Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семиотика как наука о знаках. Осуществление коммуникации как взаимообмена информацией (знаниями, мыслями, идеями) между людьми предполагает использование знаков



Осуществление коммуникации как взаимообмена информацией (знаниями, мыслями, идеями) между людьми предполагает использование знаков, функционирующих в качестве носителей определенных смысловых содержаний (значений). Благодаря знакам оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщении информации и реализация коммуникативных актов. Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков. Человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем. Цивилизация в своем развитии постоянно наращивает объем знаковых отношений. Человеческий разум неотделим от функционирования знаков /Ч.Моррис/.

Человек живет частично в реальном, частично – в символическом мире. Вероятно, для каждого это соотношение будет разным (Почепцов, 2002).

Знак – материальный носитель социальной информации, информационный след в системе А под воздействием В.

Знак на пути развития человека – одно из самых его замечательных приобретений, придавшее его умственной деятельности многостороннюю силу и могучее совершенство. Можно утверждать, что знак является неотъемлемым инструментом познавательной деятельности человека (Звегинцев 1973: 232).

Семиотика – научная дисциплина, которая изучает сущность и природу знака, свойства знаков и знаковых систем, рассматривает различные свойства знаков и классифицирует их, исследует отношения между знаками, разрабатывает общую теорию знаковых систем, изучает знаковую природу естественных и искусственных языков, знаковую природу различных сфер человеческой деятельности.

Семиотика изучает знаковые процессы передачи информации, является наукой, которая изучает знаковые системы. Это значит, что она изучает практически все результаты работы разума человека.

Как подчеркивает Ю.С.Степанов (Вводная статья. В мире семиотики // Семиотика: Антология, 2001), семиотика находит свои объекты повсюду – в языке, математике, литературе, архитектуре, в процессах подсознательного, в мире животных и растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т.е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы – знаковая система.

Знаковость возникает при любом моделировании действительности (Почепцов 2002). Знак – мостик между двумя действительностями, например, реальной и вербальной. Чем расхождение больше, тем знаковость выражена сильнее.

Семиотика родилась из исследования такого объекта, как естественный язык. Естественный человеческий язык - одна из многих знаковых систем, важнейшая знаковая система. Чтобы познать язык, необходимо вскрыть природу языкового знака. Знаковый характер языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. Это сущностная характеристика языка, общий принцип устройства человеческого языка. У языковой знаковой системы – особая роль – роль посредника между всеми семиотическими системами. Язык - знаковая система общего пользования.

Анализ политических и художественных коммуникаций в семиотическом аспекте возможен в первую очередь с использованием методов, выработанных в лингвистике. Язык оказался базой выработки и проверки семиотических методов. Языковая коммуникация выступает как модель иных коммуникаций. Именно, опираясь на лингвистические в своей основе методы анализа, В. Я. Пропп изучал сказку, К. Леви-Строс – миф, итальянские и французские семиотики – кино, Г.Шпет – театр (Почепцов, 2002).

Можно отметить, что в настоящее время в качестве первичной биологической семиотической системы рассматривается и генетический код.

Семиотическую трактовку получают связи явлений и процессов в неживом мире и в живом мире (биосемиотика). Эта связь находит отражение в формуле «стимул – реакция». Она не предполагает целенаправленной передачи кому-то какой-то информации.

Общее свойство отражения пронизывает всю природу, включая и неорганическую. Первой низшей ступенью знаковости можно считать связь организма с внешней средой.

К традиционным объектам семиотики относят сигнальные системы животных, так называемый язык животных. В качестве плана выражения языка животных выступают разнообразные феномены – звуковые, инфразвуковые, ультразвуковые сигналы, телодвижения, особые позы, окраска и ее изменение, специфические запахи и т. д. План содержания языка животных сводится к выражению «тревоги» (опасность), «угрозы» (отпугивание», «обладания» (собственность) и т.д.

Знакам животных не присуща преднамеренность. Преднамеренность - проявление разума. Человек, использующий знак, стремится сознательно передать другому человеку информацию. Животное делает это в силу унаследованных инстинктов и приобретенных рефлексов. Поэтому знаковая система животных оказывается закрытой: новых знаков в ней не прибавляется. Животные «говорят» только о том, что с ними происходит в данный момент. Сигналы животных - это готовые «предложения», знаки ситуации, не складывающиеся из элементов и не образующие текста./Животные не лгут/.

Этносемиотика изучает семиотические системы «неявного уровня» человеческой культуры (Степанов 1971), которая является предметом изучения в этнографии, культурной и социальной антропологии. Например, этнология изучает позы как положения человеческого тела, типичные для данной культуры. Если позы оказываются устойчиво различными, то они – факт культуры.

Знаковые системы задают определенные модели мира, которые позволяют человеку, владеющими ими, осуществлять более эффективное поведение. Знаковые системы упорядочивают мир вокруг нас и делают его более предсказуемым. Генератором знаковых систем рассматривают культуру.

Человек может придать функцию знака любому предмету, любому “кусочку действительности”, если при этом он ставит специальную цель сообщить кому-то что-то. Для того, чтобы предмет (событие) получил функцию знака, человеку нужно предварительно договориться с другим человеком, получателем этого знака. Иначе адресат может не понять, что перед ним знак, не включится в ситуацию общения. Так, чтобы тот или иной жест, мимика стали знаком, надо предварительно “договориться” об их значении. Один и то же жест в разных культурах может быть наделен разным значением. В индийской культуре высовывание языка – символ стыда и раскаяния, а в европейской культуре – это не вполне приличный знак, обозначающий поддразнивание.

Общую семиотику интересуют все случаи проявления знаковости – язык цветов, язык татуировок, товарные знаки, эмблемы, спортивные символы, язык одежды, ритуалы, обряды и многое другое. Изучение “вторичных моделирующих систем” позволяет обнаружить знаковые ситуации в самых различных областях культуры (литература, искусство, игры и т.д.).

В 30-е г. Ч.Моррис увидел значение семиотики (унифицированной науки) в том, что она закладывает основы любой другой частной науки о знаках, таких, как лингвистика, логика, математика, риторика и эстетика.

Эвристическая ценность общей семиотики состоит не только в возможности с единой точки зрения рассматривать разные знаковые системы, но и в возможности обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе. Однако, Ю.С.Степенов отмечает, что по мере развития семиотики понятие “знак” постепенно отходило на второй план, поскольку не удалось обнаружить какие-либо знаки универсально присущие разным естественным языкам и тем более разным семиотическим системам. Нет общих знаков для языка живописи, кино и т.п.

Знаки создаются людьми для передачи друг другу информации (т.е. того или иного знания или побуждения) путем установления условной связи между знаком и тем или иным элементом информации. Однако многие семиологи и лингвисты понимают и определяют знаки гораздо шире: знаками считают предметы и явления, которые дают информацию о других предметах и явлениях не только вследствие условной связи между ними, но и как результат естественной связи: причинной зависимости или внешнего сходства (знаки-индексы, например, мокрый асфальт – знак прошедшего дождя). Иногда знаками считают не только материальные предметы и явления, служащие для передачи информации, но и элементы сознания – представления и понятия. Во всех концепциях знак понимается как нечто, содержащее и передающее информацию, но информация и ее отношение к знаку рассматриваются в них различно.

В распространении слишком широкого понимания знаков сыграло роль учение основателя семиотики, американского философа Чарльза Сандерса Пирса (см. об этом ниже).

Знаки, связанные с человеческой деятельностью, иногда подразделяют на три основных типа: языковые знаки, конвенциональные системы знаков, естественные знаки.

Языковая знаковая система - первична по отношению ко всем другим человеческим знакам. Эта знаковая система не конвенциональна, не создана по соглашению (искусственно), а объективно сформировалась (по объективным законам, не зависящим от воли людей) в результате длительной эволюции человека в процессе его деятельности и общения, став социальной и биологической необходимостью становления человека как разумного общественного существа. Естественный язык является необходимым условием существования общества, поскольку оно невозможно без общения.

Язык есть настолько многостороннее и своеобразное явление, что даже вопрос о его знаковости оказался очень сложным и решался по-разному. Язык имеет существенные отличия от других знаковых систем. Прежде всего язык существует как языковая система, которая используется творчески в речи. В других знаковых системах такого противопоставления нет. В них различаются код и сообщение (текст), но эти стороны знаковой системы не противопоставлены, так как сообщение (текст) является только реализацией кода, и в нем есть только то, что предусмотрено кодом. В речи на естественном языке постоянно возникает что-то новое, она обладает индивидуальными особенностями, которые не предусматриваются системой языка.

Многочисленные конвенциональные системы знаков – разные системы сигнализации, обряды, ритуалы, игры, формальные языки разных наук, символические языки и др. являются вторичными знаковыми системами, несущими важную социальную информацию.. Письменность можно также рассматривать как конвенциональную знаковую систему.

Естественным знаком считается предмет (или явление), находящийся в интерпретируемой человеком причинно-следственной связи с другим явлением. Естественные знаки не несут постоянной закрепленной за ними социальной информации. Один член такой связи служит для человека знаком, сигналом другого. Связи многих окружающих человека предметов и явлений постоянны, понятны и привычны для него, поэтому интерпретация таких связей приобретает социальный характер.

Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной знаковой системой. Искусственные знаковые системы, созданные человеком (письмо, азбука Морзе, азбука Брайля, эсперанто, информационно-логические языки и др.) воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо отношении, но уступают ему в других отношениях. Письмо резко усиливает время, в течение которого языковой сигнал может быть воспринят. Искусственные языки резко усиливают регулярность естественного языка, снимают все его аномалии и исключения, а также национальное своеобразие. Информационно-логические языки резко уменьшают несоответствие между планом выражения и планом содержания языка.

Естественный язык образует наиболее сложную и развитую знаковую систему. Он обладает не только исключительной сложностью строения и огромным инвентарем знаков (особенно назывных), но и неограниченной семантической мощностью, т.е. способностью передачи информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов. Практически любая информация, переданная посредством неязыковых знаков, может быть передана с помощью языковых знаков, в то время как обратное часто оказывается невозможным.

Исследование семиотической природы естественного языка, знаки которого непосредственно связаны с психической деятельностью, с мышлением человека, с социальными условиями, должно принимать во внимание все эти факторы.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...