Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гносеология - учение о познании 4 страница



Относительная самостоятельность формы выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Изменение формы представляет собой перестройку порядка связей внутри предмета. Этот процесс развертывается во времени, осуществляется через противоречия, коллизии, поэтому он "запаздывает" по сравнению с изменением самого содержания. Отставание формы от содержания означает несоответствие одного другому. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.

Мудрость заключается в том, чтобы не упускать из виду ни содержательную сторону объекта, ни формальную, в умении выбрать нужную форму организации дела в данный момент. Выбор и разработка гибких форм - одна из самых важных задач в политике, дипломатии.

Категории формы и содержания, их гармоническое единство имеют колоссальное значение в процессе художественного творчества, где без свободного владения формой невозможно создавать произведения значительного содержания. Чем больше форма художественного произведения соответствует его идее, тем оно удачнее. И великие творения искусства очаровывают нас своей красотой потому, что их форма и содержание находятся в гармонии.

ПРИЧИННОСТЬ

Принцип причинности (каузальности, лат. causa - причина) - это важнейший философский принцип для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (называемое причиной) обусловливает другое (называемое следствием или действием).

В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование бес­причинных событий противоречило бы и принципу материального единства мира, и принципу развития, и принципу универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость от всего остального материального мира.

С есте­ственнонаучной точки зрения существование беспричинных событий входит в противоречие с законом сохранения материи, движения и энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо из ничего. За признанием всеобщности причинности в силу ее субстанциаль­ного характера стоит старая философская максима: "Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто".

Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явления и называется в философии принципом причинности. Принцип причинности устанавливает определенное внутреннее отношение между явлениями, устанавливает такую связь между ними, при которой всякий раз за одним следует другое. Для более подробного разъяснения данного принципа обратимся к толкованию самого понятия причины.

Понятие причины

В самом общем смысле причина - это явление, вызывающее к жизни другое явление; результат действия причины - следствие.

В старину между стенами здания, подлежащего сносу, помещали прочный железный стержень и разводили под ним костер. От нагревания стержень удлинялся, распирал стены, и они разваливались. Нагревание здесь причина, расширение стержня - ее следствие. Камень попадает в окно и оно разлетается на осколки. Молния ударяет в дерево, оно раскалывается и обугливается. Во всех случаях одно явление (причина) вызывает, порождает, производит и т.п. другое явление - свое следствие.

1. Причина всегда предшествует во времени следствию. Сначала железо нагревается, а затем начинает расширяться. Окно раскалывается не до удара камня, а после него и т.д. Основываясь на этом очевидном свойстве причины, человек всегда ищет причину интересующего его явления только среди тех явлений, которые предшествовали ему, и не обращает внимания на все, что случилось позднее.

2. Причинная связь необходима, ибо всякий раз, когда есть причина, неизбежно наступает и следствие. Вода при нормальном атмосферном давлении нагревается до 100°С, закипает и превращается в пар. Можно миллион раз нагревать воду до кипения и она всегда будет переходить в пар. И если бы при миллион первом нагревании этого вдруг не произошло, мы должны были бы сказать, что между нагреванием воды и превращением ее в пар нет причинной связи. Названных характеристик причины, однако, недостаточно для того, чтобы отличить ее от связей других типов.

3. Наступлению каждого явления предшествует бесконечное множество других явлений. Но только одно из них может быть его причиной. Постоянное следование одного явления за другим не говорит еще, что предшествующее - причина последующего. Ночь всегда предшествует утру, а за утром неизменно наступает день. Но ночь - не причина утра, а утро - не причина дня. Как предостерегает латинское изречение: " После этого не значит вследствие этого ".

4. Следствие обязательно наступает в случае реализации причины. Но причина, сверх того, порождает и обусловливает следствие. В этом - еще одна особенность причинной связи, отграничивающая ее от всех иных случаев постоянного следования одного явления за другим. Без этой особенности причинную связь невозможно характеризовать однозначно. Без нее нельзя, в частности, отличить причину от повода, т.е. события, которое непосредственно предшествует другому событию, делает возможным его появление, но не порождает и не определяет его.

Допустим, что на нитке подвешен камень. Нитка разрезается, камень падает. Что является причиной падения? Ясно, что разрезание нитки - только повод, а причина - земное притяжение. Если бы камень лежал на поверхности или находился в состоянии невесомости, он, лишенный подвески, не упал бы.

5. Для причинной связи также характерно, что с изменением интенсивности, или силы действия, причины, соответствующим образом меняется и интенсивность следствия.

6. Причинность, наконец, всеобща. Нет и не может быть беспричинных явлений. Все в мире возникает только в результате действия определенных причин. Это - закон причинности, требующий естественного объяснения всех явлений природы и общества.

Причинные связи

Изложенные выше особенности причинности обусловливают специфическую ее черту: наличие причинной связи нельзя установить на основе только наблюдения. Здесь необходимо и рассуждение. Чтобы определить, какое из двух деревьев выше, мы сравниваем их и приходим к соответствующему заключению. Решая вопрос, является ли один человек братом другого, мы изучаем их прошлое и пытаемся определить, имели ли они общих родителей. И в первом, и во втором случае нет необходимости рассматривать какие-то другие деревья и других людей.

Иначе обстоит дело с причинными связями. Предположим, мы видим, что камень летит к окну, ударяется об оконное стекло, и стекло раскалывается. Мы говорим, что удар камня был причиной разрушения стекла. Мы видели, как камень ударил в стекло, а стекло, как мы хорошо знаем, всегда раскалывается от сильного удара. Увидев летящий в окно камень, мы можем заранее предсказать, что произойдет. Но представим, что перед окном была прозрачная пластмассовая поверхность, и в тот момент, когда камень ударился о пластмассу, кто-то в доме, чтобы обмануть нас, незаметно разбил окно. В обычных ситуациях мы исключаем такой обман и уверенно говорим, что видели своими глазами причину разрушения стекла.

Этот упрощенный пример говорит о том, что о причинной связи нельзя судить только на основе наблюдения, относящегося к одному случаю. Необходимо сопоставление нескольких сходных случаев, а также знание того, что обычно происходит в соответствующих ситуациях.

Причину можно установить только на основе рассуждения. В логике разработаны определенные методы проведения таких рассуждений, получившие название принципов, или канонов, индукции. Первая формулировка этих принципов была дана еще в начале 17 в. английским философом Ф. Бэконом. Систематически они были исследованы в XIX Дж.С. Миллем. Отсюда их наименование - "каноны (принципы) Бэкона — Милля".

Виды причин

Сегодня в философии принято различать полную причину и причину специфическую.

Полная причина - это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых необходимо наступает следствие.

Специфическая причина - это совокупность ряда обстоятельств, появление которых (при наличии множества других обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации), ведет к появлению следствия.

Установление полной причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, а потому обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины.

Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере причинности, считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает причинность, сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Д.Юм), либо, признавая причинность как необходимую связь, считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом, имеет априорный характер (И.Кант).

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Детерминизм и индетерминизм (от лат. determino - определяю, in - не) - два важнейших принципа философии, противоположных относительно вопроса об обусловленности одних явлений другими.

Детерминизм – это учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности. Детерминизм утверждает определяемость одних событий или состояний другими.

Индетерминизм является отрицанием детерминизма. Каузальная детерминация рассматривается обычно как частный случай детерминированности, а именно, как определяемость событий их причинами или следствиями.

Многие события или состояния таковы, что в одно время является детерминированным их наличие, а в другое - отсутствие. Наступление некоторого события или состояния может быть детерминировано в одно время и не детерминировано в другое. Можно утверждать, например, что выпадение дождя сегодня детерминировано, а выпадение его послезавтра - нет; можно, сверх того, заявлять, что сегодняшний дождь был детерминирован событиями, имевшими место еще неделю назад, но не был детерминирован событиями годичной давности.

Детерминизм

Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией; если момент детерминации расположен позднее момента, в который происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации. В случае каузальной детерминации речь идет, соответственно, о причинной детерминации и следственной детерминации.

Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Во многих случаях (особенно в случае каузальной детерминации) сосредоточение внимания исключительно на определенности последующего предшествующим оправданно. Вместе с тем, необходимо прояснить и понятие постдетерминации (которая может быть названа также телеологической, или целевой, детерминацией).

Преддетерминация

Можно выделить два основных типа определенности последующих событий предшествующими: во-первых, каузальную детерминацию и, во-вторых, вызревание предпосылок для последующего наступления конкретного события.

Например, в XV в. в Западной Европе созрели предпосылки для модернизации и перехода от традиционного общества к индустриальному; в XVII в. появились предпосылки для создания классической механики, в XIX в. - предпосылки для формулировки развитой теории социализма, и т.п.

Прошлое воздействует на настоящее и будущее не только каузально: оно открывает определенные возможности, что, собственно, и заставляет постоянно обращаться к нему. Формирование предпосылок вряд ли можно отождествить с каузальной детерминацией, ибо причина с необходимостью влечет наступление следствия, в то время как предпосылки не связаны со следующим за ними событием отношением необходимости. Предпосылки задают лишь возможности.

Постдетерминация

Аналогично выделяются два основных типа постдетерминации: во-первых, телеологическая (целевая) детерминация и, во-вторых, - постепенное вызревание целей.

Например, можно сказать, что многие действия человека предопределены тем, что он задумал осуществить; что в конце концов он должен умереть; что для верующих христиан наступит апокалипсис и т.п.

Судя по всему, важное для гуманитарных рассуждений понятие судьбы должно быть отнесено не к преддетерминизму, а к постдетерминизму, причем именно к случаю вызревания целей.

Каузальная детерминированность

Каузальная детерминированность не единственный, но, по-видимому, наиболее интересный случай детерминированности. Имеется большое число различающихся по своей силе "принципов детерминации". Удобнее всего рассмотреть их применительно к каузальной детерминации, рассуждения о которой можно распространить на детерминацию любого вида.

Согласно принципу строгого детерминизма, всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в каждый момент времени.

Два частных случая этого принципа, касающиеся причинно-следственной детерминации, таковы: "каким бы ни было событие и в какой бы момент времени оно ни происходило, причина этого события существует во всякий предшествующий его наступлению момент" (или, короче, "причины всех событий уходят бесконечно в прошлое"); аналогично и "следствия каждого события существуют в сколь угодно отдаленный момент будущего".

Более слабой версией принципа детерминизма является положение: "существуют такие события, что, независимо от того, в какое время они происходят, их наличие в это время каузально детерминировано во всякое время". Частными случаями последнего принципа являются утверждения: "существуют события, причины которых простираются бесконечно в прошлое", и "следствия некоторых событий могут быть обнаружены в сколь угодно отдаленном будущем". Т.е. здесь признаются детерминированными лишь некоторые события.

Индетерминизм

Граница между детерминизмом и индетерминизмом не является четкой. В некоторых случаях эти принципы взаимопереходят друг в друга. Если под индетерминизмом понимается позиция, находящаяся в противоречии с некоторой детерминистической позицией и возможны несколько версий принципа каузального детерминизма, то нужно признать, что существует и несколько версий принципа каузального индетерминизма.

Наиболее сильная формулировка принципа детерминизма постулирует каузальную детерминированность всякого явления во всякое время. По аналогии с ней наиболее сильная формулировка индетерминизма строго отрицает наличие моментов времени, в которые было бы каузально детерминировано то или иное событие.

Наиболее слабая версия принципа детерминизма постулирует существование событий, отдельные случаи наступления которых каузально детерминированы в некоторые моменты времени. Аналогично слабая формулировка принципа индетерминизма утверждает существование некоторых событий, наличие которых в определенное время не является каузально детерминированным в то или иное другое время.

Различию между причинным и следственным детерминизмом соответствует различие между причинным и следственным индетерминизмом. Например, принцип индетерминизма, утверждающий, что всякое явление независимо от того, когда оно происходит, не является каузально детерминированным в некоторое время, имеет следующие два частных случая:

1) версия причинного индетерминизма: для всякого события существуют моменты времени, в которые оно еще не имеет причины;

2) версия следственного индетерминизма: нет событий с бесконечно протяженными во времени следствиями.

Детерминизм или индетерминизм?

Особый интерес представляет возможность комбинации принципов детерминизма с теми или иными принципами индетерминизма. Существование комбинированных позиций, объединяющих детерминистические утверждения с индетерминистическими, является, по-видимому, основной причиной разногласий по поводу различения детерминизма и индетерминизма.

Самая сильная версия детерминизма несовместима ни с одним из вариантов индетерминизма. Сходным образом, самая сильная формулировка индетерминизма не может быть дополнена без противоречия тем или иным утверждением о существовании причин или следствий.

Но имеются неполные детерминистические и индетерминистические позиции. Они-то и оставляют открытым вопрос о детерминированности или недетерминированности некоторых явлений в отдельные периоды времени.

Примерами неполных позиций могут служить следующие две:

1) некоторые события детерминированы во все моменты времени;

2) неверно, что каждое событие детерминировано всяким предшествующим ему во времени.

Первую из них можно расширить до полной детерминистической позиции, вторую - до полной индетерминистической. Но можно также объединить приведенные два утверждения и получить комбинированную позицию, согласно которой существуют, как всегда, детерминированные события, так и события, не обусловленные в некоторые, по меньшей мере, временные фрагменты, предшествующие их наступлению.

Комбинированные позиции в вопросе детерминизма и индетерминизма достаточно часто встречаются в истории философии. Одна из первых таких позиций обосновывалась Аристотелем, который был убежден в однозначной определенности прошлого ("прошлое не может не быть") и неполной определенности будущего.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.

Случайность же - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации:

или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса;

или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления.

Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе - к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость же такого рода приобретает, в свою очередь, характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше.

Однако необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или от­сутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта пред­посылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружаю­щего мира. Выходит, что необходимость относительна.

Говоря о необхо­димости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относитель­ный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.

Г. В. Плеханов отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных, цепей или линий существования различных объектов. Необходи­мой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последова­тельность образует линию его существования. Пересечение же внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает случайность.

Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

1. Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и, вместе с тем, отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.

2. Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе до­рогу через массу случайностей.

3. Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости.

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем. Диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса.

Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия.

По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

В целом, принцип детерминизма является одной из наиболее выраженных интенций философского и научного познания, явно или косвенно участвующей в регуляции научного поиска.

Прин­цип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный харак­тер. Другими словами, он дает ответ на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос.

§ 5. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ И ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

ЗАКОН

Закон, по словарю Даля, – это то, чем дело закончено, это предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти.

Закон Божий – это откровение, составляющее сущность веры.

Закон природы, или естественный закон, – это то, чему неизбежно следует вся вещественная природа.

Законы гражданские устанавливаются гражданскою, государственною властью для обеспечения быта граждан.

Законы обладают различной степенью общности. В зависимости от сферы действия различают универсальные, общие и специфические законы. К универсальным законам относятся формально-логические и законы диалектики.

ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Общая характеристика

Закон мышления – это внутренняя, существенная, необходимая связь между мыслями.

Наиболее простые и, вместе с тем, необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Эти законы называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они имеют необходимый и всеобщий характер, действуют во всяком процессе мышления не зависимо от того, в какой форме он протекает.

Кроме основных, существуют формально-логические законы, связанные с отдельными формами мышления, с отдельными логическими операциями, например, закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия и другие.

Формально-логические законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания как отражение самых обычных свойств и отношений предметов действительности, их качественной определенности, относительной устойчивости. Ведь каждый предмет, несмотря на происходящие с ним изменения, остается относительно определенным предметом с присущими ему свойствами, позволяющими отличать его от других предметов. Например, каждый человек на протяжении своей жизни меняется; меняются его привычки, черты характера, внешний облик. Тем не менее, несмотря на все изменения, он остается определенным человеком, с присущими ему особенностями, отличающими его от других людей.

Отражая связи и отношения предметов действительности, согласуясь с ее законами, законы формальной логики не являются непосредственно законами самих вещей и явлений. Это отличает их от диалектических законов мышления, представляющих собой отраженные в человеческой голове законы развития внешнего мира. Формально-логические законы - это законы правильного построения и связи мыслей. Выражая необходимые условия правильного мышления, они действуют в любом рассуждении, в познании любых предметов и явлений, в том числе в познании сложных диалектических процессов.

Закон тождества

Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль тождественна сама себе, «а есть а» (или а = а), где а обозначает любую мысль. Из сущности этого закона вытекает важное требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.
Требование закона тождества очевидно, однако нередки случаи, когда оно нарушатся. Отождествление различных мыслей или различение тождественных мыслей возникает, например, в связи с особенностями их языкового выражения. Одну и ту же мысль можно выразить в различной языковой форме, что нередко приводит к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой.

Особенно опасны в этом отношении синонимы и омонимы, неправильное употребление которых ведет к нарушению логического строя мысли. Так, под словом "заключение" в логике понимают суждение, вытекающее из других посылок. Этим же словом обозначается состояние лица, лишенного свободы, подвергнутого аресту. Употребление таких слов в одном значении означает отождествление различных понятий, и, наоборот, употребление одного из них в различных понятиях означает ошибочное различение тождественных понятий. И в первом, и во втором случаях требование закона тождества нарушено.

Отождествление различных мыслей может произойти в результате того, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т. д. вкладывают в одно и то же понятие разный смысл.

Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку - подмену понятия, сущность которой состоит в том, что вместо данного понятия и под видом данного понятия употребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и сознательной, преднамеренной, Подмена понятия означает подмену предмета рассуждения. Рассуждение в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они и будут ошибочно приниматься за один предмет.

Закон непротиворечия

Для того чтобы правильно познавать действительность, наши суждения не должны быть противоречивыми. Противоречия делают мышление непоследовательным, бессвязным, они разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно.

Закон непротиворечия действует в отношении всех противоположных суждений - и противных (контрарных) и противоречащих (контрадикторных). Он указывает, что два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно. Что касается другого суждения, то оно может быть как истинным, так и ложным.

Закон непротиворечия можно выразить формулой, применяемой математической логикой в исчислениях высказываний: «а или не-а». В этой формуле под а имеется в виду любое суждение, под не-а – суждение, отрицающее суждение а. Утверждая что-либо о каком-либо предмете, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.

Если мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака, никакого противоречия не будет. Не будет противоречия между суждениями, если речь идет о разных предметах. Противоречия не будет и в том случае, если мы что-либо утверждали и то же самое отрицаем относительно одного лица, но рассматриваемого в разное время. Наконец, один и тот же предмет нашей мысли может рассматриваться в разном отношении.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...