Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Четыре причины



Мы поймем, что собой представляет существующее, если выясним его основания: то, что позволяет ему быть и является началом (причиной) его возникновения. Таких самых общих оснований сущего может быть, по мысли Аристотеля, четыре. "А о причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия...; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе [вещи] субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой... "то, ради чего" [существует вещь] и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)" (Метафизика, I, 3, 983 а). Эти причины получили позднее наименования: формальная, материальная, действующая и целевая (конечная). Каждая из них как бы отвечает на один из вопросов: что? из чего? кем (создано)? зачем (для чего)?

Нетрудно заметить, что в основе данной классификации лежит структура действия, которым нечто создается. Для наглядности можно рассмотреть любой предмет, например горшок. Он имеет определенный вид – форму, что делает его этой, а не иной вещью. Причем своеобразие его формы не ограничивается физическим видом, а включает его сущность, предназначение (формальная причина). Во-вторых, горшок сделан из глины, определенного вещества (материальная причина). В-третьих, горшок не существовал бы без действия мастера, который его слепил, придав бесформенной глине вид (форму) сосуда (действующая причина). В-четвертых, горшок изготавливался гончаром для определенной цели – продать, подарить, использовать в хозяйстве и т. п. (целевая причина).

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БЫТИЯ: ФОРМА И МАТЕРИЯ

Четыре названные причины могут быть сведены к двум важнейшим, ибо действующую и целевую можно отождествить с формальной, которая становится равна активному началу, благодаря которому нечто существует. Кроме формы, смысл которой теперь: "то, что и благодаря чему есть", остается материя: "то, из чего есть". Отсюда всякое конкретное сущее есть не что иное, как соединение материи и формы. Причем это понятия соотносительные. Всякая форма может оказаться материей (субстратом) по отношению к сущности более высокого порядка. Так, например, кирпич по отношению к глине, из которой он сделан, является формой, которая для него – материя. Но те же кирпичи служат материей, из которой строится дом. А дома – это материя, из которой складывается еще более высокая форма – город.

Исключением из этого правила "взаимооборачиваемости" материи и формы служат, во-первых, " первая материя ": "то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее" (Метафизика, VII, 3, 1029 а). Во-вторых, Бог, который есть чистая форма, или "форма форм", о которой чуть ниже.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...