Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Измерения семиозиса



Отталкиваясь от трех соотносительных членов отношения семиозиса (знаковое средство, десигнат и интерпретатор), можно рассмотреть ряд бинарных отношений (Ч. Моррис, см. ниже). Можно, например, изучать отношения знаков к их объектам. Это отношение – семантическое измерение семиозиса; изучение этого измерения – семантика.

Предметом изучения может стать отношение знаков к интерпретаторам. Это отношение – прагматическое измерение семиозиса, а изучение этого измерения - прагматика.

Третье измерение семиозиса – синтаксическое, а наука – синтактика. Это изучение связи знака с другими знаками.

В каждом данном случае некоторые из измерений могут отсутствовать.

Синтактика изучает отношение между знаками в речевой цепи, во временной последовательности, семантика - отношение между знаконосителем и предметом обозначения и понятием о предмете, а прагматика – отношение между знаками и теми, кто ими пользуется.

В 4-5 вв. в сочинениях Августина Блаженного в учении о “тривии” – цикле из трех наук, выделялись: грамматика, логика и риторика, что соответствует синтактике, семантике и прагматике в современном членении семиотики.

В основном такая трехчленная классификация сохранилась до наших дней. Современные исследователи (Г.Клаус) предложили добавить еще четвертый компонент – сигматику (отношение к объекту). Введение сигматики, наряду с семантикой, помогло разграничить денотативное (сигматика) и сигнификативное (семантика) содержание в знаке.

Таким образом, в знаковых системах можно выделить следующие аспекты:

1) отношение знаков к отражаемой действительности (сигматику);

2) отношение знаков к другим знакам в системе языка (семантика);

3) отношение знаков к другим знакам в тексте (синтактика);

4) отношение знаков к носителям языка (прагматика).

Согласно Ю.С.Степанову, язык в семиотике описывается в трех измерениях – семантики, синтактики и прагматики. Не по всем трем осям одновременно изучается язык: в одну эпоху развивается одно направление, в другую – другое, в третью – третье. В зависимости от того, какое направление доминирует, соответствующая эпоха может быть связана с той или иной парадигмой, той или иной “философией языка”. Выделяются, таким образом, семантическая, синтаксическая и прагматическая, или дейктическая, парадигмы, отвечающие соответственно философии имени, философии предиката и философии эгоцентрических слов.

Семантическая парадигма (“философия имени”) кладет в основу имя и его отношение к миру, рассматривая все через призму этого вопроса. Мир – совокупность вещей. Язык – совокупность имен вещей, через него открывается путь к познанию мира. Вся философия имени проникнута духом символа. Искусство, отвечающее философии имени, - “поэзия имени”, “семантическая поэзия”.

Синтаксическая парадигма (“философия предиката”) – это выражение синтаксического подхода к языку. Предикат – это пропозициональная функция. В качестве базисных предикатов рассматриваются 10 категорий Аристотеля (категории сущности, качества, количества и др.).

Прагматическая (дейктическая) парадигма – это философия эгоцентрических слов. Весь язык соотносится с субъектом, который его использует, с “Я”, эго. “Я” говорящего расслаивается на “Я” как подлежащее предложения, «Я» как субъект речи и «Я» как внутреннее эго, контролирующее самого субъекта. Эта парадигма концентрирует свое внимание на том отношении языка к говорящему, которое заключается в присвоении себе языка в момент и на момент речи.

Завершив описание прагматики и находясь близко к его завершению, парадигма начинает новый виток спирали – описанием семантики, но уже обогащенное прагматикой, и, наконец, снова описание прагматики на новом более высоком уровне.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 675 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...