Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Полисная утопия



При всей уникальности вклада Аристотеля в теоретическую философию, для самого мыслителя философия практическая играла не меньшую роль. Наряду с Платоном, Аристотель является творцом второй великой полисной утопии античности. Слово "утопия" здесь отнюдь не имеет уничижительного смысла. Оно значит лишь то, что свой образец совершенного государства Аристотель мыслит именно в виде полиса. Это закономерно, ибо во время Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.) полис, служивший всеобъемлющей формой организации эллинского общества, переживает кризис. "Утопия" здесь означает, впрочем, и несоответствие социального идеала Аристотеля историческому выбору его эпохи. Как отмечалось выше, развитие общества пошло не путем реформирования полиса, а через становление нового типа государственности – эллинистической монархии.

Хотя совершенное государство Аристотель, как и Платон, представляет в виде полиса, основной принцип организации общества мыслится им иначе, чем автором "Государства" и "Законов". Он исходит из мысли о том, что государство (полис) есть естественное образование: порядок жизни, сложившийся на основе человеческой природы, в силу присущих людям потребностей, свойств и стремлений. А коль так, государство не подлежит радикальным переустройствам. Стагирит критикует платоновский проект отмены семьи и частной собственности, поскольку он насилует человеческую природу и потому не может быть осуществлен.

СОРАЗМЕРНОСТЬ С "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ"

Этическим и политическим ориентиром Аристотеля служит не "совершенное", а возможно лучшее существование, то есть то, каким оно может быть в пределах "человеческой природы". Формы общественной жизни должны опираться на естественно присущие людям качества, используя их и придавая им оптимальное выражение. В этой установке заявляет о себе важнейший принцип суждений о человеке и его возможностях. Он заключен в понятии "человеческая природа". Не так существенно, какое именно содержание вкладывается в него Аристотелем или впоследствии другими мыслителями. Самое важное, что в его лице появляется важнейшая отправная точка для всех суждений о человеке.

Теоретический образ социальной реальности исходит либо из признания исходных свойств человеческого существа, с которыми должен сообразоваться общественный строй, либо из примата идеального порядка, которому обязано беспрекословно подчиниться непосредственное течение человеческих жизней. Первую из этих стратегий и фиксирует идея человеческой природы. Не столь существенно, повторим, что именно мысль берет в расчет в качестве ее содержания – либо признаки органически-телесной, природной жизни, как кинизм, либо первородную греховность человека, как христианство. Принципиально, чтобы в логике мышления фигурировала сама идея человеческой природы, требующая соизмерять любые проекты и идеалы с реальными качествами человеческого существования.

Для Платона совершенное общество есть абсолютная и непререкаемая основа бытия, для которой жизнь людей не более чем конкретный чувственный материал, в коем она призвана осуществиться. Идея "человеческой природы" требует принципиально иного подхода, который исходит из качеств человеческого бытия как первичной данности. Поэтому все, что мысль предлагает человеку, она предлагает не иначе, как сообразуясь с этими качествами, принимая их в расчет и двигаясь в их пределах. Если платоновскую мысль интересует, каков совершенный вид человеческого бытия, то аристотелевскую – каковы возможности человеческого существования и как достичь наилучшей из возможных судеб.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 135 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...