Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Измерения и уровни семиозиса



Отталкиваясь от трех соотносительных членов троичного отношения семиозиса (знаковое средство, десигнат и интерпретатор), можно абстрагировать и рассмотреть ряд бинарных отношений. Можно, например, изучать отношения знаков к их объектам. Это отношение – семантическое измерение семиозиса; изучение этого измерения – семантика. Предметом изучения может стать отношение знаков к интерпретаторам. Это отношение – прагматическое измерение семиозиса, а изучение этого измерения - прагматика.

Третье измерение семиозиса – синтаксическое, а наука – синтактика. Это изучение связи знака с другими знаками.

В каждом данном случае некоторые из измерений могут отсутствовать.

Означение-десигнация может происходить на разных уровнях, соответственно существуют и разные уровни десигнатов.

Семиотика (наука) включает в себя три подчиненные ей дисциплины – синтактику, семантику, прагматику, которые изучают соответственно синтаксическое, семантическое и прагматическое измерения семиозиса.

Язык

Язык как система взаимосвязанных знаков имеет такую синтаксическую структуру, что некоторые из допустимых в ней сочетаний знаков могут функционировать как утверждения, и имеет такие знаковые средства, которые могут быть общими для многих интерпретаторов.

СИНТАКТИКА

Формальная концепция языка

Синтактика как изучение синтаксических отношений знаков независимо от их отношения к объектам или интерпретаторам разработана лучше других отраслей семиотики.

Синтактика разрабатывается логическим синтаксисом, который сознательно отвлекается от семантического и прагматического измерения семиозиса и сосредоточивает внимание на логико-грамматической структуре языка, то есть на синтаксическом аспекте семиозиса. При таком рассмотрении язык выступает как совокупность объектов, связанных между собой в соответствии с двумя классами правил: правил образования, которые определяют допустимые самостоятельные сочетания членов данной совокупности (такие сочетания называются предложениями), и правил преобразования, определяющих предложения, которые могут быть получены из других предложений. И те и другие правила можно определить термином «синтаксическое правило». Синтактика – это изучение знаков и их сочетаний, организованных согласно синтаксическим правилам.

Однако при всей важности роли логического синтаксиса его нельзя отождествлять с синтактикой в целом. Логический синтаксис ограничивает свой круг исследований синтаксической структуры лишь таким типом знаковых сочетаний, которые преобладают в науке, то есть сочетаниями, которые с семантической точки зрения называются утверждениями, включая также сочетания, которые используются при их преобразовании. Так, согласно Карнапу, термин “предложение” применим не к каждому самостоятельному сочетанию знаков, допускаемому языковыми правилами. Например не-предложениями являются приказания и многие стихотворные строки.

Языковая структура

Можно рассмотреть структуру языка, прибегая к помощи семантики и прагматики. Они могут пролить свет на синтаксическое измерение семиозиса.

Слова приобретают друг с другом связи, соответствующие связям реакций, частью которых являются знаковые средства Способы их употребления и составляют прагматический фон правил образования и преобразования. Синтаксическая структура языка – это взаимосвязанность знаков, обусловленная взаимосвязанностью реакций, результатом или частью которых являются знаковые средства

Если единичный знак (например, конкретное указание жестом) может обозначать только единичный объект, он имеет статус индекса; если он может обозначать множество вещей (как, например, слово человек), то он способен сочетаться различным образом со знаками, которые эксплицируют или ограничивают сферу его применения; если же он может обозначать всё (как например, слово нечто), тогда он имеет связи со всеми знаками и тем самым имеет универсальную импликативность, иначе говоря, имплицируется каждым языковым знаком языка. Эти три вида знаков будут названы соответственно индексальными, характеризующими и универсальными.

Знаки, таким образом, могут различаться тем, в какой степени они обусловливают определенные ожидания. Если мы скажем, “Указывается нечто”, - это не даст повода для определенных ожиданий, не позволит понять то, на что указывается; употребление слова животное без дальнейшего уточнения вызывает определенную совокупность реакций, но они еще недостаточно конкретизированы. Употребление слова этот в реальной ситуации, подкрепленное жестом или позой, направляет внимание на конкретный объект, но дает минимум ожиданий относительно характера того, что обозначено. Универсальные знаки играют важную роль, позволяя говорить о десигнатах знаков обобщенно, без обязательной конкретизации знаков или десигнатов; ценность таких слов в определенных ситуациях видна из того, с какими трудностями сопряжены попытки избегать слов типа объект, сущность, нечто. Однако более важным является сочетание указывающих и характеризующих знаков (Эта лошадь бежит), поскольку в таком сочетании точность референции указывающего знака соединена с определенностью ожидания, связанной с характеризующим знаком. Сложные разновидности таких сочетаний изучаются формально в предложениях логических и математических систем, и именно к ним (при рассмотрении с точки зрения семантики) применимы предикаты истинности и ложности. Их важность отражена в том, что во всех формальных системах обнаруживается различие двух видов знаков, соответствующих указывающим и характеризующим знакам.

Предложение, способное быть истинным или ложным, предполагает знаки-индексы, характеризующий знак-доминанту, а возможно, и характеризующие спецификаторы, а также некоторые знаки, показывающие отношение характеризующих знаков друг к другу и к членам своих собственных классов. Отсюда общая формула такого предложения:

Характеризующий знак-доминанта [характеризующие спецификаторы

(индексальные знаки)].

Условия, в которых произносится высказывание, могут продиктовать, что в качестве знака-доминанты следует взять лошадь (Эта белая лошадь бежит медленно) или какой-либо другой знак; таким образом выбор знака-доминанты определяется, по существу, прагматическими соображениями. Знак-доминанта может быть даже более общим: это может быть знак, показывающий, что дальше следует утверждение или мнение, которого придерживаются с определенной степенью уверенности.

Для того чтобы получились вразумительные сочетания знаков, необходимо, чтобы в соответствующем языке были специальные знаки (- ит, -о, -ая и др.), указывающие на отношения других знаков, и чтобы эти знаки отличались от тех знаков в языке синтактики, которые означают эти отношения как свои десигнаты.

СЕМАНТИКА

Семантическое измерение семиозиса

Семантика имеет дело с отношением знаков к их десигнатам и тем самым к объектам, которые они обозначают (денотируют) или могут обозначать (денотировать). Как и в других дисциплинах, связанных со знаками, в семантике можно провести различие между чистой и дескриптивной семантикой. Чистая семантика предлагает терминологию и теорию, необходимые, чтобы говорить о семантическом измерении семиозиса, а дескриптивная семантика изучает реальные проявления этого измерения.

“Семантическое правило” в пределах семиотики означает (имеет своим десигнатом) правило, определяющее, при каких условиях знак применим к объекту или ситуации; такие правила устанавливают соответствие между знаками и ситуациями, которые данные знаки способны обозначать (иметь своим денотатом, денотировать). Знак может обозначать (иметь денотатом) все то, что отвечает условиям, сформулированным в семантическом правиле, тогда как само правило констатирует условия означения (десигнации) и тем самым определяет десигнат (класс или род денотатов).

Семантическое правило для индексального знака, такого, как указание жестом, формулируется просто: в каждый момент знак означает (имеет своим десигнатом) то, на что указывается. В общем, индексальный знак означает то, на что он направляет внимание. Индексирующий знак не характеризует свой денотат (за исключением того, что приблизительно указывает его пространственно-временные координаты) и не должен быть похожим на то, что обозначает. Знак же характеризующий характеризует то, что он может обозначать (денотировать). Это становится возможным благодаря тому, что знак обнаруживает в себе самом свойства, которыми должен обладать его объект как денотат, и в таком случае характеризующий знак является знаком иконическим; если это не так, характеризующий знак можно назвать символом. Фотография, карта звездного неба, модель – иконические знаки; тогда как слово фотография, названия звезд и химических элементов – символы. “Концепт” можно рассматривать как семантическое правило, определяющее употребление характеризующих знаков. Семантическое правило употребления иконических знаков состоит в том, что они обозначают (денотируют) те объекты, которые имеют те же свойства, что и сами знаки, или – чаще - некоторый ограниченный набор их признаков. Семантическое правило употребления символов формулируется с помощью других символов (правила употребления которых не подлежат выяснению) или посредством указания на конкретные объекты, служащие в качестве моделей (и следовательно, играющие роль иконических знаков); именно тогда соответствующий символ употребляется для обозначения объектов, сходных с моделями.

Семантическое правило употребления предложения предполагает отсылку и к семантическим правилам употребления составляющих его знаковых средств. Предложение – это сложный знак, в том смысле, что десигнат индексального компонента является также десигнатом компонента, представляющего собой знак характеризующий. Десигнат предложения – это, следовательно, десигнат индексального знака, выступающий в качестве характеризующего знака; когда ситуация удовлетворяет семантическому правилу предложения, она есть денотат данного предложения (и о предложении тогда можно сказать, что оно истинно для данной ситуации).

Различие между индексальными знаками и знаками-символами объясняется различием видов семантических правил. Десигнатами индексальных знаков можно считать вещи, десигнатами одноместных характеризующих знаков – свойства, десигнатами двух (или более)-местных характеризующих знаков – отношения, десигнатами предложений – факты или положение дел; сущности могут быть десигнатами любых знаков, какими бы они ни были.

Могут существовать знаки, по существу ничего не обозначающие, то есть имеющие недействительную денотацию. Само понятие знака предполагает понятие десигната, но отсюда не следует, что обозначаемые объекты должны существовать реально. Десигнат знака есть то, что знак может обозначать, то есть такие объекты или ситуации, которые в соответствии с семантическим правилом употребления могли бы быть соотнесены со знаковым средством с помощью семантического отношения денотации.

В общеупотребительном языке есть много знаков, которые указывают на реакцию того, кто пользуется знаками, на описываемую ситуацию (К счастью, он пришел) или даже на знаки, которые он сам использует в описании (например, при выражении разной степени уверенности в том или ином утверждении). Такие слова в дискурсе имеют семантическое измерение только на более высоком уровне семиозиса, поскольку прагматическое измерение процесса семиозиса денотируется не в этом процессе, а лишь в процессе более высокого уровня.

Десигнаты знаков в том или ином дискурсе (а следовательно, и обозначаемые как денотаты объекты, если таковые имеются) не находятся на одном и том же уровне: десигнаты некоторых знаков следует искать на уровне семиотики, а не на уровне самого языка-объекта, на котором говорят о вещах; в данном дискурсе такие знаки просто указывают (но не означают в качестве своих десигнатов) отношения других знаков друг к другу или к интерпретатору – в терминах схоластики, они привносят нечто от материальной и простой суппозиции в функционирование терминов в личной суппозиции. Пласты знаков столь же сложны и с таким же трудом поддаются обнаружению, как и геологические отложения; научный и психологический эффект от их обнаружения в любом случае может оказаться значительным.

ПРАГМАТИКА

Прагматическое измерение семиозиса

Термин “прагматика” явно был создан с оглядкой на термин “прагматизм”. Вполне вероятно, что непреходящее значение прагматизма кроется в том, что он обратил более серьезное, чем прежде, внимание на отношение знаков к их пользователям и впервые глубоко и всесторонне обосновал важное значение этого отношения для понимания мыслительной деятельности. “Прагматика” – дисциплина, изучающая отношения знаков к их интерпретаторам. Поскольку интерпретаторами большинства (а может быть, и всех) знаков являются живые организмы, достаточной характеристикой прагматики было бы указание на то, что она имеет дело с биотическими аспектами семиозиса, иначе говоря, со всеми психологическими, биологическими и социологическими явлениями, которые наблюдаются при функционировании знаков.

С исторической точки зрения, в качестве ранней ограниченной формы прагматики можно рассматривать риторику; к прагматическому аспекту науки постоянно обращались также авторы и интерпретаторы различных экспериментальных исследований.

Если из прагматизма извлечь то, что представляет интерес для прагматики, то результат можно сформулировать так: Интерпретатор знака – организм; Интерпретанта – это навык организма реагировать под влиянием знакового средства на отсутствующие объекты, существенные для непосредственной проблемной ситуации, как если бы они были налицо. Благодаря семиозису организм учитывает существенные свойства отсутствующих объектов или ненаблюдаемые свойства наличествующих объектов, и в этом заключается общее значение идей как инструмента. Если объектом, вызывающим реакцию, выступает знаковое средство, организм ожидает ситуацию того или иного рода и на основании этого ожидания может подготовить себя заранее к тому, что может произойти.

Семантическое правило имеет своим коррелятом в прагматическом измерении навык интерпретатора использовать знаковое средство при определенных обстоятельствах и, наоборот, ожидать что-то, если используется данный знак.

Язык – это социальная система знаков. Понимать язык – значит употреблять только те сочетания и преобразования знаков, которые приняты в данной социальной группе; обозначать объекты и ситуации так, как это делают члены этой группы; иметь, когда используются определенные знаковые средства, те же ожидания, что и у других членов, и выражать свои собственные состояния так, как это делают другие. Короче говоря, понимать язык – значит следовать правилам употребления, принятым в данной социальной общности людей.

Чарльз Уильям Моррис. Из книги “Значение и означивание”. Знаки и действия //Семиотика: Антология. М., 2001 С 129-148.

Семиотика ставит своей целью создание общей теории знаков во всех формах и проявлениях. Таким образом, семиотика – это интердисциплинарная сфера.

Широкий интерес к этой области вызван отчасти верой в то, что знаковые процессы более высокого уровня (часто называемые символами) имеют важнейшее значение для понимания человека и его действий. Эрнст Кассирер назвал человека “символическим животным”.

Измерение значения

Знаки, которым обычно приписывают обладание значением-сигнификацией, существенно различаются по тому, какое значение-сигнификацию они имеют. Очевидные примеры этому – слова черный, хороший, следует.

Знак является означающим, или дезигнативным, если он означает наблюдаемые свойства окружения или действующего лица. Знаки могут иметь оценочное значение (apprasive) или являться предписывающими (prescriptive), если они означают, как надо реагировать на объект или ситуацию. Черный - является преимущественно десигнативным знаком, хороший - оценочным, а следует - прескриптивным. Разумеется, при этом всегда важен контекст, и в некоторых контекстах черный может оказаться преимущественно оценочным или предписывающим, хороший – десигнативным или предписывающим, а следует - десигнативным или оценочным. Анализируя слово само по себе, нельзя определить, какова его сила по трем измерениям. Для этого требуется изучение конкретного действия в конкретной ситуации.

Трем измерениям значения соответствуют различные виды интерпретант. Интерпретанта знака – это предрасположенность реагировать определенным образом под воздействием знака. В десигнативном измерении значения интерпретантой соответственно является предрасположенность реагировать на означенный объект как если бы он обладал определенными наблюдаемыми свойствами.

В случае оценивающих знаков интерпретантой является предрасположенность действовать по отношению к означиваемому объекту, как если бы он был удовлетворительным или неудовлетворительным.

В случае предписывающих знаков интепретантой является предрасположенность действовать определенным образом по отношению к означаемому объекту или ситуации.

Важно отметить, что любой данный знак способен в той или иной степени функционировать во всех измерениях значения и, следовательно, иметь все интерпретанты, соответствующие измерениям.

Выделяют также знаки, которые называют логическими (или грамматическими, структурными) - знаки-форматоры, которым приписывают грамматическую сигнификацию или формативную сигнификацию(например: или, -о, -ly и др.)

Иногда знаки-форматоры рассматривают как метаязыковые знаки, которые означивают (сигнифицируют) ситуации не вне области знаков, но внутри этой области.

Можно рассматривать эти знаки как находящиеся на более высоком уровне, чем те знаки, которые они сопровождают. Так, или означает нечто о ситуации, означенной с помощью других знаков того сочетания, в котором выступает данное слово или, а именно, что это ситуация альтернативности и что на нее следует реагировать так-то и так-то.

***





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2132 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...