскую теорию. Будущее общество не будет идеальным, в рамках которого удаётся решать все проблемы. Постиндустриальному обществу будут присущи иные проблемы и противоречия, не являющиеся актуальными сегодня.

Для Белла не существует законов общественного развития. Основное внимание автора теории сводится к выявлению специфических тенденций развития передовых индустриальных стран в их движении к постиндустриальному обществу в сфере производства и в социальной структуре общества. Белл подчёркивает, что он сосредоточивает внимание на роли влияния технологии. Для него главное - к каким социальным изменениям приводят новые технологии и какие в связи с этим возникают проблемы перед другими системами, в частности, политической.

Таким образом, технологии, основанные на науке, являются движущим источником развития общества в целом и различных его элементов в частности, степень трансформации которых значительно отличается друг от друга.

Белл выделяет "три компонента этих перемен: в экономике имеет место сдвиг от обрабатывающих отраслей к сфере услуг; в технологии утверждается ведущая роль основанных на науке отраслей промышленности; в социологическом измерении формируются новые технократические элиты и возникает новый принцип стратификации"1.

Исторический процесс многосторонен. С одной стороны, история есть последовательная смена эпох доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. С другой стороны, каждая новая эпоха не замещает предыдущую, а пронизывает её, подобно тому, как бюрократия пронизывает общество или как новый текст пишется между строк старого пергамента, дополняя и изменяя его содержание.

Постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие общественные формы как "стадии" экономической эволюции, они сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры. Белл, в отличие от Маркса, - сторонник социальной эволюции. Маркс, опираясь на диалектический метод, приходит к выводу об основных характеристиках каждой следующей формации в отношении частной собственности, классов и т.д. У Белла, как и в марксизме, пути перехода от одного типа общества к другому могут быть существенно различными для разных народов, но логика этого движения одна. Однако есть и существенное различие.

У Белла новое общество не рождается из основных противоречий предшествующего. В марксизме каждая формация соответствует смене способов производства, где главное – смена несоответствующих производительным силам производственных отношений на соответствующие, - внутренний источник развития общества.

У Белла феодальное общество зародилось вне феодальной структуры - в свободных общинах и городах, которые уже освободились от вассальной зависимости. Свободные общины стали основой европейского торгового и индустриального общества, где человек опирался на собственные возможности, свою квалификацию, новую систему ценностей и готов был рисковать тем, чем он владел.

Как и Маркс, он рассматривает третье сословие торговцев и купцов основой нового социального слоя капиталистического общества. Однако их роль Белл видит в том, что они определили этос будущего общества и его ценностно-нормативную систему.

Здесь Белл ближе к Веберу, подчёркивавшему роль протестантской этики в формировании духа капитализма. По аналогии с возникновением индустриального общества, Белл рассматривает формирование постиндустриального. Корни постиндустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на производство. Научное сообщество зародилось в условиях капитализма, но не получило там полного своего развития и влияния. Наука как квазиавтономная сила будет развиваться и дальше. Научное сословие является монадой, содержащей в себе прообраз будущего общества1.

Человек. Наряду с различием типов технологий и базовых принципов организации индустриального и постиндустриального обществ, Белл во главу угла ставит человека и его место в различных "идеальных типах" общества через их сравнение.

Основное внимание сосредоточено на отношении человека к окружающему миру и другим людям. Для доиндустриального общества главным является взаимодействие человека с природой, для индустриального - взаимодействие человека с преобразованной природой, для постиндустриального - взаимодействие человека с человеком: врача с пациентом, педагога с учеником, чиновника с посетителем, администратора с подчинёнными и т.д.

"Игра между людьми" выходит на первый план. "Если прототип нового общества не может быть найден в определённом типе труда, центральным пунктом становится новый характер отношений, проявляющихся во взаимодействии и общении, в диалоге личностей". "Тот факт, что люди (в общественном производстве) сегодня общаются с другими людьми, а не взаимодействуют с машинами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе"1.

Типы обществ. Страны с различными социальными системами, по мнению Белла, можно классифицировать по типу экономики.

Страны с преимущественно добывающей экономикой следует отнести к доиндустриальным. Данный тип экономики базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти.

К индустриальным странам относятся те, где хозяйство носит, прежде всего, производящий характер, используется энергия и машинная технология для производства товаров. Нехватка энергоносителей и естественных (природных) ресурсов является фактором, ограничивающим промышленный рост.

Постиндустриальную экономику Белл называет обрабатывающей. Здесь обмен информацией и знаниями происходит при помощи телекоммуникаций и компьютеров. Внедрение новых перерабатывающих технологий неразрывно связано с новыми информационными технологиями, вместе они содействуют подъему производительности труда.

Белл выделяет два основных признака постиндустриального общества - центральная роль теоретического знания и расширение сектора услуг по отношению к производящему хозяйству. Он предупреждает о недопустимости вульгарного толкования сектора услуг, эта сфера не сводится к жаренью гамбургеров и работе прислуги.

В обществах будущего основной производительной силой станет наука. Потенциал каждого общества будет измеряться масштабами той информации и тех знаний, которыми оно располагает. Наука выполняет роль переустройства общества. Это эволюционный процесс изменения модели общества с "экономизированной" на "социологизированную". Старый мир не разрушается до основания, а обогащается новыми чертами, которые постепенно становятся доминирующими, что осуществляется не скачками, а эволюционным путём.

Выделяемые Беллом типы общества (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный) принципиально отличаются друг от друга и не возникают один из другого в том смысле, что идея индустриализма не возникла из аграрного способа производства. Каждый тип общества базируется на принципиально иной основе.

Индустриальное общество основано на машинной технологии, а постиндустриальное возникло - под воздействием технологии интеллектуальной. Труд и капитал – главные структурные элементы индустриального социума. Информация и знание – основа постиндустриального общества. Отличие информации от знания для Белла - вопрос принципиальный, объясняющий невозможность отождествления постиндустриального общества с информационным. Белл определяет общество будущего как постиндустриальное, а не "информационное общество", "общество услуг" или "общество знания", так как считает эти понятия односторонними или порождёнными модным поветрием.

Информация может выступать основным производственным ресурсом постиндустриального общества, но именно знание – внутренний источник прогресса этого общества.

Знания – это теории, факты, идеи и т.д. в систематизированной, упорядоченной форме, являющиеся результатом экспериментальной или теоретической деятельности, которые могут быть переданы через средства коммуникации.

Информация - это хранение, поиск и обработка данных, лежащая в основе всех видов обмена, осуществляемых в экономике и обществе. Сюда входят любые базы данных: от библиотечных сведений - до платёжных ведомостей, банковских и кредитных расчётов. Постиндустриальное общество порождено успехами науки, развивается благодаря успехам науки и реально управляется той социальной стратой, которая сделала эти успехи возможными.

Социальная организация постиндустриального общества. Социальные организации индустриального и постиндустриального общества сильно различаются. Постиндустриальное общество является "коммунальным обществом, где социальной единицей, скорее, выступает отдельное сообщество, нежели индивид, и целью становится достижение социального решения".

Координация людьми, а не вещами - основная задача постиндустриального общества. "Если борьба между капиталистами и рабочими характеризовала индустриальную систему, то постиндустриальное общество отмечено борьбой между профессионалами и массой как внутри организаций, так и внутри сообщества". Такое общество характеризует быстрота социальных перемен и, как следствие, быстрое изменение норм поведения.

Мировоззренческая ориентация на будущее стирает традиционные ценностные и моральные устои общества. В этой ситуации общественная жизнь рассматривается Беллом как игра между людьми. Высшее положение в обществе принадлежит профессионалам, владеющими знаниями, которым противостоит популизм масс. Путь достижения консенсуса, по всей видимости, будет за знанием или, в крайнем случае, за манипуляцией информацией.1 Многие проблемы, возникающие в постиндустриальном обществе, не будут иметь решения в рамках "экономизированного" подхода, большинство вопросов будет решаться с помощью политических мер достижения социального консенсуса.

Постиндустриальное общество - это коммунальное общество, в котором многие группы стремятся утвердить свои социальные права, свои требования к обществу политическими методами. Это общество, в котором резко возрастает роль политики. В таком обществе большинство проектов (будь-то образовательные или экологические) будут осуществляться с учётом групповых интересов.

Большинство решений будет приниматься и реализовываться посредством политических мер и с помощью планирования (Белл подчёркивает, что такое планирование нельзя отождествлять с плановой экономикой социализма). Сюда относятся те вопросы, которые не решаются методами рыночной экономики.

Многие вопросы жизни людей нельзя решить с помощью технических критериев, они замкнуты на ценностные и политические проблемы. К таким вопросам относятся те, ответ на которые балансирует между технической, экономической целесообразностью и достижением консенсуса в обществе.

К примеру, новую дорогу нужно прокладывать кратчайшим путём, наиболее экономичным или обходным, но экологически безопасным для людей, проживающих в населённых пунктах. Стоит ли в целях социальной справедливости квотировать места в учебных заведениях для определённых социальных, этнических, расовых групп, как среди учащихся, так и среди преподавательского состава и т.д. Таких проблем возникает бесчисленное множество.

В постиндустриальном обществе всё чаще придётся выбирать между политическим и техническим решением, производственной целесообразностью и социальной необходимостью. Актуальность и цена такого выбора будет нарастать по мере расширения новой общественной системы. Понятия эффективности и рациональности могут быть поставлены под сомнение именно с позиций социальной перспективы, баланса общественных настроений и требований. Главное в постиндустриальном обществе - рациональное управление социальным организмом, скоординированное распределение и перераспределение благ, при обеспечении максимальной личной свободы индивида.

Социальная структура такого общества иерархична. Это статусные группы - деление на основе квалификации и знания или горизонтальная стратификация. Она формируется на новом базовом принципе и состоит из четырех следующих основных статусных групп. 1) Класс (страта) профессионалов. Сюда относятся работники науки и прикладных типов знания (инженерные, экономические, медицинские), а также управленцы, религиозные деятели и деятели культуры и искусства. 2) Класс инженеров и полупрофессионалов. 3) Класс конторских служащих и торговых работников. 4) Класс работников ремесленного и неквалифицированного труда (синие воротнички).

Вертикальная стратификация состоит из ситусных групп. Здесь важна не квалификация работника, а его принадлежность к той или иной профессиональной структуре общества, так как конфликт интересов часто проходит между организациями, к которым относятся люди, независимо от их квалификации.

Взаимопроникновение статусных и ситусных групп чрезвычайно усложняет социальную структуру общества, так как уровень оплаты труда зависит не только от квалификации, но и от принадлежности к компаниям разной степени доходности. В постиндустриальном обществе отдельные корпоративные группы, основанные на ситусных признаках, станут основными субъектами политического процесса.

Третьей составляющей иерархии общества являются группы контроля, к которым относятся: а) высший эшелон власти или директорат (лидеры законодательной власти, лидер и аппарат исполнительной власти, высшая бюрократия и военное руководство); б) социальные, политические объединения и группы давления (партии, деловая, научная элиты, этнические диаспоры и т.д.).

Главными субъектами политической структуры станут, с одной стороны, директорат, а с другой - иные субъекты политического процесса: партии, лоббистские группы, общественные объединения, выражающие интересы устойчивых социальных групп.

Контроль над политической системой может со временем взять и меритократия (merit – заслуга) – система, где социальное положение люди будут занимать исключительно в соответствии с интеллектуальным потенциалом и способностью генерировать новое знание.

Не рассматривая данную позицию в качестве определяющей, Белл склоняется к тому, что постиндустриальное общество в значительной степени будет меритократией, где различия в занимаемом положении и получаемых доходах обусловлены различиями в технических знаниях и образовательном уровне. Именно это будет лежать в основе социального разделения труда1. Данный подход входит в противоречие с демократическими принципами западного общества, которые на сегодняшний день являются фундаментальными. Любая теория может быть принята, если она вписана в ценностную систему координат данного общества.

Постиндустриальное общество будет отличаться от современного более высокой политизацией и повышением роли коммунальных институтов. Здесь, как и в доиндустриальном обществе, на первое место выходит политическая целесообразность. Степень социализации формирующегося постиндустриального общества будет возрастать по мере достижения новых успехов в развитии технологии.

С возникновением новой социальной стратификации возникают и новые виды конфликтов. Уже в современном обществе "образование становится оборонительной формой расходов, защищающей место человека на рынке". Получив образование, человек не столько повышает свои доходы, по сравнению с тем уровнем доходов, какой он имел бы без образования, сколько страхует себя на будущее в ситуации, когда общеобразовательный уровень других резко возрастёт. Одной из форм борьбы социально ущемлённых групп становится требование "свободного доступа" в университеты. Это требование рассматривается ими как шанс на самосовершенствование, независимо от стартовых позиций индивида.

Экономика. Переход к постиндустриальному обществу осуществляется в рамках новой системы политической организации, в результате чего становится возможно преодолеть разрушительные рыночные тенденции и обеспечить переход к программируемой экономике. Речь идёт об устарелости институтов частной собственности и рынка, по сути дела речь идёт о государственном капитализме.

Белл определяет экономику постиндустриального общества как нерыночную экономику благосостояния. Уровень развития индустриального общества определяется объёмом ВВП, уровень развития постиндустриального общества определяется "качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами – здравоохранением, образованием, отдыхом, культурой, которые становятся желанными и доступными для каждого"1.

Меняются и системобразующие параметры общества. Собственность была экономической основой индивидуализма в западном обществе, не говоря о том, что она была основой хозяйства индустриального общества. Уже сейчас собственность трансформируется. Значительная часть собственности контролируется не владельцами, а управляющими. Произошло изменение и самого содержания собственности, теперь она состоит не только из реальных вещей, но из субсидий, контрактов, даже претензий.

Ценности, распределяемые правительством, постепенно заменяют традиционные формы богатства. Социальное страхование заменяет сбережения, всё большее число американцев живёт на субсидии, предоставляемые государством, субсидии также предоставляются фермерам, корпорациям, университетам1. Это может рассматриваться как система политических сделок между различными частями общества, и в этой игре появляется всё большее число участников.

Постиндустриальное общество имеет как простейшие, так и более сложные характеристики. Простейшие относятся к сфере занятости, где большая часть рабочей силы занята не в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, а в сфере услуг, к которой относятся финансы, транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений, сфера науки, образования, управления и торговля.2





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...