Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Противоречие государства и души



Говоря о душе, Платон неоднократно подчеркивает ее определяющее качество: быть источником движения для самой себя, обладать самодвижением. Однако платоновское совершенное государство, – с его регламентацией всех сторон жизни и любого человеческого действия, с беспрекословным подчинением начальственной воле, с неустанной жаждой к устранению какого бы то ни было своеволия, независимого выбора, собственной воли личности, – возможно и уместно лишь по отношению к существам, лишенным души. Ведь только в этом случае будет достигнуто соответствие между все предписывающим государственным порядком и теми, кто должен этому порядку следовать. Получается, платоновское государство не может быть предназначено для людей, поскольку сущность человека определяется как раз тем, что он обладает душой, а в ее лице самодвижением. Совершенное же государство лишает душу ее определяющего качества – самодвижения или, как мы бы сказали, свободы воли.

Налицо, казалось бы, глубокое противоречие между пониманием человека и совершенным устройством его судьбы. Но для Платона, и в целом для классического античного мировоззрения, оно не существует в столь резкой форме, и может даже не возникать вообще. Ведь душа свойственна не только конкретному человеческому индивиду. Весь космос, мир есть единое живое целое: он представляет собой величайшее Тело, обладающее вселенской Душой. Бог есть источник как мирового Тела (Космоса в узком смысле), так и Мировой Души, царящей в Теле мироздания. Все отдельные души – более или менее обособившиеся частицы этой Мировой Души. Своими качествами, в том числе свободой, волей, самодвижением они обязаны ей и получают как бы вследствие своей единосущности с Мировой Душой. Но если так, то движения, побуждения, стремления конкретной человеческой души должны с необходимостью подчиняться движениям и требованиям Мировой Души, постоянно сообразуясь с ними. (Вспомним, как это единство мировой и индивидуальной душ впервые было запечатлено философской мыслью в Анаксименовом учении о Воздухе. Оно же, это единство, служило основой для представления о единстве микро- и макрокосма в античности.) Поэтому если конкретная человеческая душа теряет себя в Мировой Душе, то она не утрачивает смысл своего бытия, а приобретает полноту его. В силу этого для Платона и не возникает противоречия, столь резкого и явного для нас.

Совершенное государство, которое, как отмечалось выше, оказывается для античного мыслителя эквивалентом всеобщей души, присущей миру (космосу людей), вполне может поглотить в себе самодвижение и свободную волю конкретных человеческих душ без всякого ущерба для их бытия. По этой причине радикальная критика платоновского совершенного государства в рамках античного мировоззрения (тем более классической эпохи) является невозможной. Реальная почва для нее возникает лишь с христианством, в котором человеческая душа поставлена в непосредственное отношение с Богом и сама есть суверенным, самостоятельным, неразложимым бытием.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...